Тренировки для похудения

Непослушный ребенок: как добиться послушания без крика, ремня и успокоительных. Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте? Нужно ли требовать от ребенка послушания

Послушание является необходимой составляющей развития ребенка. Именно таким образом родители воспитывают своего ребенка. Через послушание ребенок научится контролировать себя и выработает правильные черты характера, которые пригодятся ему в будущем.

Однако нельзя заставить ребенка слушаться насильно. Родители, просто отдающие приказания своим детям, не добьются ничего, кроме негодования, перетекающего в сопротивление. На самом деле, некоторые исследователи установили, что неправильные методы воспитания могут привести к постоянному сопротивлению со стороны детей. Несмотря на то, что вам позволено наказывать детей за непослушание, эту практику нельзя применять длительное время. Когда ребенок достигнет подросткового возраста и станет более самостоятельным, наказание сможет лишь разрушить и так нестабильные отношения между родителями и детьми.

Следовательно, нашей целью является не принуждение детей к послушанию, а их добровольное желание слушаться. Добровольное послушание может быть достигнуто, только когда требования родителей основываются на семи нижеперечисленных принципах.

1. Забота о ребенке.

Ребенок очень быстро понимает, направлены ли требования его родителей на его же благополучие или лишь на удовлетворение собственных прихотей. Если основным мотивом родителей является облегчение собственной жизни, тогда и ребенок будет ставить на первое место свои собственные интересы. Если вы хотите преуспеть в воспитании ребенка, тогда ваши требования должны быть во благо вашему ребенку. Когда ребенок чувствует, что вы требуете от него чего-то, что принесет пользу ему же, он будет слушаться вас с большей охотой. Он будет знать, что это делается для его же блага. Он будет понимать, что все требования к нему, какими бы неприятными они ни были, в конечном итоге послужат для его же благополучия.

2. Искреннее уважение к ребенку.

Родители должны уважать своих детей. Это понятие не столь уж широко практикуется в современном обществе. В западных культурах основной ценностью является имущество. И многие родители воспринимают своих детей как часть своего имущества. Мы должны помнить, что наши дети - не предметы, а живые люди. И как люди они заслуживают уважения. Мы должны уважать своих детей так же, как бы нам хотелось, чтобы окружающие уважали нас.

3. Терпение.

Зачастую, наши дети совершают поступки, которые раздражают нас. Обычно это происходит не намеренно с их стороны, а лишь в результате их незрелости. Однако если мы будем демонстрировать своим детям, что они нам надоедают своими действиями, они могут прийти в негодование. Это негодование может привести к тому, что дети начнут восставать против наших требований. Одной из целей родителей является контроль за своими отрицательными эмоциями.

4. Говорите мягко.

Ничто не способствует послушанию детей так, как мягкий голос. Спокойная манера разговора помогает нам избежать отрицательных эмоций, а в особенности гнева. Мягкий голос успокаивает и скорее приводит к послушанию. Он создает спокойную атмосферу и вселяет в детей уверенность.

Когда мы говорим мягким голосом, это придает сил. Мы показываем своим детям, что полностью контролируем ситуацию и не поддаемся эмоциям. Если единственным инструментом контроля над ситуацией является ваш голос, этого уже будет достаточно, чтобы добиться послушания со стороны ребенка. Вы заметите, что все будет проходить гладко.

5. Предъявляйте умеренные требования.

Ни одному человеку не нравится, когда ему предъявляют требования. Дети не являются исключением. Тем не менее, мы постоянно от них чего-то требуем. Будучи родителями, мы понимаем, что должны предпринимать необходимые меры для исправления проступков наших детей. Когда требования становятся чрезмерными или деспотическими, родители начинают выступать скорее в роли диктаторов, нежели воспитателей.

Если вы возлагаете на ребенка слишком много обязательств, ваш ребенок может начать сопротивляться вашей власти. Одним из наиболее важных шагов для того, чтобы научить ребенка слушать вас, является сокращение количества требований, предъявляемых к нему. Для этого вы должны будете проявлять спокойствие и уметь закрывать глаза на многие детские поступки. Требования должны быть тщательно продуманы. Основное правило в этой ситуации: если определенное поведение вашего ребенка присуще лишь его возрасту и не является опасным, тогда вам не следует ставить перед собой непременную цель его исправить.

6. Следуйте правилам.

Даже если вы будете исправно следовать перечисленным выше советам, вам все равно придется предъявлять ребенку определенные требования. Когда будете это делать, будьте тверды и добивайтесь послушания ребенка. Если вы даете ребенку указания, необходимо настоять на том, чтобы он их выполнил. Зачастую оказывается намного проще или удобнее закрыть глаза на непослушание. Подобные действия лишь подорвут ваш родительский авторитет в глазах ребенка.

К своему ребенку вы должны предъявлять умеренные и хорошо продуманные требования. Однако, когда вы их предъявляете, ваш ребенок должен их выполнять. Если вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали ваши слова всерьез, вы должны продемонстрировать им, что настроены решительно.

7. Смело используйте слово "да", и не злоупотребляйте словом "нет".

Мы должны стараться выполнять любые разумные просьбы наших детей. Они должны чувствовать, что мы даем им все возможное и в достаточных количествах. Вы должны взять за правило давать своему ребенку все, что он попросит, если, конечно, его просьба обоснованна.

Помимо этого, мы должны умеренно употреблять слово "нет". Старайтесь избегать отказов. Например, если вашему ребенку хочется получить десерт до ужина, а вы хотите, чтобы он сначала покушал, вместо того, чтобы сказать "нет" или "не сейчас", скажите "хорошо, после ужина". Эта небольшая перемена слов с "нет" на "да" изменит восприятие вашего ребенка. Он будет чувствовать, что вместо отказа на большинство своих просьб он получает согласие.

Заключение

Для ребенка естественно желание слушаться своих родителей. Послушание также необходимо для его полноценного роста и развития. Последовав этим семи советам, вам будет легче научить своего ребенка слушаться. Если вы хотите проверить, насколько хорошо вы справляетесь с родительскими обязанностями, проведите тест о воспитании. Если вам требуется больше информации о том, как научить ребенка послушанию, проведите небольшое исследование на тему поведения детей.

  • А вам точно нужен послушный ребенок?
  • Правило первое: делай, как я!
  • Правило второе: будьте последовательны
  • Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом
  • Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Кто из вас не мечтал о послушном ребенке, который с готовностью выполняет все ваши просьбы, помнит о режиме дня, ест все (ну, или почти все) и с готовностью откладывает в сторону планшет с игрушкой и выключает телевизор с мультфильмами? Все, все мечтали! На деле мы часто оказываемся один на один с вопящим созданием, в котором с трудом можно опознать маленького человека, визжащим и бурно протестующим против любых разумных предложений.

Отмотаем пленку чуть-чуть назад и подумаем, что необходимо предпринять, чтобы не дойти до жизни такой!

А вам точно нужен послушный ребенок?

Идеально послушный ребенок на деле имеет довольно неприглядную оборотную сторону. Бессловесны и безропотны обычно жертвы физического и психологического насилия, дети, растущие в нездоровой травмирующей обстановке. Иногда родителям кажется, что ничего подобного в их семье не происходит (да мы его в жизни пальцем не тронули!..), однако малыш - жертва искусной манипуляции, запугивания и психологического шантажа, которые мама и папа принимают за нормальный воспитательный процесс.

Чем это чревато? Прежде всего, тем, что ребенок не умеет отстаивать - да что отстаивать! - даже сформулировать собственные интересы, полностью делегируя свои права маме.

По подсказке мамы такой малыш «выбирает» друзей, игры, в которые будет с ними играть, хобби, направления обучения… вуз и невесту/жениха. Собственной жизни у такого ребенка нет и не предвидится.

Может ли быть что-то хуже? Может! Ребенок с атрофированной волей, попав в дурную компанию, по привычке следует указаниям внешнего авторитета: алкоголь, наркотики, криминальные деяния… от чего еще он не сможет отказаться?

Неужели не бывает просто хороших семей, где дети просто с радостью выполняют просьбы родителей? Конечно, бывают! Это семьи, где мамы и папы просто следуют четырем несложным правилам.

Правило первое: делай, как я!

Вы никогда не добьетесь чистоты в детской, если неряшливы сами. Если вы не готовы оторваться от любимого сериала по просьбе ребенка - не ждите, что он пренебрежет новым мультфильмом. Если он не видит вас с книгой ежедневно - он не станет заядлым читателем, какими бы новинками детской литературы вы его не соблазняли. Если вы ведете беспорядочный образ жизни, засиживаетесь за компьютером за полночь, можете в выходные проваляться в постели до обеда… Словом, продолжать можно до бесконечности. Говорить ребенку вы можете что угодно, а воспитываем мы его все равно своими поступками.

Допустим, вы довольно неряшливы, но мечтаете вырастить аккуратиста. Что делать? Либо начните с самовоспитания, либо смиритесь, что ребенок будет жить в окружении творческого беспорядка.

Правило второе: будьте последовательны

Чем младше ребенок, тем труднее он примиряется с нововведениями. Ему трудно понять, почему вчера можно было засидеться с вами до 11 вечера, а сегодня нужно ложиться спать в восемь. Почему вчера играли перед сном, а сегодня нет. Почему сегодня можно конфету перед котлетой, но «только сегодня, только один раз»… Понимаем, вам самим может быть скучно жить в таком предсказуемом мире, но ребенок в этой жизни - это путешественник-новичок в джунглях Амазонки! Слишком много нового, слишком ярко, громко, внезапно, порой - опасно… Ему нужно безопасное место для отдыха и усвоения полученной информации. Вы - это место!

Помните, стабильность - признак педагогического мастерства!

Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом

Наверное, самая частая ошибка, которую допускает большинство родителей: слишком много указаний! Ребенку трудно запомнить цепочку последовательных действий от «сними шапку» до «садись обедать». Не удивляйтесь, что он не помыл руки, не снял ботинки или не переодел теплые штаны.

Если хотите, чтобы ребенок вас слушал, убедитесь, что он вас услышал. Присядьте до его уровня, посмотрите в глаза. Сформулируйте просьбу коротко, используя простые слова.

Как вам ни хотелось обратиться к ребенку в изысканной манере «дорогое дитя, не будешь ли ты столь любезно…», помните - это не самый короткий путь к результату! Убедитесь, что ребенок вас понял - попросите пересказать просьбу. «Что мы сначала снимаем? Правильно, шапочку, а потом курточку!» Обязательно похвалите и поблагодарите его за то, что он выполнил вашу просьбу!

Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Все сразу не получится, разумеется, иногда вы будете натурально впадать в отчаяние из-за непослушания и капризов ребенка. Чем чаще и эмоциональнее вы будете это демонстрировать, тем меньше у вас шансов достичь взаимопонимания!

Дети не слышат крики! То есть, крики они, разумеется, слышат, но вот смысл воспринимают гораздо хуже, чем когда вы произносите просьбу обычным тоном. Помните - крик это крайняя мера, это ваша аварийная катапульта. Кричать можно только «Стой!!!», если ребенок предпринимает что-то опасное для жизни.

Вопль «снимай куртку немедленно!» - контрпродуктивен. До пяти лет ребенок его просто не поймет, а после пяти - привыкнет и научится игнорировать.

Лидеры не кричат - лидеры всегда говорят уверенно, но не повышая голоса. В такой ситуации мы непроизвольно пытаемся понизить градус шума, умолкнуть, чтобы расслышать собеседника. Рядом со спокойным лидером команда тоже успокаивается, действует точно и собранно даже в критических ситуациях. Так вот - с детьми это тоже работает! Вы - лидер вашей семейной команды! Не голосите как раненый слон!

Спокойствие, терпение, внимание и уважение к интересам детей - вот путь к педагогическому успеху!

Или пусть вырабатывает характер, добиваясь своего? И если уступать иногда, не будет ли он потом манипулировать родителями, мол, «позволили один раз, позволят и второй » .

Работая с детьми, часто приходится наблюдать, как ребёнок, который в течение дня был послушным, при появлении родителей в один миг становится избалованным, и мать или отец подчиняются его прихотям. Как отсутствовавший некоторое время в детском саду малыш с трудом восстанавливает прежние навыки послушания. В чём же дело? Если дома выполнялись его требования, то здесь он поставлен перед необходимостью подчиняться для всех установленному порядку. В этой статье мы попробуем ответить на вопрос: где же золотая середина послушания?

Вопрос воспитания волнует всех родителей, которые хотят видеть своих детей счастливыми.

С дошкольного возраста берут начало формирование и развитие будущего характера, способностей и навыков ребёнка. Именно в этот непростой период начинает формироваться личность. Воспитание детей дошкольного возраста подразумевает, что и родители, и воспитатели обязаны научить его в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, прислушиваться к другим людям.

Но ребёнок есть ребёнок, и быть всегда послушным он не может. Что же означает «непослушный ребёнок»? Это тот, который не выполняет просьб, требований взрослого, не подчиняется. Но это непослушание может быть обусловлено совершенно разными причинами: распущенностью, непоследовательностью, несогласованностью требований самих взрослых, игнорированием ими возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов и желаний.

Требования должны быть обоснованными конкретными и: играй тихо, потому что родители отдыхают; не бросай в комнате мяч, можешь что-то разбить; убирай игрушки на определённое место.

Добровольное послушание может быть достигнуто, если родители придерживаются таких принципов:

  • Разумная любовь и забота о детях. Ребёнок очень рано начинает улавливать отношение к нему взрослых. Когда он поймёт, что все требования к нему, какими бы неприятными они ни были, в конечном итоге послужат для его же благополучия, тогда он будет слушаться вас с большей охотой.
  • Подлинное уважение к ребёнку. Мы должны помнить, что наши дети - не предметы, а живые люди, которые заслуживают уважения.
  • Терпение. Часто наши дети ненамеренно совершают поступки, которые раздражают нас, поэтому родители должны контролировать свои отрицательные эмоции.
  • Мягкая спокойная речь. Спокойная манера разговора помогает избежать отрицательных эмоций, успокаивает и скорее приводит к послушанию. Она создаёт спокойную атмосферу и вселяет в детей уверенность.
  • Умеренные требования к детям. Требования должны быть тщательно продуманы и основываться на справедливости и глубоком доверии. Главное правило в этой ситуации: если определённое поведение вашего ребёнка присуще лишь его возрасту и не является опасным, тогда вам не следует ставить перед собой непременную цель его исправить.
  • Решительность и твёрдость в достижении своих требований. Будьте тверды и добивайтесь послушания ребёнка. Если вы даёте указания, необходимо настоять на том, чтобы он их выполнил.
  • Чаще давать положительный, чем отрицательный ответ. Вы должны взять за правило давать своему ребёнку то, что он попросит, если его просьба обоснованна, кроме этого, умеренно употреблять слово «нет».

Наказывать нельзя, лучше взять его за руку, отвести куда-нибудь в сторонку, посадить и просто так посидеть. Через несколько минут он уже забудет, что вытворял до этого, и спокойно займётся каким-нибудь делом. Родителям надо уметь правильно реагировать на плохое поведение детей - нельзя слишком жёстко, но и слишком мягко тоже недопустимо. Сначала необходимо сделать замечание, попробовать отвлечь от плохого поступка. Важно добиться, чтобы малыш осознал свою вину и больше так не делал.

Так или примерно так называется изрядное количество брошюр и статей, популярных у православных родителей. Еще бы. Помню, как, ожидая появления первенца на свет, я с ужасом наблюдала типичные сценки в супермаркетах с детскими воплями «Купи!!», дрыганием ногами на полу и затравленно орущей на кассе мамой. «Как предотвратить?» — я готовилась к худшему, собирая советы по обузданию детского своеволия в печатных изданиях и у собственных знакомых. Так что к моменту выхода из роддома я в теории была уже вполне профессиональным… дрессировщиком. Ну а как еще можно назвать маму, которая намерена вырастить из ребенка не какую-нибудь дворняжку-разгильдяйку, а самую благовоспитанную паиньку в своем приходе?

Конечно, оптимизм времен начала дрессировки сопровождался временами приступами уныния, поскольку то и дело приходилось видеть печальные плоды, созревшие в детской у моих единоверцев. Вот дочь священника выходит замуж «в положении», а у знакомой прихожанки сын-наркоман, а у еще одной — благочестивые подростки, но готовенькие невротики, худые, сутулые, в глаза не смотрят, болеют еженедельно…

А у своей трехлетней дочери я вдруг обнаружила характерное покашливание, с которым она подходила, смотрела на меня, подергивала как-то по-особому плечами и уходила. Только позже, когда это покашливание начало откровенно меня раздражать, я установила причину: ребенок так привык получать по разным поводам «смиряющее нет» , что, подходя с просьбой, был уже заранее невротизирован возможным отказом. Типичный пример патологической привычки — детской реакции на недостаток внимания или такую вот хроническую фрустрацию*. Отличное выходит «православное воспитание»: думаем, что прививаем ребенку умеренность и начала воздержания, а на выходе получаем стойкую привычку не просить. И не верить в получение просимого. То есть вообще не верить. Растим булгаковскую Маргариту?

Ну, снова эта ваша «фрустрация», снова психология, что за мода — поверять ею духовное воспитание, — заметит, быть может, читатель? Ответить на это лучше в отдельном разговоре, пока же скажу, что совсем недавно и я недалека была от подобных мыслей. Но при таком подходе и к педиатру ребенка вести незачем: чем-де он отличается от нашего взрослого терапевта? Мы, верующие родители, часто не учитываем именно этого возрастного различия, естественной душевной незрелости ребенка, о которой весьма осведомлены психологи. Не понимая и не желая изучать особенности детской психики, мы приписываем ребенку абсолютную разумность и способность к саморегуляции, свободному волеизъявлению. А следовательно, мы приписываем ему и наши взрослые, сознательные грехи, которые и бросаемся с энтузиазмом попалять.

Типичный пример: ребенок двух с половиной лет носится по храму и с каким-то уже звериным остервенением визжит, а бабульки поочередно отлавливают «хулигана» и строгим голосом выговаривают нечто ему, а затем и маме — про «беснование», «покропить водичкой» и разбалованность. Мама в отчаянии: какое растет неблагочестивое чудовище, какое оскорбление Господу нанесено. Дома дитя водворяется в угол, из коего вскоре и вываливается в бурной истерике и… засыпает.

Ну не умеет детский организм реагировать на усталость и голод иначе как перевозбуждением, агрессией, неуправляемостью! Тем более бессмысленны для него любые нотации: понимать связь слов в предложении ему еще сложно, смысловая связь нескольких предложений — вообще недоступна, а когда еще тетя незнакомая говорит, или знакомая, но сердитая…. Представьте, что кто-то вас ругает через звуконепроницаемое стекло. Вы видите мимику, а слов не слышите. Вы смотрите, смотрите на это дело — а серьезность сохранить сможете? «Ах, ты еще улыбаешься?! Ты издеваешься надо мной?» — негодуем мы на улыбку и даже смех трехлетки, видя в нем сознательное желание нас поддеть, непочтение к старшим и прочие ужасы. А это просто растерянность при виде мимического спектакля мамы, которая на «тарабарском языке» призывает к благоговению.

Незнание этих нехитрых возрастных особенностей восприятия заставляет нас в отчаянии и безысходности называть непослушным и своевольным ребенка, когда он «не хочет» одеваться, сидеть тихо и прочие наши «элементарные» распоряжения выполнять. И не всегда хватает любви и терпения, чтобы заметить: у него просто не получается или он нас не до конца понял, но еще не умеет грамотно озвучить проблему. А к тому времени, когда понимать и озвучивать он научится, мы уже так крепко «вобьем» его в роль неслуха своими бесконечными попреками да жалобами, что попробуй из нее выйди.

А еще нас, православных мам, часто подводит неточное представление о цели наших воспитательных усилий. Кажется, что воспитать ребенка послушным — это и значит вырастить христианина, который всю жизнь будет верен нашему, родительскому, «правильному» мировоззрению и, следовательно, Богу. И мы начинаем «вырабатывать привычку к послушанию».

— Хочу пватье! - плачет малышка лет трех, когда мама, подавляя сопротивление, запихивает ее в юбку:

— Я тебе сказала, юбку!

— Почемуууу?!

Ну почему, действительно, в чем разница по существу между юбкой и платьем? «Она должна уважать решение матери!» «Я же не буду потакать непослушанию!» Потакать, действительно, не надо. Если ребенок орет, то исполнять его просьбу — значит закреплять такой способ достижения цели. Но при внимательном подходе мы заметим, что детскому крику всегда (если только мы не закрепили у чада истерическую реакцию намертво) предшествуют уговоры. Соглашаясь с ребенком на этой стадии, мы не только не потакаем своеволию — мы учим ребенка важнейшим вещам: осознавать и аргументировать свою позицию, убеждать. Для «тренировки» смирения и послушания вполне достаточно объективных «нельзя»: нельзя брать спички, грубить взрослым, есть конфеты до обеда, саботировать сон…

А «нельзя, потому что потому» — это как раз способ убить авторитет взрослых и вообще веру в их здравый смысл, ибо ребенок очень быстро научится видеть в подобной дрессировке лишь дуболомство и нелюбовь и реагировать либо неосознанной агрессией, либо «букетом» патологических привычек.

Готовясь «ударить по рукам», пусть словесно, нам стоит вспомнить, а сколько еще в течение дня будет объективных, неоспоримых «нельзя» и «надо»? Может быть сейчас — все-таки «можно»? Можно ему ощутить вкус свободно принятого решения? Честно скажу, я не до конца освоила исполнение того, о чем пишу, без срывов не обходится, ведь «нельзя» и «уйди» весьма и весьма удобны... Но покашливать мы перестали. А «харизма парламентария» у ребенка четырех лет действует даже на папу.

Если же мы слишком увлекаемся, взращивая в детях «отсечение воли» полностью и в любой ситуации, мы должны быть готовы к тому, что этой послушной игрушкой в будущем захотят поиграть другие. Мысль о том, что навык послушания родителям учит послушанию Богу, в наши дни реализуется не всегда. Слишком много новых авторитетов замаячит в переходном возрасте перед подростком, у которого родители успели отбить навык критического осмысления и свободного выбора. До Бога ли будет? Всегда ли?

Да и вообще хорошо бы выйти из круга технологических выкладок о том, «как сделать его человеком». Он уже человек, а наша задача, в идеале, показать ребенку, что он — свободный человек. Это не моя «ересь». Замечательный философ и педагог протоиерей Василий Зеньковский писал о том, что задача воспитания — научить ребенка распоряжаться даром свободы, помочь ему освободиться от греха, но не столько через отсечение ненужного и формирование нужного, сколько через «духовное пробуждение». Готовы ли мы увидеть в своем чаде личность, достойную «дара свободы», или нам подавай дрессированную таксу, способную лишь «служить» и вызывать умиление окружающих?

* Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема фрустрации связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между фрустрацией и агрессией. В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.