Рецепты блюд для похудения

Система социальной защиты многодетных семей. Меры социальной поддержки многодетных семей

Здравствуйте мы многодетная семья хотим купить дом за материнский капитал имеем ли мы право составить договор купли продажи бесплатно,если да,то куда нам обратится,а если нет то сколько это будет стоит.

Под какие жилищные программы попадает моя семья?

Здравствуйте!Мне 27 лет,мужу- 29,ребёнку -2,6.Мы проживаем в г. Санкт-Петербург в 15,9-метровой комнате в коммунальной квартире,прописаны все в ней же. Комната находится в нашей собственности. 10 лет постоянной регистрации будет:у мужа в 2019году, у...

02 Августа 2016, 18:41, вопрос №1329973 Гость, г. Санкт-Петербург

Бесплатная юридическая помощь для инвалида

Я инвалид по зрению 3 гр. пожизненно федерального значения.Имею ли я право на юридическую помощь бесплатно в государственных органах? В частности в министерстве юстиции?

Какие льготы и пособия положены отцу, воспитывающему четверых детей от разных браков?

Здравствуйте. Я отец троих детей, официально. Но я воспитываю так же ещё одного ребёнка не официально. Два раза был женат. От первого брака двое детей, от второго брака один ребенок. Так же у второй жены есть ещё один ребёнок. Все дети проживают со...

Как получить земельный участок под строительство ИЖС ЛЬГОТНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН?

Добрый вечер. Моя тётя, ребёнок блокадного Ленинграда. Имеет ли она право на предоставление бесплатного земельного участка под строительство ИЖС? Куда можно обратиться? Спасибо.

05 Января 2016, 21:04, вопрос №1090758 Анфиса, г. Санкт-Петербург

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Государственная помощь для приобретения жилья

Здравствуйте, у меня в собственности нет жил площади (ни доли в кв,ничего подобного), как мне может помочь гос-во в приобретении таковой?

10 Ноября 2015, 21:55, вопрос №1035747 Анастасия, г. Новосибирск

Как через суд получить удостоверение ветерана боевых действий?

Мною подано заявление для получения удостоверения ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ (ВБД)НОВОГО ОБРАЗЦА 1) Комиссия прислала отказ в выдаче удостоверения,на основании,что в трудовой книжке есть расхождения в дате увольниения с данными архивной справки с...

29 Октября 2015, 10:22, вопрос №1023043 Елена, г. Ростов-на-Дону

Как и где получить льготы многодетной семье на приобретение школьной и спортивной формы?

Здравствуйте.Меня зовут Оксана,мы проживаем в Омске и являемся многодетной семьёй.Я слышала,что мы можем посещать музеи и театры один раз в месяц.Так же должны получить помощь в приобретении школьной формы и спортивной формы.Только в собесе мне...

Улучшение жилищных условий многодетной семьи жилищной комиссией

Может ли жилищная комиссия для постановки на очередь по улучшению жилищных условий затребовать справку для постановки многодетной, малоимущей семьи с постоянной регистрации супруга (супруги) о том, что он(она) не состоят в очереди по улучшению...

Можно ли в судебном порядке получить статус многодетной семьи?

Здравствуйте. моей семье отказано в статусе многодетной на основании закона Астраханской области, т.к. первый из трёх детей от первого брака, двое других от второго. все дети проживают с нами, воспитываем их совместно, первый муж не участвует в...

25 Июля 2015, 15:33, вопрос №918320 Соколова Кристина, г. Астрахань

Помощь многодетным семьям на приобретение жилья многодетным семьям

Здравствуйте!мы являемся многодетной семьёй и воспитываем 3 детей..как многодетная семья получили земельный участок хотели бы построить на участке домик под пмж.В связи с этим взять ипотечный кредит.имеем ли мы право получить сертификат или...

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения.

Демографическая проблема - одна из самых острых в России. И многодетные семьи, многодетные родители, являясь единственным решением данной проблемы, нуждаются в повышенном внимании федеральной и региональной власти.

Политика государства, заботящегося о будущем России, должна иметь долгосрочный план вывода семьи из кризисного состояния. И этот план должен иметь отчетливо прослеживающийся социальный характер. Семье с детьми необходимо обеспечить достойные условия для жизни и работы. Именно с этой целью создана и функционирует система социальных гарантий. Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения.

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.

Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.

Социальная природа государства является одной из базисных предпосылок, определяющих условия жизнедеятельности человека. Характер взаимоотношений власти и народа определяет направленность государственной политики - цели экономической и социальной политики, содержание норм защиты прав собственности. Социальная политика сочетает меры по созданию каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние, и усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных групп населения.

Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. Ежегодно величина прожиточного минимума индексируется, в 2016 для каждого региона установлено свое значение. Узнать его можно в администрации своего района или в отделении соцзащиты. Средняя его величина по России в этом году равна 8200 рублей.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В России статус многодетной семьи очень сильно занижен. В глазах большинства россиян слова «многодетная семья» ассоциируются с пьянством и нищенством. Общество с пренебрежением и даже унижением относится к таким семьям.

Поэтому неслучайно, что статистические данные и современный опыт показывают: большинство россиян даже не задумываются о создании многодетной семьи, предпочитая ограничиться одним ребенком. Причем у них на это есть объективные причины.

По социологическим опросам, в возрастной группе 18-25 лет доля граждан, не имеющих детей, составляет сегодня 78%, среди 26-35-летних дети есть лишь у 24%, порядка 10% граждан старше 36 лет также не имеют детей. Причем большинство россиян предпочитают ограничиться одним, в крайнем случае - двумя наследниками; лишь 1% имеют трех и более детей.

Социальная помощь, предоставляемая гражданам, воспитывающим 3 и более детей, довольно многообразна. Ее можно подразделить на виды по нескольким основаниям:

  • 1) По уровню бюджета, за счет которого принимаются меры поддержки, можно выделить федеральную, региональную и муниципальную помощь.
  • 2) По форме предоставления различают материальную и натуральную помощь.
  • 3) По предназначению помощь делится на адресную и оказываемую всем лицам определенной категории. Также можно выделить помощь, которую получают все многодетные семьи, и которая положена при наличии дополнительных условий (5 и более детей, инвалидность одного из детей и т. п.).
  • 4) К числу конкретных видов господдержки относятся: -пособия, различные выплаты, льготы, субсидии; - предоставление имущества (одежды, продуктов, лекарств и т. п.); - оказание бесплатных услуг (юридические консультации, лечение в государственных клиниках и др.).

В Российской Федерации пособия на детей многодетным семьям начинают выдаваться с момента рождения третьего ребёнка (в некоторых регионах -- четвёртого или пятого). Многодетные родители, наряду со всеми семьями, в которых появляется ребёнок, могут рассчитывать на следующие выплаты:

Единовременное пособие.

В 2016 году эта сумма равняется приблизительно 15 500 руб.

В некоторых регионах власти устанавливают дополнительные надбавки к единовременному пособию. Получить деньги может как мама, так и отец ребёнка. Документы проще всего подать по месту работы. За неимением такой возможности, необходимо обратиться в соцзащиту. Помимо свидетельства о рождении, справки из ЗАГСа и паспорта мамы или папы нужно предоставить справку с работы второго родителя, являющуюся подтверждением того, что он не получал единовременное пособие.

Пособие по уходу за ребёнком.

Выплачивается ежемесячно, пока малышу не исполнится 1,5 года. Его получает тот родитель, который оформляет отпуск, чтобы ухаживать за ребенком. Если родители официально не трудоустроены, им нужно обратиться в органы соцзащиты, предварительно собрав все необходимые документы. Сколько именно они будут получать каждый месяц, зависит от того, есть ли в семье старшие дети.

Для семей, в которых родился второй и последующий ребёнок, размер пособия до 1,5 лет в 2016 году равняется 5 800 руб.

Родителей, имеющих трёх и более детей, интересует вопрос, какие пособия положены многодетным семьям помимо указанных выше. По закону им гарантированы дополнительные социальные выплаты, компенсирующие затраты на продукты, жильё и услуги ЖКХ:

Компенсационная выплата, связанная с ростом стоимости проживания в стране.

Каждый ребёнок в возрасте до шестнадцати или до восемнадцати лет при условии, что он числится в учениках какого-либо образовательного учреждения, получает от государства по 600 руб. в месяц.

Эти детские пособия сохраняются до того момента, пока в семье имеется не менее трёх детей, не достигших указанного возраста.

Если же таких детей больше четырёх, выплата составляет 750 руб.

Компенсационная выплата, возмещающая расходы на квартплату и ЖКХ-услуги.

Для родителей трёх или четырёх детей -- 522 руб. Для семей, воспитывающих, как минимум, пять детей -- 1044 руб.

Компенсационная выплата, возмещающая расходы на пользование телефоном.

230 руб. в месяц имеют право получать все многодетные семьи, пока младшему ребёнку не исполнится 16 (или 18) лет.

Компенсация растущих цен на питание.

Положена каждому ребёнку в многодетной семье, который ещё не достиг трёхлетнего возраста. Размер выплаты равняется 675 руб.

Дополнительная материальная поддержка оказывается семьям с 10 и более детьми:

Ежегодное пособие ко Дню знаний. Выдаётся родителям, имеющим, как минимум, 10 детей и равняется 15 000 руб.

Ежегодное пособие, выдающееся в Международный день семьи -- 10 000 руб.

Компенсационная выплата матерям, которые на момент выхода на пенсию родили, как минимум, 10 детей. Устанавливается в момент назначения пенсии и равняется 10 000 руб.

Кроме этого, родители семи и более детей получают особую награду -- орден Родительской славы. Награждение сопровождается материальной помощью в размере 100 000 руб.

С 2013 года в некоторых регионах РФ было введено дополнительное пособие на третьего ребёнка. Оно выплачивается до достижения малышом трёх лет. Для оформления необходимо обратиться в органы соцзащиты не позже, чем через шесть месяцев после рождения ребёнка. Новое пособие было введено в регионах, где демографический рост ниже среднестатистического по России, а также в областях, где малоимущие семьи составляют достаточно большой процент населения.

Выдаётся по факту рождения ребёнка. Его размер не варьируется в зависимости от количества детей в семье.

Семьи, воспитывающих 3 и более детей, вправе получать поддержку от государства при соблюдении ряда условий:

  • 1) Семья признана многодетной по законодательству субъекта федерации (в каждом регионе свои критерии для признания многодетности).
  • 2) Дети могут быть как родными, так и усыновленными.
  • 3) Родители не лишены родительских прав, не ограничены в таких правах, не уклоняются от воспитания детей.
  • 4) Иные условия могут быть предусмотрены региональными нормативными актами.

Мамам, растящим 5 детей и более полагается досрочная пенсия, но только при условии, если она принимала участие в воспитании каждого из детей до 8 летнего возраста, её страховой стаж составляет минимум 15 лет, а самой ей исполнилось 50 лет. Если мама родила и активно воспитывала до 8 лет 2, 3, 4 детей, то она также вправе требовать досрочную пенсию. Условия следующие: возраст мамы - от 50 лет, трудовой стаж - 12 лет на Крайнем Севере или 17 лет в другом месте, имеющем идентичный статус, страховой стаж - от 20 лет.

Необходимо отметить, что на многодетных граждан распространяются все льготы и привилегии, которыми обладают семьи с детьми: пособие по уходу за ребенком, материнский капитал при появлении второго малыша, пособие на третьего ребенка (в тех регионах, где оно выплачивается) и т. д.

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой. В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

  • 1) Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
  • 2) Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
  • 3) Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.
  • 4) Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие. В социальной работе с многодетной семьей специалист опирается на определенные принципы, способствующие формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем: принцип гуманизма, принцип объективности, принцип системности, принцип толерантности, принцип позитивного образа семьи, принцип равной ответственности.

Для многодетных семей государством предусмотрена помощь. Программ, по которым происходит осуществление поддержки, достаточно много. Осуществлением их занимаются как органы соцзащиты населения, так и работодатели.

Оказание им поддержки происходит несколькими путями - в виде льгот, пособий и выплат один раз в год. Например, в ряде регионов многодетным семьям перед 1 сентября перечисляют средства на сборы детей в школу. Обязательным условием является воспитание всех детей в семье, а не в специальных детских учреждениях.

Помощь многодетным семьям в адресном порядке оказывается на региональном уровне в рамках принимаемых в субъектах федерации программ поддержки многодетных и малообеспеченных семей. Право на адресную помощь имеют семьи, обратившиеся с заявлением о ее предоставлении, если они признаны малоимущими (то есть уровень дохода в расчете на одного человека ниже прожиточного минимума).

Конкретные виды адресной поддержки закрепляются нормативными актами субъектов РФ, в то же время можно назвать наиболее типичные среди них:

  • 1) единовременная денежная выплата;
  • 2) предоставление продуктового набора;
  • 3) ежемесячные выплаты;
  • 4) возмещение затрат на оплату проезда детей в городском транспорте.

Размер выплат многодетным гражданам может варьироваться в зависимости от числа детей.

Для получения адресной помощи в отделение соцзащиты нужно представить пакет документов:

  • 1) заявление;
  • 2) паспорт;
  • 3) справку с места жительства;
  • 4) документы о доходах всех членов семьи за прошедшие 3 месяца;
  • 5) сведения о наличии в собственности недвижимости;
  • 6) свидетельства о рождении детей, о заключении брака;
  • 7) другие документы, в зависимости от региона.

Оказание адресной поддержки прекращается при выезде на ПМЖ в другой субъект федерации, обнаружении недостоверности поданных документов, превышении суммы дохода над величиной прожиточного минимума. В ряде областей и республик нашей страны, а также в столице для оказания адресной помощи заключается социальный контракт.

Орган социальной защиты в сфере защиты многодетных семей осуществляет мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации, реализации семейной политики и проведение мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности на территории района. Реализует мероприятия в сфере взаимодействия с общественными объединениями. Организует работу по предоставлению мер социальной поддержки.

Обеспечивает социальную защиту и поддержку населения, в том числе, организует социальную помощь малоимущим, нетрудоспособным и пострадавшим от чрезвычайных ситуаций гражданам, осуществляет комплексные меры по улучшению положения семьи, женщин и детей, начисление пособий и компенсационных выплат, реализует установленные льготы в соответствии с действующим законодательством.

Координирует работу отделов администрации по разработке и реализации социальных программ.

Взаимодействует с общественными и благотворительными организациями, оказывающими социальную помощь гражданам.

Очень важно, чтобы в Российской Федерациибыло пересмотрено семейное законодательство. И не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов. К примеру, вызывает беспокойство то, что отсутствие федерального закона, устанавливающего минимальный уровень мер социальной защиты семьи с детьми, в том числе многодетных, приемных и неполных семей, гарантируемый государством, и отнесение вопроса к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, создает ситуацию, при которой право гражданина на социальную защиту поставлено в зависимость от его места жительства, что противоречит конституционному принципу равенства прав граждан независимо от их места жительства, предусмотренному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Также одной из проблем многодетных семей является их статус в обществе, отношение граждан к данной категории семей.

Все уровни социальной защиты многодетных семей и федеральный, и региональный, и местный действуют как единая система соподчиненных органов. Поэтому и изучение деятельности данной структуры необходимо осуществлять с точки зрения системного подхода, то есть исследовать систему социальной защиты как целостность, отличную от внешней среды.

Несмотря на то, что многодетным семьям уделяется особое внимание в законодательстве и Российской Федерации все же проблем у них меньше не становиться. Многие из этих семей являются малообеспеченными и разовые благотворительные акции не меняют серьезно их материальное положение. И это говорит о том, что все они требуют немедленного и полноценного, а не частичного, разрешения.

Поддержка многодетных семей в России осуществляется на федеральном и региональным уровне. Учитывая свои национальные и культурные особенности, демографические условия и бюджет, каждый регион самостоятельно определяет, что такое многодетная семья.

Что такое многодетная семья

Господдержка многодетных семей на федеральном уровне


В соответствие с президентским Указом № 431, государственная помощь многодетным семьям в 2020 году будет осуществляться в следующих сферах:

  • Налогообложение;
  • Земельные отношения;
  • Оказание медицинской помощи и питание;
  • Образование детей и родителей;
  • Ведение приусадебного хозяйства;
  • Трудоустройство;
  • Жилищно-коммунальное хозяйство;
  • Транспортные услуги и другие.

В какие органы необходимо обратиться для получения льгот? Это Пенсионный фонд, территориальное отделение социальной защиты населения, многофункциональные центры (выступает связующим звеном между гражданами и органом, реализующим социальную политику).

Основной документ для оформления льгот - удостоверение о статусе многодетной семье, выданное Управлением социальной защиты. Заявитель собирает необходимые документы, затем пишет заявление. В течение месяца компетентный орган рассматривает обращение и дает положительный либо отрицательный ответ.

Трудовые и пенсионные преимущества многодетных родителей

Заключая трудовой договор, многодетная мать либо отец могут рассчитывать на следующие льготы:

  1. Выход женщины на пенсию досрочно (трудовой стаж при этом должен быть не менее 15 лет, а возраст достигать 56 лет, если у нее четверо детей и 57, если у нее трое детей).
  2. Дополнительный двухнедельный ежегодный отпуск (условие - более 2 детей). Данный отпуск не оплачивается и выдается на время, удобное родителю. Его можно совместить с основным отдыхом либо взять отдельно.
  3. Один дополнительный оплачиваемый выходной в неделю (при 40-часовой рабочей неделе). При этом оба родителя должны работать по трудовому договору.
  4. Начисление пенсионных баллов в декретном отпуске за каждого родившегося, сумма которых призвана увеличить основную пенсию. Каждый трудовой год, в соответствии с существующей пенсионной системой, оценивается пенсионными баллами. Они влияют на размер будущей пенсии. Законом предусмотрено, что пенсионный стаж может быть увеличен за счет включения в него периодов ухода за ребенком до достижения им 1,5 лет, но не более 6 лет в сумме.
  5. Помощь в трудоустройстве со стороны службы занятости (подбор домашней или временной работы).

Для оформления нужны документы, удостоверяющие личность родителей и детей, справка из паспортного стола о составе семьи, справка о доходах на каждого родителя, выданная налоговой службой, детские ИНН и фото всех членов семьи, которые старше 6 лет.

Для получения права на досрочную пенсию, мать должна родить 5 детей и воспитать их до 8 лет либо родить двоих, но стаж при этом увеличивается на 5 лет, а трудовая деятельность должна была осуществляться на Крайнем Севере. Внимание! В октябре 2018 г. был одобрен закон о предоставлении многодетным родителям новых трудовых льгот в виде права первоочередного выбора времени фактического получения отпуска. Ключевое условие: детей в семье должно быть не меньше 3-х и возраст каждого из них - младше 12 лет.

Льготное медицинское обслуживание, питание и бытовое обеспечение

Дополнительная социальная поддержка выражается в следующих льготах для семей с тремя детьми:

  • Бесплатные препараты по рецепту для детей, не достигших 6-летнего возраста;
  • Первоочередное обслуживание в больницах;
  • Безвозмездный отпуск витаминов для детей;
  • Бесплатные обеды и завтраки для школьников;
  • Отдых в лагерях и санаториях без оплаты;
  • Выдача школьной и спортивной формы;
  • Одно свободное посещение музея, выставки или парка аттракционов (не чаще 1 раза в месяц);

Мать или отец могут прийти в школу со всеми документами и написать заявление на бесплатное питание. Помимо паспортов и свидетельств, необходимо предоставить данные о прописке несовершеннолетних, бумаги о доходах родителей. Рассмотрев документы, школа перенаправит их в орган социального обеспечения.

Компенсировать самостоятельно оплаченную путевку можно, предоставив в отдел социальной защиты чек, документ о нахождении ребенка в лагере и договор. Проезд до санатория оплачивается родителем только наполовину.

Государственное обеспечение землей и жильем


Статус многодетной семьи дает право на обеспечение земельным участком площадью, не превышающей 15 соток. Землю можно использовать под жилищное строительство, дачное хозяйство или огородничество.

На что имеет право многодетная семья в своем регионе, так это получить участок, площадь которого не может быть меньше 6 соток.

Законодатель также предусмотрел другие варианты для данной категории:

  • жилищная субсидия на строительство дома;
  • бесплатное социальное жилье по договору найма;
  • предоставление государственной квартиры в собственность.

В квартире, переданной в наем или собственность, обязательно должны быть все коммуникации: отопление, свет, канализация и вода.

С помощью субсидии можно погасить долг или проценты за жилье, купленное на свои средства.

Местная власть вправе дать многодетной семье льготный кредит, дотацию или беспроцентную ссуду на строительство дома и покупку стройматериалов. Ипотека в данном случае не предусматривает первоначальный взнос, срок выплаты более длительный, а первая выплата отсрочена на 3 года.

С 2018 г. начала функционировать программа госсубсидирования ипотечных займов. Теперь многодетные семьи смогут участвовать в льготном ипотечном кредитовании по ставке в 6%. Для полноправного участия необходимо:

  • рождение 3-го или последующего ребенка после 1.01.2018 г., но до 31.12.2022 г.,
  • приобретение жилья на первичном рынке недвижимости,
  • первичный взнос за счет собственных средств не менее 20% (включая МСК).

В апреле 2020 года было принято решение о бессрочном субсидировании ипотечного кредита по этой программе.

Оформление жилищных и земельных льгот

Росреестр проводит правовую проверку при регистрации права собственности, учитывая следующие факторы:

  • Родители состоят в официальном браке;
  • В собственности семьи нет другой земли;
  • Дети живут совместно с родителями;
  • Родители стоят на учете как нуждающиеся в жилье;
  • Семья имеет российское гражданство и живет в данном субъекте 5 лет.

Претендовать на получение квартиры могут те семьи, у которых нет своей квартиры или площадь на одного человека ниже установленной нормы. Также учитывается размер всех доходов в соответствии с прожиточным минимумом.

В очереди может быть отказано, если будет установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий (обмен квартиры на более маленькую, прописка большого количества людей, продажа или раздел жилья, фиктивные сделки с жилплощадью).

К основному пакету документов добавляются правоустанавливающие бумаги на жилье и доказательства его аварийности. В течение месяца гражданин получает расписку, подтверждающую включение семьи в очередь на жилье или землю.

Налоговые скидки для многодетных


В целях экономии денежных средств многодетных, государство предусмотрело для них налоговые вычеты - денежные суммы, с которых не взимается подоходный налог.

Они бывают:

  • Стандартными (на каждого несовершеннолетнего);
  • Социальными (единоразовые суммы, возвращенные налоговой службой после уплаты).

При этом дети ребенок не должен быть старше 18 лет или, если он старше, должен обучаться очно.. Многодетные родители предоставляют своему работодателю заявление, свидетельство о рождении, справку из техникума (института, училища), справку 2- НДФЛ.

Налоговые льготы многодетным семьям в 2020 году предусматривают:

  1. Пониженные ставки земельного налога или его неуплата на установленный срок;
  2. Освобождение от оплаты аренды участка под крестьянское или фермерское хозяйство;
  3. Возможность не оплачивать регистрационный сбор при осуществлении предпринимательства;
  4. Возврат оплаченных за детский сад сумм от 20 до 70% в зависимости от количества детей.

Сюда же можно отнести 30% скидку на коммунальные платежи. Если жилье не имеет центрального отопления, действует такая же скидка на топливо.

Дополнительные преимущества в различных сферах услуг

К таким преимуществам относятся:

  • Школьники освобождаются от оплаты проезда на пригородном и внутрирайонном транспорте, а также городском;
  • Дети имеют право на льготное посещение бюджетных кружков и секций;
  • Дошкольники оформляются в сады без очереди;
  • При сносе ветхого жилья родители трех детей получат новое с учетом площади снесенного.
  • Предоставление безвозмездной материальной помощи или беспроцентной ссуды на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - п.в ст. 1 указа Президента РФ от 05.05.1992 431

Мать или отец вправе бесплатно обучиться новой профессии, сменить свою квалификацию с учетом нехватки определенных специалистов в субъекте.

В отдельных регионах предусмотрено освобождение от имущественного сбора, земельной пошлины, вручение новогодних подарков и наград.

Чтобы продлить статус многодетной семьи, при совершеннолетии старшего ребенка, необходимо доказать его финансовую несамостоятельность, предоставив студенческий документ.

Московские привилегии многодетным семьям

Законодательство столицы предусмотрело следующие привилегии многодетным семьям:

Дошкольники Поступают в сад без очереди;

Получают бесплатные лекарства по рецепту;

Получают молочное питание на безвозмездной основе.

Школьники Бесплатно завтракают в школе раз в день (начальные классы);

Имеют скидку 50% на проезд при пользовании городским общественным транспортом;

Безвозмездно отдыхают в санаториях и летних лагерях

Получают бесплатные учебники;

Безвозмездно посещают платные спортивные кружки;

Студенты Обедают по маленькой стоимости или бесплатно;

Льготно оплачивают проезд (аналогично со школьниками);

Родители Освобождены от оплаты детского сада;

Отец или мать вправе бесплатно ездить на общественном транспорте;

С них не взимается плата за парковку в течение 1 года;

Освобождаются от транспортного налога;

Бесплатно посещают вместе с детьми зоопарки, парки, выставки и музеи (раз в месяц);

Вправе льготно посещать Большой театр;

Посещают московские бани бесплатно;

В первую очередь получают садовые участки;

Имеют право на получение жилья и субсидий для его строительства;

Матери, родившие 10 детей, получают доплату к пенсии;

Имеют право на временное пользование социальным жильем (при количестве детей равному 5)

На федеральном уровне получить бесплатное лекарство можно на ребенка, не достигшего 6 лет. В Москве этот возраст увеличен до 18 лет.

Транспортные скидки не распространяются на пользование маршрутками и такси.

На территории Москвы действуют многочисленные организации социального обслуживания, реабилитационные центры, социальные приюты и организации, оказывающие психологическую и педагогическую помощь детям из данных семей.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Очевидно, насколько важна помощь многодетным семьям со стороны государства и общества, предоставление ряда льгот, особенно в сфере образования детей и оказания медицинских услуг, а также материальной поддержки. Однако не следует порождать и развивать иждивенческие настроения, следует создать такие условия, чтобы любая семья, в то м чи сле и многодетная, могла достигнуть высокого уровня благосостояния и духовного развития. Но пока это недостижимо, основная тяжесть работы с многодетными семьями ложится на социального работника. Вся работа с этой категорией семей строится на основе этих документов: Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., введенный в действие с 1 июля 1992 г. и разработанных на его основе постановлений областных и городских органов власти и местного самоуправления. Принят и реализуется Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г., в ноябре 1995 г. в него внесены изменения в соответствии с законом «О внесении изменений» в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Получила президентский статус Федеральная Программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации. Социальные службы на местах применяют Законы или Указы, напрямую не относящиеся к многодетным семьям. Так, например, в Новочеркасском управлении по труду и социальной защите населения на основании Закона Ростовской области, принятом 24 февраля 1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области», выплачиваются материальные пособия многодетным семьям как попавшим в экстремальные условия, 6 месяцев в году оказывается натуральная помощь. Такая практика позволяет оказать дополнительную помощь многодетным семьям.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами многодетных семей, отмечают, что эти семьи нуждаются в комплексной системе мер социальной защиты. На нынешнем этапе развития, многодетным семьям необходима помощь, связанная не только с нехваткой средств на питание и одежду, но и на лекарство, на расходы, связанные с расширением платного медицинского обслуживания в поликлиниках и стационарах, санаториях и оздоровительных лагерях. Важнейшее место должны занимать меры, которые способствуют адаптации многодетной семьи в современных экономических условиях. Среди этих мер-организация собственного дела и самозанятости, переход на работу в коммерческие структуры, где оплата гораздо выше, использование вторичной занятости для получения вторичных денежных доходов, самообеспечение продуктами питания за счет выращивания их на приусадебных участках, дачах, огородах и т.п. Возможности разных типов многодетных семей зависят от многих условий: от возраста родителей, их образования и квалификации, числа детей, их обеспеченности жильем, предметами длительного" пользования, наличия приусадебного участка, сада, огорода, автомобиля, от состояния рынка и наличия рабочих мест по специальности родителей, развитости рыночных отношений в месте проживания.

Молодые семьи чаще выбирают дополнительные заработки, а также занятость в коммерческих структурах с более высокой оплатой труда. В большинстве многодетных семей главным кормильцем является отец, поэтому необходимо обеспечить мужчинам возможность дополнительных заработков, что облегчит материальное положение семьи. Необходимо способствовать и самостоятельным, заработкам детей, желающих помочь семье Или удовлетворить свои нужды. Следует подумать и о частичной занятости женщин, создавая условия работы м неполным рабочим днем или надомной работы. Социальный работник так же может помочь многодетной семье получить кредиты на организацию фермерского хозяйства или его развитие, создание промышленного или торгового предприятия, надомного производства. Доктор экономических наук Панкратьева Н. В. предлагает такую меру, как увеличение налогонеоблагаемой части дохода и считает, что это должно иметь достаточно весомое значение в определении располагаемого денежного дохода многодетных семей (денежного дохода за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов). При прочих равных условиях значимость этой меры для семейного бюджета будет способствовать повышению экономической активности многодетных семей. В своей статье в журнале «Семья в России» она приводит формулу расчета общественно-нормативной величины дохода семьи с двумя родителями и различным числом детей:

Д = п. м.x(2+d),

где Д-доход семьи,

п. м.-величина прожиточного минимума,

d-число детей в семье.

Достигнуть достаточного уровня дохода во всех многодетных семьях можно путем повышения заработной платы или пособий, или одновременно того и другого. В связи с этим предлагается ввести двухступенчатую систему пособий на детей. Сохраняя действующую систему пособий на детей, целесообразно ввести специальные дополнительные пособия на детей из многодетных семей.

Для семей с тремя детьми в размере:

минимальный вариант-1,0 прожиточного минимума на семью;

максимальный вариант-1,25 прожиточного минимума на семью.

Для семей с четырьмя и более детей:

минимальный вариант-1,25 прожиточного минимума на семью;

максимальный вариант-1,5 прожиточного минимума на семью.

Величина пособий матери по уходу за ребенком до 1,5 года должна быть увеличена до размера:

минимальный вариант-1,0 прожиточного минимума;

максимальный вариант-1,25 прожиточного минимума.

Но даже такие, казалось бы, большие пособия позволяют решить материальные проблемы семьи с тремя детьми, при большем количестве детей возникает дефицит средств, так как не обеспечивается даже прожиточный минимум.

Помогают решить материальные проблемы многодетной семьи льготы, которые предоставляет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»:

-льгота по медицинскому обслуживанию;

-льгота на проезд в общественном транспорте;

-многодетным семьям, имеющих трех и более детей, предоставляется проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных линий для учащихся общеобразовательных школ (Указ Президента РФ от I 5.05.92 г. №431);

- социальные льготы.

Также для многодетных семей установлено:

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча или за счет других внебюджетных отчислений;

- один день бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Многодетным семьям установлена скидка в размере ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, электроэнергией.

Развитие всех сфер жизни общества с необходимостью затрагивает и законодательство, в том числе ту его часть, которая регулирует отношения по социальному обеспечению семей, имеющих детей. Проблемы семей, имеющих детей, выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства.

Идея равенства всех людей на Земле как юридическая норма была обоснована еще просветителями XVII в. в концепции естественных прав человека, закреплена в Декларации независимости США 1776 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г.

Настоящим достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере стало принятие Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, статья 1 Декларации гласит: »Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Здесь важен принцип равноправия всех членов, человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.

Декларация прав ребенка, провозглашенная в 1959 г., утверждает: »Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Еще один важный международный документ -- Конвенция о правах ребенка -- был принят Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Согласно Конвенции, дети имеют право на равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, на информацию, на свободу объединения, право на личную жизнь, право на доступ к достоверной информации, право на образование. Необходимо упомянуть статью 23 Конвенции о правах ребенка, которая признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активное участие в жизни общества. Дети с особенностями развития должны получить возможность участия в общественных мероприятиях. Например, приглашение переводчика на язык жестов позволит глухим посещать спектакли и представления. Слепым детям и детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата важно помочь добраться в нужное место, обеспечить транспорт.

Социальная защита населения находит свою реализацию в виде государственной социальной политики государства. Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей с инвалидностью в ряде стран связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности за его исполнение.

Необходимо разграничить понятие »социальная защита и социальная поддержка». Понятия социальная защита и социальная поддержка обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальную поддержку как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека

В законодательстве термин »социальная защита населения» используется в разных значениях. Как такового, легального определения социальной защиты населения, нет до сих пор. Термин социальная защита -- это составное понятие из слов социальное и защита. Социальное -- это все то, что связано с жизнью общества, все, что опосредует взаимоотношения субъектов общественной жизни (человека и социальной группы, человека и общества в целом). Защитить -- это значит не допустить наступления неблагоприятных событий.

Таким образом, социальная защита населения -- это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий. Под социальным риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, независящей или мало зависящей, от самого гражданина, т.е. обусловленной внешними причинами.

Социальная поддержка -- это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не свойственна системе социального обеспечения1.

Кроме социальной поддержки в социальную защиту можно включать другие подсистемы: подсистема защита населения от чрезвычайных ситуаций, подсистема обеспечения занятости, подсистема защиты сбережений и денежных средств.

В России права граждан на участие в жизни общества и защита их интересов закреплена федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполной семьи: брачно-семейные отношения между мужчиной и женщиной, установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств, членов семьи . Национальный стандарт Российской Федерации о «Социальном обслуживании населения. Социальные услуги семье», устанавливает состав, объем и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следующих групп:

  • - малообеспеченным семьям;
  • - неполным семьям;
  • -семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации, семьям беженцев и вынужденных переселенцев;
  • - многодетным семьям;
  • - семьям с неблагоприятным психологическим климатом и т.д.

Для улучшения положения семей в России необходимо усиление государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. Государственная помощь семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают важнейшими направлениями семейной политики, которая призвана решать следующие задачи:

  • - обеспечивать социальную безопасность института семьи на основе опытной проверки принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях;
  • - создавать необходимые условия для стабилизации семейно-брачных отношений, успешной реализации семьей репродуктивной, жизнеохранительной, экономической, социально-культурной, воспитательной и других ее функций, формировать в обществе высокий престиж семейных ценностей и семейного образа жизни и др. .

Защита семьи, в том числе и неполной семьи, и прав детей, в нашей стране осуществляется в соответствии с нормами гражданского, семейного, административного, жилищного, уголовного и других отраслей права.

Законодательство предусматривает ряд льгот и пособий для неполной семьи (матерей-одиночек).

Реформа социального обеспечения наряду с пересмотром норм о пенсионном обеспечении, относящимся к семьям, в состав которых входят дети, должна, по нашему мнению, принципиально по-новому подойти и к проблемам помощи семьям, имеющим детей. Разработка нового нормативного акта о семьях, имеющих детей, потребует пересмотра многих теоретических положений, сложившихся в науке права социального обеспечения, выдвижения новых, отражающих реальные жизненные ситуации, учет данных многих наук, изучение опыта законодательства других стран.

В настоящее время подготовлен проект всесторонней Государственной программы по улучшению положения женщин, семьи и охраны материнства и детства. Государство обязано создавать родителям благоприятные условия, позволяющие сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей. Программа исходит из установления единства интересов семьи и общества; признания значимости семьи как одного из основных социальных институтов общества, обеспечивающего жизнедеятельность человека, воспроизводство населения, историческую и культурную преемственность поколений; необходимости усиления защиты прав ребенка; необходимости изменения социального статуса женщины; улучшения здоровья нации; создания равных возможностей для самореализации личности независимо от пола, возраста, национальности, места жительства.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ устанавливаются следующие виды государственных пособий:

  • 1) пособие по беременности и родам;
  • 2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • 3) единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • 5) пособие на ребенка;
  • 6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • 7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • 8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

  • 1) средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (от 07.06.2013 N 129-ФЗ);
  • 2) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (ФЗ от 02.07.2013 N 129-ФЗ;
  • 3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде пособия на ребенка(ФЗ от 29.12.2015 N 388-ФЗ);
  • 4) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации(ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ);
  • 5) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ).

Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий (ч. 2 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий (ч. 3 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается (ч. 4 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Рассматривая помощь семьям в воспитании детей как важное направление социальной программы развития нашего общества, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают целесообразным осуществить дополнительные меры по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, с тем чтобы обеспечить рациональное сочетание общественного и семейного воспитания детей, облегчить положение работающих матерей, уменьшить различия в уровне жизни семей в зависимости от наличия детей и создать благоприятные условия для жизни и быта молодых семей. Одновременно с этим необходимо повысить внимание к решению проблем, связанных с улучшением охраны материнства и младенчества, воспитанием детей, упрочением семьи.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. В целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми:

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Совершенствование денежных выплат, а также льгот и услуг, оказываемых семьям с детьми, на современном этапе осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей » № 431, где устанавливают для многодетных семей:

  • 1) скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
  • 2) бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
  • 3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
  • 4) прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  • 5) бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
  • 6) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
  • 7) один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
  • 8) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • 9) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
  • 10) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
  • 11) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

Определение перспектив развития социального обеспечения семей с детьми требует от ученых анализа результатов, оценки социально-экономических задач, и построения на этой основе концепции развития обеспечения семей с детьми и модели системы денежных выплат, услуг и льгот.

Таким образом, многодетным семьям необходимо учитывать, что получение льгот, пособий и субсидий, положенных им по законодательству, не предоставляется автоматически, а носит заявительный характер. Для получения выплат и льгот следует обращаться с заявлением и необходимыми документами как непосредственно в орган социальной защиты населения, так и в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или же через портал государственных и муниципальных услуг. При обращении за пособиями после наступления обстоятельств, с которым закон связывает их выплату, пособия, как правило, назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

В соответствии со ст. 7 пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в абзаце пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации) до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

  • 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;
  • 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;
  • 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение многодетной семьи в данном нормативном акте не приводится. Дается лишь указание, что в каждом регионе страны этот статус должен устанавливаться самостоятельно в целях оказания адресной социальной поддержки с учетом национальных и культурных особенностей, демографической ситуации и уровня экономического развития. В соответствии с этим на местах разрабатывается и назначается необходимый объем социальных льгот и денежных выплат

Таким образом, в настоящее время вопросы правового регулирования статуса многодетных семей и их социальной поддержки решаются на уровне нормативных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы.

В большинстве субъектов Российской Федерации многодетной считается семья, на содержании которой находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет. В связи с наличием большого количества проблем, многодетные в России характеризуются высокими социальными рисками, поэтому нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне.

В связи с этим в настоящее время можно рассматривать сложившуюся систему социальной поддержки семей с детьми (включая многодетных) как завершенную и не предполагающую существенного расширения.