На турнике и брусьях

Общешкольное родительское собрание с презентацией питание. Родительское собрание "Родителям – о здоровом питании ребенка"

Разделы: Работа с родителями

Цель: формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей как составной части культуры здоровья.

  • развивать представления родителей о правильном питании, его значимости для здоровья детей;
  • формировать представление о том, что здоровье человека во многом зависит от его образа жизни и поведения;
  • воспитывать ответственное отношение родителей к здоровью детей;
  • путем анкетирования получить данные о характере домашнего питания школьников;
  • дать рекомендации по правильному питанию детей;
  • изготовить буклеты для родителей о здоровом питании;
  • составить мультимедийную презентацию по итогам работы. (Приложение 1)

Ход собрания

Вьетнамская сказка.

Шел по дороге прохожий. Шел он издалека, сильно устал, был очень голоден, а в кармане у него не было ни гроша. Постучал он в первый повстречавшийся ему на пути дом и попросил у хозяйки что-нибудь поесть:

Я умираю от голода, - сказал он. - Денег у меня нет, но я могу заплатить тебе за еду более ценным, чем деньги. Я раскрою тебе секрет одного драгоценного лекарства, которое может исцелить умирающего. До сих пор я никому не говорил о своей тайне, но если я умру, секрет мой умрет вместе со мной и никто о нем не узнает. Покорми меня, и я расскажу тебе о нем.

Хозяйка не заставила себя долго упрашивать и поспешила подать на стол. А когда гость насытился, подала ему перо, бумагу и сказала:

Теперь пиши свой рецепт!

О! Это очень нужное и драгоценное лекарство, - ответил на это прохожий, - я расскажу тебе, но записывать на бумагу не надо. Следуй за мной! Ты увидишь все сама!

Гость и хозяйка вышли из дома, и пошли по дороге. Спутник молчал, и хозяйка забеспокоилась:

Ну, скоро ли мы придем?

Осталось еще немного пройти. Ты все увидишь своими глазами, я дам рецепт в твои собственные руки.

Когда они подошли к полю, на котором созрел рис, прохожий остановился, вырвал один колосок и протянул его женщине.

Вот и чудо, о котором я тебе говорил. Это лекарство спасает людей. Ведь подумай, если бы не было риса - я умер бы, не дожив до сегодняшнего дня.

Хозяйка оторопела: все оказалось простым, а она ждала чуда. Она смотрела на рисовое поле, как будто в первый раз видела его. А человек продолжал:

Верно, я говорю? Это драгоценное лекарство спасло многих людей, постарайся и ты иметь его побольше. Сказал так прохожий, поклонился женщине и опять зашагал по дороге.

Вам понравилась притча?

Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о питании наших детей. Своё собрание я хотела бы начать с такого афоризма:

Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. Л.Н. ТОЛСТОЙ

Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье это самое важное для родителей. Здоровье ребенка в первую очередь основывается на выдержке его родителей и желании понять ребенка. Одним из важных составляющих благополучного развития ребенка является здоровое питание. Питание может помочь предупредить возникновение болезни или же наоборот ускорить ее появление. Поэтому в вопросах питания ребенка родители должны проявить максимум внимательности и настороженности.

Все мы знаем: чтобы успешно грызть гранит науки, необходимо правильно питаться. Но что же полезно, а что не очень для ребёнка школьного возраста?

Один известный автор сказал, что для детей нужно питать так же, как и взрослых, только лучше. Эти слова как нельзя лучше характеризуют правильный подход к питанию школьников. Рациональное питание любого человека предполагает баланс количества, качества и своевременности, то есть продукты, употребляемые в пищу, должны наиболее полно и своевременно обеспечивать организм необходимыми аминокислотами и микроэлементами для его нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка это особенно важно!

Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные учёные выяснили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, нарушение режима питания. Нарушения в питании ведут к потере внимания, слабости и быстрой пере утомляемости ребёнка, ухудшению работы мозга, снижению иммунитета, хроническим заболевания.

По данным всероссийской диспансеризации детского населения 2002 года (диспансеризация проходит 1 раз в 10 лет) из 30 млн. 400 тыс. детей болезнями органов пищеварения страдают 24,7%. Статистика неутешительная.

Чтобы устранить нарушения режима питания (60 % детей не соблюдают его) взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.

Перед собранием мы провели анкетирование родителей нашего 6 класса. Вот такие результаты у нас получились:

Завтракает ли ваш ребёнок?

Из каких продуктов состоит завтрак?

Бутерброд, омлет, каша, йогурт, хлопья с молоком, чай.

Сколько раз в день питается ваш ребёнок?

Питается ли ваш ребёнок "мусорной пищей"? (фаст-фуд)

Любимая пища вашего ребёнка?

Пельмени, вареники, жареный картофель, пирожки, плов, картофельное пюре, котлеты, тефтели.

Как вы считаете, не соблюдение правила рационального питания, могут каким-то образом повлиять на здоровье вашего ребёнка.

Изучив пищевой рацион школьников, я выяснила, что большинство учеников питаются неправильно. Мало поступает в организм ребенка овощей и фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Поэтому горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

Как относиться к школьному питанию?

Некоторые родители считают, что школьные завтраки недостаточно питательны и вкусны или дороги, и предпочитают давать ребенку свой завтрак - бутерброд и в лучшем случае фрукты. Дети, особенно младшего возраста, съедают его в сухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтракать. Все это приводит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний.

Не раз прозвучало обращение на родительском собрании: "Не давайте детям деньги на завтраки по своему усмотрению. Они нередко тратят их на жевательные резинки, конфеты, чипсы которые нарушают аппетит. Постоянно внушайте сыну или дочери, что правильное питание имеет большое значение для их нормального развития и успешной учебы."

По типам заболеваемости выявляется рост желудочно-кишечных заболеваний - с 19 человек в 2005 году до 28 в 2007 году, эндокринных - с 11 учащихся до 14 соответственно, задержка физического развития с 5 до 11 человек.

Наше здоровье напрямую зависит от того, что мы едим. С пищей в наш организм поступают белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, минеральные вещества; причем в необходимых количествах. Очень важно, чтобы количество это не было избыточным.

Питание можно считать нормальным только тогда, когда пища в полной мере отвечает потребностям организма, обеспечивает постоянство массы тела и способствует нормальной работе всех органов и систем организма. Многие болезни - всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.

Очень часто оказывается, что любимая нами пища очень вредна. А ведь неправильное питание - это прямая дорога к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта, к ожирению. Жирная пища приводит к увеличению веса, ?большое количество ароматизаторов, красителей, заместителей и прочего отравляет организм, а так же вызывает привыкание. Пища, которая была сварена, притупляет чувство насыщения.

Дневной рацион должен включать в себя как можно больше овощей и фруктов, так как грубая растительная пища хорошо стимулирует работу пищеварительной системы. Такое питание называют "рациональным", т.е. питанием, которое удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, устойчивость к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам. Рациональное питание нередко называют также питанием "правильным", "здоровым", "сбалансированным".

Культура питания - это не только поведение за столом, но и оптимальное количество пищи, принятое человеком. Главное правило - это соотношение количества и калорийности энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма. В школе на уроках вы работаете умственно, ?затрачивается энергия, ?которую организму нужно восстановить. Школьнику рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков (мясо, рыба, молочные продукты, орехи, яйца, крупы), ?на 20-30% из жиров (сливочное и растительные масла, сметана, сливки, сыр, орехи, овсяная крупа), на 50-55% из углеводов (овощи, фрукты, злаки, крупы).

Питание школьников и подростков.

У детей в период школьного и подросткового возраста формируется половое развитие, они быстро растут, прибавляя в весе и мышечной силе. Занятия спортом и физическим трудом ведут к резкому возрастанию энерготрат. Нервная система детей этого возраста находится в состоянии значительного напряжения под влияния интенсивной познавательной информации, сложности школьного обучения. Вот почему так важно обеспечить школьников и подростков полноценной пищей, правильно организовать режим питания

Желательно включать в рацион сливочное диетическое масло, сметану.

Мясо, молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, хлеб школьники должны получать ежедневно.

Утром можно дать закуску (салат или сыр, колбасу), затем мясное или рыбное блюдо с гарниром или кашу, творожные или яичные блюда, чай, молоко, кофе, хлеб с маслом.

На обед - салат или винегрет, суп, мясо или рыбу с гарниром, компот или сок.

В полдник - молоко, кефир, выпечку, фрукты.

На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и питье.

В этом возрасте, к сожалению, дети часто нарушают режим питания, едят беспорядочно, часто всухомятку, на ходу. Эти пагубные привычки оказывают пагубноедействие на растущий организм. К режиму питания родители должны приучать детей с раннего детства!

Я предлагаю, вам, сейчас поиграть в игру " Заморочки из корзины".

В корзине у меня кое-что лежит. Что там находится, вам, предстоит отгадать.

(У учителя в руках корзина, накрытая рушником, он подходит к столу каждого родителя и предлагает на ощупь назвать фрукт или овощ, лежащий в корзине.).

Там могут находиться: яблоки, морковь, огурцы, картофель, лук, чеснок, редис, редька, свёкла.. Каждый, кто отгадал, получает фрукт или овощ.

Молодцы! Хорошо справились с заданием! Действительно, ягоды, фрукты, овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в вашем рационе каждый день и регулярно. Витамины - греческое слово. В переводе оно означает " носители жизни". Если этих веществ в организме мало или нет совсем, люди заболевают.

Витамины играют в жизни человека огромную роль. В качестве примера приведу трагическую судьбу экспедиции русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. Очень долго участники экспедиции питались консервами и сухарями. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели - появилась сильная слабость, стали выпадать зубы. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли. Те участники, которые вернулись, начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами и быстро поправились.

Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.

Витамин А - улучшает зрение. Он содержится в: яйце, молоке, твороге, моркови.

Витамин В - заботиться о пищеварении. Он содержится в: хлебе, гречке, мясе, картофеле.

Витамин С - повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Он содержится в: яблоке, шиповнике, апельсине, облепихе,

Витамин D - нужен для укрепления костей. Он содержится в: рыбьем жире, молоке, рыбе, желтке яиц.
Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах.

Питание подростков должно быть четырёхразовым, со следующим распределением пищи:

завтрак - 30%,

обед - 40% - 50% ,

полдник - 10%,

ужин - 15% - 20%.

Последний приём пищи должен быть за 1,5 - 2 часа до сна.

Завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным.

Примерное меню завтрака:

2. Хлеб с маслом.

3. Чай сладкий.

Второй завтрак:

Хороший завтрак - сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужные организму.

1. Котлета (рыбная, мясная), гуляш и т.д.

3. Сок, компот, напиток, чай.

Примерное меню на обед:

Как правило, на обед подается горячая пища:

2. Биточки

4. Компот из сухофруктов.

Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.

Примерное меню на ужин:

Ужин - последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу:

  • запеканки
  • творог
  • омлет
  • кефир
  • простоквашу

Выводы

Правильное питание - наличие в меню всех необходимых питательных веществ.

Правильное питание - это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, в том числе холестерина, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.

Правильное питание - это ограничение поступления вредных веществ. Начать ограничивать себя нужно от более вредного к менее вредному - например, от газированной воды до рафинированных продуктов, таких как сахар, рафинированные.

Рефлексия.

Продолжите, пожалуйста, фразу "Пища должна быть для ваших детей:"

Закончить наше собрание хочу известной мудростью: "Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть". От того, как наши дети питаются, во многом зависит состояние их здоровья, трудоспособность, защитные и приспособительные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни. Только умеренное сбалансированное питание может стать гарантией долгих лет жизни.

Cлайд 1

Cлайд 2

План работы: 1. Определение содержания понятия «Ответственное воспитание детей родителями» 2. Задачи ответственного родительства. 3. Принципы ответственного (позитивного) родительства.

Cлайд 3

Cлайд 4

«Родители» – лица, обладающие родительскими правами и ответственностью. «Воспитание детей родителями» – деятельность родителей по уходу за детьми и их воспитанию. Семейное законодательство Российской Федерации устанавливает преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей, а также несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63 СК РФ)

Cлайд 5

«Позитивное (ответственное) воспитание детей родителями» – поведение родителей в отношении воспитания, развития способностей, уважения интересов и взглядов ребенка и создания условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться.

Cлайд 6

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет правоспособность и дееспособность несовершеннолетних (ст. ст. 17, 26, 28 ГК РФ). Семейный кодекс Российской Федерации утверждает права ребенка в семье. Воспитание детей родителями в высших интересах ребенка означает, что родители должны, прежде всего, заботиться о благополучии ребенка и его развитии, воспитывать своих детей таким образом, чтобы дети смогли добиться высоких результатов в учебе, в отношениях с друзьями, в обществе.

Cлайд 7

Родители должны обеспечивать своим детям: заботу (что означает удовлетворение потребности ребенка в любви, теплоте и безопасности); руководство (что означает регулярное со стороны родителей обеспечение детям чувства безопасности и предсказуемости и при этом необходимой гибкости в воспитательных подходах и отношениях); признание (что относится к потребности каждого ребенка в том, чтобы его увидели, выслушали и оценили как личность); развитие способностей (что направлено на укрепление осознания ребенком своих возможностей и самостоятельности). Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (ст. 64 СК РФ)

Cлайд 8

Отметьте 2-3 фразы которые вы часто слышите дома от родителей. 1. Сколько раз тебе повторять? ________________14 2. Посоветуй мне, пожалуйста. ________________6 3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)__________16 4. И в кого ты только уродился? _______________6 5. Какие у тебя замечательные друзья! _________12 6. Ну на кого ты похож(а)!? ____________________7 7. Я в твое время… ___________________________14 8. Ты моя опора и помощник(ца)._______________9 9. Тебя не спрашивают, что ты хочешь.___________6 10. О чем ты только думаешь?! _________________6 11. Какая ты у меня умница! ____________________16 12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? _________10 13. У всех дети как дети, а ты?___________________2 14. У меня без тебя много проблем.______________2

Cлайд 9

Cлайд 10

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». В.Сухомлинский.

Cлайд 11

Ответственный родитель или Добрый родитель Заботливый родитель Ответственное родительство – это не состояние, а процесс.

Cлайд 12

Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие: Коммуникативное Эмоциональное. Нормативное Экономическое Охранительное Духовное Общение с ребенком Сопереживание ребенку Привитие социальных норм Материальное обеспечение Сохранение и укрепление здоровья Привитие базовых жизненных ценностей

Cлайд 13

Условия для успешного решения родительских задач: 1. Зрелость самих родителей. 2. Родительская любовь. 3. Родительский авторитет.

Cлайд 14

"Семья - одна из главных человеческих ценностей"

1 -й ведущий: Сегодня у нас необычное родительское собрание. Оно пройдет в виде тренинга. Психологический тренинг - это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Участники тренинга все делают сами.

2-й ведущий: Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Сегодня мы говорим о самом главном – о семье. Каждой современной семье не хватает времени для общения. Мы надеемся, что наш тренинг может хоть чуть-чуть помочь вам в этом.

1-й ведущий: Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Люди, которые любят нас, заботятся о нас. Нет ничего лучше, нет ничего дороже в мире, чем семья. Она спасет, придет на помощь, она укажет нужную дорогу, подарит тепло и любовь, даст опору в жизни.

2-й ведущий: С чего начинается семья? С доброты, заботы, понимания, и, конечно же, любви. Со встречи двух, до этого совершенно чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. И именно в семье мы учимся ответственности, заботе и уважению.

1-й ведущий: У нас получилось 4 команды…

Конкурс-разминка «Без чего дома не бывает»

Нужно назвать те предметы из чего состоит дом.

Участники по очереди называют по одной части дома (труба, крыша, пол, стены, потолок, и т.д.)

Определить того, кто назвал больше слов.

2-й ведущий: Народ веками слагал и собирал пословицы и поговорки. В них вся сила мысли. И порой не нужно ребенку долго что-то объяснять, достаточно сказать пословицу или поговорку.

1-й ведущий: Конкурс интеллектуальный: «Загадка, загаданная пословицей». В каждой семье есть свои любимые пословицы, которые вы часто применяете, но вот загадки из пословиц вы наверно ещё не знаете.

2-й ведущий: Играют все команды одновременно. Кто первый отгадал, тот поднимает руку и отвечает. За каждый правильный ответ – один балл.

1-й ведущий: Итак, начинаем.

1. Оно дороже всякого богатства. Чистота – залог его. Его сгубишь – новое не купишь. (Здоровье).

2. Птица рада весне, а ребенок - ей. Роднее её нет родни. Её сердце лучше солнца греет. (Мама).

3.Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей их. (Друзей).

4.На чужой стороне она милей вдвойне. Она краше солнца, дороже золота. (Родина).

5. Без него нет добра. Без него нет плода. Без него не вытащишь и рыбку из пруда. (Труд).

2-й ведущий: Конкурс «Продолжи пословицу»

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Ваша задача продолжить пословицу.

Яблоко от яблони … (не далеко падает) .
– Гость на пороге – счастье в …
(доме) .

– Чем богаты, … (тем и рады) .
– Дом вести …
(не бородой трясти) .

В гостях хорошо, … (а дома лучше) .
– Дом без хозяйки …
(сиротка) .

1-й ведущий: Конкурс «Экзамен для родителей» - Ситуации.

Ваша дочь сделала модную короткую прическу, обрезав косу. Ваша реакция.

Ребенок привел домой большую дворовую собаку.

Ваш сын 10-11 класс полюбил девочку и решил на ней жениться. Что вы ему посоветуете?

Вашей дочери предложили работу за границей в качестве фотомодели Что вы предпримите?

2-й ведущий: Последний конкурс « Нам песня строить и жить помогает»

Как поется в известном шлягере прошлых лет «легко на сердце от песни веселой, она скучать не дает никогда».

1-й ведущий: И нам скучать, сегодня не придется. Мы начинаем наш конкурс. Вспомним песни, которые любят родители и дети, которые смогут подпевать все присутствующие.

2-й ведущий: Команды по очереди поют отрывки песен. Побеждает тот, кто спел больше. Зал может подпевать.

1-й ведущий: Пока жюри подводит итоги сегодняшнего вечера, мы с вами все вместе пожелаем другу счастья. И все вместе споем песню Стаса Намина «Мы желаем счастья вам….».

Слово жюри. Награждение по номинациям “Самая дружная”, “Самая творческая”, “Самая музыкальная”, “Самая интеллектуальная ” и т.д.

2-й ведущий:

Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

1-й ведущий:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

2-й ведущий: Подводя итоги, мы говорим, что каждая семья бесценна и уникальна по-своему. Хочется сказать большое спасибо всем, кто нашел время прийти к нам сегодня. И выразить надежду, что наш тренинг помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству.

1-й ведущий: Большое спасибо за активное участие в тренинге, я думаю, что время, проведенное вместе, вам понравилось, вы смогли отвлечься от проблем, пообщаться друг с другом и просто отдохнуть. Мы искренне желаем, чтобы в семье каждого из вас царили мир, тепло, понимание, ласка, доброта и любовь!

2-й ведущий: А закончить сегодняшний тренинг я предлагаю с определения вашего настроения. Для этого мы приготовили 2 смайлика, на которых нарисованы лица: веселое и грустное. Посмотрите на них внимательно и выберете себе то настроение, с которым вы уходите сегодня из нашей гостиной, а затем положите в ларец.


1-й ведущий:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Мы говорим вам:
"До свиданья,

Говорим: До новых встреч!"

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей «Напутствие»

Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» Многие считают, что смысла в ней нет вообще, поскольку человек рождается и умирает. Грустные мысли...
А мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле - семья и любовь. Любовь к ребенку, к мужу, к матери, брату. Все остальное, как бы оно ни было красиво и важно, - одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, - лишь прилагается к главному - к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать так» же любящими и счастливыми.

Да, все начинается с семьи, дома - ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, значит, ДОБРА!

С любовью педагоги.

Общешкольное родительское собрание:

«Семья и школа – партнёры в воспитании»

Контингент родителей: родители учащихся 1-9 классов.

Количество родителей: ____ человека.

Дата проведения: 27 ноября 2013 года.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, экран, компьютерная презентация.

Цель выступления:

    осознание родителями роли и значения семейного воспитания в общей системе воспитания ребенка;

    нацеливание родителей на плодотворное педагогическое сотрудничество;

    активизация педагогических ресурсов родителей.

Конспект выступления на общешкольном родительском собрании

Слайд 1.

Слайд 2.

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы - это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения. Укрепление взаимосвязи семьи, школы и общественности на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. Ребенок начинает воспитываться в семье. Когда он подрастает, эта функция частично переходит на школу, ложится на плечи учителей. Если раньше в обязанности педагога входило лишь обучение своему предмету, то сегодня на первый план выходит подготовка ребенка ко взрослой жизни, воспитание личности. Детям важно видеть согласованные действия педагогов и родителей. Когда требования школы совпадают с требованиями семьи, ребёнок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован.

Взаимодействие семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

В школе организовано постоянное всестороннее изучение семей учащихся классными руководителями, социальным педагогом. Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.

Слайд 3.

Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Слайд 4.

Лев Кассиль писал: «Семья и школа - это берег и море.

Слайд 5.

На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом

Слайд 6.

перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.

Слайд 7.

Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Вы доверяете нам самое дорогое - ваших детей. Все мы: и родители, и учителя хотим одного: чтобы наши дети росли здоровыми, получили хорошее образование, научились жить и работать в коллективе, развили свои способности, и только в сотрудничестве, в тесном взаимодействии мы сможем добиться этого результата.

Слайд 8.

Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является

Слайд 9.

создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Здесь важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих условиях по его воспитанию, необходимо чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда после ссоры с супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем вымещать на них свое зло, плохое настроение. Ребенок страдает от этих скандалов и ему тоже очень плохо. Дети стараются именно в эти минуты быть ближе к маме, рассказать ей что-нибудь. И часто в ответ от мамы услышат слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, что это мол приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.

Следующая задача семейного воспитания - это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой, его нужно строить даже с младенцем. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется ввиду некий диалог, который должен строиться на равенстве позиций ребенка и взрослого. Достичь этого трудно. Обычно возникает позиция взрослого - это позиция «над ребенком». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир глазами своих детей. Контакт следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть. Признать право ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.

Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Высказывание, касающееся личности или характера ребёнка наносит серьезный вред контакту с ним, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно своего ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный необдуманный проступок .

Слайд 10.

Формула истиной родительской любви звучит так, не «люблю потому что ты хороший», а «люблю потому что ты есть». Возможно, родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.

Слайд 11.

Существует много проблем воспитания детей в семье. Одна из главных - это дефицит ласки, который испытывают наши дети. Родители не находят времени, забывают, или может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему позыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Не стесняйтесь приласкать своего ребенка.

В последнее время получило распространение такое понятие как синдром опасного обращения с детьми - это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка до неправильного воспитания. В настоящее время чуть ли бы не каждый день можно услышать о случаях жестокого обращения с приемными детьми, а сколько таких семей, которые издеваются над своими собственными детьми.

Семьи, где регистрируется СООСД обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, ведущие разгульный образ жизни, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей и одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь - физическое насилие. Последнее чаще всего применяется матерями, нежели отцами. СООСД наблюдается по отношению к девочкам в 3 раза реже. Чем к мальчикам. Последние более подвижны, бегом и криком раздражают родителей. Родители не понимают, что жестокость порождает жестокость.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок. Тем лучше.

Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием и скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

С целью выявления взаимоотношений в семье было опрошено 41 учащихся. Учащимся предлагалась анкета, состоящая из 8 вопросов:

1. С кем ты живёшь?

2. Назови Ф.И.О. членов семьи.

3. Где и кем работают члены семьи?

4. Когда тебе нужен совет, к кому из членов семьи ты обращаешься?

5. Кто тебе помогает выполнять домашнее задание?

6. Если ты чем-то порадовал своих членов семьи, то они…

8. Как ваша семья проводит выходные дни?

В результате анкетирования было выявлено следующее:

1. С мамой и папой (отчимом) живёт 33 человека

Живут с мамой 8 человек

2. Знают Ф.И.О. членов семьи - 24 человека

Не знают фамилию или отчество одного или нескольких членов семьи - 17 человек

3. Знают, где и кем работают родители 28 человек

Не знают, где и кем работают родители 13 человек

4. За советом чаще обращаются

К маме и папе 3 человека

только к маме – 26 человек;

Ждут помощи и совета от папы - 3 человека;

Надеется на бабушку - 4 человека;

Не ждёт помощи, а надеется только на себя -6 человек

5. Самостоятельно выполняют домашнее задание - 14 человек (26%);

Прибегают к помощи взрослых (мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя, брат или сестра) - 21 человека (68%);

Выполняют домашнее задание с учителем - 10 человек.

6. Если ты чем-то порадовал своих членов семьи, то они…

Хвалят словами – 7 человек

Обнимают, целуют – 5 человек

Радуются – 26 человек

Не реагируют – 3 человека

7. Если ты чем-то огорчил своих членов семьи, то они…

Ничего не делают – 4 человека

Обижаются – 6 человек

Ставят в угол – 2 человека

Объясняют – 3 человека

Ругают – 15 человек

Огорчаются – 9 человек

8. Ситуация, когда каждый член семьи в выходной день занимается только своим делом, наблюдается в 8 семьях.

Одной из главных проблем, которая поднимается в настоящее время, является проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали; не только принимали, но и поддерживали и помогали. Общайтесь с вашими детьми как можно больше и чаще, тогда и у вас, и у них будет значительно меньше проблем. Будьте для своего ребёнка примером и образцом для подражания, не требуйте от него того, чего сами не сможете выполнить ведь, как известно идеальным родителем является тот родитель, который служит своим детям положительным примером во всем.

Слайд13.

Памятка для родителей о создании благоприятной семейной атмосферы

    Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

    Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

    Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

    Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

    Ребенок должен чувствовать, что он любим.

    Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

    Старайтесь больше внимания уделять своим детям, умейте их выслушать, понять и принять их такими, какие они есть, побольше говорите с ними, расширяйте их кругозор, объясняйте им непонятное. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком - потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

Слайд 14.

Правила сотрудничества семьи и школы

    Нельзя при ребёнке родителям негативно отзываться об учителях, осуждать их.

    Если ребёнок пришёл домой с жалобами на взрослого человека, на товарищей, необходимо выслушать ребёнка, пообещать ему разобраться в сложившейся ситуации. Обязательно связаться с классным руководителем, выяснить причину разногласий и вместе решить, как действовать в сложившейся обстановке. Только в согласованных действиях можем прийти к разумному исходу событий. Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками, а не конкурентами, должны всегда идти навстречу друг к другу, заинтересованно и согласованно решать проблемы воспитания.

И нам бы хотелось, чтобы в педагогах вы видели своих союзников. Если возникают проблемы, звоните, приходите в школу, будем решать сообща, обращайтесь за помощью. Вы сегодня пришли на родительское собрание, значит вам не безразлична судьба своих детей. Давайте будем сообща готовить детей к самостоятельной жизни.

А закончить выступление мне хотелось бы словами классика В.Г. Белинского «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства… Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошо воспитанные дети - эта наша счастливая старость, плохо воспитанные дети – это наше горе, наши слезы. Так думайте о будущем, а будущее – это наши дети».

Слайд 15.

Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы».

Слайд 16.

Спасибо вам за внимание. Мы надеемся на дальнейшее наше сотрудничество.

Формирование навыков здорового образа жизни


Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому. Народная пословица.



Секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни:

  • поддержание физического здоровья;
  • отсутствие вредных привычек;
  • правильное питание;
  • закаливание;
  • соблюдение личной гигиены;
  • положительные эмоции;
  • двигательная активность.

Правильное питание школьника должно быть:

  • соответствующим возрасту;
  • желательно четырехразовым;
  • сбалансированным по составу питательных веществ - белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
  • полностью обеспечивать энергетические затраты организма.




Закаливание -

одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания -приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце.


Виды закаливания:

  • Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру.
  • Ножные ванны - действенный способ закаливания, поскольку ноги наиболее чувствительны к охлаждению.
  • Прогулки на свежем воздухе – можно использовать велосипед, лыжи, ролики.

  • Хождение босиком - происходит тренировка мышц ног. Начинать хождение босиком следует с 1 мин., прибавляя через каждые 7 дней по 1 минуте.
  • Солнечные ванны - оказывают на детский организм укрепляющее действие, усиливает обмен веществ, сопротивляемость организма к заболеваниям.
  • Купание в водоемах - купание в летнее время, в безветренную погоду при температуре воды 22-23 градусов, при температуре воздуха 25-26 градусов.

Цель тестирования :

определение уровня осведомленности (сформированности) о здоровом образе жизни у школьников.


Критерии:

  • Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
  • Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
  • Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированности привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

  • Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, интернета.
  • Проявление потребности в выполнении санитарно - гигиенических норм.


Вывод:

полученные результаты указывают на необходимость воспитания у обучающихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СВОИХ ДЕТЕЙ

  • Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
  • Соблюдайте режим дня.
  • Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
  • Любите своего ребенка, он - Ваш. Уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути.
  • Обнимать ребенка следует не менее четырех раз в день.

  • Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
  • Личный пример по ЗОЖ - лучше всякой морали.
  • Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и вода.
  • Помните: простая пища полезнее для здоровья.
  • Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.


  • Следите за режимом сна вашего ребёнка.
  • Берегите нервную систему ребёнка.
  • Прививайте гигиенические навыки. Главную роль играет пример семьи.
  • Не делайте за ребёнка то, что хотя и с трудом, может выполнить он сам.
  • Будьте всегда и во всём примером!