Как накачать

Арт терапия для ребенка 2 лет. Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Клиентами психологов становятся не только взрослые, но и дети. Восприятие детей является менее логичным, структурированным и сложным. Чтобы помочь ребенку, с ним необходимо говорить на его языке. В этом хорошо помогает арт-терапия для детей, которая имеет множество методов, упражнений и методик. Арт-терапия бывает несколько видов и часто может применяться при решении психологических проблем взрослых.

Арт-терапия

Психологи уже давно отметили, что чем проще и понятнее упражнение для человека, тем легче ему раскрыться и показать все, что творится у него в душе. На сегодняшний день арт-терапия используется не только в психотерапевтических, реабилитационных и корректирующих работах, но и в быту, когда родители желают воздействовать на ребенка. Взрослым тоже легко выражать свои душевные переживания через искусство. Более того, если человек не знает, как интерпретируется его творение, это позволяет психологу точно узнать о том, что он может скрывать за словами.

Арт-терапия – это психотерапевтическая работа, которая включает в себя использование искусства. Различными творческими поделками человек рассказывает о себе. Таким образом психолог может не только собрать информацию о клиенте, но и помочь ему в трансформировании своих , моделей поведения, мировоззрения и т. д.

Двумя особенностями поведенческой арт-терапии, которые в равной степени помогают пациенту и терапевту, являются ее четкость и структурированность. Методы терапии на основе подкрепления базируются на принципах оперантного обусловливания. После того как сделана оценка поведения, терапевт и пациент переходят к следующим шагам.

  1. Составление списка возможных способов подкрепления. Это решающий момент. В качестве подкрепления может рассматриваться все, что с высокой вероятностью способствует проявлению желательной реакции.
  2. Определение того, как и когда применять то или иное подкрепление. Непрерывное подкрепление – лучший способ добиться изменений в поведении за короткий срок. Пациент получает соответствующее подкрепление каждый раз, когда ведет себя согласно поведению-цели. Как только пациент начинает систематически придерживаться нового поведения, подкрепление можно ослабить и применять лишь изредка и случайным образом, что помогает зафиксировать положительные результаты.
  3. Начало шейпинга. Шейпинг – процедура, при которой каждое удачное приближение к поведению-цели получает подкрепление. Это делается для того, чтобы адаптировать пациента к новой для него роли и приблизить к желаемой или правильной реакции.
  4. Составление формального контракта, в котором фиксируются все детали и требования лечебного плана, а также уточняются, когда, как и где должно проявляться поведение-цель.
  5. Периодический пересмотр параметров терапевтического процесса для отслеживания и фиксации успехов пациента. При необходимости в режим подкрепления вносятся соответствующие коррективы.
  6. Окончание терапии. Когда пациент «достигает» поведения-цели, а затем придерживается этого поведения в течение определенного времени, курс терапии завершается.

Арт-терапия, основанная на подкреплении, часто применяется при работе с детьми, больными . Самой сложной задачей здесь оказывается поиск значимого подкрепления. Собственно же лечебный процесс заключается в применении подкрепления для улучшения определенного функционального поведения детей: навыков общения и коллективизма, игровых навыков, а также основных школьных навыков (распознавание букв, чисел и основных цветов). Детей обучают тому или иному поведению-цели и поощряют их каждый раз, когда они успешно ему следуют.

Виды арт-терапии

Главной полезной функцией арт-терапии является то, что человек расслабляется при прохождении заданий, а также полностью раскрывается, не задумываясь над тем, правильно или неправильно он что-либо делает. Если на словах человек уже научился лгать, скрываться, притворяться, то в творчестве он позволяет себе оставаться собой. В арт-терапии выделяют такие виды, которые помогают в психотерапевтической работе:

  1. Изотерапия – изобразительное искусство.
  2. Игровая терапия.
  3. Фототерапия.
  4. Музыкотерапия.
  5. Сказкотерапия.
  6. Библиотерапия – использование книг, литературы.
  7. Имаготерапия – использование театра, образов.
  8. Кинезитерапия – использование движений, танцев.

В изотерапии частыми методиками становятся: лепка, рисование, воссоздание собственных снов, роспись, рисование мандал. На сегодняшний день данный вид является самым частым в использовании. При данной терапии человек расслабляется, убирается цензура. Главными здесь становятся цветовая гамма, формы, размеры рисунка и прочие составляющие, которые человек выбирает. Поскольку здесь отсутствуют правильные ответы, человек рисует то, что соответствует его душевному настрою.

Кинезитерапия (танцевальная терапия) является свободным, спонтанным проявлением своих движений в танце. Это отличается от занятий танцами, где все движения подчинены тренеру. При танцевальной терапии человек двигается так, как ему хочется и удобно. Основной ее целью является освобождение, обретение свободы и устранение негативных эмоций. Психолог В. Райх полагал, что не выраженные эмоции скапливаются в организме, приводя его к разрушению. Танцы помогают их выплеснуть без вреда.

Для некоторых людей подойдет музыкотерапия – когда человек ее сам сочиняет, проигрывает или просто слушает. Ее эффективность заключается в том, что человек находит нужный для себя настрой. Музыкотерапия активно используется при стрессах, депрессивных расстройствах , нарушениях сна. Вслушиваясь в мелодию, человек перестраивается и настраивается на нужный настрой.

В игровой терапии и имаготерапии часто используются театральная игра и песочная терапия. Это позволяет человеку моделировать нужное поведение, проигрывать ее без вреда психическому состоянию, включать внимание и память, проявлять волю. Либо человек освобождается т поведенческих зажимов, либо репетирует новую модель поступков.

Достаточно интересной становится фототерапия – самая молодая методика работы с клиентами. В нее включают не только создание снимков, но и составление коллажей, украшение интерьера желаемыми фотографиями, фотогалерея и т. д. Человек словно позволяет себе украсить мир, в котором он живет. Для начала он должен увидеть красоту и запечатлить ее, а потом еще и преобразить собственный быт.

Сказкотерапия имеет множество функций, что и делает ее одной из самых используемых. Ее можно применять в любом возрасте, особенно при работе с маленькими детьми. Человек либо слушает сказку, которую читает терапевт, либо сам ее придумывает. При прочтении сказки человеку могут даваться ответы на его вопросы. При составлении сказки индивид раскрывает свои переживания, желания, устремления, а также учится искать выход из сложных ситуаций.

Арт-терапия для детей

Самыми сложными клиентами психотерапевтов являются дети. Сложность заключается в том, что детям сложно выразить словами и логическими рассуждениями то, что их тревожит, беспокоит, вызывает негодование. Детская психика очень ранимая. Только арт-терапия для детей помогает в выявлении имеющихся проблем и коррекции психического и поведенческого настроя.

Ребенка можно очень легко обидеть, испугать, вызвать в нем стресс или раздражение. Когда родители замечают, что их ребенок ведет себя некорректно и неправильно, а все их меры не дают полезных результатов, тогда эффективной становится арт-терапия. Нравоучения, наставления, нотации и прочие способы родительского воздействия являются пока еще непонятными и недейственными на ребенка. Если необходимо устранить психологическую проблему либо понять, что происходит с ребенком, тогда обращение за помощью психотерапевта на сайте сайт поможет в решении поставленных задач.

Самыми главными условиями арт-терапии для детей являются:

  1. Безопасность.
  2. Привлекательность.
  3. Понятность.
  4. Доступность средств.

Чтобы ребенок раскрылся, нужно создать атмосферу, где он будет чувствовать себя легко и свободно. Нередко родители не могут создать такой атмосферы, поскольку не проявляют терпения, оценивают ребенка, говорят, что нельзя и что можно делать. Психотерапевт при проведении арт-терапии не ограничивает ребенка, что позволяет малышу раскрыться и вынести наружу то, что он не может выразить словами.

Самыми используемыми методиками являются:

  • Изотерапия.
  • Песочная терапия.
  • Монотипия.

Песочная терапия хороша тем, что она приятна ребенку, позволяет развивать мелкую моторику, а также самовыражаться. Для этого необходим лишь ящик с песком.

Самым доступным является рисунок, который совершается карандашами на листке бумаги. Поначалу ребенок может рисовать каракули. Но по мере устранения внутренних зажимов он начнет дополнять свой рисунок, создавая определенный сюжет.

Монотипия заключается в образовании пятна на листке бумаги. Это пятно ребенок должен описать и даже дорисовать, если пожелает.

Все методы арт-терапии позволяют ребенку раскрыться, через творчество рассказать о своей проблеме и даже изменить свое отношение к ней, модель поведения или чему-то научиться.

Методы арт-терапии

Все методы арт-терапии направлены на самовыражение и самопознание человеком. Поскольку даже взрослые люди могут не понимать мотивов своих действий, арт-терапия является актуальной и самой доступной формой самопонимания. Здесь нет ограничений, правил и законов. Там, где есть свобода, человек расслабляется, становится самим собой и позволяет выплескивать наружу то, что его волнует.

Методам арт-терапии свойственно две функции:

  1. Воссоздание собственной проблемы, которая причиняет боль, а также рассмотрение ее со стороны, понимание.
  2. Изменение своего отношения к проблеме, нахождение правильных способов ее решения, избавление.

Вспомним самый распространенный вариант решения проблемы – нарисовать ее и разорвать рисунок на мелкие кусочки. Если человек пока не готов к борьбе с собственными страхами или комплексами, то разрывание рисунка с его проблемой может стать первым толчком к исцелению.

Существует большое количество методов арт-терапии:

  1. Рисование.
  2. Лепка.
  3. Вязание.
  4. Резьба по дереву.
  5. Составление музыки.
  6. Оригами.
  7. Танцы.
  8. Пение и т. д.

Любое занятие, которое включает творческое проявление себя, является методом арт-терапии. Все они могут использоваться в двух формах:

  1. Когда терапевт задает тему или сюжет, которого должен придерживаться клиент.
  2. Когда человеку предоставляется полная свобода, где он может делать то, что захочет. В конце обсуждается поделка, которую создал человек, чтобы понять тему и сюжет.

Активно используются мандалы – симметричные окружности с квадратами, линиями, треугольниками и прочими изображениями внутри. Человек выражает свой внутренний мир в круге, который является цикличным.

Методики арт-терапии

Разнообразие видов арт-терапии создает большое пространство для выявления, корректировки и закрепления проблемной ситуации. Основными методиками арт-терапии являются активная и пассивная:

  • Пассивная методика арт-терапии заключается в использовании готовых видов искусств: просматривание рисунка, обсуждение сюжета, прослушивание музыки или сказки.
  • Активная методика направлена на создание нового творческого объекта. Человек создает собственное творение, при этом красота и эстетика не оцениваются.

Арт-терапия может использоваться как индивидуально, так и в групповых занятиях. Например, театральная сцена всегда включает как минимум двоих персонажей. Здесь люди могут проигрывать собственные роли либо становиться теми, с кем у них имеются межличностные проблемы. Проигрывая, можно в любой момент остановиться, подумать, получить совет и попробовать новую модель поведения, которая способна решить проблему.

Методики арт-терапии могут использоваться как отдельно, так и в качестве вспомогательного направления в психотерапии. Данное направление не является панацеей от всех бед и при решении любых проблем, однако она оказывает положительное воздействие.

Главной задачей арт-терапии является сублимация – переход от негативных переживаний к решению проблемы. Создавая творение, человек лишь рассказывает о своей проблеме. Но мало рассказать, необходимо еще что-то с ней сделать. Здесь предлагается сделать свою проблему привлекательной, найти к ней походы. По мере того как человек будет менять свое творчество в более привлекательный вид, он сам будет меняться.

Арт-терапия почти всегда используется при работе с детьми, однако и при коррекции взрослых проблем используются ее методики, поскольку позволяют активировать свою работоспособность и внутренний потенциал.

Упражнения арт-терапии

Если изучать сферу арт-терапии, то можно отметить, что в ней существует множество упражнений. Она позволяет индивиду невербальными способами рассказать о своих переживаниях и волнениях, а также найти решение своей проблемы. Часто здесь прорабатываются внутренние недостатки:

  1. Устранять негативные качества.
  2. Повышать самооценку.
  3. Объективно анализировать события и идеи.
  4. Строить новый и успешный образ внутреннего «Я».
  5. Понимать собственные чувства.

Каждая сессия состоит из 2 частей:

  1. Творческая деятельность, которая не требует вербального выражения.
  2. Обсуждение того, что сделал человек.

Эффективными упражнениями становятся коллаж и лепка. Коллаж помогает в распознавании собственной проблемы, а потом в пересмотре его составляющих. Вспомним о «Доске желаний», когда человек при помощи картинок формирует собственное будущее, к которому он желает прийти. Это называется самонастроем, чтобы человек заострял свое внимание на желаемом, а не на том, что его расстраивает.

Лепка позволяет слепить собственный страх или проблему, а потом сделать с ней все, что захочется. Хоть это является лишь самовнушением и не влияет на реальное положение дел, психологически человек меняется. Он обретает уверенность в собственных силах, что позволяет ему приступить к решению проблемы, а не продолжать убегать от нее.

Игра на музыкальных инструментах, прослушивание мелодий, постукивания позволяют человеку расслабиться и избавиться от стресса. Театральное проигрывание помогает в наработке специальных моделей поведения, которые решат проблему, что повысит самооценку человека.

Детям нравится сочинять сказки, работать с крупами, рисовать, делать поделки, играть друг с другом. Для взрослых подойдет упражнение «Автопортрет», где человек в свободной форме может выразить на рисунке, как он сам себя видит. Это помогает психотерапевту понять причины его бед и угнетенного состояния, а также неспособности решить имеющиеся проблемы.

Итог

Арт-терапия оказывает полезное воздействие на детей и взрослых. Итог работы с профессионалом является избавление от внутренних зажимов (страхов, комплексов), освобождение своего потенциала и обретение уверенности в своих силах. Если речь идет о ребенке, то полезной здесь становится работа с целой семьей, в которой он проводит большую часть своего времени, где и формируется его проблема.

Желание родителей меняться вместе с ребенком дает успешный прогноз его развития. Мамам и папам следует понимать, что в первую очередь все беды берутся в семье в детском возрасте. Поскольку взрослые не всегда обращают внимание на недостаток внимания и любви к своим детям, а также не считают, что они поступают неправильно, то детские проблемы надолго укореняются, зачастую мешая им полноценно жить даже во взрослом возрасте.

Арт-терапия полезна тем, что в ней отсутствует цензура. Не оценивается красота и эстетика. Важно то, что нарисовано, а не как это красиво сделано. Важно то, что человек желает передать через свое творение, а не то, нравится оно кому-то или нет.

Человек может раскрыть свой потенциал, а психотерапевт обходит тот момент, когда человек может обмануть. Дети понимают творческую деятельность и активно увлекаются ею. Вот почему передавать свой внутренний мир они умеют через рисунки, лепку, музыку, песочные творения и т. д.

Арт-терапия не только выявляет проблемы, но и помогает в их решении. Методов много, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому человеку, который нуждается в психологической помощи.

Работники дошкольных учебных заведений каждый год сталкиваются с введением новых способов общения и развития . Относительно недавно популярной стала арт-терапия, которая позволяет развить у ребенка не только творческие способности, но и способствовать развитию речи и коммуникабельности.
Содержание:

Что такое арт-терапия

Многим родителям данное понятие даже не известно, а все потому, что большинство привыкло развивать детей старыми способами, такими как учили их в детстве. А на любые внедряемые новшества практически все смотрят косо и н доверяют.

На самом же деле с каждым годом разрабатывается множество программ и направлений, которые позволяют намного легче адаптировать дошкольников к жизни, научится видеть себя, гордится собой, а также постараться найти для себя удобный способ общения и выражения своих эмоций и желаний.

Одним и таких направлений является арт-терапия, в которое входит рисование, лепка, изучение звуков, танцы и многое другое.

В начале 20 века один из художников, которые побывал на войне, находился некоторое время в санатории для восстановления после полученной травмы. А так как особо заниматься там было нечем, все свободное от процедур время он рисовал. Спустя некоторое время он стал понимать, что идет на поправку быстрее, чем это прогнозировали врачи. Дело оказалось в рисовании. После этого были созданы специальные курсы на базе санатория, на которых люди рисовали. И удивление, но именно эти занятия помогали поправиться им намного быстрее.

Спустя некоторое время один из европейских художников продолжил начатое дело. И с этого момента появился целый способ - арт- , благодаря которому многие люди обрели душевное спокойствие.

В России арт-терапия появилась относительно недавно. И, несмотря на множество положительных отзывов о ней, применяется она не так широко, как за рубежом. Но при этом в больших городах уже открыты целые арт-терапевтические центры.

Особое внимание уделяется арт-терапии для дошкольников, так как на их психику, мировоззрение, мнение нужно воздействовать осторожно, потихоньку, чтобы ребенок сам понял, как ему нужно себя вести, чтобы он расслабился, и никто не оказывал на него психологического давления.

Анализ результатов

Прежде чем внедрять повсеместно арт-терапию для дошкольников, ученые провели множество исследований, результаты которых оказались положительными.

Так, были набраны группы детей с речевыми нарушениями. Известно, что задержка речевого развития негативно влияет и на общее развитие ребенка, потому что, изучая мир, общаясь со своими сверстниками, с людьми, которые старше, отвечая им, малыш познает мир. Смотрит, как нужно поступать в той или иной ситуации, планирует свои ответы и т.д.

Одновременно с речевой задержкой страдает и эмоциональной, да и чаще всего проблемы с речью кроется не только в логопедии. Проблемы кроются намного глубже. И единственный способ как-то изменить это - найти индивидуальный подход к ребенку, желательно в момент его увлечения чем-то, найти с ним общие интересы, чтобы он мог раскрыться, показать свои эмоции, и как следствие, начать говорить и понимать окружающий мир.

Для того чтобы заниматься арт-терапия не нужно обладать какими-то удивительными способностями и талантами к пению, рисованию, танцам. Это делается исключительно для того, чтобы раскрепостить зажатого , дать ему шанс посмотреть на мир иначе, окунуться в творчества и выйти их своего стеснения.

Результаты у малышей с задержкой речевого развития были видны уже спустя пару месяцев. Они стали реагировать на сказанное им иначе, начинали сами же отвечать, пусть сначала и односложно, но это лучше, чем просто молчание. К тому же, детки стали осваивать мир, стараться что-то делать, добиваться результатов, быть лучше, чем кто-то.

Психологи считают, что именно благодаря арт-терапии можно будет работать с любыми детьми, приспосабливать их к жизни, адаптировать к новым обстоятельствам и т.д.

Задачи арт-терапии для дошкольников

Техника арт-терапии применяется очень широко и при различных проблемах. Иногда даже абсолютно здорового ребенка приводят на сеансы для того чтобы привить в нем силу духа, чувство уверенности.

К основным задачам арт-терапии для деток дошкольного возраста можно отнести:

  • Развитие речевой и познавательной активности. Это происходит в момент приобщения к чему-то новому. Так, малыш, в первый раз увидев цветной песок, желает знать, а почему он цветной (ведь привык же, что он только желтый), увидев новое танцевальное движение, он хочет его повторить и т.д.
  • Развитие уверенности в себе. У каждого малыша на первых занятиях может что-то не получаться, но, благодаря стараниям педагогов, с каждым разом ему удается сделать что-то новое и больше, чем на предыдущем занятии. В итоге у ребенка формируется уверенность в своих действиях, мнение, что он может, если постараться

  • Стабилизировать состояние, научить его контролировать эмоции. Это достигается путем проб и ошибок. Как уже было сказано выше, на первых занятиях у малыша может что-то не получаться. В первые разы он может расплакаться, обидеться, но со временем, при помощи взрослых, научится контролировать свои эмоции, успокаиваться, понимать, что плач не помоет делу и т.д.
  • Стимулирование креативного мышления. Все родители замечали, что дал ребенку в руки пластилин, краски, он начинает экспериментировать. Проявляется это довольно просто, например, смешивание разных цветов пластилина, нанесение нескольких красок на одно и то же место и т.д. После таких простых экспериментов он начинает пробовать расширять границы, тем самым развивая свое креативное мышление, ему хочется придумать что-то новое, чтобы удивить педагога, маму, бабушку, дедушку и т.д.
  • Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи т.д.

На самом деле задача у арт-терапии много, но важно не это. Несмотря на многочисленность поставленных задач, все их удается достичь, потому что нет прямого навязывания, все происходит в игре, в легкость и в доброжелательности.

Преимущества арт-терапии для дошкольников

Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику, получается достичь многих целей, а самое главнее, выделить массу преимуществ.

  • Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребенок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей
  • Во-вторых, благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т.д.), можно четко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение
  • В-третьих, каждый ребенок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймет, что значит многое

  • В-четвертых, детки, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе

Большое внимание уделяется результатам после занятий, потому что именно они показывают, насколько действенна терапия для определенного ребенка и нужно ли что-то изменить в подходе.

Виды арт-терапии для дошкольников

На сегодняшний день существует очень много видов арт-терапии для дошкольников. Причем выбрать тот или иной вид могут как врачи, так и сами родители, зная, что любит, а что не любит их ребенок.

Выделяют следующие виды:

  • Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами
  • Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребенок лучше познает окружающий мир
  • Песочная терапия, которая позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка
  • Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т.д.
  • Музыкотерапия, которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать
  • Сказкотерапия, во время которой малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках

Взаимодействие с детьми во время арт-терапии строится на взаимном понимании, уважении, на выборе предпочтений, поэтому большинству малышей это нравится, и они с удовольствием посещают занятия.

Изотерапия

Один из самых распространенных методов арт-терапии это изотерапия. Она изучена намного больше, чем другие способы, да и применять ее проще.

Все дети любят рисовать, кто-то берет для этого карандаши, кто-то фломастеры, а некоторые рисуют исключительно красками. И ничего удивительного в предпочтениях малышей нет, потому что каждый из них видит мир по-своему и осваивает те методы, которые ему ближе и понятнее. Это тоже касается рисунков.

Специалисты по изотерапии способны на основании рисунка малыша сделать выводы об его эмоциональном состоянии, о психологической составляющей. Так, некоторые родители замечают, что их ребенок в определенный момент начинает рисовать исключительно только темными цветами. Это говорит о том, что его состояние, в первую очередь моральное и психологическое, напряженное, что его что-то беспокоит. И очень важно узнать, что именно.

В процессе обучения и прохождения , улучшение его состояния будет заметно по его же рисунками. Так, если ребенок стал применять светлые или яркие цвета, постепенно заменять темное на яркое, то это говорит о правильности выбранного направления.


Тем родителям, дети которых любят рисовать, нужно в самом начале стараться учить самим, самые доступные и легкие фигуры, штрихи и т.д., а уже затем отдать в художественную школу для развития навыков.

Песок для детей

Совсем недавно стала применяться терапия песком, которая очень нравится деткам.

Если посмотреть на детскую площадку летом, то можно заметить, что практически все дети с удовольствием лепят куличики, строят замки и т.д.

Опытные специалисты во время специальных занятий с песком могут по действиям, по поведению малыша обратить внимание на его психологическое состояние.

Известны случаи, когда же при помощи занятий с песком удалась корректировать поведение деток с легкой формой аутизма, задержкой психологического развития и т.д. К тому же, было отмечено, что именно этот вид терапии способен помочь в лучшей реабилитации в случае перехода в другой детский сад, потере близкого человека, домашнего животного, переезда из одного города в другой и т.д.


Для таких занятий малышу нужна будет небольшая песочница, много игрушек и емкость с водой, чтобы мочить песок и лепить с него фигуры. Во время занятий арт-терапевт задает вопросы малышу, старается направить его действия, тем самым, помогая, приспособится к окружающему миру, а также контролировать свои эмоции.

Сказкотерапия для дошкольников

Практически все родители знают, насколько важно читать детям сказки, потому что из них он может познать нормы поведения, сравнить их с чем-то и т.д.
Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, такие сеансы приходятся им по душе.

В зависимости от того, что делают персонажи рассказа, куда они попадают, как себя ведут, педагог может сделать вывод об общем состоянии ребенка, и в случае нарождения каких-то проблем при помощи сказок помочь ему.

Например, непослушным детям придумывают сказки, в которых при хорошем поведении их хвалят, обнимают и т.д. Именно на это реагируют дети, потому что они хотят быть лучшими и хорошими, видеть к себе больше внимания. Правда, не все умеют добиваться его хорошими методами. А на примере сказочных героев, сделать это просто.

Музыка и танцы

Все дети любят танцевать, им нравится, когда включают музыку, учат каким-то движениям. Так устроены все люди, что под определенное настроение им хочется слушать определенную музыку. Так же и у малышей.

Музыкотерапия, правда, сегодня встречается очень редко, но с каждым годом из-за повышения ее популярности, появляется все больше специалистов.
Музыка способна помочь ребенку в следующем:

  • Снять . Иногда малыш напряден, потому что на него много чего навалилось, и да, на удивление, у детей есть свои «детские проблемы». И чтобы снять этот стресс, напряжение, ему нужно помочь. Отличный способ отвлечься - это танец под веселую музыку
  • Отрегулировать отклонения в речи. Многие психологи и логопеды считают, что песни помогают малышу лучше говорить, так как задействуются клетки головного мозга, язык тренируется и т.д.
  • Отрегулировать его поведение, например, когда ребенок часто проявляет агрессию, грубит
  • Увеличить подвижность, благодаря чему улучшается общее физическое состояние

Во время музыкотерапии педагог представляет перед ребенком целую неизведанную и необычную для него страну, где правят короли, принцессы. Воображение ребенка создает интересные картины, ему хочется понять больше.


Арт-терапия для - очень важное направление, которое позволяет помочь малышу адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, перестать стесняться. Поэтому если есть возможность ходить на хотя бы одно из вышеперечисленных занятий, делать это нужно незамедлительно! 10

Счастливый ребенок 21.04.2017

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность. Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе. Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка. Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок» . Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом. Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию Фотогеничная «колючка» расторопша

Педагогическая технология по дополнительному образованию арт-терапия "Цветной мир". Младший дошкольный возраст

Данная технология будет полезна воспитателям, педагогам по дополнительному образованию. Технология разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка
«То, что является творческим, зачастую
терапевтично, то, что терапевтично,
часто представляет творческий процесс»
Карл Роджерс

Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравни¬тельно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, кото¬рое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразитель¬ным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечеб¬ные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими - основанными исключительно на вербальной коммуникации - формами психотерапевтической работы.
1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, куль¬турного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо спо¬собностей к изобразительной деятельности или художественных на-выков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к уча¬стию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального об¬щения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хо¬рошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих пере¬живаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного ис¬кусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои пе¬реживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и само¬познания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предпола¬гает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутрен¬нему миру человека.
4. Продукты изобразительного творчества являются объективным сви¬детельством настроений и мыслей человека.
5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у лю¬дей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыни¬циативность, сформировать более активную жизненную позицию.
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала чело¬века, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве¬чает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскры¬тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво¬его индивидуально-неповторимого способа бытия-В-мире.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Существует несколько видов арт-терапии – в зависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапи;
- драматерапи;
- изотерапия и т.д.

Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Здоровьесбережение в нашем детском саду - это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
С целью создания благоприятного климата и стимулирования положительных эмоций у детей младшего дошкольного возраста пришла идея в разработке программы «Цветной мир».
Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок впервые идет в детский сад.
- у детей развивается эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства.
- привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным, кризисное, переходное состояние, ощущение неопределенности и беспокойства, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки.
- особенности межличностной коммуникации в детском коллективе, проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски оказания помощи детям привели к созданию программы художественного развития и коррекции личностных качеств детей средствами арт-терапии.
Структура и содержание технологии
Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно и должно удовлетворять потребностям каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Создание программы «Цветной мир» средствами арт-терапии» - как один из путей решения проблемы психологического здоровья детей. Программа разработана для детей 2-4 лет.
Наиболее распространенным видом арт-терапии является изотерапия. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ воспитательной работы с детьми.
Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим желаниям, мечам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах.
Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия начинается формирование и развитие мыслительных процессов. Неудивительно, что маленький ребенок реагирует на все: приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на ощущения от прикосновения к чему - либо. Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с родителями и педагогами, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным. Изодеятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Эффективность программы отмечена положительной динамикой и позитивными изменениями в эмоционально-личностной сфере, повышение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, снижение агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и беспокойства. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Художественное самовыражение детей помогает восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушение поведения, снять агрессию. Участники программы "Цветной мир", играют с красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение. Но их не учат рисовать. Ведь главное - это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Ребята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Цель:
Достижение психологической комфортности и развитие эмоциональной сферы средствами изотерапии.
Задачи:
1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей;
2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
3. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
4. способствовать повышению адаптационных способностей личности, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в рисовании.
5. активизировать творческий потенциал личности ребенка средствами изобразительной деятельности.
6. корректировать сенсорное восприятие способствовать укреплению моторики руки.

Организационно-методические условия
Необходимым условием для качественного осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространства, включающего в себя «культурные зоны», где ребенок может функционировать в искусстве, а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания.
Арт-терапевтические занятия проводятся в специально оборудованной изостудии, оснащенной необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.
«Рабочая» зона пол и стол – для изобразительной деятельности.
Перед занятиями на детей надевают фартуки и налокотники. Детям предоставляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями.
Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений. Арсенал способов создания изображений широк: красками, карандашами, восковыми мелками, используются также бумага разных форматов и оттенков, пластилин, губки, трафареты, палочки, рисование пальцами и ладонями, ступнями ног, сухими листьями и т.д.
Использование нестандартных изобразительных техник подбираются по принципу простоты и эффектности, с применением разнообразного материала, специально подобранное музыкальное сопровождение способствует снятию психо-эмоционального напряжения, развитию творческих способностей детей.
Приемы работы: изобразительные техники
1. Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
2. Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
3. Монотипия
Базовая графическая техника, описанная в брошюре О.А. Никологорской и Л.И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
4. Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности).
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.
5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).
Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.
6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д
7. Рисование предметами окружающего пространства
Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Форма занятий
Наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям этого детского возраста форма работы с детьми является групповая, т.к. позволяет работать с более широким кругом детей, воздействует на эмоционально-аффектную сферу ребенка.
Как правило, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ - общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой младшей и 1 раз в неделю во второй младшей группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий – от 10 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия. В форме игры и предполагают неформальное творческое общение в совместной художественной деятельности, где каждый ребенок чувствует поддержку и одобрение педагога.

Литература
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - Санкт-Петербург 2003г
2. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» - Москва 2005г.
3. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.
4. Л. Мадлер «Цветной мир» - Москва 2007г
5. Н.О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей – Санкт-Петербург 2008г.
6. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй» - Москва 1995г
7. С.Г. Рыбакова – Арт-терапия для детей ЗПР - Санкт-Петербург 2008г.
8. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» - Москва 2005г
9. Интернет ресурсы

Как только малыши учатся контролировать движения своих рук и пальчиков, они с удовольствием начинают творить. Кисточка, глина, карандаш или пластилин окажется в их руках – неважно! Но ребенок сразу же приступает к делу. И он не рисует и не лепит – он выражает себя, освобождает свое подсознание. Выражение творческого потенциала – это некое исцеление. На этом и основаны методы арт-терапии для детей, которые могут быть самыми разнообразными.

Суть методики

Арт-терапия – это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно. В процессе размазывания, смешения, разбрызгивания, подбора и импульсивного рисования малыш безболезненно выражает свои чувства. Благодаря этой специализированной форме психотерапии у взрослых появляется возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Упражнения по арт-терапии для детей дают им заряд бодрости, наделяют уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка, обнаружить и решить скрытые проблемы. Это не организованный процесс, как урок рисования или труда. Актуальность арт-терапии состоит в том, что ценность имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором оголяются внутренние переживания. Если кратко озвучить задачи арт-терапии, то они сводятся к следующему:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • обнаружение проблем, которые сложно обсуждать;
  • развитие внутреннего контроля;
  • безопасные и контролируемые эксперименты с чувствами;
  • творческое самовыражение;
  • развитие воображения;
  • эстетический опыт;
  • повышение адаптационных способностей;
  • коррекция отклонений.

Виды арт-терапии

Если говорить об арт-терапии для дошкольников, то наиболее распространенные ее виды – это , изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкальная терапия и фототерапия. Но в чистом виде их используют крайне редко. Это связано с тем, что обычный набор изобразительных средств для ребенка – это предсказуемо и скучно. Именно поэтому арт-терапия в дошкольном возрасте применяется комплексно. Малышу гораздо интереснее включаться в процесс, который отличается от привычного. Ведь так здорово, когда на приклеенном к листу бумаги песке расцветают нарисованные цветы, а обычная клякса превращается в бабочку. И никто не упрекнет в том, что песок не бывает синим, а пятно краски – это не животное, а неаккуратность.

Если говорить о том, какой вид арт-терапии может применяться в детском саду, то это, безусловно, рисование сыпучим материалом (нанесение песка, круп или сухих листьев на предварительно смазанную клеем поверхность), пластилином (применяется преимущественно на занятиях с ), пальцами, предметами, которые для этого не предназначены (ватные палочки, кубики, игрушки и тд.)

В специализированных центрах проводятся занятия по арт-терапии для детей-инвалидов, малышей с нарушениями психики, отклонениями в развитии. Специалисты используют такие техники, как «Монотипия», то есть нанесения рисунка красками на стекло или зеркало, а затем перевод рисунка на бумагу, «Марание» (разбрызгивание краски). Отличный терапевтический эффект дает рисование под музыку или рисование музыки, то есть детям предлагают нарисовать акустические сигналы, которые они слышат. Если сказкотерапия не дает ожидаемых результатов, ее дополняют рисунками, ведь не всегда малыш способен словами выразить эмоции.

Рисовать, лепить, создавать из различных материалов можно не только предметы. Ребенок с удовольствием изобразит звуки, эмоции, события, воспоминания. Но для того, чтобы арт-терапия принесла ощутимую пользу для психологического здоровья ребенка, необходимо обратиться к специалисту, который составит индивидуальную программу терапевтических сессий.