На турнике и брусьях

Игра как метод экологического воспитания. «Эколого – оздоровительная работа в ДОУ Динамика уровня физической подготовленности детей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ОЗДОРОВЛЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

К.В. Барчан

Воспитатель класса предшкольной подготовки

Гусаковской средней школы.

Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, с. Гусаковка.

«Здоровое тело-продукт здорового рассудка».

Бернард Шоу

Здоровье-наличие у здорового человека состояния полного

физического, психического и социального благополучия,

а не только отсутствие болезней или

физических дефектов.

Всемирная организация здравоохранения.

Такое определение предполагает, что здоровый человек обладает настолько сильной верой в здоровье, что ему не страшны какие-либо неблагоприятные ситуации, в которых каждый из нас всегда может оказаться.

Оздоровительный комплекс состоит из следующих моментов:

    соблюдение рационального устойчивого распорядка дня.

    ежедневная достаточная активность;

    выработка психоэмоциональной устойчивости;

    проведение закаливающих процедур.

Программа сохранения и укрепления здоровья включает ряд обязательных условий, выполнение которых обеспечит тот фон здоровья, на котором возможно успешное осуществление и физической, и умственной деятельности, а также выносливость, сила, ловкость, красота.

Актуальность:

    Совершенствование работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуальна.

    Установлено, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.

    Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Это и привело к необходимости организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно:

    помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;

    приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Проблема.

Как в условиях современного мира научить детей не поддаться соблазну малоподвижного образа жизни и приучить к здоровому стилю поведения.

Цель проекта:

    Организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения уровня.

    Приобщение дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи:

Совершенствование функций организма, средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.

Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Ожидаемый результат:

Снижение уровня заболеваемости.

Повышение уровня физической подготовленности.

Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Идея проекта:

Использование эффективных оздоровительных практик:

    подвижные игры;

    дыхательная гимнастика;

  • закаливание;

    коррекционная гимнастика в игровой форме в системе воспитательно-оздоровительной работы.

Участники педагогического проекта:

1.Дети класса предшкольной подготовки.

2. Воспитатель класса предшкольной подготовки.

Срок реализации:

Этапы реализации проекта:

Организационный

Диагностический

Практический

Обобщающий

Научная основа проекта:

В проекте использованы идеи о воспитании здорового ребенка, а также информация из литературных источников:

Змановского Ю.Ф «Здоровый школьник».

Алямовский Н.Н «Здоровье».

Казаковцева Т. «Здоровье с детства».

Кудрявцева В.Т. Егорова Б.Б «Развивающая педагогика оздоровления».

Концепция проекта основана на межличностном научно-практическом направлении Б.Б Егорова, В.Т. Кудрявцева - развивающей педагогике оздоровления.

Основные черты данного направления:

Представления о здоровом ребенке, как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития.

Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Сущность проекта:

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя восемь взаимосвязанных разделов

Практическая значимость:

    Валеологические знания, массаж приучают детей сознательно относиться к своему здоровью.

    Утренняя гимнастика, бег, физкультурные занятия, дыхательные упражнения – к ежедневным занятиям физической культурой.

    Народные подвижные игры способствуют развитию речи.Физических качеств, формированию патриотических чувств

Процент заболеваемости детей в течение года.

Диагностика уровня физической подготовленности детей.

Динамика уровня физической подготовленности детей.

Результаты и продукты.

    Перспективное планирование по физическому воспитанию с применением указанных оздоровительных методик.

    Система дыхательных упражнений в игровой форме.

    Игровые комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки.

Определенность перспектив продолжения работы над проектом, обоснованность для этого условий:

Повышение качества образования за счет совершенствования методики проведения занятий;

Разработка более совершенной системы диагностики оздоровления, физического и психического развития, физической подготовленности дошкольников.

Данная презентация будет интересна педагогам, работающим в детских дошкольных учреждениях, экологическое воспитание является одним из важных компонентов в процессе воспитания.

Работа адресована педагогам дошкольных учреждений, а так же ею могут воспользоваться и студенты педагогических факультетов.

В презентации отражена развивающая предметно-пространственная среда, организованная для формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Выступление к презентации

СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления «Современные подходы в формировании начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста». Работу начала с 2013 года с детьми 2-4 лет.

Как мы все знаем у людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы.

СЛАЙД 2 В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ в России.

Я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.

Одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно — пространственная среда. Для начала я хотела бы сказать несколько слов об условиях, которые созданы в нашем дошкольном образовательном учреждении.

СЛАЙД 3

В течение пяти лет в нашем детском саду ведётся работа по приоритетному направлению — познавательное развитие дошкольников, в частности экологическому воспитанию. Для развития эмоционально-ценностного отношение к окружающей нас природе педагогами нашего детского сада создана экологическая комната. Слайд 4 При входе нас всегда встречает хозяин комнаты « Гриб – Боровик».

СЛАЙД 5

В экологической комнате выделены следующие зоны :

1. Зона коллекций и демонстрационных материалов . Слайд 6-7
Данная зона предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них сенсорных навыков, навыков классификации объектов по различным признакам. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.

2. Зона библиотеки. СЛАЙД 8

это — уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, детские атласы, книжки – самоделки на тему:« Природа глазами детей» по произведениям Виталия Бианки, Евгения Чарушина, и др. писателей.

СЛАЙД 9 Рядом с зоной библиотеки оформлена выставка репродукций картин великих художников-пейзажистов, а по соседству с ними работы наших воспитанников, возможно будущих великих художников.

3. Россия включает в себя почти все климатические зоны, которые есть на земле. СЛАЙД 10 Оформленные природно-климатические зоны : Арктика, лесостепь, тундра, пустыня, тропики позволяют знакомить дошкольников с растениями и животными нашей страны.

4. Зона лаборатория СЛАЙД 11

Здесь созданы условия для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, формирования основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

5. Зона релаксации . СЛАЙД 12

Способствует снятию у детей состояния напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации Здесь представлены ручей, комнатные растения. Журчание ручья и тихая музыка располагают детей к отдыху и самостоятельным играм.

СЛАЙД 13 Кроме экологической комнаты на территории нашего дошкольного учреждения создан опытный участок , где воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и способами ухода за ними, выращиваем на грядке лук и зелень для нашего стола, прививаю первые трудовые навыки.

Здесь же располагается экологическая тропа,

СЛАЙД 14 протяженностью около 500 метров, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Помогает воспитанию у детей осознанного отношения к родной природе, т. к. дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

СЛАЙД 15 На экологической тропе имеется нестандартное оборудование.

СЛАЙД 16 Созданную развивающую предметно-пространственную среду я использую в формировании начал экологической культуры младших дошкольников.

Младший дошкольный возраст — самый ценный этап в развитии начал экологической культуры детей.

СЛАЙД 17 Объекты природы привлекают малышей, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Ознакомление с миром природы является одним из разделов познавательного развития, и поэтому возникла необходимость ее интеграции в другие образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие. Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – я начала использовать эколого-психологические тренинги.

СЛАЙД 18 На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков.

СЛАЙД 18 После пережитых эмоций ребенок может отдохнуть в «Центре уединения».

Одной из полюбившихся форм для детей стало интервьюирование. Послушайте как ответили дети 2-ой младшей группы на вопрос «Что такое природа?».

Познавательное развитие.

СЛАЙД 19 Для работы с детьми в группе я организовала экологическое пространство «Центр природы», который включает в себя календарь природы; библиотеку; муляжи овощей и фруктов; игры: дидактические, настольно-печатные, игры – инсценировки, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных.

СЛАЙД 20. В центре экспериментирования дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком; изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а так же мелкую мотору.

Слайд 21 Проект «Огород на окне» позволяет расширять представления детей о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, развивать их интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

СЛАЙД 22 Для получения первичных знаний, ознакомления с природой, закрепления навыков детей, я разработала макет «Деревенского дворика» состоящий из муляжей домашних животных

СЛАЙД 23 Одним из действенных методов при работе с детьми по формированию начал экологической культуры является проектный метод. В своей работе я реализовала проекты «Комнатные растения», «Волшебная капля» . Целью проекта «Комнатные растении» было формирование представлений об условиях жизни комн. растений, правилах ухода за ними. Целью проекта «Волшебные капли» формирование представлений о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов; воспитание бережного отношения к природным ресурсам нашей планеты.

В рамках проекта «Комнатные растения» мною была организованна акция «Подари растение детскому саду», и ресурсосберегающая акция «Берегиня», целью которых было формировать экологическую культуру и мировоззрение у детей и взрослых и воспитывать бережное отношение к воде.

Речевое развитие.

СЛАЙД 24 Природа является богатейшим источником эстетических переживаний и развития словаря дошкольников. Самое простое, с чего я начала — это чтение добрых сказок о зверятах, разглядывание картинок с изображениями животных, птиц и растений. Кроме сказок мною используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми. В уголке ряженья дети с удовольствием меняют свой облик, переодеваясь в костюмы животных, любимых сказочных персонажей,где чувствуют себя раскованно и свободно. Хорошо развивается речь младших дошкольников и на прогулках.

СЛАЙД 25 Гуляя, малыши задают массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов.

Физическое развитие

СЛАЙД 26 Физкультурно-оздоровительная работа так же способствует экологическому воспитанию детей посредством физкультурных занятий, физкультурных праздников, досугов и экскурсий, которые с одной стороны содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой - воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей.

Художественно-эстетическое развитие

Все мы знаем,что дети любят праздники и развлечения.

СЛАЙД 28 Их роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

И всё таки воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда и родители обладают экологической культурой. Дети ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

СЛАЙД 29 Разные формы взаимодействия с родителями : анкетирование, консультации, родительские собрания, презентации, тренинги, выставки, проекты, семинары, конкурсы, досуговая деятельность позволяют объединить усилия для развития и воспитания у детей начал экологической культуры;

СЛАЙД 30 Таким образом, считаю, что экологическое воспитание положительно влияет на развитие личности ребенка: развивает чувство ответственности за природу родного края, воспитывает гуманное отношение к окружающей среде, формирует первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста.


«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В.А.Сухомлинский ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система экологического воспитания детей в детском саду» Воспитатель МДОУ д/с№11 Толстун Ю.А. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. задачи -формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); -развитие познавательного интереса к миру природы; -воспитание гуманного, эмоциональноположительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; -формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни. Цели проектной деятельности -развитие экологической воспитанности дошкольников. -формирование основ экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения,бережного отношения и любви к природе. -формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни. Предмет изучения Особенности системы экологического воспитания в детском саду. АКТУАЛЬНОСТЬ Заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.Экологическое воспитание приобретает громадное значение. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Этой проблемой занимались Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2)построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. При построении системы работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ особое внимание уделяется следующим основным направлениям: Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игрыпутешествия. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу и в музеи (краеведческий музей); проведение опытов, наблюдений. В каждой возрастной группе используется следующая система работы с детьми: посезонное планирование занятий; создание эколого - развивающей среды (уголки природы); организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе); чтение художественной литературы; совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.); выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»); игровая деятельность, как основная форма деятельности детей; экология здоровья (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, двигательная активность, закаливание, экологопсихологический тренинг); создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.). Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов.Считаю,что эти сведения следует предоставлять в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды. Таким образом, формы и методы работы с детьми я использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, аудиозаписи. Моя работа с детьми предполагает сотрудничество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс стараюсь организовать так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Занятия строю с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам на темы: «Путешествие в лес», «В гостях у Гриба – Лесовика». Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы проводили музыкально-экологические развлечения и праздники (“Бесценная и всем необходимая вода”), вечера досуга (“Люблю березку русскую”), кукольные театры для малышей на экологические темы. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я стараюсь значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Совместно с родителями и воспитанниками проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей. Проанализировав проводимую в плане экологии работу, могу сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребёнку родители. Доподлинно известно, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. План-конспект дня Тема недели: «Грибы» Возрастная группа: средняя дни неде ли Непосредственная образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей Беседа на тему: «Съедобные и несъедобные грибы”. Игровая ситуация «Вот они - грибы». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес». Чтение стихотворения П. Синявского “Грибная электричка”(чтение худож.лит-ры). Аудирование «Звуки природы» (пение птиц). Отгадывание загадок (коммуник.). П / и игра “Съедобные – несъедобные»(игра проводится с мячом в кругу) (физич. культура,коммуник.) Приоритетны е образователь ные области Безопаснос ть и социализа четв ция ерг Индивидуа льная непосредст венно образовате льная деятельнос ть детей Д/и«Найди и назови» Работа по интересам и затруднени ям. Организа ция разв. среды для самостоя т.дея-ти детей Взаимод. с родит. /социал.п артнерам и В уголке природы: предметн ые картинки с изображе нием съедобн ых и несъедоб ных грибов. Изготовле ние «Грибной полянки» совместно с родителя ми из природног о материал а. Консульта ция «Осторож но, грибы!» Список литературы Горбатенко О.Ф.Система экологического воспитания в ДОУ..-В.:Издательство «Учитель»,2006г. Кондратьева Н.И.,Шиленок Т.А.Программа экологического образования детей «Мы»-СПб.:«Детство-Пресс»2000г. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 6-7 лет.-В.: Т.Ц.(Учитель), 2002г. Молодова Л.П.Экологические праздники для детей.Издательство (Асар),1999г. Вахрушев А.А.Здравствуй,мир.-М.:»Баласс»,2003г. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию.-СПб.: «Детство-пресс»,2003г. Молодова Л.П.Игровые экологические занятия с детьми.-М.: «Асар»,1999г. Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников.– С-Пб.: Детство-пресс, 2003г. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 7-8 /1992. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.

Надежда Николаевна Шубина)
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников»

1-сл. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре.

2- сл. Несомненно, экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию . Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей малыша и его отношение к окружающему миру и самому себе.

3-сл. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально как нечто живое. Воспитание экологической культуры дошкольников многоплановый , многоструктурный процесс.

4-сл. Приступая работать по этой теме мы поставили перед собой цель :

5-сл. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи вы видите их на экране.

6 сл. В результате своей работы, мы хотим показать детям, что человек - это часть природы, что жизнь без воды и воздуха не возможна, а мы должны ценить и видеть красоту природы и беречь ее.

7 сл. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания , то аспекты работы с этим компонентом регулируются :

Законом Российской Федерации «Об образовании» ;

Федеральным законом РФ «Об окружающей среды» ;

8 сл. Формы работы, которые мы использовали для достижения наших целей в экологическом воспитании наших воспитанников , вы видите на экране.

9сл. Экологическое воспитание детей в детском саду реализуется через пять направлений : познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

10сл. Познавательное развитие это неотъемлемая часть экологического воспитания дошкольника . Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления , сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры . Но происходит это только при одном условии : если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

11сл. Экологическое воспитание формирует речь ребенка. Красота родной природы на прогулке, не оставляет детей равнодушными. Они рассказывают о том, что видят, что чувствуют, тем самым обогащается словарь ребенка. Чтение художественной литературы о природе, заставляет ребенка, не только развивает память и мышление, но и затрагивает эмоциональные струны души.

12 сл. Социально-коммуникативное развитие также тесно связанно с экологией . Так как, это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. А так же, посредством ухода за растениями, кормлением птиц в холодный период времени, сбора природного материала для занятий, игр, развлечений.

13сл. Формирование у ребенка правильного отношения к представителям фауны и флоры так же проходит через художественно-эстетическое развитие. А художественно-эстетическое воспитание , со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, чтение художественной литературы и развлечения на экологическую тематику , также как и реальная природа, служит важнейшим средством познания окружающего мира.

14сл. Физическое развитие также непосредственно связано с окружающей природой, как естественным гигиеническим и закаливающим средством и средой двигательной активности, так и пониманием ценности жизни и здоровья ребенка.

15 сл. За поиском какой-либо информации, дети обращаются не только к воспитателю , но и к родителям. Которые также участвуют в нашей деятельности, они стараются направлять, помогать с поиском информации, материалов для нашей работы. И, конечно же, участвуют в ней.

16 сл. Завершая презентацию , позвольте представить вам список литературы, которая была теоретической основой этого проекта.

17сл. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Презентация-анализ «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» [b]Презентация –анализ на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. (Белоглазова Светлана Викторовна,воспитатель.

Презентация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: разнообразные циклы наблюдений в повседневной.

1 слайд:Презентация на тему"Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста" 2 слайд: Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в социально-ре - абилитационном центре для несовершеннолетних "Тополек".

Презентация «Экологическое воспитание в ДОУ. Экологическая акция-конкурс «Чистая весна-2017» Экологическая акция – конкурс «Чистая весна – 2017»Тема работы: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ» Цель работы – на основании теоретического.

Экологическое воспитание дошкольников Взаимодействие человека и природы превратилось сегодня в одну из самых тревожных проблем человечества. Экологический кризис, поразивший.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №4 «Солнечный лучик»

г. Черняховск Калининградская область

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Подготовил воспитатель

Галкина Ольга Александровна


Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:

  • доброжелательность к живым существам;
  • эмоциональная отзывчивость на их состояние;
  • интерес к природным объектам;
  • стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;
  • желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Задачи экологического воспитания в группах старшего дошкольного возраста

  • Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами,
  • Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

Составляющие исследовательской деятельности:

  • выявление проблемы,
  • выработка и постановка гипотезы,
  • наблюдения, опыты, эксперименты,
  • суждения и умозаключения сделанные на основе опытов, экспериментов.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.


1.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: - знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).

Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).

3.Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода переходит в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, их отличие друг от друга; воздух его давление и сила)

4.Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

5.Расширять представления об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода, растения, животные) для удовлетворения своих потребностей.

6.Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

7.Развивать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.


Этапы организации и проведения опытов

1.Постановка проблемы (задачи).

2.Поиск путей решения проблемы.

3.Проведение опытов.

4.Фиксация наблюдений.

5.Обсуждение результатов и формулировка выводов.


Этапы работы

этап

задачи

1 этап

«Обучение исследовательской деятельности»

1. Развитие умений у дошкольника видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

2. Использование упражнений и дидактических игр, направленных на развитие исследовательских умений, на других занятиях, в различных видах деятельности.

2 этап - «Детская исследовательская практика»

Включает в себя познавательные занятия по освоению детьми знаний и развитию у них умений исследовательского поиска.

1. Организация самостоятельной исследовательской практики дошкольников

3 этап - «Презентация исследовательских работ»

Предполагает проведение самостоятельных.

1. Знакомство с результатами своей работы