Основой профилактической работы врача-педиатра является комплексная оценка состояния здоровья ребенка с использованием шести основных критериев. В условиях детских поликлиник для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев:
Первый критерий, обусловливающий здоровье - особенности онтогенеза развития малыша от момента зачатия до настоящего времени, в него входят генеалогический, биологический, социальный анамнез.
Второй критерий, определяющий здоровье - уровень физического развития и степень его гармоничности.
Третий критерий - уровень нервно-психического развития.
Четвертый критерий - уровень резистентности организма.
Пятый критерий - уровень функционального состояния.
Шестой критерий - наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Исследовав и оценив все перечисленные критерии, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к той или иной группе здоровья (I, II, III, IV, V).
Особенности онтогенеза (первый критерий здоровья) .
Он оценивается на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза (то есть историй жизни семьи). Оценка генеалогического анамнеза (ГА) производится путем составления родословной семьи ребенка, учитывая сведения о трех (лучше четырех) поколениях, включая пробанда. Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье (не являются ли родители родственниками), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.
Анализ генеалогического древа проводится для выявления генных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.), количественной и качественной оценки отягощенности анамнеза с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Для количественной оценки отягощенности ГА используют индекс отягощенности (ИО), определяемый отношением общего количества хронических заболеваний или ВПР у кровных родственников пробанда о которых есть сведения (А) к общему числу всех родственников (Б), исключая малыша (ИО = А / Б).
Генеалогический анамнез считается:
- «благополучным» при числовом выражении ИО до 0,3,
- «условно благополучным» при ИО от 0,3 до 0,6
- «неблагополучным» при ИО 0,7 и более.
При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем.
Неблагоприятные факторы, влияющие на плод во время беременности, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов обеспечивает более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.
Сбор и оценка биологического анамнеза
Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды жизни: беременность, роды, ранний неонатальный (первые 7 суток), поздний неонатальный (до конца первого месяца) и последующее детство. В период беременности выясняют сведения раздельно о течение первой и второй половины беременности: токсикозы первой и второй половины беременности, угроза выкидыша, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
В родах и первые 7 дней выясняют - характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шкале Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и выписке из родильного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома.
В течение первого месяца продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность.
В период детства имеют значение повторные острые инфекционные заболевания, рахит, анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратрофия), диатезы.
Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. БА собирается при любом первом осмотре ребенка педиатром или другим специалистом, чаще это происходит при дородовых патронажах или при первичном патронаже к новорожденному, и тогда он включает все сведения.
Оценка биологического анамнеза. БА расценивается как благополучный, если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онтогенеза. БА расценивается как условно-благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза. БА - неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.
Второй критерий здоровья - оценка физического развития.
К показателям физического развития (ФР), которые обычно рассматриваются врачами с целью контроля за динамикой процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и другие показатели (кожно-жировые складки, окружности бедра, голени, плеча и др.).
Для оценки показателей ФР используются нормативные центильные таблицы и шкалы (лучше региональные). Вначале оценивают каждый из показателей ФР, а затем анализируют их соотношение. Центильная шкала представлена шестью (или семью) колонками цифр, отражающими значение признака. Пространство между цифрами («коридоры») отражает диапазон величин признака. Коридоров всего 7 (или 8).
Каждый измерительный признак (длина, масса, окружность головы, грудной клетки) может быть помещен в свою область или «коридор» центильной шкалы. Результаты измерения в области до 3 центиля указывают на «очень низкий» показатель; от 3 до 10 - на «низкий», от 10 до 25 центиля - на «сниженный» показатель. Значение показателей в зоне от 25 до 75 центиля принимается за «средние» или «условно нормальные величины». Область от 75 до 90 центиля указывает на «повышенный» показатель, от 90 до 97 - на «высокий» и от 97 центиля - на «очень высокий» показатель.
Наибольшими отклонениями в ФР следует считать варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля) и высокая масса тела (область выше 97 центиля) при любой длине тела.
Вероятность патологической природы этих отклонений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями требуют обязательного обследования и консультирования специалистами, подробнее о здоровье детей на Deti-I-My.Ru . В условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов у ребенка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Такое состояние у детей первого года жизни носит название гипостатуры; для детей старше года е этих случаях употребляется термин субнанизм.
В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, во втором - при наличии врожденных пороков, энцефалопатии. Это состояние следует отличать от конституциональной низкорослости, где отсутствуют нарушения трофики, отставание в НПР, нарушение толерантности к пище.
Здоровых детей можно отнести к одному из четырех соматотипов, которые определяются только у детей с гармоничным развитием. Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для массы, длины тела и окружности грудной клетки.
При сумме баллов (номеров) от 3 до 10 - ребенок относится к микросоматическому типу (ФР ниже среднего),
При сумме от 11 до 14 баллов - мезомикросоматическому,
От 14 до 17 - мезомакросоматическому (ФР среднее),
При сумме от 18 до 24 баллов - макросоматическому (ФР выше среднего).
Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность превышает 2 - развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если превышает 3 и более - резко дисгармоничным.
Если показатели окружности головы попадают в 1, 2, 7, 8 «коридоры», следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией.
Все дети после 10 лет наряду с антропометрической оценкой должны иметь и оценку развития половых признаков.
Третий критерий здоровья - оценка уровня нервно-психического развития (НПР).
Контроль за НПР проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка врачом визуально, путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики.
При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития, отраженными в таблицах. Итогами оценки является определение группы НПР.
При соответствии НПР ребенка возрасту или превышении его выставляется I группа НПР.
При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок - II группа НПР - При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляется - III группа НПР
При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока - IV группа НПР. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считается I месяц, для ребенка второго года - квартал и для третьего - полугодие.
Четвертый критерий здоровья - уровень резистентности организма.
Резистентность - совокупность генетически заложенных у малыша неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекциям. Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу частоты острых заболеваний (ИОЗ), который определяется отношением количества перенесенных ребенком острых заболеваний к числу месяцев наблюдений.
Оценка резистентности:
Хорошая, кратность острых заболеваний не более 3 раз в год (ИОЗ 0-0,32);
Сниженная, кратность ОРЗ 4-5 раз в год (ИОЗ 0,33-0,49);
Низкая, кратность ОРЗ 6-7 раз в год (ИОЗ 0,5-0,6);
Очень низкая, кратность ОРЗ 8 и более раз в год (ИОЗ 0,67 и выше).
Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты ОРЗ = 0,33 и выше. Синдром частой заболеваемости (СЧЗ) может быть транзиторным и «истинным». Для последнего характерна выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза, определенная качественная ее направленность. Кроме того наблюдается высокая частота ОРЗ, более тяжелое и продолжительное течение острых заболеваний, сохраняющиеся в течение 2-3-х и более лет. Критерии ЧБД это до 1 года - 4 случая инфекций, до 3 лет - 6 случаев, 4-5 лет - 5случаев, старше - 4 и более ОРЗ в год, а также наличие сопутствующих функциональных отклонений со стороны различных органов и систем, быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции, измененный уровень функционального состояния организма.
Уровень функционального состояния оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований (ЧСС, дыханий, уровень АД, гемоглобина крови и др.), на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка. Быстрая и легкая адаптация к новым условиям социальной среды свидетельствует о нормальном функциональном состоянии, тяжелая, длительная - об измененном.
Пятый критерий - показатели поведения.
Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка. Поведение ребенка отражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.).
1. Эмоциональное состояние (для детей I года жизни) положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.
2. Настроение (для детей 2-6 лет);
Бодрое, жизнерадостное, он охотно контактирует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыбается, смеется, нет страхов;
Спокойное - положительно относится к окружающим, менее эмоционален, спокоен, активен;
Раздражительное, возбужденное - плаксивость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, могут быть аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;
Подавленное - вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;
Неустойчивое - может быть весел, смех быстро сменяется плачем, вступает в конфликты.
3. Засыпание - спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание).
4. Сон (дневной или/и ночной) - глубокий (неглубокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями.
5. Аппетит и пищевое поведение - хороший, неустойчивый, сниженный, избирательный, повышенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жадностью, оставляет пищу.
6. Характер бодрствования - активен, малоактивен, пассивен.
7. Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) - нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает (крутит) волосы, часто моргает, онанирует,
8. Взаимоотношения с детьми и взрослыми - контактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, инициативен, деятелен, легко обучается, нелюбознателен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив и др.
Оценка поведения и группы риска:
Без отклонений;
Незначительные отклонения (группа внимания) ~ отклонения по одному показателю;
Умеренные отклонения (группа риска) - отклонения в поведении по двум - трем показателям;
Выраженные отклонения (группа высокого риска) - отклонения по четырем - пяти показателям;
Значительные отклонения (диспансерная группа) - отклонения в поведении по шести и более показателям.
Шестой критерий здоровья - наличие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.
Пороки развития чаще диагностируются при рождении ребенка или в первые годы его жизни. Хронические заболевания могут возникнуть сразу или формироваться после перенесенных острых патологических состояний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания.
Выставляем группу здоровья.
Исследовав и оценив все критерии здоровья, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к соответствующей группе здоровья: I, IIА, II Б, III, IV, V.
Первая группа - здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции,
Вторая группа
II А группа - также здоровые дети, но с неблагоприятным генеалогическим анамнезом;
II Б группа - с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, с отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и др.
Третья, четвертая и пятая группы - больные дети с хронической патологией, пороками развития в состоянии компенсации (III), субкомпенсации(IV) и декомпенсации (V).
Все дети с III, IV и V группой здоровья берутся на «Д» учет по форме № 030/у.
У детей 11-V групп не обязательно должны быть отклонения по всем критериям здоровья - достаточно иметь отклонения по одному или нескольким критериям. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.
Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции берутся на диспансерный учет по форме № 030/у.
Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики
Детских болезней с курсом ПО
Зав. кафедрой, д.м.н., доцент
Галактионова М.Ю.
Преподаватель:
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ф.И.О., возраст ребенка
Куратор:
Студент (Ф.И.О), группа
Красноярск, 2011 г.
Фамилия, имя, отчество ребенка
Возраст
Дата рождения
Жалобы ребенка (или матери) т.е. основная причина, заставившая обратиться к врачу или медсестре.
Настоящее заболевание , т.е. последовательное изложение всех деталей по поводу жалоб с начала болезни.
Анамнез жизни ребенка:
Источником анамнестических сведений являются родители, родственники, воспитатель, сведения из амбулаторной карты, выписка истории болезни и другие медицинские документы. С ребенком старшего возраста также необходимо побеседовать, но при этом следует помнить, что ребенок внушаем, не может четко определить свои ощущения, а иногда может и умышленно ввести медицинского работника в заблуждение.
Для педиатра расспрос имеет особое значение т. к. за это время необходимо наладить контакт с ребенком и его родственниками.
Очень важно быть предельно доброжелательным, спокойным, уверенным в себе.
Следует спокойно выслушать родителей и одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую информацию.
Направить рассказ матери в зависимости от ситуации
Во время опроса не делать заключения, особенно негативного плана, как по возможному заболеванию, так и по тем мероприятиям, которые применялись коллегами.
Детей младшего возраста заинтересовать игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно поиграть с ребенком.
При выяснении анамнеза жизни у детей до 3 лет особое внимание следует уделять особенностям пренатального, интранатального и раннего постнатального периодов.
При сборе анамнеза жизни у детей старшего возраста особое внимание следует уделить особенностям условий и образа жизни.
Эффективному сбору анамнеза способствуют такие качества медицинского работника, как мягкость в обращении, уважение, понимание, сочувствие, доброта.
Анамнез жизни детей раннего возраста включает: акушерский анамнез матери, вскармливание и развитие ребенка, его предыдущие заболевания, данные о лабораторных анализах, а также иммунизации.
Следует выяснить:
· от каких по счету беременности и родов родился ребенок;
· были ли у матери аборты или выкидыши, предшествующие данной беременности, и как закончились предыдущие роды.
Очень важно уточнить особенности течения беременности:
· условия труда матери, желанный ли был ребенок в семье;
· были ли токсикозы;
· болела ли мать острыми вирусными заболеваниями (если «да», то в каком триместре);
· не было ли во время беременности обострения хронических болезней, какие лекарственные препараты принимала женщина.
· место рождения ребенка (имеются различия в распространенности тех или иных заболеваний в различных географических зонах)
Затем выявляют факторы риска для здоровья ребенка в родах, после рождения и в периоде новорожденности:
· наступили ли роды до срока, в срок или после срока;
· продолжительность I и II периодов родов, время отхождения околоплодных вод;
· родовспоможение (кесарево сечение, щипцы и др.),
· осложнения в родах;
· сразу ли закричал ребенок или была асфиксия
· оценка по шкале Апгар;
· время первого прикладывания к груди и активность сосания
· масса и длина при рождении, МРК
· выраженность и длительность желтухи;
· состояние пупочной ранки;
· какой процент массы потерял ребенок после рождения (физиологическая убыль массы) и к какому дню восстановилась первоначальная масса.
Динамика психомоторного и физического развития : с какого возраста держит голову, поворачивается на бок, сидит, ползает, ходит, когда стал улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы;
· нарастание массы и длины тела на первом году жизни и в последующие годы;
· время и порядок прорезывания зубов;
Вид вскармливания : естественное(грудн ое), смешанное, искусственное;
· когда ребенок первый раз приложен к груди? (в течение первых 30 мин после рождения, позднее)
· как взял грудь (хорошо, сосал активно, сосал вяло)
· режим кормления (по «требованию» ребенка, приблизительно через 3-3,5 часа; строго по часам 3-3,3 ч с 6 – часовым ночным перерывом);
· естественное вскармливание до: указать возраст ребенка;
· смешанное или искусственное вскармливание: причина перехода на искусственное вскармливание, с какого возраста, какие заменители женского молока использовались?
· время и порядок введения прикормов;
· перевод на общий стол (возраст)
· питание ребенка после 1 года;
· характеристика питания в данный момент (аппетит, любимые блюда);
Перенесенные заболевания;
Контакты с инфекционными больными;
Профилактические прививки : против каких инфекций привит ребенок, соблюдались ли сроки прививок, были ли реакции на прививки и в чем проявлялись.
Анамнез жизни для детей старшего возраста:
· какой по счету ребенок. Как развивался в период раннего детства
· поведение ребенка дома и в коллективе, для школьников – успеваемость в школе, какие предметы предпочитает
· перенесенные заболевания и хирургические вмешательства
· туберкулиновые пробы, и их результаты. Контакт с туберкулезными больными
· половое развитие ребенка (сроки появления вторичных половых признаков и их последовательность).
Семейный анамнез:
· возраст родителей (при рождении ребенка, так как известно, например, что возраст родителей к моменту рождения ребенка превышает 40 лет, то у ребенка повышается частота возникновения некоторых генетически обусловленных аномалий);
· их здоровье;
· вредные привычки;
· сколько детей в семье, их здоровье;
· все заболевания у кровных родственников.
· Генеалогическое дерево, начиная с ребенка до дедушек и бабушек вверх – по вертикали, и до братьев и сестер – по горизонтали. При необходимости объем генетического исследования может быть расширен. Полученные данные отразить в генетической карте.
Схема построения генеалогического дерева
Социальный анамнез – социально бытовые условия, которые могут влиять на развитие ребенка. В этой части анамнеза следует выяснить:
· характер работы родителей;
· участие их в воспитании ребенка дома или в детском учреждении, если он его посещает;
· уточнить режим жизни (сон, прогулки, учебная нагрузка, время, затраченное на телепередачи, компьютерные игры);
· материальную обеспеченность семьи;
· имеет ли ребенок отдельную кровать или спит с кем - то из детей или родителей;
· достаточно ли белья, одежды по сезону;
· соблюдение гигиенических навыков, как часто принимает душ или ванну; поведение ребенка дома и в коллективе, интересы, вредные привычки, реакции на плохую отметку, замечания, наказания, взаимоотношения с детьми и взрослыми.
1.1. Составление родословной семьи с числом поколений не менее 3, отражающей наличие или отсутствие наследственных заболеваний;
1.2. Определение общей отягощенности анамнеза с подсчетом индекса отягощенности:
Индекс более 0,7 свидетельствует об отягощенности анамнеза.
1.3. Определение направленности отягощения генеалогического анамнеза с подсчетом индекса отягощенности по нозологической группе:
Индекс более 0,4 свидетельствует об отягощенности анамнеза по данной нозологической группе.
Оценка: 1) генеалогический анамнез отягощен;
2) генеалогический анамнез не отягощен.
2. Оценка биологического анамнеза .
Таблица 3.1.
Условия, характеризующие биологический анамнез
Условия | Перечень неблагоприятных факторов |
Особенности антенатального периода | Токсикозы 1-й и 2-й половины беременности, угроза выкидыша, внутриутробная гипоксия плода, экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности родителей, хирургические вмешательства во время беременности, вирусные заболевания матери во время беременности |
Особенности интранатального и постнатального периодов | Длительные или стремительные роды, кесарево сечение, асфиксия, родовая травма, недоношенность, гемолитическая болезнь, острые инфекционные или неинфекционные заболевания |
Воздействия, ухудшающие здоровье в последующем | Повторные острые заболевания любой этиологии, ранний перевод на искусственное вскармливание |
Оценка : 1. Биологический анамнез благополучный;
2. Биологический анамнез неблагополучный
3. Оценка социального анамнеза .
Таблица 3.2.
Параметры социального анамнеза
Параметры | Крайний вариант благополучия |
Характеристика полноты семьи | Есть ли отец, мать и ближайшие родственники |
Образовательный уровень семьи | Средне специальное образование (техникум, ПТУ) |
Психологический климат семьи | 1) Отношение к ребенку ровное, ласковое, дружелюбное, ребенок желанный; 2) Отношения между родителями дружелюбные; 3) Нет вредных привычек |
Жилищно-бытовые условия | Наличие у семьи отдельной квартиры с площадью не менее 6м 2 на человека |
Материальная обеспеченность семьи | 60% от минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек |
Уровень санитарно-гигиенических условий ухода за ребенком и квартирой | Минимально-оптимальный |
Оценка: 1. Благоприятный социальный анамнез.
2. Неблагоприятный социальный анамнез
Общее заключение.
Заключение : 1. Отклонений в онтогенезе не обнаружено.
2. Имеются отклонения в онтогенезе (указать какой анамнез, перечислить неблагоприятные факторы)
При первичном патронаже врач должен оценить генеалогический, биологический, социальный анамнезы. Если один из анамнезов или несколько имеют отрицательную характеристику, а все другие критерии, характеризующее здоровье, положительную, то ребенка по состоянию здоровья относят в группу здоровья IIА. При последующих осмотрах, в случае выявления новых параметров, характеризующих анамнезы, производят их переоценку.
Приложение 4
Оценка изменений частоты пульса и артериального давления при пробе
с 20 приседаниями
Оценка реакции | Пульс, удары за 10 сек | Артериальное давление, мм рт. ст | Дыхание после пробы | |||||
До пробы | После пробы | Учащение в % | Время возвращения к исходным величинам, мин | Максималь- ное | Минималь- ное | Амплиту- да | ||
Благоприятная | 10-12 | 15-18 | 25-30 | 1-3 | от +10 до +20 | до - 10 | Увеличение | Без видимых изменений |
Допустимая | 13-15 | 20-23 | 51-75 | 4-5 | от+25 до +40 | от –10 до – 20 | Увеличение | Учащение на 4-5 дыханий в мин |
Неблагоприятная | 16 и > | Слабый, появление аритмии | 80 и > | 6 и > | Падение | Без изменения или увеличение | Уменьшение | Одышка при наличии побледнения, жалобы на плохое самочувствие |
Приложение 5
определения группы здоровья в зависимости от характера и степени выраженности некоторых распространенных отклонений в состоянии здоровья.
Наименование отклонения | Группа здоровья | Клинические критерии | ||
Сердечно-сосудистая система | ||||
Функциональный шум в сердце | II | |||
Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца, малое (висячее) сердце. | II | |||
Тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия. | II | При отсутствии заболеваний сердца. | ||
Понижение артериального давления. | II | При снижении систолического АД у детей 8-12 лет до 80-85мм рт.ст., 13-16 лет-до 90-95мм рт.ст. | ||
Вегетативная дисфункция (НЦД по гипотоническому типу) | III | Снижение систолического АД у детей 8-12 лет ниже 80-85мм рт.ст. и 13-16 лет ниже 90-95мм рт.ст. при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости. | ||
Вегетативная дисфункция (НЦД по гипертоническому типу) | III | Транзиторные подъемы систолического АД до 135-140мм рт.ст. (редко до 150мм рт.ст.) при наличии вегетативной дисфункции – потливости, тахикардии, субфебрилитета и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ | ||
Пограничная артериальная гипертония | IV | Продолжительные подъемы систолического АД до 150-160мм рт. ст., уровень лабильный. Диастолическое АД иногда повышается до 85-90мм рт.ст. | ||
Миокардит неревматической этиологии | III - IV | При полной клинической ремиссии – III гр., при неполной клинической ремиссии - IVгр. | ||
Острая ревматическая лихорадка | III - IV | Без порока сердца или с пороком, без признаков недостаточного кровообращения (НК), при отсутствии признаков активности ревматического процесса от 1 года до 5 лет – III гр Без порока сердца или с пороком, без признаков НК, в период стихания активности ревм. процесса (от 6 мес. до 1года) – IV гр. С пороком сердца и признаками НК 1 ст. при отсутствии ревм.процесса (от 1 года и > после атаки) - IV гр.. | ||
Врожденный порок сердца | III - IV | Открытый артериальный проток, дефект межжелудочковой перегородки, без признаков НК – III гр. с НК 1 ст.– IV гр. | ||
Органы дыхания | ||||
Хронический бронхит | III - VI | |||
Хроническая пневмония | III - IV | При отсутствии клинических функциональных изменений со стороны органов дыхания и др. систем – III гр., при их наличии – IV гр. | ||
Бронхиальная астма | III - IV | В межприступном периоде при отсутствии функциональных нарушений различных систем, органов и физического развития – III гр., при их наличии – IV гр. | ||
Пищеварительная система | ||||
Кариес зубов | II - III | Кариес средней активности – II гр., высокой активности – III гр. | ||
Аномалии прикуса | II - III | Начальные формы аномалий прикуса – II гр., значительно выраженные аномалии прикуса–IIIгр. | ||
Дискинезии желчевыводящих путей | II - III | В стадии стойкой ремиссии – II гр. Кратковременные схваткообразные боли в правом подреберье или в области пупка, возникающие после еды или не связанные с приемом пищи, при мало нарушенном общем состоянии и слабо выраженных объективных данных – III гр. | ||
Хронический холецистит | III - IV | В стадии стойкой ремиссии – III гр., при наличии клинических признаков субкомпенсации – IV гр. | ||
Хронический гастрит | III - IV | В стадии полной ремиссии – III гр., в стадии неполной ремиссии – IV гр. | ||
Хронический гастродуоденит | III - IV | В стадии полной ремиссии – III гр., в стадии неполной ремиссии (незначительные боли в эпигастральной и пупочной области, голодные или спустя 2 часа после приема пищи) при наличии болезненной пальпации пилородуоденальной области – IV гр. | ||
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки | III - IV | При стойкой ремиссии – III гр. Боли в подложечной области (голодные и ночные), отрыжка кислым, изжога, рвота, при локальной болезненности в подложенной и пилородуоденальной области, напряжение мышц эпигастральной области – IVгр. | ||
Хронический колит, энтероколит | III - IV | В стадии ремиссии – III гр., при неопределенных болях по всему животу, снижении аппетита, общей слабости, быстрой утомляемости, похудании, спастическом сокращении кишечника, его вздутии и урчании – IV гр. | ||
Гельминтоз | II - III | Без признаков интоксикации – II гр., при их наличии – III гр. | ||
Мочеполовая система | ||||
Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболевания почек | II | |||
Пиелонефрит хронический | III – IV | При полной ремиссии и сохраненной функции почек – III гр., при неполной ремиссии и частично нарушенной функции почек – IV гр. | ||
Крипторхизм | III | |||
Нарушение менструального цикла в период становления мен. функции | II | |||
Дисменорея | III | |||
Эндокринная система и обмен веществ | ||||
Гипертрофия вилочковой железы | II | |||
Увеличение щитовидной железы I и II ст. | II | Увеличение щитовидной железы I ст. (прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые доли), II ст. (железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли) до препубертатного и пубертатного периода, без нарушения функции. | ||
Зоб | III | Увеличение щитовидной железы III ст. и более, нарушение функции | ||
Диффузный токсический зоб | III - IV | При легкой форме – III гр., при среднетяжелой – IV гр. | ||
Избыточная масса тела (за счет жироотложения) | II | Превышение массы тела на 10-19 % в связи с избыточным жироотложением | ||
Ожирение (экзогенно-конституциональное) | III - IV | Ожирение I ст. (превышение массы тела на 20-29% за счет жироотложения) и II ст. (превышение массы тела на 30-49 % за счет жироотложения) – III гр. Ожирение III ст. (превышение массы тела на 50 % и более за счет жироотложения) – IV гр. | ||
Кожа | ||||
Аллергические реакции | II | Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и пр. | ||
Экссудативно-катаральный диатез без явлений экземы | II | |||
Экзема, дерматит, нейродерматит | III - IV | При ограниченной локализации – III гр. При распространенных кожных изменениях с явлением общей интоксикации – IV гр. | ||
Система крови | ||||
Преданемическое состояние | II | Содержание гемоглобина 115 – 111г/л | ||
Анемия | III – IV | Содержание гемоглобина 110 -108 г/л – III гр.,107 - 80 г/л – IV гр. | ||
Нервная система | ||||
Астенические проявления | II | Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.), исчезающие после непродолжительного отдыха. | ||
Патологические привычки | II | Привычка грызть ногти, воротники, дергать волосы, кусать, облизывать губы и др., не понижающие функциональных возможностей организма. | ||
Речевые нарушения (косноязычие) | II | |||
Вегетативная (вегетативно-сосудистая) лабильность | II | Соматовегетативные и вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм, склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов), характерные для препубертатного и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности. | ||
Вегетативная (вегетативно-сосудистая) дисфункция | III - IV | Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями. При слабовыраженной симптоматике – III гр., при выраженных клинических проявлениях и снижении работоспособности – IV гр. | ||
Невропатия (врожденная детская нервность) | III | Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита, эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность. | ||
Астено- невротический и церебростенический синдром | III - IV | Раздражительность, головные боли, нарушение сна и аппетита. При умеренных и клинических проявлениях – III гр., при выраженных – IV гр. | ||
Невроз (астенический, истерический невроз, невроз навязчивых состояний) | III - IV | При кратковременных проявлениях – III гр., при длительных – IV гр. | ||
Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость | III - IV | При умеренных проявлениях, не снижающих социальную адаптацию, - III гр., при более выраженных – IV гр. | ||
Патологическое развитие личности, психопатоподобные синдромы, невротическо развитие личности | III - IV | Неправильные формы поведения, квалифицированные детским психоневрозом, группа здоровья – в зависимости от выраженности клинических проявлений | ||
Последствия органического заболевания центральной или периферической НС | III - IV | Двигательные, чувствительные и координационные нарушения, без снижения функциональных возможностей – III гр., при их снижении – IV гр. | ||
Гипертензионный-гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный) | III – IV | В стадии устойчивой компенсации и отсутствия клинических проявлений – III гр., при их наличии – IV гр. | ||
Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга. | IV | |||
Задержка психического развития | III | |||
Умственная отсталость | IV | |||
Орган зрения | ||||
Миопия слабой степени, астигматизм. Гиперметропия средней степени, астигматизм | II | Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметр. рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии на лучшем глазу, при остроте зрения с коррекцией не менее 1,0 на каждый глаз | ||
Миопия средней и высокой степени, астигматизм | III - IV | Миопическая рефракция от 3,25 Д до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с корреляцией от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу – III гр. Миопическая рефракция от 8,25 Д и выше на лучшем глазу в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией на лучшем глазу не менее 0,5 – IV гр. | ||
Гиперметропия высокой степени, астигматизм | III | Гиперметропическая рефракция от 6,25 Д и выше в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на наилучшем глазу | ||
Аккомодационное косоглазие | II | Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения | ||
Неаккомодационное косоглазие | III - IV | С учетом степени аномалии рефракции | ||
Ухо, горло, нос | ||||
Аденоидные вегетации | II–III-IV | Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию – II гр. Аденоиды II степени (хоаны прикрываются наполовину) – III гр. Аденоиды III степени (хоаны прикрываются полностью) – IV гр. | ||
Аденоидит хронический | III | Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания | ||
Гипертрофия небных миндалин II-IIIст. | II - III | При гипертрофии II ст. (миндалины заполняют две трети пространства между небными дужками и язычком) – II гр. При гипертрофии III ст. (миндалины соприкасаются между собой) – III гр. | ||
Искривление носовой перегородки | II - III | При отсутствии нарушения носового дыхания – II гр., при нарушении носового дыхания – III гр. | ||
Ларингит хронический | III | Наружный и средний отит – III гр. | ||
Отит хронический | III – IV | Гнойный эпимезотимпанит – IV гр. | ||
Ринит хронический | III | |||
Синусит хронический | III | |||
Фарингит хронический | III | |||
Тонзиллит хронический | III - IV | Компенсированная форма (местные изменения небных миндалин и ангины или частые респираторные заболевания в анамнезе без общих патологических проявлений вне обострения) – III гр. Декомпенсированная или токсикоаллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфебрилитетом, тонзило-кардиальный синдром и др.) – IV гр. | ||
Тугоухость | II-III-IV | Односторонняя и двусторонняя I ст. (восприятие шепотной речи от 1 до 5м) – II гр. Односторонняя II ст. (восприятие шепотной речи до 1м) и односторонняя III ст. (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II ст. – III гр., III ст. двусторонняя – IV гр. | ||
Кохлеарный неврит | III – IV | Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. Тугоухость). | ||
Физическое развитие | ||||
Общая задержка физического развития | II | Длина тела меньше, чем М –2σ, отставание в уровне возрастного развития по количеству постоянных зубов, степени оссификации скелета кисти, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутствии эндокринной патологии | ||
Значительный дефицит массы тела | II | Масса тела меньше, чем М –2σ по региональным стандартам (таблица регрессии) без хронической патологии | ||
Опорно-двигательный аппарат | ||||
Нарушение осанки | II | Асимметрия плеч, боковые искривления позвоночника, сутуловатая лордотическая кифотическая выпрямленная осанка. | ||
Сколиоз | III - IV | Сколиоз I, II ст. (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника до 10 – I ст., до 30 – II ст.) – III гр. Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV степени (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30 до 50 – III ст., и более – IV ст.) – IVгр. | ||
Уплощение стопы | II | Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его внутренней стороне пальпаторно обычно определяются компенсаторный мышечный валик; линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой. | ||
Плоскостопие | III | Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы. |
Особенности онтогенеза оценивают на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.
ОЦЕНКА ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА
Оценку генеалогического анамнеза производят путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях 3 (лучше 4) поколений, включая пробанда.
В родословную следует включать информацию о родственных отношениях в семье (не родственники ли родители), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.
При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил.
Генетическое расстояние между поколениями должно быть одина
ковым.
Каждого члена родословной необходимо располагать в своем по
колении.
Линии пересечения следует обозначать четко.
Поколения обозначают римскими цифрами, начиная с верхнего.
В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруют
всех членов поколения.
При употреблении символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагают описание обозначений (легенду).
Цели анализа генеалогического анамнеза приведены ниже.
Выявления моногенных и хромосомных наследственных заболева
ний (болезнь Дауна, фенилкетонурия, муковисцидоз, целиакия, лактаз-
ная недостаточность и др.).
Количественная оценка отягощенности генеалогического анамне
за, для которой используют индекс отягощенности, равный отношению
количества кровных родственников пробанда, страдающих хронически
ми заболеваниями или врожденными пороками развития, о которых
имеются сведения, к общему числу всех родственников, исключая про
банда. Генеалогический анамнез считают благополучным при индексе
отягощенности до 0,3, условно благополучным - при 0,3-0,6 и неблаго
получным - при 0,7 и более.
Качественная оценка отягощенности генеалогического анамне
за с определением предрасположенности к тем или иным заболева
ниям. При качественной оценке отмечают однотипность, если в по
колениях родословной выявлены хронические заболевания одних и
тех же органов и мультифакторную отягощенность, если в поколени
ях родословной выявлены хронические заболевания разных органов
и систем.
СБОР И ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период, интранаталь-ный, ранний неонатальный, поздний неонатальный и постнатальный период.
При оценке антенатального периода выясняют особенности тече
ния первой и 2-й половины беременности: гестозы, угроза выкидыша,
многоводие, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональ
ные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность мате
ри с нарастанием титра AT к резус-фактору, хирургические вмешатель
ства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женщи
ной школы матерей по психопрофилактике родов.
В целью изучения интранатального и раннего неонатального пери
одов собирают сведения о характере течения родов (длительный без
водный период, стремительные роды, затяжные и другие показатели),
пособиях в родах, оперативном родоразрешении (кесарево сечение и
другие вмешательства), оценке по шкале Апгар, о крике ребенка, о диаг
нозе при рождении и выписке из родильного дома, о сроке прикладыва
ния к груди и характере лактации у матери, о сроке вакцинации БЦЖ,
против гепатита В, о времени отпадения пуповины, о состоянии ребен
ка и матери при выписке из родильного дома.
В позднем неонатальном периоде продолжают оказывать влияние
на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность,
гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и не
инфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскарм
ливание, пограничные состояния и их длительность.
В постнатальном периоде имеют значение для развития ребенка
повторные острые инфекционные заболевания, рахит, анемия, рас
стройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратро-
фия), диатезы.
Сведения о биологическом анамнезе участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод в антенатальном периоде, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут развиваться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов позволяет дать более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также предоставляет возможность прогнозировать здоровье в раннем детстве.
Биологический анамнез расценивают как благополучный в случае отсутствия факторов риска во всех периодах раннего онтогенеза, условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза и неблагополучный, если есть факторы риска в 2 и более периодах онтогенеза.
О степени неблагополучия в периоде внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по числу стигм дизэмбриогенеза. В зависимости от силы повреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития) может быть различным. В норме оно не превышает 5-7.
1) Генеалогический анамнез оценивается по данным всех хронических, наследственных, врождённых заболеваний со стороны матери и отца ребёнка (в трёх - четырёх поколениях по вертикали – до бабушек и дедушек или прабабушек и прадедушек, если возможно; по горизонтали – до братьев и сестёр) и составляется родословная. При составлении родословной все родственники одного поколения размещаются на одной горизонтали: 1) пробанд, его родные братья и сёстры, двоюродные братья и сёстры; 2) родители пробанда, его дяди и тёти; 3) поколение дедов и бабок пробанда по линии матери и отца; 4) поколение прадедов и прабабок пробанда по линии матери и отца.
Задача исследования генеалогического анамнеза – выявить ведущую семейную патологию с целью профилактики её у ребёнка.
Особенности онтогенеза, определяемые по данным генеалогического, биологического и социального анамнезов | | З Д О Р О В Ь Е Р Е Б Ё Н К А | ||||||||||||||||||||
Уровень физического развития и степень его гармоничности | ||||||||||||||||||||||
Уровень нервно-психического развития и степень его гармоничности | ||||||||||||||||||||||
Уровень резистентности организма | ||||||||||||||||||||||
Функциональное состояние организма | ||||||||||||||||||||||
Наличие хронических заболеваний и врождённых пороков развития |
Рис. 1. Критерии оценки здоровья детей
Для оценки родословной семьи используют показатель, называемый индексом отягощённости (ИО) наследственного анамнеза, или генеалогический индекс, который определяется по формуле:
Общее число заболеваний на всех родственников (о которых есть сведения о заболеваниях, исключая пробанда)
Общее число родственников (о которых есть сведения о заболеваниях, исключая пробанда)
При генеалогическом индексе 0-0,2 отягощённость генеалогического аннамнеза оценивается как низкая, 0,3-0,5 – умеренная, 0,6-0,8 – выраженная, выше 0,8 – высокая. В целом, при показателе выше 0,7 можно говорить об отягощённости наследственного анамнеза.
2) Биологический анамнез включает в себя сведения об антенатальном (отдельно о течении I и II половин беременности), интранатальном, раннем неонатальном и постнатальном периодах развития ребенка.
Для учёта группы риска беременной и косвенного прогнозирования здоровья ребёнка целесообразно использовать приложение к приказу МЗ СССР 430 от 22.04.81 г., (табл. 1).
К группе беременных высокого риска относят женщин с суммарной оценкой вредных пренатальных факторов выше 9 баллов; среднего риска – 5-9 баллов; низкого риска – до 4 баллов.
Степень отягощённости биологического анамнеза ребёнка оценивают по наличию факторов риска в каждом из перечисленных периодов онтогенеза. При наличии одного и более факторов риска в каждом из 5-6 периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощенности биологического анамнеза, в 3-4 периодах - о выраженной отягощенности, в 2 периодах - об умеренной отягощенности, в 1 периоде - о низкой отягощенности. Если факторы риска отсутствуют, то биологический анамнез считается неотягощенным.
О степени неблагополучия в период внутриутробного развития косвенно можно судить по уровню стигматизации. В зависимости от силы повреждающих факторов дисэмбриогенез может выражаться в грубых пороках развития или стигмах дисэмбриогенеза - малых аномалиях развития, не приводящих к органическим или функциональным нарушениям определенного органа (табл. 2). В норме может быть 5-7 стигм. Превышение порока стигматизации может рассматриваться как фактор риска eщё не проявившейся патологии. При наличии не более 7 стигм уровень стигматизации считается низким, при наличии 10 – умеренным, 11-15 – выраженным, более 15 - высоким.
3) Социальный анамнез характеризуют материально-бытовые условия, особенности трудовой деятельности родителей, полнота семьи, образовательный уровень родителей и др.
Основными параметрами социального анамнеза являются:
1) полнота семьи;
2) возраст родителей (в т.ч. несовершеннолетние беременные и матери);
3) образование и профессия;
4) психологический микроклимат в семье по отношению к ребёнку;
5) наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
6) жилищно-бытовые условия;
7) материальная обеспеченность;
8) санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.
Они могут использоваться для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
Наличие 1 и более факторов в каждом из 7-8 перечисленных параметров анамнеза, а также наличие только одного из таких факторов, как отказ от ребенка, лишение родительских прав, ребенок-подкидыш, постоянное избиение ребенка родителями, отсутствие у семьи постоянного места жительства свидетельствуют о высокой отягощенности социального анамнеза; присутствие 1 и более факторов риска в 5-6 параметрах - о выраженной отягощенности; в 3-4 параметрах – об умеренной отягощённости; в 1-2 параметрах - о низкой отягощенности (за исключением факторов риска, перечисленных в оценке высокой отягощённости).