Цели и задачи.
- Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
- Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).
- Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развивать стремление к поисково- спасательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
- Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Материалы и оборудование:
- сюрпризный момент - кукла маша, медведь.
- ёлки - 3шт, дерево.
- таз с водой, изображающий пруд - 2шт.
- цветы из бумаги с закрученными лепестками к центру на каждого ребёнка.
- сухой песок в пластиковых розетках на каждого ребёнка.
- подносы с влажным песком - 2 шт, с сухим песком - 1шт.
- лопатка.
- фигурные пластиковые трафареты на каждого ребёнка.
- влажные салфетки для вытирания рук.
- корзины - розетки - 12шт.
- зелёная ткань-поляна.
- бумажные осенние листочки на каждого ребёнка.
- деревянные пенёчки на каждого ребёнка.
- большой магнит - 1шт, маленькие магниты на каждого ребёнка.
- набор ключей.
- музыкальное сопровождение -
А. Грибоедов «Вальс»,
Л.Лядов «Музыкальная табакерка».
Воспитатель. Ребята, как много к нам пришло гостей.
Скажите - здравствуйте им скорей.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель. Пожелаем им здоровья, удачи и терпенья. И пусть всегда будет у них хорошее настроение.
О том, что сказки любите, я знаю. Поэтому сегодня я в мир сказки чудесной вас приглашаю. Где есть волшебство, и где всё интересно.
Скажите, ребята, а что вы любите делать со сказками- слушать или играть в них?
Дети: Слушать и играть.
Воспитатель: Я сегодня приготовила вам такую сказку, которую можно и слушать и играть в неё.
Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: А с кем мы отправимся туда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Девочка смешная
Шкода, Мишку достаёт
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
Воспитатель: Вы узнали героя этой сказки?
Дети: Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши.)
Воспитатель: Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Далеко уходить ей не разрешали, но она очень хотела посмотреть, что же там интересного в лесу. (Вместе с Машей дети идут в лес.)
Музыкальное сопровождение- Л.Лядов «Музыкальная табакерка».
Маша без спроса ушла в лес, ей очень хотелось узнать, почему ей туда нельзя. Всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она пришла к озеру и увидела небольшой пруд, в котором плавают интересные загадочные цветы.
Дети подходят к столу, на котором стоят - 1 таз с плавающими кувшинками, 2 таз с водой, на столе кувшинки.
Воспитатель: Ребята, что это за цветы?
На пруду большой цветок
С жёлтой сердцевинкой
На воде растёт, растёт
Белая.... (кувшинка).
Правильно, ребята. Это кувшинка.
А где ещё растут кувшинки?
Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, у нас тоже лежат кувшинки на столе, только с чего они сделаны.
Дети: - Из бумаги.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, а чем отличаются эти кувшинки, от тех которые в пруду.
Дети: - Кувшинки в пруду раскрыты, а эти спят. У них лепесточки закрыты.
Воспитатель: - Правильно ребята. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наши кувшинки тоже проснулись, раскрыли свои лепесточки.
Дети: - Их нужно опустить в воду.
Воспитатель: - Возьмите по одной кувшинки, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно, внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.
Дети: - Они просыпаются, раскрываются.
Воспитатель: - Ребята, скажите, как же такое происходит, что кувшинки начинают раскрывать свои лепестки?
Дети: - Потому что, лепестки намокают и становятся тяжелее.
Воспитатель: - А из чего сделаны наши кувшинки?
Дети: - из бумаги.
Воспитатель: - Она впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.
Вот как красиво в пруду. Маша полюбовалась, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть.
Ребята, давайте пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём. Пройдите, пожалуйста вперёд и встаньте посвободнее.
Физминутка «Капля»
Капля раз, капля два (Притопы правой и левой ногой.)
Очень медленно сперва. (Прыжки на носочках, руки на поясе.)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.)
Мы зонты свои раскрыли (Развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом.)
Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маше под деревом было сухо и хорошо, захотелось поиграть. Она под ногами увидела песок и ей захотелось порисовать на нём с помощью трафаретиков, которые она всегда носит с собой в кармашке. Взяла Маша трафаретик и стала рисовать.
Давайте и мы возьмём трафареты и вместе с Машей порисуем. Смотрите какие забавные рисунки у вас получаются. Что у тебя Соня получилось?
А у тебя Арина? и т. д.
Но вдруг подул сильный ветер.
Дети берут свои розетки и шевелят ими.
Дети: - Рисунки исчезли.
Воспитатель: - Маша очень удивилась, снова взяла трафаретик и снова нарисовала и снова появились рисунки.
У вас ребята появились рисунки?
Дети: - Да.
Воспитатель: - И снова подул ветерок. И опять исчезли рисунки. Маша не смогла понять, что происходит. Дети почему так?
Дети: - Потому что это сухой песок.
Воспитатель: - Сухой и что?
Дети: - Он не держит форму и сыпучий.
Воспитатель: - Попробуйте ладошкой песок. Какой он? (Сыпучий. Лопаткой показываю сыпучесть песка.)
Но Маше очень хочется нарисовать, чтобы ветер не смог сдунуть рисунки.
Дети: - Нужно рисовать на мокром песке.
Воспитатель: - А где его взять, ведь Маше под деревом было сухо.
Дети: - Выйти из-под дерева и найти мокрый песок.
Воспитатель: Возьмите трафареты и вместе с Машей нарисуйте на мокром песке. (Можете меняться трафаретами.) Ребята, смотрите какие красивые рисунки у вас получаются. Подул ветер - дул, дул, дул... что происходит.
Дети: - Рисунки не исчезают.
Воспитатель: - Почему не исчезают, объясните?
Дети: - Потому что песок мокрый и держит форму.
Воспитатель: Верно ребята. Возьмите салфетки и вытрите руки.
Ребята, я вам предлагаю вместе с Машей превратиться в песчинок.
Подвижная игра «Песчинки»
Закройте глаза. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Ну вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия - А. Грибоедова «Вальс». Дети имитируют полёт песчинок.)
Ветер стих, и песчинки опустились на землю.
(Дети присаживаются на корточки.)
Воспитатель: - И вдруг Маша увидела, как по тропинке к поляне идёт Мишка. Очень она обрадовалась. Он нёс в руках какой-то камень.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, что это за необычный и интересный камень. (Дети рассматривают, ощупывают его.)
Дети: - Это магнит.
А для чего он нужен?
Дети: - Чтобы притягивать предметы.
Воспитатель: - Давайте проверим, какие предметы притягивает магнит.
- Ребята, возьмите, пожалуйста, себе по одному магниту и попробуйте примагнитить его к ладошке. (Дети кладут магнит на ладошку и делают вывод о том, что к ладошке магнит не притягивается.)
А теперь возьмите по одному листочку и проделайте тоже самое, что и с ладошкой. (Дети выполняют эксперимент и делают вывод о том, что к бумаге
магнит не примагничивается.)
А теперь давайте проверим деревянную поверхность. (Пенёчки.)
Что происходит?
Дети: - Не магнитятся.
А попробуйте собрать другие предметы, которые есть на поляне.
Дети: - Они магнитятся.
А из чего они сделаны?
Дети: - Из металла.
Итак ребята, после того как мы проверили с вами свойства магнита, какой же вывод мы можем сделать?
Дети: - Магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности.
Вот для чего Мишка нёс магнит, чтобы собрать все ключи, которые Маша взяла без спросу и потеряла в лесу.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась сказка и путешествие вместе с Машей?
Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке. А что интересного вы обо всём этом узнали?
Что бумажная кувшинка раскрывается в воде, потому что бумага становится мокрой и тяжёлой и лепестки раскрываются.
Сухой песок- сыпучий и не держит форму, а мокрый сохраняет её.
Магнит притягивает только металлические и железные предметы.
Воспитатель: - Давайте скажем Маше с Мишей до свидания, пожелаем им удачи и чтобы Маша без разрешения взрослых не уходила в лес гулять.
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам
С Машей и Мишей пора
Скажем им,
До свидания, друзья!
Вид занятия: познавательное.
Тип занятия: комбинированное.
Цель: вырабатывать привычку использовать в речи вежливые слова.
Задачи:
1. Научить детей анализировать положительные и отрицательные поступки.
— повтор при помощи воспитателя;
— проанализировать положительные и отрицательные поступки при помощи наводящих вопросов;
— дети самостоятельно анализируют.
2. Продолжать развивать логическое мышление и воображение.
3. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение быть внимательным при выполнении задания.
4. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей
Методические приемы:
Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
Наглядные: показ презентации.
Практические: дидактическая игра; собирание волшебного цветка; выполнение физминутки.
Словарная работа: Добро пожаловать, извините, пожалуйста, простите, будьте добры.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Урок вежливости»; И.Г. Семеренко «Веселая школа вежливых наук»; «Заюшкина избушка» русская народная сказка; В. Осеевой «Волшебное слово».
- Беседа с детьми о хороших и плохих поступках, обыгрывание различных ситуаций из жизни, чтение стихов о вежливых словах.
Материал к занятию: Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»; Словесная игра «Лепестки вежливых слов»; Мешочек для плохих поступков; Два конверта с играми; Магнитофон; Аудиозапись; Мультимедийный проектор; Компьютер.
Ход занятия
Сюрпризный момент.
(Воспитатель с детьми заходят в группу, на столе лежит красивая коробка, в ней аудиокассета).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изменилось в группе?
Ответ детей…
Воспитатель: Подумайте, что может лежать в коробке?
Ответ детей…
Воспитатель: Давайте подойдем, посмотрим, что в ней лежит.
(Воспитатель открывает коробку, достает аудиокассету).
Воспитатель: В этой коробке находится аудиокассета. Как вы думаете, что здесь записано?
Ответ детей: (сказки, детские песенки и т.д.)
Воспитатель: Интересные рассуждения, а лучше включим магнитофон и послушаем запись. А вам я предлагаю присесть на стульчики.
(Дети садятся на стульчики, воспитатель включает запись. Звучит звуковое письмо).
Голос гномов: Всем, всем, всем кто нас слышит. Мы лесные гномы живем в волшебном лесу. К нам пришла беда, мы перестали дружить, стали часто ссориться, драться, забыли все вежливые слова. Если нам не помогут, то волшебный лес погибнет. Помогите нам кто может!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь гномам?
Ответ детей…
Воспитатель: Как мы сможем помочь?
Ответ детей…
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в волшебный лес. Чтобы нам оказаться в волшебном лесу мы скажем волшебные слова: Раз-два-три покружись и в волшебном лесу окажись.
(Дети повторяют слова и кружатся вокруг себя. На экране появляются гномы с грустным выражением лица (использование компьютерных технологий)).
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гномиками.
Дети здороваются.
Гномики: Здравствуйте ребята! (Звучит аудиозапись)
Воспитатель: Посмотрите, какие грустные гномики. Попробуем им помочь.
Интересно, гномики, а что это у вас за конверт?
Дидактическая игра «Хорошо — плохо».
Гномики: У нас в этом конверте перепутались картинки с хорошими и плохими поступками. Помогите нам их разобрать.
(Воспитатель берет конверт и открывает его).
Воспитатель: Да, здесь все перепутано, нам нужно собрать правильно пазлы с хорошими и плохими поступками. Подойдите к столу.
(Дети, стоя за столом, собирают пазлы).
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: Учить различать положительные и отрицательные поступки.
Беседа «Поступки».
Воспитатель: Ребята скажите, у кого какие поступки?
Ответ детей…
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Ответ детей…
Воспитатель: Ребята, давайте пазлы с плохими поступками будем складывать в этот мешок, и после нашего путешествия выбросим его, чтобы наши лесные гномики больше никогда не путали плохие и хорошие поступки.
Гномики: Спасибо вам ребята, за помощь. Мы теперь никогда не будем ссориться, и драться, и не будем обижать друг друга. (Звучит аудиозапись)
Воспитатель: Как вы думаете, мы дружные ребята?
Ответ детей…
Воспитатель: Мы умеем с вами дружить!
Ответ детей…
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.
Физминутка.
Все мы дружные ребята, — руки на плечи друг другу
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем, — погрозить пальчиком
Как заботиться, мы знаем. — обняли себя
Никого в беде не бросим, — повороты головой вправо, влево
Не отнимем, а попросим. — дай, пожалуйста
Пусть всем будет хорошо, — взявшись за руки
Будет радостно, светло. — покачивая руками.
Дидактическая игра «Волшебные лепестки».
Воспитатель: Ребята, в конверте еще что-то лежит (достает лепестки и показывает детям).
Воспитатель: Гномики, что это?
Гномики: Это разноцветные лепестки от волшебного цветка. Мы не смогли собрать цветок. Для того чтобы собрать этот цветок, нужны вежливые слова, но мы их забыли. Помогите нам собрать волшебный цветок.
Воспитатель: Ребята, я начну, а вы продолжите. Добро пожаловать (кладет середину цветка на стол, называя слово).
(Дети берут лепестки и, называя вежливое слово, прикладывают их к середине цветка).
Воспитатель: Вот какой замечательный волшебный цветок получился. Я думаю, что лесные гномики всегда будут помнить о хороших поступках и вежливых словах.
(на экране меняется выражение лица у гномов)
Заключительная часть занятия.
Воспитатель: Ребята, как изменилось настроение у гномиков?
Ответ детей: (стали веселые, радостные)
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Ответы детей:(научили гномиков отличать хорошее от плохого и помогли вспомнить вежливые слова)
Гномики: Мы вам, ребята, благодарны за помощь. Наш лес станет еще красивее и зеленее. За это мы хотим подарить вам небольшие сувениры, солнышки.
(Воспитатель надевает детям солнышки).
Дети: Спасибо гномики.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гномиками.
Дети прощаются.
Воспитатель: Нам ребята пора вернуться в детский сад «Журавлик». Вспомним волшебные слова:
Раз-два-три – покружись
И в детском саду «Журавлик» окажись.
Вот мы и вернулись из путешествия в детский сад. Давайте подведем итоги.
Кого можно назвать вежливым человеком?
Ответ детей: (кто соблюдает правила культурного поведения, кто не ссорится, не жадничает, говорит вежливые слова)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, совершать плохие поступки, это хорошо или плохо?
Ответ детей…
Воспитатель: Почему?
Ответ детей…
Воспитатель: Что большего всего вам понравилось на занятии?
Ответ детей…
Воспитатель: Чему научились сегодня на занятии?
Ответ детей…
Воспитатель: Спасибо вам за интересное занятие.
Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе
Воспитатель Хорольская О.Н Тема: «Пять помощников человека»
Описание НОД: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старших групп.Этот конспект носит познавательный характер и направлен на интерес к своему физическому Я, к своему телу.
Программное содержание : закрепить знания детей об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация» , «Здоровье».
Задачи:
Образовательные: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты разными органами чувств.
Воспитательные: воспитывать интерес к своему организму как к единому целому
Речевые : Развивать связанную речь, обогащать словарь детей новыми словами (органы, осязание, обаняние)
Развивающие: Развивать внимание,память, логическое мышление,наблюдательность.
Материал для занятия :
раздаточный : карточки для тактильного обследования с наклеенным различным материалом (мягкая ткань,фольга, рис, наждачная бумага,мех), карандаши, белая бумага для зарисовки.
демонстрационный: картинка для показа , ватман с нарисованным квадратом 2штуки, фламастер, альбомные листы с написанными словами для д/игры «Найди слово».
Методические приёмы: беседа-диалог, игровые ситуации, физкультминутка «Весёлая переменка», подведение итогов.
Ход занятия : дети входят в группу и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года, какой месяц, какой по счёту в этом времени года,какое число, какой день недели, какой день по счёту (ответы детей).
Предложить детям сесть на стульчики.
Давайте сегодня вспомним, какие органы чувств есть у человека
(глаза, уши, нос, язык, кожа).
А какие чувства соответствуют этим органам…(ответы детей)
глаза - зрение; уши -слух; язык - вкус; нос - обоняние;
кожа - осязание. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, про наших помощников.
«Есть пять помощников на службе у тебя». Не замечая, их используешь шутя;
Глаза тебе даны, чтоб видеть. А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту чтоб вкус понять,
А носик - запах различать.
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечек напиться.
И ни к чему твоя тревога
Они всегда тебе помогут!
Воспитатель: Да, ребята, чувства позволяют понять запомнить и использовать всё то, что мы узнали, выучили. Они помогут нам лучше подготовиться к школе, развить память, внимание.
Воспитатель: Когда то был великий полководец Александр Македонский, который обладал хорошей зрительной памятью. Он был способен узнавать в лицо всех солдат своего тридцатипятитысячного войска. А немецкий археолог Генрих Шлиман, чтобы развить свою память, в течение многих лет ежедневно заучивал наизусть по несколько страниц из различных книг.
Воспитатель: Давайте и мы попробуем сейчас потренировать свою память:
Воспитатель: Посмотрите на рисунок, который я вам покажу, запомните его и попробуйте нарисовать его на своих листочках. Рисунок должен быть точно таким же, как и у меня.(действия детей)
Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Разложи на ощупь» (все дети).
Воспитатель: На ваших столах лежат карточки, возьмите их в руки пощупайте, рассмотрите их. Разложите их вот в таком порядке. Запомните, как они лежат на ощупь. А теперь мы все завяжем глаза, а я перемешаю ваши карточки. Вы на ощупь должны разложить карточки в том порядке, в каком они лежат.(действия детей)
Воспитатель: Молодцы, многие справились с заданием.
Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг, а я вам дам задание на слух. «Цепочка слов» с мячом.
Я назову вам пары слов, а вы должны их запомнить. А потом я из каждой пары буду называть лишь первое слово, а второе слово назовёт тот из вас, кому я брошу мяч. Словосочетания (булка- мука, свитер- шерсть, лес - грибы, сестра - брат, поезд -рельсы, машина - водитель), Аналогично подбор слов с заданным звуком.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА
(забавные задания)
1.Сделайте так левую руку положите на голову, и погладьте себя по голове, а правой рукой делайте круговые движения по животу. А теперь сделайте все движения одновременно.
2. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой - до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук.
Воспитатель: Мы немного отдохнули, и сейчас продолжим наше занятие.
Я предлагаю вам посмотреть на большие листы. На них нарисованы квадраты.
Первый квадрат нужно разделить на 4 треугольника, второй - на 3
четырёхугольника.
Какие геометрические фигуры вы знаете ещё? (действия и ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А теперь послушайте внимательно ряд слов. Подумайте что здесь лишнее и почему?
1.ТРАВА, ЦВЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, КОРОВА . КУСТЫ;
1.СОБАКА, КОШКА, ВОЛК , КОЗА, СВИНЬЯ;
3.ДИВАН, СТУЛ, КАСТРЮЛЯ , СТОЛ, ШКАФ;
4. ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ГРУША, ОГУРЕЦ . ПЕРСИК.
(ответы детей) Воспитатель: Хорошо, вы правильно справились с заданием.
Воспитатель: И последнее задание (д/игра «Найди слово») На мольбертах листы со словами расположенными в ряд. В каждом ряду спрятано ещё одно слово, найдите его? (слово загадка закрыто). Я даю вам подсказку, новое слово состоит из первых букв данных слов. 1 . Карандаш - Облако - Тапочки. (КОТ)
2 . Велосипед - Апельсин - Торт - Аист. (ВАТА)
Мама - Яблоко - Чайник. (МЯЧ)
Рак - Улитка - Крот - Автобус. (РУКА) (поисковая работа детей)
Воспитатель: Молодцы, так давайте вспомним, какие помощники есть у человека. (Дети повторяют и показывают.)
Задачи:
Образовательные:
1. Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть), о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед).
2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1.Развивать у детей фонематический слух.
2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3.Учить отгадывать загадки.
4. Развивать творческое воображение, логическое мышление.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2.Проведение экспериментов с водой.
3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6.Наблюдениеза водой на прогулке.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы.
Материал.
Для детей: деревянные линейки, мозаика, баночки, чашки, стаканчики с водой, блюдца.
Для воспитателя: Термос с горячей водой, зеркало, форма со льдом, плоская тарелка, 12 капелек сделанных из картона, гуашь.
Ход занятия.
Воспитатель : Ребята, сегодня я получила письмо, а в нем загадка от Капитошки. А вы знаете кто такая Капитошка? (Ответы детей). Правильно, это маленькая капелька воды, которая живет в сказочной стране Водиландия. А вот ее загадка, слушайте внимательно. Что в руках не удержишь, в решете не унесешь?
Дети : Вода.
Воспитатель : Правильно, отгадали. Капитошка очень хочет, чтобы Вы познакомились со свойствами воды и узнали много нового о воде. Итак, что же такое вода и какими свойствами она обладает? Все это выснить мы попробуем в нашей лаборатории, но прежде чем мы пройдем в лабораторию, необзодимо запонить правила поведения в лаборатории:
- это не шуметь – этим вы мешаете другим
- аккуратно обращаться с посудой. Помните, что посуда может биться и этим легко пораниться.
- Внимательно слушать и следить за результатами опыта.
- Закончив наблюдение сделать вывод.
Вот теперь мы можем пройти в лаборатория, подойти к столам и приступить к нашим исследованиям.
(Дети подходят к столам на которых стоят тазики, различные баночки, стаканчики с водой.)
Воспитатель : Говорят, что вода может литься и растекаться. Давайте проверим это. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды на блюдце. Но выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода растекается.
Убедились, что вода льётся и растекается? (Ответы детей)
Воспитатель : На столе лежат деревянные линейки. Это твёрдые предметы. Они имеют форму и сохраняют её. А есть ли форма у воды? Давайте проверим.
Будем наливать воду в чашку, блюдце, баночку. Что вы заметили? Какую форму принимает вода?
Дети делают вывод: Вода принимает форму предмета, в который её наливают.
Воспитатель : А какого цвета чистая вода? Смотрите, я кладу рядом чистый лист бумаги. Отличается вода в стакане от белого листа? Так все таки какая вода по цвету? Имеет ли вода цвет?
Дети : вода чистая. Она бесцветная.
Воспитатель : Это еще одно свойство воды
Воспитатель : а теперь проведем следующий опыт. У вас на столах лежат мозаики. Опустите мозаику в стакан с водой. В стакане мозаику видно? А если поставить стакан с водой на картинку. Ее видно через стакан?
Дети : Видно.
Воспитатель : Значит вода, какая?
Дети : Вода прозрачная.
Воспитатель : А какая вода в лужах?
Дети : Грязная
Воспитатель : А вся ли вода прозрачная? Если я в воду добавлю черную гуашь, то вода станет какая? (Ответы детей)
Дети : Грязная вода не бывает прозрачной.
Воспитатель : Вчера я с вами налила в формочку воды и поставила в морозилку. Давайте проверим, что с ней стало?
(Дети подходят к столу воспитателя и наблюдают).
Дети : Вода превратилась в лёд.
Воспитатель : Возьмём льдинку в свою руку. Что с ней происходит?
Дети : Льдинка растаяла от тепла нашей ладошки. Появилась вода.
Воспитатель : Это ещё одно свойство воды: вода может замерзать, превращаться в лёд.
Воспитатель : А что произойдет, если поставить воду на огонь?
Дети : Когда вода кипит, над чайником появляется пар.
Воспитатель : Давайте откроем термос с горячей водой и понаблюдаем. Поднесём зеркало к термосу, что произошло?
Дети : Зеркало запотело. (Дотрагиваются пальчиками до зеркала)
Мы хорошо поработали, давайте немножко и отдохнем.
Физкультминутка.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
Воспитатель : ребята, давайте вспомним еще раз все свойства воды, о которых мы сегодня говорили. (Дети перечисляют: вода может растекаться, не иметь формы, прозрачная, превращаться в лед и пар)
Вы знаете, ребята, что вода имеет большое значение в жизни всего живого. Я хочу вам предложить посмотреть слайды о воде. (Показ слайдов).
Итог занятия:
Воспитатель : итак, ребята, вы поняли, что человек ни дня не может прожить без воды. Вода добрый друг и помощник человека.
И Капитошка на память о себе дарит Вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе воды и бережном отношении к ней. (Вешаю каждому ребенку капельку).