Техники и обучение

Дурные привычки: как отучить от них ребенка. Вредные привычки у детей: профилактика и способы устранения Дурные привычки у детей 7 лет

Вредные привычки у детей 4 -5 лет .

Бывает, что родители принимают за вредные привычки нервные тики или навязчивые движения у детей. Проявляться невроз навязчивых движений может по-разному: в виде частых миганий, движений головой (как будто ребенок откидывает челку или разминает шею), шмыгания носом, покашливания, кряхтения и т.д. В этом случае особенно опасно ругать ребенка из-за «вредной привычки». Наоборот, не стоит заострять внимание малыша на нервном тике. Иногда навязчивые движения у детей проходят самостоятельно при исчезновении провоцирующих факторов и соблюдении режима питания и сна, в других случаях ребенку требуется помощь специалистов.

Виды «плохих» привычек

Сосание пальцев

Существуют различные типы сосания, к которому дети могут привыкнуть в зависимости от возраста. Такая вредная привычка наблюдается у 17-59% детей до 15 лет. Сосание большого или указательного пальца обычно начинается в первые несколько месяцев жизни. Многие дети перерастают ее задолго до своего первого дня рождения, остальные прекращает сосать пальцы в возрасте пяти лет из-за давления со стороны сверстников. Другими объектами для привычного сосания являются пустышки, соски, концы одеяла.

Сосание имеет успокаивающий эффект и часто помогает детям уснуть. Эта привычка может привести к проблемам, когда появляются постоянные зубы в возрасте около пяти лет, поскольку сосание меняет форму зубов ребенка, неба и прикус.

Битье головой, ритмичные движения головой, раскачивание тела (яктация)

Наблюдается у 10% младенцев. Чаще характерно для детей с аутизмом, воспитанников детских домов. Битье головой – ребенок неоднократно ударяет головой о твердый предмет, например, кроватку, с частотой около 80 раз в минуту. Это может очень пугать родителей из-за страха возможности получения травмы. Но ребенок не демонстрирует проявлений боли, ведет себя при этом спокойно. Эпизод обычно длится от 15 минут до нескольких часов и происходит во время прослушивания музыки или засыпания.

Качания головой – ребенок вращает голову из стороны в сторону в положении лежа на спине, при этом волосы на задней части головы могут полностью стираться.

Качания телом – ребенок ритмично раскачивается в положении сидя или опираясь на колени, локти. Такое поведение обычно начинается в возрасте около шести месяцев и исчезает до двух лет, длится до 15 минут, происходит во время прослушивания музыки или засыпания, чаще наблюдается у детей с сенсорными дефицитами, нарушением развития. В возрасте старше 2 лет привычка может сохраняться у 3% здоровых детей.

Все перечисленные привычки являются обычным поведением для детей этого возраста способствующими самоуспокоению, саморелаксации. В большинстве случаев такое поведение не приносит ребенку никакого вреда, за исключением случаев, если малыш имеет отставание в развитии.

Скрип, скрежет зубами (бруксизм), сжатия зубов

Бруксизм или скрежетание зубами, по одним данным наблюдается в норме у более половины детей, по другим – у 5-30% (в среднем в 8% случаев). Обычно начинается в возрасте около шести месяцев, когда появляются молочные зубы, и снова возвращается с появлением постоянных зубов в возрасте пяти лет. Частота увеличивается с возрастом, достигая пика в 7-10 лет, после чего снижается.

Ребенок не осознает проблемы ночного бруксизма. Скрежетание зубами происходит преимущественно во время сна, длится 8-9 секунд, днем сжатия зубов является беззвучным и часто сопровождается другими вредными привычками . Ребенок обычно перерастает его, но бруксизм может продолжаться и у взрослых. Если скрежетание приводит к повреждению зубов или нарушениям со стороны височно-нижнечелюстного сустава может понадобиться консультация стоматолога.

Привычка грызть ногти, обкусывать кожу вокруг ногтей (дерматофагия)

Привычка преимущественно появляется в дошкольном возрасте и продолжается до подросткового возраста, является самой распространенной у школьников. Редко наблюдается в возрасте ранее 4 лет, достигает пика распространенности к 8-11 годам, нередко остается и у взрослых. Такая привычка может осложняться частыми кровотечениями или инфицированием кожи пальцев.

Привычка ковыряться в носу

Родители могут быть особенно недовольны такой привычкой ребенка из-за ее социальной неприемлемости. С другой стороны, ковыряние в носу является одной из самых распространенных привычек, как среди детей, так и взрослых.

Ее появление провоцирует появление корочек в носу. Ковыряния приводит к дальнейшему повреждению и образованию корок, и так по кругу. Ковыряния является наиболее частой причиной носовых кровотечений у детей.

Ребенку следует объяснять, что такая привычка неприемлема в публичных местах, что высморкаться и преодолеть зуд можно с помощью платка. После ковыряния следует рекомендовать ребенку мыть руки. Детям с такой привычкой надо постоянно увлажнять носовые ходы солевым раствором, особенно это необходимо больным бронхиальной астмой.

Задержка / остановка дыхания

Такая привычка сильнее всего пугает родителей. Эпизоды внезапной остановки дыхания могут длиться от нескольких секунд до минуты и даже приводить к потере сознания. Случаются наиболее часто в возрасте 18-24 месяцев, и исчезает к пяти годам. В возрасте до 8 лет эту привычку фиксируют только у 4-5% детей.

Эпизоды внезапного прекращения дыхания делятся на два вида: синюшный (цианотичный, чаще имеющий эмоциональную составляющую) и бледный (чаще в ответ на боль). Задержка дыхания – способ для ребенка осуществлять контроль в ситуации, когда он не получает желаемого, когда чувствует боль или злость. Симптомы часто путают с судорогами. В такие моменты необходимо успокоить ребенка и обезопасить его от травм.

Как преодолеть плохую привычку ребенка

    Попробуйте игнорировать некорректное поведение. Ребенок, скорее всего, перерастет привычку со временем. Сосредоточение внимания на проблеме (даже с отрицательной коннотацией) может только поощрять нежелательное поведение малыша.

    Похвала за желаемое поведение указывает на то, каким вы хотите видеть ребенка, поэтому не скупитесь поощрять ребенка за хорошее поведение.

    Если у ребенка много плохих привычек, не следует пытаться избавиться от всех сразу. Начните с одной-двух самых надоедливых или опасных.

    Попробуйте выяснить, что может оказывать негативное влияние на ребенка и старайтесь помочь ему справиться со стрессом. Поговорите с малышом о вещах, которые могут его беспокоить, удерживая зрительный контакт и активно слушая.

    Чаще позволяйте ребенку самому принимать решения, когда это возможно, путем предоставления (деликатного подсказывания) приемлемых вариантов. Ощущение участия в управлении ситуацией позволяет снизить стресс и фрустрацию.

    Даже если не удается справиться с «вредной» привычкой, попробуйте минимизировать ее вредные последствия. Например, ребенку, который ковыряется в носу, помогите высморкаться, используйте солевой назальный спрей или вазелин, напоминайте о мытье рук и т.д.

    Используйте естественную стимуляцию воздержания от проблемного поведения. Ребенок самостоятельно должен принять правильное решение, а не «прогнуться» под давлением воли родителей. Будьте терпеливыми, результаты требуют времени.

    Будьте настойчивыми и одновременно добрыми. Неуклонно следуйте выбранной тактики.

    Установите для малыша несколько правил, призванных изменить нежелательное поведение. Обязательно объясните ребенку причины их внедрения. Убедитесь, что он понимает, какими будут последствия нарушения правил.

Лечение вредных привычек

В большинстве случаев никакого лечения не требуется. Однако, если ребенок находится в состоянии дистресса, социально изолирован, получает физические травмы, может встать вопрос о дополнительных мерах:

    физические меры (шлем, зубные шины);

    поведенческая психотерапия (главное в лечении);

    фармакотерапия (налтрексон, кломипрамин, флуоксетин, сертралин – любые медикаменты назначаются исключительно врачом!)

Любая вредная привычка ребенка - это следствие какого-то испуга, плохого настроения, чувства собственной ненужности или неполноценности. Соответственно, все, что вызывает позитивное настроение у малыша, устраняет депрессивные настроения, может способствовать избавлению от любых вредных привычек. .

http://36n6.ru/semya/vrednie-privichki-deteihttp://3-years.ru/vospitanie/vrednye-privychki-u-detej.html

Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи.Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители. Как же нужно выстраивать семейное воспитание, чтобы потом не жалеть о последствиях?

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Если изначально в семье сложились неправильные отношения, то как результат воспитания - непослушные, закомплексованные и проблемные дети. Этот факт можно объяснить. Дело в том, что трудными дети становятся не из-за своего характера.

Ребенок проецирует отношения в семье на свою личность. Отсюда и проблемы, возникающие в воспитании и нраве детей. Но не всегда в хорошей и гармоничной семье всё благополучно. Даже в этом случае ребенок может вырасти проблемным, если влияние внешних негативных факторов окажется слишком сильным.

Психологи отмечают, что роль семьи в воспитании ребенка велика. Его внутренний мир строится на основе внешних факторов. Ребенка можно представить в качестве древесной веточки. Возникновение проблем будет зависеть от того, всё ли хорошо в почве, на которой он вырос.

Малыша нужно постоянно подпитывать родительской любовью, чтобы он смог справиться со всеми трудностями. Заменить семью не сможет никто другой. Именно в ней закладывается система ценностей. Семья становится базой для формирования отношения к себе и окружающим. В ней происходит становление личности.

Рассмотрим, как семья может влиять на последний из перечисленных выше факторов. Это может быть бессознательное усвоение принципов жизни и поведения родителей. На ребенка оказывает влияние атмосфера в семье, эмоциональное взаимодействие её членов. Эти стереотипы малыш усваивает с самого раннего детства.

Если вспомнить пример из психологии, где только что вылупившийся гусенок привязывается к тому предмету, который первым попал в его поле зрения. И неважно, будет ли он одушевленным или нет, главное, чтобы объект двигался. Этот момент длится всего несколько секунд.

То же самое происходит и с ребенком. В трудный для него период он хочет получить любовь и заботу родителей, привлечь к своей персоне их внимание. Это тот момент, который не стоит упускать, так как в будущем придется перевоспитывать детей. А это может оказаться невозможным.

Если родителей не оказалось рядом, когда ребенку требовалось внимание, он заполнит эту душевную пустоту кем-то другим. И не факт, что это будет порядочный человек. Поэтому стоить находить и уделять воспитанию своих детей хотя бы немного времени.

На ребенка также влияют слова, произнесенные родителями. Поэтому взрослым нужно быть осторожными при общении. Если вы не хотите впоследствии краснеть за ребенка перед посторонними людьми, следите за своей речью. Всё, что будет сказано вами, усвоится малышом с легкостью.

Кроха каждый день наблюдает взаимоотношения матери и отца. Он видит, как они общаются, какие эмоции испытывают по отношению друг к другу. Это формирует его представление об отношениях между мужчиной и женщиной. Чем гармоничнее семья, тем более положительные представления о будущих отношениях сложатся у ребенка.

Как правило, мать должна быть женственной, а отец мужественным. Если в семье наблюдается обратная ситуация, это приводит к тому, что в будущем у ребенка могут быть проблемы с построением собственных отношений. Это же может привести к различным психологическим нарушениям.

Роль семьи в воспитании детей заключается также в формировании ощущения безопасности со стороны окружающего мира. В неблагоприятных условиях, наоборот, формируется чувство недоверия к людям. В будущем оно может привести к возникновению сложностей в общении, взаимодействии, отношениях. Мир будет восприниматься, как враждебный объект.

В семье зарождается определенное поведение ребенка. На то, каким оно будет - положительным или отрицательным, - оказывает влияние применение поощрения или наказания. Родители должны четко знать, что следует осуждать, а какие стереотипы можно поддержать.

В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни.

В семье ребенок познает различные эмоции, начинает понимать их уместность в той или иной ситуации. Если взрослые их сдерживают или запрещают выражать, то эмоциональная сфера ребенка будет сформирована исходя из базовых показателей. Другими словами, умение выражать свои эмоции ребенок заимствует из собственной семьи.

Советы родителям по воспитанию детей в семье

1. Первой школой жизни для ребенка является семья, в которой он вырос. Родители - пример для малыша. Поэтому важно помнить, что если вы хотите вырастить своё чадо правильным и счастливым, позаботьтесь, чтобы в вашей семье царила гармония.

2. Относитесь к своим детям так, как хотите, чтобы они относились к своему потомству. Модель построения собственной семьи ребенком зависит в первую очередь от того, какие взаимоотношения были между его родителями.

3. Если на вашего ребенка пожаловались, не спешите наказывать его. Займитесь лучше самовоспитанием.

4. Роль семьи в воспитании детей первостепенна и многогранна. Задумайтесь о взаимоотношениях между её членами. От этого зависит, будут ли ваши дети счастливы в собственной семейной жизни.

Сделаем вывод из сказанного

Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Семья - это место, где закладываются основы личности. Целостное её развитие зависит от родителей и их усилий по воспитанию ребенка. Благополучное будущее малыша зависит в первую очередь от семьи.

Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек. К примеру, некоторые мамы и папы «грешат» пристрастием к никотину, алкоголю, чрезмерно сладкой или жирной пище.

Для малышей раннего и дошкольного возраста характерны такие нежелательные действия, как сосание пальцев, ковыряние в носу, чавканье, кручение волос и непреодолимое желание чего-нибудь погрызть – от игрушек до ногтей.

Но если взрослые дяди и тёти хотя бы осознают свою неправоту и стараются исправить своё поведение, то ребёнок ещё не понимает, что тот или иной поступок его не красит. Какие встречаются вредные привычки у детей, что с ними делать? Ищите ответы в нашей статье.

Понятие «вредные привычки» можно считать достаточно спорным, поскольку в каждой семье есть собственные правила. Кто-то ругает ребёнка, если он часами сидит за компьютером, а другие сами нажимают на кнопку пульта, чтобы отвлечь малыша мультфильмами. Одни родители выступают против сладкой газировки и гамбургеров, а другие сами покупают эти не очень полезные продукты. Но есть группа нежелательных действий, которые никто из родителей не желал бы видеть у своих детей.

В психологии под привычками понимают непроизвольные и периодически повторяющиеся действия. Их условно подразделяют на две большие категории: патологические и непатологические.

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

  • грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);
  • сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);
  • ковыряться в пупке;
  • качать головкой;
  • накручивать или даже выдёргивать волосы;
  • манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);
  • биться головой об подушку.

Читайте также: Как оплатить детский сад через Интернет? Часть 1. Сбербанк Онлайн

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста.

Зная о причинах возникновения «плохих» ритуальных поступков, вы можете предотвратить их негативные последствия. Самый простой совет – уделяйте малышу как можно больше своего внимания и времени, чаще берите его на ручки, ласкайте – кроха должен чувствовать родительскую любовь и нежность.

Кроме того, специалисты предлагают следующие меры для предупреждения нежелательного поведения у детей:

  • старайтесь подольше кормить ребёнка грудным молоком. Это полезно не только для детского иммунитета, но и для ощущения комфорта и безопасности;
  • осторожнее избавляйте малыша от соски, поскольку в дальнейшем он может выработать вредную привычку сосать палец, одеяло или волосы;
  • поддерживайте детскую гигиену, следите за тем, чтобы одежда не жала ребёнку в области паха;
  • избегайте чрезмерной строгости, которая у эмоциональных детей вызывает стресс и тревогу. Отсюда один шаг до появления «успокоительного» в виде патологического поведения.

Таким образом, профилактика вредных привычек у детей – действенный способ их предупреждения. Чтобы они не стали неотъемлемой частью детской жизни, необходимо с вниманием и заботой относиться к ребёнку, следить за малейшими изменениями в его поведении, не бояться обращения за квалифицированной помощью.

Способы устранения вредных привычек

Эта проблема требует от родителей терпения и согласованности. На избавление от привычки понадобится приблизительно столько же времени (или даже больше), сколько потребовалось для её зарождения. Однако не стоит бороться только с последствиями привычки, необходимо выявить и устранить её причину.

Читайте также: Адаптация детей в детском саду. Часть вторая

Например, если малыш сосёт пальчик из-за отсутствия внимания, нужно с лихвой восполнить его дефицит. Чем больше вы будете играть с ребёнком, гулять и заниматься с ним, тем меньше времени останется для формирования вредной привычки.

1. Привычка грызть ногти

По мнению психологов, эта особенность является одним из главных признаков заниженной самооценки, беспокойства, тревожности и нервного перенапряжения. Ситуация усугубляется тем, что из-за привычки кусать ногти ребёнок может стать объектом для издевательств в школе, у него появятся проблемы с прикусом и речью, в организм вместе с грязью проникнут яйца глистов.

Если вы не можете своими силами установить причину возникновения стресса, обратитесь к специалисту. Скорее всего, он также посоветует занять ребёнка рисованием, лепкой, складыванием пазлов, то есть задействовать детские пальчики в двигательном процессе.

Детей постарше, особенно девочек, можно приучить на своём примере ухаживать за ногтями, вовремя состригать и следить за их чистотой. Приобретите для ребёнка маникюрный набор, специально разработанный для дошколят и младших школьников.


2. Сосание пальцев

Советы по искоренению этой вредной привычки во многом схожи с рекомендациями к предыдущей проблеме. Однако сосут пальчики чаще маленькие дети (обычно до двух-трёх лет). Кроме того, сосание пальцев (одежды или постельного белья) может быть и своеобразным снотворным.

Если малыш перед сном тащит кулачок в рот, старайтесь успокаивать его нервную систему заранее: исключите за час-два до засыпания активные игры, покупайте кроху, сделайте ему расслабляющий массаж, почитайте сказки. Не нужно хватать детей за руку, бить по пальцам – этим вы только усугубите проблему.

Вредные привычки у ребенка - это проблема, с которой приходится сталкиваться практически всем родителям. Детям очень трудно контролировать свои действия. Поэтому взрослые должны им помогать правильно координировать намерения и поступки. Какие бывают вредные привычки у детей и как от них избавиться, расскажет публикация.

Виды детских вредных привычек

Для начала стоит разобраться, какие вредные привычки у ребенка могут возникнуть. Условно их подразделяют на две категории. Это патологические и непатологические привычки.

К первой группе относятся те ритуалы, которые вырабатываются из-за нехватки родительской ласки, внимания или же очень строгого воспитания и жестокого наказания. К патологическим привычкам относятся следующие действия:

  • Сосание пальцев, собственной одежды, постельного белья и прочего.
  • Обкусывание ногтей, кутикулы, щек или губ.
  • Ковыряние в пупке.
  • Качание головой.
  • Накручивание или даже выдергивание волос.
  • Манипуляции с интимными частями тела (детский онанизм) и прочее.

Непатологические вредные привычки возникают из-за ненадлежащего воспитания. То есть, родители не прививают культурно-гигиенические навыки или же собственным примером демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам у ребенка можно отнести следующие:

  • Чавканье.
  • Ковыряние в носу.
  • Шарканье ногами.
  • Сутулость.
  • Чрезмерная жестикуляция.
  • Очень громкая речь.
  • Перебивание других во время разговора.
  • Нецензурная речь.
  • Чтение при посещении туалета или во время приема пищи и многое другое.

Причины возникновения дурных привычек

Нужно понимать, что вредные и полезные привычки у детей формируются окружающими людьми, в первую очередь родителями. Как они поступают, так и малыши будут себя вести. Дурные привычки чаще всего развиваются у детей в тех семьях, в которых наблюдается неблагополучная обстановка. Взрослые не занимаются ребенком или уделяют ему мало времени, поэтому он может приобрести неприятные склонности.

Также невротическое поведение может возникнуть у малыша из благополучной семьи. В таком случае причиной дурных привычек чаще всего становятся недоверительные отношения с родителями. Ребенок не делится своими проблемами и не обсуждает волнующие его темы. Такая холодная эмоциональная атмосфера вынуждает утешаться вредными привычками. Кроме того, их развитию способствуют постоянные конфликты в семье, которые ребенок вынужден наблюдать. Малыши острее взрослых реагируют на негативные эмоции. Поэтому у них из-за регулярных скандалов легко возникает невроз, который может проявляться в виде дурной привычки.

Проще всего изначально предотвратить беду, чем в дальнейшем искать пути ее решения. С появлением ребенка в семье специалисты рекомендуют придерживаться следующей линии поведения:

  • Любовь к малышу. Некоторые родители стараются воспитывать свое потомство в строгости. В целом это правильное решение, но важно не перегнуть палку. Ведь дурные привычки чаще возникают у тех детей, которые закомплексованы или запуганы агрессивным поведением взрослых.
  • Грудное кормление. У детей, которые долгое время получают материнское молоко, как правило, не возникает патологических вредных привычек. Это доказывают специалисты и многочисленные исследования. Такие дети будут интуитивно искать материнскую грудь и не воспринимать соски, от которых бывает очень сложно отучить.

  • Отказ от соски. Это нужно делать очень корректно, при помощи ласки. Даже у трехлетнего малыша нельзя насильно отбирать соску. В противном случае ребенок самостоятельно найдет ей замену. Он может начать грызть ногти, сосать палец или теребить волосы вплоть до подросткового возраста.
  • Обучение нормам этикета. Этот пункт в профилактике вредных привычек у детей также является немаловажным. Даже до самых маленьких необходимо доносить, как можно и как нельзя вести себя в обществе. Некоторые родители это делают в игровой форме. Например, можно предложить малышу поиграть с который знает, как правильно себя вести. Однако здесь важно не переусердствовать, чтобы ребенок не взял в привычку постоянно лгать.
  • Избегание стрессовых ситуаций. Психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что после сильного душевного потрясения у многих детей появляются патологические привычки. Это может быть чрезмерно активная жестикуляция, раскачивание головой, накручивание волос на палец. Чтобы такого не допустить, родителям и другим взрослым необходимо следить за своим поведением и не выяснять отношения в присутствии детей.
  • Личный пример. Глупо ругать ребенка за то, что делают сами же родители. Если они курят или употребляют алкоголь, то и у их детей со временем появится такая привычка. Только личный пример покажет, как правильно себя вести, и будет более эффективным, чем лицемерные нотации. Поэтому родители в первую очередь должны следить за собой: не чавкать за столом, не сутулиться, не шаркать ногами, культурно выражаться и так далее.

Способы борьбы с детскими дурными привычками

Психологи отмечают, что у детей еще можно исправить любое негативное поведение. Существует несколько общих способов, как отучить ребенка от вредных привычек. Ими можно воспользоваться в том случае, когда неизвестна причина негативного поведения.

  • Справедливое наказание. Ни в коем случае нельзя игнорировать пагубные пристрастия своего ребенка. Но наказание не должно быть жестоким, иначе это только усугубит проблемную ситуацию.

  • Полная нагрузка. Как говорят в народе, Это мудрое высказывание можно применить к некоторым детским вредным привычкам. Чтобы на них не оставалось времени, нужно по максимуму занять свободное время.
  • Расслабляющий массаж. Этот способ поможет устранить такие проблемы, как сосание пальца, разговоры во сне, сомнамбулизм и прочее. Специалисты сначала рекомендуют принять ребенку расслабляющую теплую ванну с лавандой или ромашкой. После нее нужно размять плечи и мышцы спины. Это лучше делать взрослому. Движения должны быть несильными, чтобы не травмировать детский организм.
  • Позитивная ассоциация. Бороться с вредными привычками у ребенка помогает не только личный пример родителей. У многих детей есть хотя бы один любимый анимационный персонаж, артист, герой из компьютерных игр. Тогда следует донести до ребенка, что его кумир не одобряет вредные привычки, имеющиеся у его фанатов.
  • Забавный пример. Психологи рекомендуют знакомить своих детей с поучительными историями из «Вредных советов» Григория Остера. Веселые и саркастичные стихотворения лучше читать вместе с ребенком и параллельно объяснять ему культурные и моральные нормы поведения, принятые в обществе.
  • Поощрение. Детей необходимо вознаграждать каждый раз, когда они хоть немного преодолевают свои слабости. Например, после такой маленькой победы можно предложить пойти в кафе или на любимый кинофильм. Но ни в коем случае нельзя давать деньги, поскольку за ребенком может закрепиться потребительское поведение.
  • Единство в воспитании. Чтобы избежать возникновения у ребенка двойных стандартов, родители должны требовать от чада одного и того же. Чаще всего возникают асоциальные вредные привычки у детей и подростков, которые умело манипулируют взрослыми. Поэтому проказника должны отчитывать и мама, и папа, чтобы он осознал неправильность своего поступка.

  • Консультация у психолога. Она может стать как дополнением, так и основным способом решения проблемы. Если случай серьезный, то лучше сразу же обратиться к специалисту. Хороший психолог сможет грамотно выстроить работу и помочь избавиться от дурной привычки, не травмируя психику ребенка.

Сосание пальцев

Как правило, чаще всего встречаются подобные вредные привычки у детей дошкольного возраста. В определенной мере это физиологическая потребность, которая со временем ослабевает. Если же малыш старше пяти лет все еще сосет пальчик, то родителям стоит обратить на это внимание. Это может быть признаком низкой самооценки, излишней тревожности или эмоциональных расстройств. Доктора отмечают, что продолжительное сосание негативно сказывается на процессе роста и формировании зубов. Поэтому с данной проблемой необходимо бороться.

Психологи рекомендуют родителям попробовать следующий эффективный способ. Каждый раз когда малыш засыпает, маме нужно расположиться рядом, взять его за руки и спокойно, ласково разговаривать с ним. Такие ритуалы помогут малышу успокоиться и стать уравновешенным. Если же ребенок все равно пытается тащить кулачок в рот, то тогда нужно заранее успокаивать нервную систему. За час-два до сна можно исключить активные игры, искупать малыша, сделать ему расслабляющий массаж или почитать сказки. Ни в коем случае нельзя бить по пальцам и хватать ребенка за руку - это только усугубит привычку.

Обгрызание ногтей

Обычно эта вредная привычка у ребенка зарождается в тот период, когда у него начинают прорезываться зубки, и он часто держит пальчики во рту. Другой причиной могут послужить постоянные детские переживания. Обгрызание ногтей или кутикулы отвлекает от проблем и успокаивает.

Психологи рекомендуют обратить внимание на эмоциональную атмосферу в семье, возможно, причина в этом. Избавлять малыша от проблемы нужно спокойно, демонстрируя уважение и любовь. Нужно рассказать о влиянии вредных привычек на здоровье ребенка. Акцент следует делать на том, что многие заболевания передаются именно через грязные руки. Поэтому их нужно почаще мыть и не тянуть в рот.

Можно предложить малышу грызть вместо ногтей тыквенные семечки или сухофрукты. Некоторые дети просто не знают, как ухаживать за ногтями. В таком случае стоит объяснить, как проходит процедура. Девочкам постарше можно сделать красивый маникюр. Большинству из них становится жалко портить такие ногти, и они перестают их грызть. Если же дело происходит во время продолжительной поездки, то лучше обклеить кончики пальцев цветными лейкопластырями. Также можно занять ручки ребенка, предложив полепить из пластилина фигурки, поиграть в конструктор и так далее.

Ковырянье в носу

Встречается эта вредная привычка у детей школьного, дошкольного возраста и даже у некоторых взрослых. Не очень приятно наблюдать, как другой человек орудует у себя в носу, поэтому от такого поведения нужно избавляться. В первую очередь родителям и другим взрослым следует присмотреться к себе. Возможно, они сами занимаются на людях вычищением носа, а ребенок просто повторяет. Нельзя кричать на ребенка или бить его по рукам, особенно если привычка появилась из-за каких-то страхов, тревожности или неуверенности в себе. Лучше занимать ручки малыша каждый раз, как только он тянется к носу. Можно дать любимую игрушку, орешки, сухофрукты или тыквенные семечки. Также важно научить ребенка сморкаться, тогда и повод лезть в нос отпадет.

Накручивание волос

Волосы можно назвать встроенным снимателем стресса, потому что они шелковистые и приятные на ощупь. Поэтому некоторые детишки накручивают свои или мамины локоны, чтобы успокоиться и сосредоточиться.

Как избавить ребенка от вредной привычки? Можно дать ему резинку для волос, чтобы он накручивал ее на пальцы, или веревочку, чтобы завязывал узлы. Также сгодятся бусы на веревочке, которые можно перебирать пальчиками. Если же девочка постоянно трогает свои длинные волосы, ей можно предложить коротко подстричься или носить прически, при которых локоны полностью убраны.

Иногда эта привычка перерастает в трихотилломанию - патологическое желание выдергивать свои волосы. При первых же признаках этого психологического заболевания нужно срочно обращаться к педиатру, чтобы он назначил лечение.

Детский онанизм

Эта вредная привычка в жизни ребенка начинает формироваться, когда его освобождают от пеленок. В этот период малыши активно трогают руками все части тела, в том числе половые органы. Раньше они были недоступны, поэтому представляют интерес. Психологи в этом случае предлагают следовать нескольким эффективным рекомендациям:

  • Побольше общаться со своим ребенком.
  • Не оставлять его одного в кроватке. Если малыш отказывается спать, то нужно попытаться уговорить. Если и это не помогает, то лучше уложить его спать немного позднее.
  • Не надевать на кроху тесную одежду и соблюдать гигиену. Это избавит от зуда половых органов, и малышу незачем будет их трогать.
  • Если малыш был замечен за мастурбацией, то его нельзя укачивать на коленке у взрослого.
  • Не разрешать ребенку долго сидеть на горшке. Поэтому лучше предупреждать возникновение запоров.

Принятие пищи с открытым ртом

В первую очередь необходимо донести до ребенка, что вид жующего и открытого рта неприятен и даже пугает некоторых людей. Из-за этого у них может пропасть аппетит, поэтому они больше не захотят сидеть рядом с таким некультурным человеком. После беседы можно придумать вместе с ребенком какую-нибудь смешную фразу, при произнесении которой нужно переставать жевать с открытым ртом. Например: «Осторожно, открытый иллюминатор!» Наши предки избавляли от подобных вредных привычек детей школьного возраста следующим образом. Перед ними во время приема пищи просто ставили зеркало. Со временем ребенок понимал, что ведет себя некрасиво, поэтому начинал жевать с закрытым ртом.

Перебивание разговора взрослых

Для детей лучше установить свои правила. Если ребенку что-то нужно от родителей пока они разговаривают, пусть он прикоснется рукой. На это нужно ответить подобным жестом. Так ребенок поймет, что его услышали, и сможет немножко потерпеть.

Родителям следует понимать, что еще в раннем возрасте формируются все вредные и полезные привычки. Для детей по этой причине важно устраивать небольшие уроки по культурному поведению в обществе. Так они поймут, как можно и как нельзя вести себя на людях. И конечно же, немаловажен личный пример родителей, ведь малыши постоянно копируют поведение взрослых. Кроме того, стоит обращать внимание на эмоциональную атмосферу в доме. Ведь зачастую вредные привычки патологического характера вырабатываются из-за неблагоприятной семейной обстановки.

За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это - причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Один из моих пациентов, подросток, так и заявил: "Я должен догрызть палец до боли".

Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужденным замещением необходимости ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмичный акт, как сосание груди, не только акт кормления. Это сложный комплекс воздействий - пищевого, эндокринного, психологического и стимулирующего развитие мозга. Иногда плод сосет палец в утробе матери. Есть основание полагать, что у такого плода по каким-то причинам задерживается развитие систем и органов. Прикосновение к губам трех-пятимесячного плода (при выкидыше) вызывает у него сосательное движение.

Грудь матери сосут до года, но дети, нуждающиеся в продлении стимуляции сосут ее до полутора лет; лишенные же материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально. Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритма головного мозга, в сложной перестройке его от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок нуждается в укачивании при засыпании. Укачивание успокаивает даже боль. До года сосание соски и укачивание, на мой взгляд, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.

Сосание пальцев, языка, губы и т.д.- самостимуляция и после года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Понятны и попытки ребенка заменить недостающую стимуляцию поглаживанием самого себя, прикосновением к себе. Однако это не руки матери, как и соска не материнская грудь. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, трет половые органы или пах, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Все это самостимуляция, всегда растягивающаяся на годы, чтобы добрать недостающее естественное.

Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, и часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, надногтевых валиков, слизистой щеки, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.

Иногда привычка образуется мгновенно, задаваясь по типу условнорефлекторной связи как замещение биологической потребности. Один из моих пациентов в десять месяцев был отлучен от груди. Для того чтобы этот акт прошел спокойно, родители отправили его на две недели к бабушке. Когда его вернули и он увидел мать, то тут же стал сосать язык. Вредная привычка образовалась на глазах у взрослых и закрепилась надолго: мальчик сосал язык и в 14 лет, когда родители обратились ко мне за помощью.

Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть - восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.

Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.

Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.

Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Не спит мать, караулит дочь, не спит дочь - караулит мать. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.

Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.

Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.

Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее "излеченной" вредной привычки.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.