Рецепты блюд для похудения

Понятие, система и функции права социального обеспечения. Понятие, система и функции права социального обеспечения Экономическая функция псо

Понятие ПСО.

Функции ПСО:

3. Предмет ПСО .

Метод ПСО.

Особенности метода ПСО :

Система ПСО.

К особенной части относится:

Понятие источников ПСО.

Источники ПСО:

Международные источники

Национальные источники

Право граждан на социальное обеспечение в К.Р.Ф.

Статья 7

1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 33

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Общая характеристика законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в Р.Ф.

Общая характеристика актов, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми.

Локальные акты, как источники ПСО.

В зависимости от органов, принимающих НПА, источники ПСО можно классифицировать на:

· акты, принимаемые органами государственной власти,

· акты, принимаемые органами МСУ,

· акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.

Локальные акты как источники ПСО приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организа­ции, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников.

Принципы ПСО: понятие, общая хар-ка.

Под принципами ПСО понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм ПСО.

К числу отраслевых принципов относятся:

1. Всеобщность социального обеспечения. Он предполагает равную для каждого члена общества возможность получать определенные виды социальной поддержки независимо от пола, расы национальности и т.п. Например, право на пенсию принадлежит не только тем гражданам, которые осуществляли трудовую деятельность, но также и тем, кто по объективным причинам не работал (уход за детьми. Не трудоспособность, инвалидность).

2. Общедоступность социального обеспечения.

3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Достаточный уровень жизни включает в себя достаточное питание, достаточную одежду, достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни.

4. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения.

Под основаниями социального обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает право на социальное обеспечение. Так, это - временная нетрудоспособность, инвалидность, достижение определенного возраста, потеря кормильца, смерть, рождение человека и др.

5. Дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений. Она может быть обусловлена факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или место проживания, материальное положение субъектов, семейное положение и т.д.

6. Целевое использование средств. Данный принцип предлагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств. Специально выделенных и предназначенных для этих целей (государственные средства и добровольного социального страхования, благотворительности…). Кроме того, в соответствии с гл. 24 НК РФ для создания эффективных условий социального обеспечения на территории России был введен единый социальный налог

Право граждан на социальное обеспечение и роль гос-а в реализации данного права.

Право гр-н на достойный уровень жизни и его реализации в сфере социального обеспечения.

Понятие страхового стажа.

Страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.
В страховой стаж включаются:
1) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполня­лись на территории РФ лицами, имеющими право на трудовую пенсию (граждане РФ, застрахованные в соответствии с Феде­ральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении ими условий, предусмотренных Феде­ральным законом "О трудовых пенсиях в РФ"), при условии, что за эти

2) периоды уплачивались страховые взносы в Пенси­онный фонд РФ;
3) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполня­лись лицами, имеющими право на трудовую пенсию (гражда­не РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблю­дении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ") за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренный за­конодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ согласно ст. 29 Федерального закона "Об обязательном пенси­онном страховании в РФ";
4) период прохождения военной службы, а также другой прирав­ненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших во­енную службу, службу в органах внутренних дел, Государст­венной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уч­реждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
5) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
6) период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3-х лет в общей сложности;
7) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по на­правлению государственной службы занятости в другую мест­ность для трудоустройства;
8) период содержания под стражей лиц, необоснованно привле­ченных к уголовной ответственности, необоснованно репрес­сированных и впоследствии реабилитированных, и период от­бывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
9) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ин­валидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достиг­шим возраста 80 лет

Пособие по безработице.

Пособие по безработице - это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, в установленном надлежащем порядке. Решение о выплате пособия по безработице должно быть принято одновременно с принятием решения о признании гражданина безработным.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачётом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Социальная помощь на дому.

Надомная помощь от города ветеранам, одиноким пенсионерам и инвалидам предоставляется на основании договора социального обслуживания.

Имеют право на соц. обслуживание.:

1. одинокие или одиноко проживающие граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)
и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самообслуживания;
2. супруги погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак;
3. граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним категории граждан;
4. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Понятие ПСО.

Право социального обеспечения – совокупность правовых норм, регулирующих обществ. отношения, возникающие в области матер. обеспечения отд. категорий граждан в случаях, признаваемых гос-вом соц. значимыми.

Функции социального обеспечения.

Функции ПСО:

1) защитная (оказание помощи населению);

2) демографическая (стимулир. роста населения);

3) политическая (выравнивание уровня жизни разных слоев населения);

4) экономическая (матер. поддержка нуждающихся).

3. Предмет ПСО .

Предмет ПСО – обществ. отношения, регулируемые нормами законодательства сфере соцобеспечения и возникающие в связи с: 1) обеспечением граждан в ден. форме (пенсии, пособия, компенсации); 2) предоставлением помощи нуждающимся в виде различного рода соц. услуг (соц. и мед. обслужи вание, льготы инвалидам, престарелым и иным категориям гр-н, санаторно-курортное лечение); 3) процедурные отношения (установление юр. фактов, порождающих матер. отн-я в сфере соц. обеспечения, принятие решения соответствующим органом о применении норм зак-ва); 4) процесс. отн-я (возникают при защите гражданином своих прав на соц. обеспечение путем обращения в вышестоящую инстанцию либо суд).

Метод ПСО.

Метод ПСО – совокупность приемов и способов воздействия норм ПСО на участников отн-й, складывающихся в сфере соц. обеспечения граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Особенности метода ПСО :

1) управомочивающий характер норм ПСО;

2) юр. факты, порождающие регулируемые отн-я не зависят от воли сторон;

3) сочетание централиз. и локального регулирования;

4) присутствие элементов как диспозитивного так и императивного методов правового регулирования;

5) специфические меры отв-ти за невыполнение обязанностей по соцобеспечению.

Система ПСО.

Делится на две части: Общая и особенная часть. К общей -нормы, закрепляющие права человека в области социального обеспечения; -нормы разграничивающие компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области соц.обеспечения; -нормы принципы; -Нормы, устанавливающие виды социальных рисков.

К особенной части относится:

Нормы регулирующие предоставление пенсий;

Нормы, регулирующие предоставление пособий и других социальных вплат;

Нормы регулирующие бесплатное предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг;

Нормы регулирующие бесплатное предоставление медицинских услуг.

Понятие источников ПСО.

В юридическом смысле этим понятием обозначают «способ выражения государственной воли», способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила

Источники ПСО:

Международные источники –общепризнаные принципы международного права; -Общепризнаные нормы международного права; -международные договоры.

Национальные источники –законы; -иные нормативно правовые акты.

Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решать. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В правовой литературе выделяют:

ѕ Экономическую;

ѕ Политическую;

ѕ Демографическую;

ѕ Социально-реабилитационную;

ѕ Защитную функцию.

Экономическая функция социального обеспечения выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития. Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Они аккумулируются в специализированных внебюджетных фондах социального страхования; в федеральном бюджете, имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете; в фондах социальной поддержки населения. Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения - в пенсиях, пособиях, компенсации. Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание - это главная цель государств. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего.

Отсюда вытекает главная задача государства - создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, - это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм.

Политическая функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. Социальная политика осуществляется через меры социальной защиты населения и главным образом посредством части ее системы - социального обеспечения. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Так, в 1999 году введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи - бедность. Появился новый субъект социального обеспечения - граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Число же обращающихся лиц за такой помощью не более одной четверти нуждающихся. Это свидетельствует о недостаточности эффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, следующая - это отсутствие государственной системы обеспечения доходов населения независимо от статусы граждан - трудоспособных или нетрудоспособных.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране.

Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости.

Социальная (социально-реабилитационная) функция способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, с целью поддержания достойного уровня жизни. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Целью реабилитации является восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, самостоятельно обслуживать себя.

Защитная функция проявляется в предоставлении социального обеспечения гражданам. Общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и так далее). Например, в результате ликвидации предприятия лицо осталось без работы. С помощью имеющихся видов социального обеспечения - пособия по безработице - он решает материальные трудности. Далее рассмотрим основные этапы развития форм социального обеспечения.

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). С. 95-99. © М. В. Лушникова, 2009

ФУНКЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ М.В. ЛУШНИКОВА

Обосновываются новые подходы к определению и классификации функций отрасли права социального обеспечения.

Ключевые слова: право социального обеспечения, его функции.

New approaches prove in clause to definition and classification of functions of branch of the right of social security.

Ключевые слова: right of social security, it"s functions.

В теории выделяют две концепции функций права. Это, во-первых, функции правового воздействия и, во-вторых, функции правового регулирования. «Воздействие» -более широкое понятие по сравнению с «регулированием». Последнее является разновидностью воздействия и предполагает использование специальных средств . При исследовании воздействия права акцент делается на содержательной компоненте, а регулирования - на формальной компоненте. На наш взгляд, именно функции правового регулирования позволяют с большей четкостью выявить специфические функции права социального обеспечения, которые отражают сущность данной отрасли, границы предмета правового регулирования и набор правовых средств, объединяемых методом правового регулирования.

Начнем с того, что из социального назначения права социального обеспечения вытекают его функции. Под социальным назначением отрасли понимается её общественный характер, назначение и функции, определяющие порядок применения норм права социального обеспечения на практике. Под функциями права социального обеспечения нами будут пониматься основные направления правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу распределения социальных благ и услуг лицам, нуждающимся в социальной защите. Мы не будем проводить общепринятую в теории права классификацию функций на специальные юридические (регулятивные и охранительные) и общесоциальные (воспитатель-

ные, информационно-ориентировочные, социального контроля и др.). Нашей задачей является выделение только тех функций, которые специфичны именно для права социального обеспечения, то есть функций, вытекающих из социального назначения этой отрасли. Более того, функции права социального обеспечения играют активную роль по отношению к предмету отрасли, по существу создают его, влияют на его структуру.

В советской науке права социального обеспечения, а затем и в современных исследованиях практически всеми авторами называются такие функции, как экономическая, политическая, социальная (социально-реабилитационная), демографическая . Ряд авторов дополняют этот перечень указанием на духовно-идеологическую (воспитательную) , информационную функции отрасли. Между тем перечисленные функции являются общеправовыми и проявляются в той или иной степени во всех материальных отраслях права. На наш взгляд, это должны быть специфические отраслевые функции, вытекающие из социального назначения отрасли. Они должны отражать не только индивидуальные (частные) интересы физических лиц (семей), получающих социальные блага, но и государства (общества в целом), то есть публичные интересы. В первом случае имеется в виду функция социальной защиты лиц в случаях, вызванных причинами утраты дохода (заработка), нуждаемости путем компенсации, минимизации материальных потерь, социально-значимых расходов в денежной, натуральной формах и в форме социальных

льгот. Речь идет об обеспечении лиц пенсиями, пособиями, социальными услугами, предоставлении социальных льгот. Назовем эту функцию защитно-компенсационной. Во втором случае следует вести речь о функции социальной адаптации и реабилитации, которые обеспечивают социальную интеграцию в общество указанных лиц. Иными словами, с помощью системы социально-обеспечительных мер следует приспособить, адаптировать лиц к новым для них условиям жизнедеятельности, интегрировать, включить их в общественные процессы (трудовую деятельность, иную общественно-полезную деятельность), определить на воспитание ребенка в приемную семью, создать инвалидам равные с другими гражданами возможности участия в общественной жизни и др. Эта функция направлена на защиту от социального отторжения членов общества, нуждающихся в социальном обеспечении.

Из этого следует выделение двух основных функций права социального обеспечения: 1) защитно-компенсационной; 2) социально-адаптационной (реабилитационной,

интеграционной). Здесь важно подчеркнуть взаимосвязь и взаимозависимость этих функций. Государство должно обеспечить оптимальный их баланс. В противном случае, достаточно вспомнить российскую историю «нищелюбия», чрезмерное поощрение нищенства, отсутствие целенаправленной государственной политики может привести к плачевным последствиям.

Вот ряд характерных примеров из мировой практики. Так, из самых светлых и даже сентиментальных побуждений английский король Георг III в 1809-1810 гг. утвердил акты о незаконнорожденных. Расходы на содержание таких детей должны были нести отец и мать, а приход должен был оказывать материальную помощь, если отец ребенка был не установлен. Но процесс установления отцовства такую возможность практически исключал. Согласно вышеназванным актам, каждая женщина еще до рождения ребенка могла одной голословной клятвой добиться заключения мужчины в тюрьму до тех пор, пока тот не обеспечит приход от расходов на ребенка, которого приписывают ему. В этой связи типичной стала ситуация, когда по указанию настоящего отца или приходского чи-

новника женщина указывала на мужчину, который мог платить пособие (пенсию) на ребенка. Никаких доказательств от женщины для подтверждения отцовства не требовалось. Для мужчины это часто означало бегство из прихода или полное разорение, так как размер выплат был существенным. Вот как о последствиях этих, в общем, гуманных актов писал английский ученый Т. Фауль: «Разврат сделался выгодным занятием, т. к. содержание, получаемое матерью двух или трех незаконнорожденных детей от их отцов, давало ей возможность жить с большим комфортом, чем жили многие честные семьи... благодаря этой еженедельной пенсии, она считалась хорошей партией. Доход от продажи чести становился брачным приданным» .

В благополучной Швеции еще в 70-е гг. прошлого века перекосы в социальном обеспечении, «лишавшие дома старых и малых и их родителей», вызвали к жизни «Компанию в поддержку семьи». Дело в том, что семьям, пользовавшимся услугами муниципальных детских садов, государство субсидировало 70 % расходов. Воспитывающие детей дома семьи эту субсидию не получали. При этом широкое развитие получила система интернатов для воспитания детей, домов для престарелых, реабилитационных центров др. Большинство из них содержалось за счет бюджета с хорошими по европейским меркам условиями содержания . В итоге это изменило само понятие «шведская семья». Если ранее в него вкладывали несколько фривольное содержание, то теперь это, как правило, семья, состоящая из мужа и жены (часто в незарегистрированном браке) среднего возраста, максимум с 1-2 детьми школьного возраста. Отсюда и требования части населения «вернуть в дома старых и малых и их родителей», заменив субсидии на содержание детей, больных и престарелых в государственных и муниципальных заведениях прямыми денежными выплатами семьям. В настоящее время стала общим местом констатация кризиса института семьи в Швеции и его связь с некоторыми аспектами социального обеспечения.

Немало примеров подобного рода касаются государственной помощи бедным в США (талоны на продовольствие, пособие на

воспитание ребенка в неполных семьях и др.), системы семейных пособий и предоставления социального жилья во Франции и др . В современной России примеры, как правило, противоположного характера, когда многие социальные выплаты не позволяют поддерживать даже биологического существования. Это касается, прежде всего, пенсий по старости большинству граждан, которые в среднем покрывают всего 26 % утраченного заработка, что почти на одну треть меньше общепризнанного мирового стандарта в 40 %. С учетом крайне низкого уровня зарплат, размер пенсий многих граждан не покрывает даже размера коммунальных платежей.

Перед государством на всех этапах его развития стояла и стоит сегодня проблема пределов, уровня социального обеспечения. Чем выше уровень экономического и культурного развития общества, тем шире круг социальных потребностей, подлежащих удовлетворению. Обеспечение достойного уровня жизни означает удовлетворение не только биологических потребностей (в пище, крове, лечении и т. д.), но и социальных (доступ к образованию, культурным ценностям общества). Однако при этом названное социальное обеспечение не должно поощрять «иждивенчество» за счет общества. Уместно в данном случае также напомнить и о поощрении российским государством до Октябрьской революции организации системы трудовой помощи.

Взаимодействие рассматриваемых парных функций многогранно и циклично на различных исторических этапах. В первые годы советской власти, как уже отмечалось, легализация всеобщей трудовой обязанности значительно деформировала компенсационную функцию социальной защиты населения. Вместе с тем весьма своеобразно принудительно обеспечивалась и социально-реабилитационная (интеграционная) функция. В настоящее время процесс согласования этих функций продолжается, и он представляется нам непрерывным, так как на него оказывают влияние состояние экономики, государственная социальная политика и целый ряд других факторов.

Это отмечается и западными учеными, которые предлагают различные пути совершенствования современных систем государ-

ственной помощи путем стимулирования перехода «от пособий к трудовой деятельности», объявляют борьбу с так называемой культурой бедности, когда бедность становится образом жизни и «передается» из поколение в поколение. Так, во многих западных странах, в частности и во Франции, проводится политика по социальной адаптации граждан путем не только совершенствования системы трудоустройства, но и оказания помощи отдельным гражданам в их интеграции в трудовую деятельность на основании заключенных с ними контрактов социальной адаптации. Понятие «интеграции в активную жизнь», возникшее в Западной Европе, основывается на идее, в соответствии с которой демократическое общество не может допустить необязательности выполнения общей для всех системы правил общежития, превращения трудоспособного члена общества в иждивенца.

Действующее российское законодательство в определенной мере отражает названную тенденцию. Так, по Закону о занятости (1991 г.) размер пособия по безработице снижается в зависимости от продолжительности его выплаты с 75 % средней заработной платы до 45 %; при отказе в период безработицы от двух вариантов подходящей работы наступает ответственность в виде приостановления выплаты пособия сроком до трех месяцев . Законом об основах социального обслуживания населения (1995 г.) предусматривается оказание социальных услуг социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов предусматриваются меры по содействию уровню их социальной адаптации и упрочению социальных связей (профессиональное обучение и переобучение, содействие в трудоустройстве и др.) .

Следует отметить, что договорные механизмы появились не только в системе социального страхования, но и в системе государственной социальной помощи. Они призваны выполнять не только компенсационную, но и реабилитационную, адаптационную функции. Так, ряд субъектов Российской Федерации применяет практику заключения социальных контрактов адаптации при оказании лицам государственной социальной

помощи. Этот контракт является договором о встречных взаимных обязательствах между лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации, и государственным органом социальной защиты населения по её преодолению. Гражданин получает социальное пособие, которое может быть использовано в соответствии с договором для осуществления целей развития подсобного хозяйства или организации индивидуальной трудовой деятельности, являющихся источником постоянного дохода семьи; для оплаты услуг, связанных с обучением по специальности; лечения заболевания, препятствующего трудоустройству. При этом постепенно обеспечивается всё большая самостоятельность бедствующего человека (его семьи) в преодолении трудной жизненной ситуации .

Взаимодействие компенсационной и реабилитационной (адаптационной, интеграционной) функций характерно не только для правовых режимов государственной социальной помощи и социального обслуживания (нестраховых форм социального обеспечения), но и для обязательного социального страхования. Так, в системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний часть средств должна направляться на профессиональную реабилитацию пострадавших лиц. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа . Более того размер пособия по временной нетрудоспособности ограничивается максимальными размерами. Установлены также ограничения по продолжительности выплаты названного пособия (не более чем за 75 календарных дней, лицу, заключившему срочный трудовой договор на срок до 6 месяцев). В соответствии с действующим пенсионным законодательством лицу, осуществляющему работу и (или) иную предусмотренную законом деятельность, не менее чем в течение 12 месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности или со дня предыдущего перерасчета по его заявлению производится перерасчет размера страховой части пенсии. Таким образом, действующее социально-страховое законодательство стимулирует активную трудовую деятельность граждан.

Компенсационная функция социальной защиты населения и функция социальной адаптации (реабилитации и интеграции) тесно связаны между собой, и их сбалансированная реализация имеет принципиальное значение. Именно единство и взаимодействие названных функций определяют специфику, особый «колорит» отраслевых функций права социального обеспечения. Было бы ошибочным считать, что социальная компенсационная функция присуща только праву социального обеспечения. Эту функцию, бесспорно, выполняют трудовое, финансовое, процессуальные отрасли права и др. Но синтез рассматриваемых функций - неповторимая, специфическая черта именно права социального обеспечения как отрасли, в которой сочетаются публичные и частные интересы. Кроме того, названные функции диктуют цели и задачи законодательства о социальном обеспечении, которые отражают государственную социальную политику. Роль государства заключается не только в том, чтобы защитить население путем материальной компенсации последствий социальных рисков, но и гарантировать право на защиту от социального отторжения путем реализации политики социальной адаптации, «интеграции в активную жизнь» этих членов общества.

Единство рассматриваемых функций проявляется и во взаимодействии (соотношении) страховых и нестраховых форм социального обеспечения. Социальное страхование охватывает, главным образом, трудоспособное население, которое на солидарных принципах, опираясь на собственные силы, решает проблемы социального обеспечения на случай наступления последствий социальных рисков. Здесь равновесие (баланс) компенсационной и социально-адаптационной функций проявляется, прежде всего, в стимулировании трудоспособного населения к трудовой или иной общественно полезной деятельности. Те же слои населения (дети, пенсионеры, инвалиды и др.), которые не могут в полной мере обеспечить свои жизненные потребности, получают от государства адресную государственную помощь. Но и в этом случае речь идет об оптимальном сочетании двух рассматриваемых функций, где социально-адаптационная функция призвана

обеспечить защиту названных лиц от социального отторжения, обеспечить климат физического, психического и эмоционального благополучия.

Особо подчеркнем, что единство и взаимодействие защитно-компенсационной и социально-адаптационной функций обеспечивают всестороннюю защиту социальнообеспечительных прав, в том числе личных (неимущественных) социально-обеспечи-

тельных прав.

В будущем при разработке проекта Кодекса социального обеспечения важно легализовать принцип оптимального согласования защитно-компенсационной и социальнореабилитационной функций права социального обеспечения, провозгласив её в качестве основной цели законодательства о социальном обеспечении. Однако, на наш взгляд, достижение указанного баланса частных и публичных интересов, равновесного сочетания защитно-компенсационной и социальнореабилитационной функции должно обеспечиваться в рамках социального назначения отрасли. Социальная направленность права социального обеспечения заключается в установлении законодательством государственных гарантий социально-обеспечительных прав граждан, прав на достойный уровень жизни. Социально-обеспечительное законодательство основано на единстве частных и публичных интересов в социальной сфере. В этой связи вышеназванные функции имманентно присущи праву социального обеспечения и определяют его судьбу на каждом отрезке исторического развития. Именно функции современного права социального обеспечения диктуют расширение сферы его действия и предмета правового регулирования, включение в его орбиту отношений по добровольному договорному социальному обеспечению, дополняющему обязательные формы социального обеспечения; защиту нематериальных личных соци-

ально-обеспечительных прав. Как справедливо отмечается в литературе специалистами по общей теории права и специалистами отраслевых наук, есть все основания полагать, что роль функций в динамике структуры отраслей права, появлении новых норм и институтов, изменении предмета той или иной отрасли является определяющей .

1. См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. -М., 1966. - С. 48-50; Орзих М.Ф. Право и личность. - Киев, 1978. - С. 57-58.

2. См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. - М., 2004. -С. 37-39; Мачульская Е.Е., Добромыслов К.Е. Право социального обеспечения. - М., 2006. -С. 14-15.

3. См.: Право социального обеспечения / под ред. М.В. Филипповой. - М., 2006. - С. 24.

4. См.: Васильева Ю.В. О функциональном подходе к предмету права социального обеспечения // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. - М., 2006. - С. 600.

5. Фуль Т. Призрение бедных в Англии. - СПб., 1899. - С. 111.

6. См.: Тиайнен Т.В. «Государственный феминизм» в Швеции во второй половине ХХ в. // Вопросы истории. - 2007. - № 1. - С. 125134.

7. См. подробнее: Лушникова М.В., Лушни-ковА.М. Курс права социального обеспечения. - М., 2008. - С. 24-62.

8. Ведомости ВС РФ. - 1991. - № 18. - Ст. 572 (с посл. изм и доп.).

9. СЗ РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4872.

10. См.: СкоробогатоваВ. Республика Коми: социальный контракт как форма социальной помощи // Человек и труд. - 2006. - № 3. -С. 41-45.

11. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» // СЗ РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.

12. См.: Васильева Ю.В. О Указ. соч. - С. 597.

Право социального обеспечения как отрасль права.

Право социального обеспечения - самостоятельная и важная отрасль права. Данная отрасль, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Предмет - это то, что регулируется отраслью, а метод - то, как, какими способами регулируется однородный комплекс общественных отношений.

(ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Социальное страхования, социальное обеспечения денежных выплат, медицинская и лекарственная помощь.

Предмет права социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

3)Отношения, процедурно-процессуального характера: по поводу установления юридических факторов; по поводу реализации права на отдельные виды социального обеспечения; по поводу защиты нарушенных прав (например, установление инвалидности).

Методы права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения - это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

Включает в себя следующие признаки:1) Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений. 2). Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования. 3). Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.4) Административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан (Он выражается в установлении предписаний, запретов, ограничений, различий.)



Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли: 1)общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом; 2)особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

Функции социального обеспечения.

Экономическая. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или н атуральной помощи малоимущим гражданам.

Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.



Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.

Политическая. Помогает поддерживать стабильность в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоёв населения. Насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

Демографическая . способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан, стимулирование рождаемости и т. д.

Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации. Предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. 1) охрана социальных прав. Осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями; 2) защита социальных прав. принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

1. Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение непосредственно зависит от развития экономики. Оно напрямую связано с политикой и социальным благополучием как трудящихся, так и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

2. Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Круг лиц, подлежащих обеспечению. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.

Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

3. Функции социального обеспечения

Можно отметить несколько основных функций социального обеспечения, среди которых экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная, защитная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функция направлена на защиту граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.). В этом и заключается основное назначение социального обеспечения. Необходимо обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Еще одна функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

4. Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан.

Решить ее в рамках права социального обеспечения невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право – это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов и т. д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право – государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право – вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право – это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

Экологическое право – это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

5. Предмет права социального обеспечения

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

В период образования СССР (1922 г.) социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права. В 50-х годах с появлением нового пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников – в рамках предмета колхозного права.

Впервые вопрос о самостоятельности права социального обеспечения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 г.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

6. Система отношений по социальному обеспечению граждан

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает в себя: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

7. Система отношений в сфере социальных услуг

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов).

Отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включают содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях, обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Самостоятельным видом социального обеспечения является профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессиональному обучению или переобучению инвалидов в учебных заведениях как общего, так и специального типа.

Отношения, связанные с транспортным обеспечением инвалидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами (в том числе гужевым транспортом), включаются в социальное обслуживание в качестве самостоятельного вида. Отношения по предоставлению инвалидам протезно-ортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабилитации инвалидов; таким образом, они также включаются в систему правоотношений по социальному обслуживанию.

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях.

В систему отношений по социальному обслуживанию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

8. Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

В соответствии с положениями общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Одной из особенностей метода права социального обеспечения является сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов . Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

9. Специфические способы определения содержания правоотношений

Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений. Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия.

В коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), а также закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т. д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений. В данной отрасли почти все юридические факты – это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т. д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

10. Общее юридическое положение граждан

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения – гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

Во-первых , для метода права социального обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права. Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств.

Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции.

Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. Споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, удержаний из пенсии, взыскания излишне выплаченных сумм пенсии разрешаются вышестоящим органом социального обеспечения. Если гражданин (предприятие, организация) не согласен с принятым этим органом решением, спор разрешается в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.