В спорт зале

Военно патриотическое воспитание через казачество. Доклад "Воспитание патриотизма посредством казачества." материал на тему

Казаки - патриоты

Казаки - скрепа народов России

«Идея единства России постоянно была маяком для всех атаманов, избранных Кругом, что подтвердили Межаков, Платов и другие. Положив на алтарь истории свою непризнанную республику, не проявив реализма и рационализма в управлении своей территорией, казачество Дона объединилось с другими народами России, признав власть московских государей, но сохранив самобытность. В этом типичная черта Донского казачества. Они добровольно отказались от организации республиканского строя и установили военное управление Областью войска Донского с местным самоуправлением… Донское казачество являлось (вместе с тем) протестом против всех тёмных сторон Московского государства… Создавая самостоятельные свои порядки, своё управление, свой казачий «присуд» - своё Войсковое право, казаки сохраняли тесную связь с Россией - связь религиозную, национальную, политическую и культурную. Казачья «республика» была независима, самостоятельна сносясь с иностранными государствами, вела борьбу против своеволия царей, воевод и угнетения крестьян», - эти слова принадлежат нашему современнику И. Золотарёву.

Воинское общество казаков имело свои уставы, но не имело своей Конституции как свода законов, и стихией его была война, главным правилом - вечная неприязнь к басурманам и необузданная воля. Атаман водил казаков в битвы, делил добычу, но имел весьма ограниченную власть: все дела важные решались общим приговором на Казачьих Кругах. В результате образовалось уникальное воинство «степных рыцарей» с самобытным демократическим самоуправлением… Веру и Отечество выбирали сами и довольно терпимо относились к различным религиям и народам. Что и влекло на Дон тех, кто хотел жить свободно, сообразно своим представлениям о счастье.

Абсолютно русским казачество не стало и никогда не будет. Формирование народа происходит при особых обстоятельствах, исключительно влияющих на генофонд нации. В организации республики и формировании народа под названием казаки участвовали разные социальные группы разных народов. Казачество представляет собой сплав из крови и плоти очень многих народов. Ведь когда зарождалось и развивалось на Диком Поле казачество, русская женщина туда проникнуть не могла, и вся женская половина казачества комплектовалась из представительниц древних народов, живших на Дону, и полонянок: турчанок, татарок, черкешенок, персиянок, калмычек и др. Да и мужская половина составлялась из представителей самых разнообразных народностей. Язык, культура в подавляющем большинстве была русской, вера - христианской. Образовалось первоначальное ядро казачества, а история умалчивает о его первоисточнике. Было ли в его основе славянское племя бродники? Очевидно, было.

Дон жил по своим принципам общественного и государственного строя, был прибежищем всякого гонимого за веру и человеческие права. Это выковывало особую породу людей. Таких людей, которые представляли опасность для тоталитарной власти. Во времена СССР Никита Хрущёв ещё раз раздробил бывшую область Войска Донского, создав Каменскую область и ещё Арзамасскую, Балашовскую, Липецкую и Белгородскую. Каменскую, в свою очередь, слепили из частей Ростовской, Волгоградской и Воронежской. А был ещё в составе Войска Донского и весь промышленный Донбасс, отданный им же Украине.

Так и ведётся, волюнтаристы разъединяют, разоряют Россию и её народы, а казаки - объединяют.

Казачество является феноменом русской истории. Лев Николаевич Толстой считал, что казакам Россия обязана всем хорошим, что у неё было. Он так и говорил с гордостью: «Вся история России сделана казаками».

Многовековая история казачества удивительно многогранна и плодотворна. Особенностью казачьей истории, проходящей через всю жизнь казачества, было и остаётся казачье самоуправление, которое строилось и строится свободными хозяевами.

Способность народов России к САМООРГАНИЗАЦИИ по принципу: «Голь на выдумку хитра», всегда нервировала российскую власть. «Голи» приходилось нелегко. Она искала место для сытого и спокойного проживания. Но таких мест в России не было и нет. Да и в остальном мире - тоже. Можно было, конечно, смириться, гнуть спину и жить батраками, но можно было уйти в Дикое поле и там жить жизнью полной опасностей, но на воле. Это был казачий путь. Вернее, путь в казаки, вольное ядро которых брало своё начало в глубокой древности.

У большинства россиян сложилось мнение, что казаки селились в основном по окраинам России: на Дону, на Днепре, на Урале, в Забайкалье, в Сибири. Это не совсем так: все народные войны, поднимаемые казаками, проходили прямо по сердцу России - Волжским берегам.

Другое дело, что самодержавная российская власть, вплоть до освобождения крестьян от крепостного права, создавала такие тяжелейшие условия своему народу, что он вынужден был бежать на окраины. Да и потом, вплоть до наших времён, власть не щадила народ. Всему миру известен пример середины ХХ века: расстрел жителей города Новочеркасска, большая часть которых была из потомственных казаков. Времена были хрущёвские. Оттепель, так сказать.

Сменившие заскорузлых крепостников большевики ничего нового в плане закабаления собственного народа не придумали. Многое в России поменялось, но гнёт остался. При тотальном гнёте процессы народной САМООРГАНИЗАЦИИ принимали самые разнообразные формы: от традиционных (старообрядчество, протестантизм) до таких экзотических, как «теневики», «воры в законе», диссиденты и т. д… Но всё это формы САМООРГАНИЗАЦИИ народа, их можно корректировать, лучше в выгодном для развития государства направлении, но их нельзя разрушать.

Только в этом случае будет стабильное развитие ГОСУДАРСТВА, а не резкие переходы от удельных княжеств к самодержавию, от самодержавия к большевизму, от большевизма к перестройке и т. д. Казачество во всех этих процессах выделяется одной неизменной особенностью: оно защищает свою волю и право на волю других.

Сегодня казачье движение набирает силу. Казачья идея вновь возвращается на исконные земли. Однако, у православных общинников и казаков порой не хватает опыта и знаний, которыми необходимо руководствоваться в создании казачьих организаций и их жизни. Не много и носителей казачьих традиций, особенно в центральной России, которые могли бы ответить на интересующие последователей казаков вопросы. Для пытливых и свободных умов предназначена наша книга.

Сразу заметим, что «приём» в казаки лиц не казачьего происхождения практиковался всегда и практиковался широко. Дело в том, что казаки защищали свои земли и обороняли их со всех чётырёх сторон. Были времена, когда в боях погибало более половины всего казачьего сословия. И тогда начинался новый набор, набор новых защитников своей земли, своего уклада жизни и самого права на свою собственную жизнь. Это важно понимать. Казацкий след, казацкое миропонимание можно найти практически во всех западных демократиях.

В казаки принимали лиц всех национальностей и всех сословий. Можно утверждать, что и российская демократия берёт своё начало из казачьего уклада жизни, в казацких поселениях. Демократичность казачьего самоуправления основывалась на историческом и многовековом опыте: самоуправляемое общество является совокупностью множества саморегулируемых организаций и общин. Главным достижением казачества является тот факт, что они определили для многих государств, а не только Российского, основы и пути народной САМООРГАНИЗАЦИИ. Именно народной САМООРГАНИЗАЦИИ.

Пытливые умы часто восхищаются рыцарями Круглого стола как носителями лучших демократических традиций. Но рыцарство - это узкий круг, это кастовость, это военная элита, это деньги, могущество, власть. Рыцарство, по некоторым исследованиям, берёт своё начало у гладиаторов Рима (больших «демократов»), которые с падением империи остались без работы, но с умением, а главное желанием зарабатывать себе деньги войной, уроками фехтования и т. п. Их на обломках Римской империи осталось так много, что они образовали отдельную касту. По нравам того времени, богатому человеку лучше было держать меч, чем плуг, поэтому желающих помахать мечом было сколько угодно. Но это был не духовный путь: это шло от власти и от её обломков. Скажу лишь, что всё хорошее идёт из народных глубин, если хорошо «покопать», то может статься, что Круглый стол - это даже не казачий Круг, а просто маленький казачий Сход.

Эта книга написана на русском языке - языке общения всех казаков. И это не оговорка. От Камчатки и до Сахалина, от Дона и до Кубани казаки в обиходном языке имеют много слов, разнящихся в произношении и понимании, но русский язык понимают все. Поэтому русский язык - язык родной.

То же касается и обычаев. Донцы на своих Кругах кричат «Любо». А, например, в Забайкалье казаки на Кругах и Сходках не кричат «Любо», а голосуют поднятием фуражек и папах. Это и есть САМООРГАНИЗАЦИЯ, различие форм при сохранении Духа свободы, равенства и братства.

Надеюсь, что эта часть книги станет для казаков и атаманов всех казачьих округов хорошим подспорьем в организации казачьих обществ и их деятельности. Руководствоваться данными материалами необходимо вместе с восстановлением своих, местных традиций и обычаев.

ИСТОРИЯ

Щупленков О.В.

Кандидат исторических наук, доцент, кафедра Истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт

История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи

Казаки (казаки, раньше и «козаки» от тюркск. «вольный человек», родственно казахи) - южнорусский и украинский субэтносы, появившиеся в XV веке на литовско-крымском по-граничье (проходившем по реке Днепр).

Казачество обязано своим возникновением имеющейся во время монголо-татарского ига «живой дани», то есть людьми, которых русские княжества поставляли в орду для пополнения монгольских войск. И само слово казак имеет тюркское происхождение, означающее легкую конницу. Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало даже Сарайско-По-донское епископство. Таким образом согнанные с Руси сохранили самобытность и самоидентификацию. После развала единого монгольского государства оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками, эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например у Шолохова). Н. И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI-XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе .

В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были превращены в военное сословие Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией. Подобные общины («войска?») стали обра-

зовываться и на территории России (Московского царства). Старейшим казачьим войском считается Запорожская Сечь, которая была разгромлена Екатериной II в XVIII веке в связи с разбойничьими рейдами на колонистов Новороссии и политической неблагонадежностью. Часть запорожцев (наименее значительная) ушла в Турцию и основала Задунайскую Сечь, часть наиболее вызывавших доверие у правительства полков запорожцев были сохранены в казачьем статусе, переселены на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско. Запорожские Казаки остальных непокорных полков были лишены казачьего статуса (но тем не менее не были подвергнуты закрепощению) и в качестве вольных хлебопашцев (в последствии, однако, часто призывавшихся и на военную службу) были поселены в пустовавшие области в среднем и нижнем течении Дона и Волги, но, таким образом, чтобы быть отделенными от приграничных территорий землями Донского и Волжского казачьих войск, доказавших преданность Престолу - так возникли зоны компактного проживания украинцев в Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях .

В основе самого существования казачества всегда лежал общинный строй. Казаки были свободными и равноправными людьми. Управление общиной (ватагой, станицей, войском) всегда основывалось на выборных началах. Казаки - профессиональные воины, объединявшиеся именно по этому признаку.

Существовали две модели казацкой общины: «семейная» и «сечевая» (засечная).

При семейной модели казаки жили, соответственно, семьями в укреплённых поселениях - так называемых городках, позднее такие казачьи поселения стали называть «станицами» и «хуторами». Жизнь поселения зиждилась на принципе Рода, охватывающем прошлое, настоящее и будущее. Казаки чтили заветы предков, черпая мудрость у предшествующих поколений. Старались достойно жить в настоящем, с беззаветной отвагой защищать Отечество. Растили детей так, чтобы не стыдно было за своих потомков в будущем. Весь жизненный уклад казаков был подчинен этим целям.

Население станицы подразделялось на группы по возрастному принципу - так называемые «партии» или «беседы». Старики, женатые казаки, холостые казаки, казаки-малолетки (еще не служившие или не участвовавшие в боевых действи-

ях), казачата-подростки и совсем маленькие дети-казачата -каждая из этих групп имела свои «беседы».

Больше всего в станицах уважали стариков, олицетворявших вековую мудрость, хранителей воинского и житейского опыта и традиций. Старики воспитывали новые и новые поколения казаков и отвечали за младшие «беседы». Но за воспитание подрастающей казачьей смены отвечали не только старики. Шефство над младшими «беседами» передавалось по цепочке - в каждой из «партий» были наиболее опытные и мудрые казаки, занимавшиеся обучением членов более младших «партий», прививавшие им нравственные принципы. Это гарантировало наиболее полную и гармоничную передачу профессиональных казачьих знаний и навыков, мировоззрения, традиций от поколения к поколению.

Поскольку в станицах каждый человек был на виду, недостойные звания казака поступки совершались крайне редко. К тому же большинство жителей станицы так или иначе состояли в родстве, ближнем или дальнем. Скрыть свои пороки и слабости от станичников было практически невозможно. Община знала о каждом, каков он в мирной жизни и в бою, к какому делу этот казак привычен и способен, а где ему стоит еще поработать над собой.

Часто казачьи подразделения организовывались также по территориальному или родовому признаку.

«Сечевые» или «засечные» казаки получили такое название, по-сколькуихукрепленныепоселенияназывались«сечи» или«засеки». Засеки или располагались рядом с границей государства или были возведены на самом вероятном направлении вражеской атаки.

«Сечевые» казаки также жили общиной и делились на «партии» по возрастному признаку. Однако все они либо были холостяками либо подолгу жили в разлуке с семьей. Традиции и боевой опыт сечевые казаки передавали по тому же принципу, что и семейные, но с одним отличием: каждый закаленный в сражениях казак брал «под свое крыло» от одного до десяти молодых бойцов, которых называли «джуры» или «новики».

На засеке каждый казак был как на ладони, почти круглосуточно находясь на виду у своих соратников. Поэтому схитрить, обмануть боевых товарищей, выставить себя в более выгодном свете, чем на самом деле - было попросту невозможно. Воспитательный процесс в таких условиях обладал завидной эффективностью.

Что особенно хорошего заключали в себе модели казачьего

общества? Что не помешало бы и нам перенять у казаков?

Во-первых, следуя Родовым принципам, каждый казак невольно начинал воспринимать собственный организм, душевные качества и духовную составляющую не только как элементы своей личности, а как инструменты для продолжения Рода. Причем не просто продолжения, а достойного, чтобы сыновьями и дочерями можно было по праву гордиться, чтобы суметь передать им всю силу, мудрость, отвагу казачьего племени. А для этого и самому казаку надо было безукоризненно выполнять свой долг защитника Отечества, чтобы, не краснея, смотреть в глаза отцам, дедам и прадедам. Поэтому свое здоровье казаки берегли - ели полезную сытную пищу, гнушались вредными привычками, и даже в старину умели проводить профилактику разных заболеваний.

Во-вторых, подразделение всей общины на возрастные группы - «беседы», они же «партии» помогало поддерживать живую связь между поколениями, передавать традиции из уст в уста и на личном примере доказывать юным поколениям ценность многовековой мудрости. Процесс воспитания и обучения подростков и молодежи вершился на глазах у общины. По сути, этот педагогический процесс не прерывался и когда казак достигал зрелости - он все так же продолжал прислушиваться к старшим, теперь уже к седым старикам и перенимать их опыт. А одновременно учил молодых уму-разуму. Такой уклад сводил на нет проблему «отцов и детей», терзающую современное общество.

В-третьих, в общине все отлично знали друг друга, многие были родственниками. У казаков всего поселения была общая судьба, общее призвание - защита Отечества, одна на всех идеология. Поэтому криминализация общества была немыслимой, люди с преступными склонностями выявлялись мгновенно и либо сразу жестко наказывались и навсегда излечивались от своих заблуждений, либо изгонялись. Все казаки были вооружены и умели противостоять любой внешней агрессии. Поэтому порядок и покой на вверенной общине территории гарантировались. Казаки всегда могли постоять за себя и перед иноземными захватчиками и перед агрессией и произволом со стороны властей.

Все эти полезные традиции было бы неплохо хотя бы отчасти привить в современном российском обществе. Правда, следует учесть, что компактное проживание граждан по профессиональному признаку сейчас реально только в небольших поселениях (деревнях, селах, военных и научных городках).

Поэтому в крупных городах нужно создать единую цель воспитания подрастающего поколения - всеобщую подготовку народа к защите Отечества.

Первоначальной родиной казачества считается линия пограничных со степью русских городов-крепостей, шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по черте Путиля и Переяславля. Здесь сложился класс вольных людей с оружием в руках, уходивших в степь для разных промыслов. Этим людям, постоянно сталкивающимися в степи с татарскими воинами и добытчиками и было присвоено тюркское название казаки, потом распространившуюся на вольных людей и в северной Руси. Древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде всего рязанские стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»)

Также казачество сыграло существенную роль в консолидации украинского этноса.

Запорожские казаки какое-то время к России никакого отношения не имели, а даже когда и имели, занимали особое положение. Ту роль, которую Россия играла по отношению к Донским казакам, по отношению к запорожцам сначала играла Польша, а потом... А потом их так и не удалось сделать такими как все, приструнить и дисциплинировать.

Начало XVI века. Запорожье. Казаки занимаются рыболовством, охотой, соледобычей, разводят скот. На них постоянно нападают, они для защиты строят деревянные укрепления - «городки» или «сечи». Приблизительно в 1530-х произошло объединение разрозненных казачьих организаций, связанных с от-дельнымисечами,иобразоваласьЗапорожскаясечьпоназванию главного укрепления, являвшегося местом пребывания коша (центрального органа управления), которое перешло и на всю организацию. Первоначально она находилась на о. Томаковка (около современного г. Марганец Днепропетровской области).

Запорожские казаки несли пограничную службу, охраняя Речь Посполитую от набегов крымских татар. Польское правительство без особого успеха пыталось контролировать их численность, занося в специальные списки - реестры.

В 1568 был сформирован отряд из 300 казаков, которые были внесены в реестр, выведены из подчинения местных чиновников

и служили непосредственно королевскому эмиссару. В 1578 был сформирован новый реестр из 500 казаков, которым назначалась ежегодная государственная плата. Командовать этим формированием был назначен польский шляхтич Ян Орыжский.

Все реестровые казаки имели самоуправление и были освобождены от уплаты налогов. Центром реестрового казачества стал город Терехтемиров (на Днепре). Позже количество реестровых казаков было увеличено сначала до 600, а потом и до 1000 человек. Но реальное количество казаков намного превышало цифру, установленную реестром. Среди реестровых было много оседлых, семейных, хорошо обеспеченных казаков, которые обладали значительной собственностью, чаще всего - в районе Киева или Канева. Это были так называемые «городовые» казаки, которые представляли консервативную часть казачества. На Низе, за днепровскими порогами, жили «военные» казаки (в основном именно они принимали участие в походах).

В 1593 центр Запорожской сечи переместился на о. Базавлук (около с. Капуловки Никопольского района Днепропетровской области).

С 1652 центр Запорожской сечи находился в устье р. Чер-томлык (около с. Капуловки).

Верховным органом до 1654, т. е. до воссоединения Украины с Россией была сечевая рада, избиравшая войсковую старшину во главе с кошевым атаманом. Войско делилось на курени во главе с куренными атаманами. Запорожская Сечь состояла из 38 куреней. Сначала в курень объединялись только казаки, которые жили в одной местности, но позднее в него стали принимать и казаков из других районов. Женщины и дети на Сечь не допускались.

После воссоединения Украины с Россией в 1654 на Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, продолжал действовать местный порядок судопроизводства. Украина даже сохранила внешнеполитическую самостоятельность: могла вести самостоятельные контакты со всеми странами, кроме Польши и Турции. После подавления восстания на Дону в 1708 на Запорожье бежало много повстанцев. Царские войска под предлогом борьбы с изменниками 14 мая 1709 разрушили т. н. Старую Сечь. Казаки ушли сначала в устье р. Каменки (120 км к Ю.-З. от Никополя), а в 1711 в урочище Алешки (ныне г. Цю-рупинск Херсонской области) во владения Крымского ханства.

В 1734 запорожские казаки по разрешению русского правительства вернулись на родину и образовали т. н. Новую Сечь на о. Чертомлык, в устье р. Подпильной (в районе современно-

го с. Покровского Никопольского района). Территория Новой Сечи была разделена на 8 паланок (округов), которые управлялись назначенной кошем старшиной. Население слобод (сёл), входивших в паланки, делилось на 2 разряда: казаков и поспо-литых, каждые из которых составляли свою общину (громаду) и выбирали своих атаманов. Основной обязанностью казаков являлась военная служба за собственный счёт (войско составляло 20-30 тыс. человек и участвовало в русско-турецких войнах 1735-1739 и 1768-1774); посполитые освобождались от военной службы, но выполняли определённые повинности для войска и платили денежные налоги. Главное преимущество казаков состояло в праве занимать (с разрешения коша) землю под зимовники и участвовать в Сечевой раде. Однако казаки и посполитые не являлись замкнутыми сословиями, и был возможен переход из одной категории в другую. В процессе социальной дифференциации разорившиеся казаки и посполитые пополняли ряды неимущих бедняков (голоты, серомы) или переходили в разряд «подсуседков», работавших у зажиточных людей с сохранением личной свободы .

После подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева (1773-1775) царские войска окружили Запорожскую сечь, принудили казаков к сдаче и разрушили укрепления. Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли стали раздаваться русским и украинским помещикам, а население закрепощалось, частью превращалось в государственных поселян или бежало в Добруджу в турецкие владения, где основало Задунайскую Сечь (она существовала в 1774-1828 на территории Османской империи в устье Дуная, куда они переселились после ликвидации Новой Сечи. В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находилось в со-ставесторожевойистаничнойслужб, чтоохранялипограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев.

Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока.

В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск.

В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой.

В 1697-1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов

(1661-1711) исследовал Камчатку.

Казаки нередко выступали против центральной власти (примечательна их роль в русской Смуте, в восстаниях Разина и Пугачёва), однако с XIX века до Октябрьской революции они в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти.

После революции казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения. Тем не менее, во время Великой Отечественной войны значительное количество казаков принимало участие в войне на стороне Красной армии, в которой по приказу Сталина были созданы казачьи формирования. Лишь некоторые казаки предали Родину и приняли сторону Германии. Нацисты объявили этих предателей потомками остготов. После 1990 года предпринимаются попытки возрождения казачества .

Казачество - братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали.

Казаки - народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать:

«Слава тебе, Господи, что мы казаки!»

В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле - Святой Руси, своему Народу и своему Государству.

Мы потомки и наследники первопроходцев,

сотворивших Россию.

Превыше всего в Казачестве всегда была

Казачья воля и народоправство.

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни!

Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори себя сам. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять крайнее решение.

2. Казаки все равны в правах. помни: нет ни князя, ни раба, но все рабы божий!

Казаки равны как в правах, так и в ответственности за соде-

янное, независимо от общественного положения, образования и прочих заслуг. Решение, принятое на Сборе, - закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

3. По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.

Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду.

Пусть, не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия. Знай: мат еще в XIII веке придумали враги русского народа для оскорбления наших матерей и Веры.

Будь примером в жизни своей и защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть духом и телом.

4.Служи верно своему народу, а не вождям!

Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы.

Казак за это готов пролить кровь свою, но «не сотвори себе Л кумира и подобия его!»

5. Держи слово, слово казака дорого!

Казак! Помни, что каждое твое слово - это слово твоего народа, слово Казачества.

Выпустишь слово - не поймаешь. Говори, да не проговаривайся. Ибо спроста сказанное не спроста слушано. Стойкость чести в слове.

6. Чти старших, уважай старость!

Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть же стариков - не от силы; а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову, бывалых и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелую казачку - Матерью.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа!

Если сомнения коснулись твоей души и ты не знаешь, как поступить, - поступай по обычаю своего народа и Вере предков.

Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество.

8. Погибай, а товарища выручай!

Так было всегда у казаков! Взаимная выручка - основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..

9. Будь трудолюбив, не бездействуй!

Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай руку с криком «Дай». Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.

10. Береги семью свою, служи ей примером!

Семья - святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья - основа казачьего общества. Глава семьи - отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование.

Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца.

Казаком надо родиться!

Казаком надо стать!

Казаком надо быть!

Работа по возрождению Казачьей Культуры должна идти, начиная с семьи, с детских дошкольных учреждений, со школьной скамьи .

Проблемы развития казачьей культуры являются актуальными в силу того, что общество и власть активно обратились к этому явлению. Естественно каждая из этих сил преследует в казачьем движении свои интересы: казаки чтобы обрести собственную идентичность, вернуть себе историческую память, власть - с целью обуздать, приручить стихию казачества, извлечь из этого процесса дивиденды в качестве символического или физического капитала. Для определенного числа соотечественников казачество является последним прибежищем традиционной культуры, где чтят предков, верят в Бога и готовы служить своему Малому Отечеству.

К этому процессу подключилась и система образования: центры дополнительного образования, казачьи лицеи, школы и клубы. Изучая это явление, можно заметить следующее: во-первых, многие из тех, кто работает с детьми в этом на-

правлении, зачастую не представляют сути Казачьей Культуры, если не сказать больше - они ее попросту не знают, многие не понимают цели данных образовательно-воспитательных усилий, полагая что следуя программе и участвуя в открытых мероприятиях таким образом происходит реанимация традиционной Казачьей Культуры, или уже и то хорошо, что детей «можно отвлечь от улицы».

Есть, конечно, энтузиасты, но чаще всего они оказываются ведомыми, ждут что им «будет спущен план, дан приказ» и вот тогда. Есть и такие, кто пропагандирует некую славянскую культуру, мол у нас здесь разные люди съехались, и то же такой подход проходит мимо цели: съехавшиеся люди не сформировали в себе чувства Малой Родины, и съехались они в уже обжитые крымчанами пространство. Можно четко определить и несколько этнических потоков, формировавших население Крыма, и культурную составляющую, которую можно определить как крестьянскую казачью общину и военную казачью общину. Следовательно, брать во внимание необходимо материал того населенного пункта, где вы живете, но уж не как иных стран, древних времен и уже не существующих народов.

Использование элементов традиционной культуры в современном воспитательном процессе обусловлено следующими соображениями: во-первых, традиционная культура является основой формирования этнического самосознания, когда в человеке воспитывается чувство принадлежности к определенной этнической группе; во-вторых, традиционная культура южнорусского казачества, являясь военизированной по своей сути, нацелена на воспитание мужчины-воина, защитника Отечества, с твердой гражданской, патриотической позицией; в-третьих, традиции сельского крымчанина воспитывают труженика, рачительного хозяина, человека ориентированного на церковные ценности относительно семьи, общества, на созидательный труд. Эти особенности являются основополагающими при реализации задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения .

Традиционная культура южнорусского казачества ориентирована, прежде всего, на воспитание мужчины-воина, защитника, умелого воина. Здесь сплелись этнические и сословные черты низового казачества. Кажется, что подобное явление должно снять вопрос о том, что такое казачество: этнос или сословие, так как сословные рамки определились намного

позже того, как казаки появились на исторической арене. Тем более что данную сословную нишу военного сословия до казачества прочно занимало дворянство.

После XVIII в. казачество постепенно замыкается, обосабливается в сословных рамках, что оказало влияние на состояние традиционной культуры, которая становится еще и земледельческой. Впрочем, благодаря этим ограничениям в казачестве более интенсивно протекают этнические процессы: складывается этническое самосознание, оформляются этнокультурные особенности казачества как этноса.

Определяя культуру южнорусского казачества как традиционную культуру военизированных общин, следует учитывать ее своеобразие, известное в Средневековье как дружинная культура северного Причерноморья. Будучи воинами, казачество впитывало на протяжении столетий лучшие формы и методы ведения боя, которые оно перенимало у своих врагов, или вырабатывало как противодействие им. Это и удобная для боя одежда и оружие, и методы конного боя, и состязательные традиции восточных славян (борьба и кулачный бой), джигитовка и морские методы ведения войны, домашние игры и «шерми-ции» как элемент подготовки казачьих воинов и другие.

Если рассматривать традиционную культуру казачества как некое состязательное пространство, где в условиях состязательной практики формировался казак-воин, то следует рассмотреть элементы этого пространства. Таковыми являются Оружие, Конь, Борьба, элементы казачьего самоуправления (традиция Круга). Например, Конь выступает не только средством передвижения, предполагающим навык управления, вольтижировки, ухода за ним, но и содержащим в себе определенное мифологическое представление, отраженное в легендах, рассказах стариков, песнях, поговорках, которое в полной мере реализуется в ритуальной практике, где символ коня актуализируется как культурное явление сопровождают традиционные праздники казаков.

В крестьянской культуре сельский труд являлся основанием традиционной культуры. Здесь стихии постижения несколько иные, здесь другие стереотипы поведения, даже иное отношение к воинской службе (в крестьянской среде воинские регалии не пользовались таким почитанием как в казачьей среде), в таком пространстве формируется и иная личность.

Данные соображения предполагают и особенности ис-

пользования элементов традиционной культуры в современной образовательной практике. Для этого конструируется культурное пространство, включающее в себя указанные культурные особенности. Следует сразу заметить, что занятия предполагают подготовку участников к празднику, где актуализируется символические формы.

Праздничный календарь должен является костяком всей работы, причем отбор дат определяется той социокультурной ситуацией, которая присутствует в том или ином населенном пункте. На этом строится работа педагога: подготовить детей, их родителей, окружающий социум к предстоящей дате народного календаря. Здесь важна роль тех, кто объединяет усилия казачьих педагогов - ввести разнообразные детские казачьи республики, кружки и секции в единую канву, в единый ритм, где дата становится значимой. Эти даты связаны со Святками, Масленицей, Пасхой, Троицей, для казаков Покров, День Матери и другие.

На занятиях учащиеся должны заниматься изучением боевых традиций казачества, причем обучение должно строиться на живой передаче знаний, использовании основного принципа культурной трансмиссии «делай как я».

Учащиеся должны осваивать стихию пространства: они должны работать с пикой, шашкой, учиться стрелять, бороться на ламка, на одну ручку, на вольную (что казаки называли бороться по-медвежьи), биться на кулаках. Причем обучение кулачному бою проводилось в традиционных формах: игровая практика предваряла изучение связок кулачков (играют в пятнашки, латки, конный, петушиный, собачий бой, уходят вьюном от нагайки); сила развивается в поднятии гири (кто больше), перебрасывании камешков друг другу, силовых упражнениях (например, жонглирование гирей).

В кругу под напором ударов товарищей учились работать против нескольких противников, причем мера удара определяется принципом (не причини вреда не получишь сам, то есть если наносишь удары в полную силу то жди такого же ответа), все это проходило в игровой, веселой манере, под плясовые наигрыши гармони или балалайки. Упавшего или поверженного противника поднимают, обнимают, демонстрируя отсутствие вражды и злобы. Кулачный казачий бой изучался нескольких видов: во-первых, это ритуальный бой стенка на стенку, когда бойцы выстраиваются линиями, учат-

ся взаимодействовать строем, перед боем кричат заклички (Дай бойца!), задача прорвать строй противника, используя удары кулаками, или вытеснить противника за боевую черту, в правилах предусматриваются традиционные установки (лежачего не бить, в спину не бить, рукавички долой), в подобном бою, который обычно проводится на Масленицу или Святки ограничены удары в голову (можно бить в грудь, бока, по рукам). Во-вторых, это бой сам на сам, когда бойцы определенное время бьются кулаками, используя круговые движения, размашистые удары (в спортивном варианте допускается использование боксерского защитного снаряжения). В-третьих, это бой рукопашный с использованием традиционных ударов ногами, бросков, подсечек .

Занятия должны сопровождаться изучением истории южнорусского казачества (в качестве беседы перед или после окончания занятия), строевой подготовкой с разучиванием казачьих песен, изучением ритуала посвящения в казаки, с приглашением казачьей старшины, совета старейшин, родителей.

Ритуальная практика призвана актуализировать символические формы агонального пространства казачьей культуры. Ритуалы имеют под собой историческую основу. Например, у обряда посвящения в казаки имеется прототип - обряд «поса-жения на коня». «Посвящение в казаки» проходило лет с шести. На площади собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Обряд этот проходил в торжественной обстановке на площади. Здесь собиралось все казачье поселение во главе с атаманом. Мальчики сидели на лошадях, одетые в казачью форму. Каждому из них надевали ленту из красной материи с надписью: «казачок рода.» Но перед тем как надеть ленту, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казаки, приветствовал старых казаков-воинов.

Инициации различаются у старших и у младших. Младшие казачата сажаются на лошадь старым казаком, лошадь обводят по кругу, казачонка нарядно одетого с лентой через плечо снимают с коня и отдают родителям (отцу) со словами «вот вам казак». Перед этим казачата демонстрируют свое умение в состязаниях, знании истории и культуры казачества. Старшие ребята посвящаются после прохождения обязательных испы-

таний. Пред атаманом, старшиной и советом старейшин они демонстрируют свое умение в обращении с оружием, бороться традиционными видами борьбы, биться на кулаках. После чего посвящаемый подходит к иконе становится на колено и читает молитву «Отче наш», атаман стегает его нагайкой, говоря: «служи верно, Вере и Отечеству».

Ритуальные формы проведения охватывают традиционные праздники, которые должны являться ориентирами всей работы. К праздникам были приурочены различные состязания, казачьи домашние игры, посвященные памяти, к примеру, «Гетмана Хмельницкого», «Дмитрия Вишневецкого», «Богдана Ружинского», «Ивана Сирко». Эти соревнования могли бы явиться прообразом казачьих спортивных игр в поясной борьбе, кулачках, бое на пиках, рубке и фехтовании на шашках войскового масштаба.

Проведение самого календарного праздника обусловлено особенностями казачьей культуры (наличием военного компонента), а также логикой самого праздника. Обычными вехами в календаре являются День Семена Летопроводца (посвящение в казачата), Покрова Пресвятой Богородицы (войсковой праздник), Святки (от Рождества до Крещения, отмечаются один раз обычно на Крещение), праздник Масленицы, Пасха, Красная горка, Троица.

Праздник обладает особенностями, которые необходимо учитывать при его проведении. Так, необходимо избегать вышколенной концертной программы, чтобы действие было неутомительное и главное, чтобы задействовано было как можно больше участников (то есть зрителей). Например, Масленица является комплексом обрядовых мероприятий, которые раньше длились неделю. Сегодня можно обойтись двумя праздниками. Встречей Масленицы и ее проводами. Проводы Масленицы проводятся накануне Прощеного воскресенья. Они включают в себя сословно-этнический компонент традиционной культуры, яркое представление разыгрываемое отдельным коллективом, военные упражнения гулебных команд, которые являются со своими атаманами, знаменами, исполнением песен и традиционных танцев. Структура праздника определена локусом обряда, который сосредотачивает символические формы казачьей культуры, выступающие в разных кодах. Место атамана (чтение им приказа о гулебных командах), чучело Масленицы (вносимое на площадь под песни и

шутки и устанавливаемое на место будущего сожжения), столы с блинами и чаем (праздничное угощение с раскрытием символики, которую делает настоятель местного храма, упоминая и о языческих традициях славян и о православной интерпретации праздника), «ряженая компания» скоморохов, которые бесчинствуют, ведут праздник, разыгрывают сценки, вяжут колодки, тем самым вовлекая в праздник большее количество людей (на языке синергетики локусы символических форм структурируются в ритуальную систему и связываются посредством ряженых); демонстрация умений работать с оружием, ходить строем, рубить лозу, бороться и биться на кулаках. Стеночный бой завершает выступления ватаг казаков, под звучание живых народных песен проходят состязания в стрельбе, борьбе, рубке лозы, метании пики, поднятии гири. Кульминацией праздника является сожжение Масленицы. Раньше казаки устраивали состязания на лошадях, прыгали на скаку через огонь.

Целью подобных методов работы является воспитание этнического самосознания, разносторонне развитой личности, обладающей способностью постоять за себя, семью, Отечество. Реанимирование традиционных форм воспитания, на наш взгляд, будет способствовать консолидации сельского (и не только) населения Крыма, развитию патриотизма, военной выучки подрастающего поколения на основе традиционных форм вооружения, в дальнейшем на службе в армии, казаку не составит труда освоить приемы штыкового боя, если он обучен владеть пикой или дротиком, приемам рукопашного боя, если он имеет навык кулачного схода и борьбы, шашечной рубки. Также следует учитывать, что подобное обучение накладывается на казака не голой техникой приемов и навыков, а культурной составляющей, имеющей отражение в фольклоре, праздничной культуре, традиционном православном мировоззрении. Из прошлого мы обязаны брать все самое лучшее, в этом наше отличие от людей, не помнящих родства.

Исторический путь казачества сложен и противоречив, он представляет собой несколько веков героической борьбы казаков за свободу и независимость родной земли, своего Отечества. Нелегкая и славная история казаков вызвала к жизни многочисленные примеры их беззаветного служения России, позволила сформировать своеобразную мощную военную организацию, накопить неоценимый опыт воспитания и обучения защитников Отечества, нашедший свое отражение в

военно-патриотических традициях казачества. Применение богатейшего опыта российского казачества в деле военно-патриотического воспитания поможет повысить ее эффективность и будет способствовать решению задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Вместе с традиционно-религиозными ценностями не последнюю роль в культуре казачества играют веротерпимость, умение бок о бок жить и взаимодействовать с народами, представляющими другие религии и культуры, что может содействовать конструктивным фундаментом для консолидации поликультурного, полиэтничного, поликонфессионального российского общества.

Семейные традиции казаков воплотили в себе преемственность поколений, при этом они ритуально окрашивают события и моменты, а также содержат много элементов, которые направлены на воспитание в подрастающем поколении защитника Отечества.

Духовно-нравственные традиции казачества прошли множество этапов формирования, и на основе народного опыта аккумулировали в себе характерные им ритуалы и обряды, сохранили основу, порядок действий и свойственные им ограничения.

Список литературы:

1. Абакумов Ю.Н. Воспитание подростков на традициях донского казачества конца XIX. - начала XX веков: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 186 с.

2. Аверин И.А. Казачество: история и современная этнополитическая ситуация // Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М.: Моск. Центр Карнеги. Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995. С. 165.

3. Агафонов А.И. Казачество Российской империи: некоторые теоретические и методологические проблемы изучения // Проблемы истории казачества: под ред. А.И. Козлова. Ростов н/Д., 1995. С. 15-19.

4. Гомзякова H.H. Возрождение казачества как фактор совершенствования системы подготовки молодежи к военной службе / H.H. Гомзякова, В.М. Коровин // Вестник Воронежского Военного института радиоэлектроники. 2004. Вып. 1. № 2. С. 18-21.

5. Зварницкий Д.И. История запорожских казаков // Собр. соч. в 3 т. Киев: Наук, думка, 1990. Т. 1. 578 е.; Т. 2. 582 с.

6. Обычаи и традиции [Электронный ресурс] // Южнорусское реестровое казачество (войско низовое). Режим доступа: http://www.kazacestvo.ru/obychai-i-tradiczii-kazachestva.html

7. Очерки традиционной культуры казачеств России / под ред. Н.И. Бондаря. Краснодар, 2002. 589 с.

С-Пб.: ВМИРЭ, 2006. 24 с.)

Президент России В. В. Путин дал высокую оценку казачеству. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Актуальность обсуждаемой сегодня проблемы определяется двумя факторами:

во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
во-вторых, социо-культурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система духовно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функции формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.1 (1 Гавря А. Б., Томилин А. Н., Фонарев А. В. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания на традициях и культуре казачества Кубани. Краснодар, 2005. 166 с.)

Опыт проведения воспитательной работы с подрастающим поколением, показывает, что основными путями духовно-патриотического воспитания являются:

1) воспитание в семье;
2) воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;
3) воспитание внешкольными формами обучения на примере культуры и заповедей казачества.

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры. Она включала в себя:

Общинность воспитания, через которую детьми усваивался норматив поведения, обычаи и традиции казачества, отношение к старшим и труду (ратному и сельскохозяйственному) как фактору жизнеустроительства казака, коллективизм жизни и общность целей, традиции народа, патриотизма и мужества;
конфессиональность (православное) воспитания и образования, через которые формировалось христианское мировоззрение, необходи
мость служения «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству!»;
моногамность воспитания, через которую формировалось осознание мужской и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для юношей) опыт;
семья как фактор незыблемости, основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни;
культуросообразность форм казачьей самобытности, как фактор особой художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений;
аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения, влияющая на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли
и равноправия, служения на благо Отечества и своего народа.

В начале 90-х гг. минувшего века усилиями представителей казачьих обществ России в стране были созданы и действуют различные формы приобщения подрастающего поколения казаков к истокам своей культуры, истории, традициям и этике своих славных предков:

Войсковые казачьи школы;
воскресные школы;
казачьи классы на базе средних школ;
казачьи кадетские корпуса;
казачьи военно-патриотические центры;
казачьи лицеи;
казачьи православные лицеи;
казачьи молодежные клубы;
казачьи конно-спортивные школы;
факультативы по казачеству;
спецкурсы по истории казачества при университетах.

Большую роль сыграли казачьи организации по восстановлению и развитию кадетского движения в России: из 69 ныне действующих кадетских корпусов в РФ - 25 имеют казачью направленность и созданы по прямой инициативе и поддержке казачьих организаций. На наш взгляд система кадетского воспитания наиболее полно отвечает задачам духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В кадетских корпусах реализуются задачи получения качественного образования, широко применяются формы и методы знакомства кадетов с казачьими традициями, историей и культурой, включаются в программу военно-прикладные виды спорта. Инновационные образовательные учреждения, базирующихся на традициях казачьего воспитания, стали подлинной школой патриотизма, воспитания достойных граждан нашего Отечества.

Основная задача духовно-патриотического воспитания - формирование и развитие личности казака, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Источник http://www.zimovaya.ru

В понедельник, 13 августа, в Темнолесском филиале Спасо – Преображенского реабилитационного центра состоялось открытие первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012».


Делание добра всегда объединяет разрозненные силы общества. Форум явил собой картину деятельного участия, реальной работы лучших общественных сил. Пусть не вчера – сегодня, – активная, твердая, право верующая молодежь принимает в ней участие; будет принимать и завтра. То, что событие было не показным отчетом о проводимой социальной работе – чувствовали, а значит знали – все его участники. Чувство праздника в слиянии с событием – форумом – встречами – работой. Работой каждого – от повара до депутата, от рядового казака до золотопогонного атамана, от стройных казачек в седле до концертных ведущих. Работа. Отдых. Служение.

Состав участников форума является срезом жизни всего Юга России. Делают эту жизнь и те, кто был из нее вырван (реабилитанты), и казаки (возрождающееся сословие, которое представляет сегодня реальную силу), и административный аппарат (люди, уполномоченные принимать решения и исполнять – каждый на своем месте). Единство – то, что всегда было, есть и будет необходимо всем жителям нашего региона, России. А вера православная и единство нераздельны.
Встречали Владыку Кирилла у входа в Темнолесский филиал Спасо – Преображенского реабилитационного центра благочинный церквей Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников и руководители края.

Открылся форум выступлением митрополита Кирилла. Владыка возглавляет отдел Священного Синода Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Архиерей в обращении к гостям и участникам форума пожелал: « как можно больше нужно проводить подобных мероприятий – для того, чтобы провести сегодня некую идентификацию нашей молодежи, наших жителей Ставрополья, особенно Юга России, с тем, чтобы мы себя ощутили русскими, православными, казаками, наследниками традиций наших предков». Митрополит также в своем архипасторском слове отметил тот факт, что несмотря на то, что все не так просто, казачество сегодня – это уже серьезная общественная сила, которая готова служить и служит нашему отечеству. «Казачество, – защитное сословие России. Сегодня очень важно, чтобы мы, участники форума, помогли идентифицировать себя казаками.

Государство в свое время разрушало казачество, и пыталось уничтожить совсем. Поэтому государству сегодня и поднимать казачество. Если оно считает, что казачья отвага, служение казаков отечеству будет не лишним. Если государство будет считать, что казачество – важная составляющая в целом России, особенно на южных рубежах. Для этого сегодня православная Церковь, губернатор нашего края, законадательные органы власти, все присутствующие на форуме делают очень много. Президентский совет по казачеству, Александр Дмитриевич Дубров лично, и я буду способствовать, насколько это возможно, всему – чтобы помогать возрождению казачества. Я, как духовный руководитель, буду содействовать и воцерковлению казачества. Все время говорю, в том числе и мусульманам: если вы будете знать правильно свои традиции не фундаменталистского, не сектанского ислама, и воспитывать так своих детей, то вы будете нормально относиться, приезжая на Ставрополье, в другие регионы Российской Федерации, и уважать традиции тех, к кому вы приезжаете. В том числе и вам, юным казакам, в первую очередь нужно изучать свои традиции: знать православные казачьи устои. Так и вы будете нормально относиться ко всем тем, которые исповедуют традиционные ценности нашей России. Тогда все будет хорошо в вашей жизни, и в нашей стране». Митрополит Кирилл поблагодарил всех организаторов форума, в числе которых основатель Спасо – Преображенского реабилитационного центра, депутат Ставропольской краевой Думы Николай Олегович Новопашин. Как чиновник, как человек, он реальными делами способствует оздоровлению общества, а значит, вкладывает немалую долю участия в его нравственное, моральное развитие.

Далее последовал молебен - у стен возведенного храма. Владыке Кириллу сослужили старший диакон митрополии Андрей Гурьев. Пел хор Ставропольской Православной Духовной Семинарии под управлением регента Даниила Чукарина.

После молитвы, которая так необходима каждому православному человеку, с которой начинается всякое доброе дело, на первом военно – патриотическом форуме казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012» выступили люди, облеченные властью – те, на которых лежит ответственность за настоящее и будущее Юга России. Это председатель Думы Ставропольского края Юрий Васильевич Белый, депутат Государственной Думы Российской Федерации Ольга Михайловна Казакова, заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Николаевич Осачий, ректор государственного университета имени Разумовского, член комиссии при Президенте по делам казачества Валентина Николаевна Иванова, атаман Терского войскового казачьего общества Василий Павлович Бондарев. С приветственным словом к гостям и участникам форума обратилась министр образования Ставропольского края Кувалдина Ирина Владимировна. Выступил и министр социальной защиты населения Ставропольского края Алексей Павлович Карабут. Было предоставлено слово первому заместителю атамана Всевеликого Войска Донского, директору Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, казачьему полковнику Игорю Валентиновичу Козарезову. Выступили и заместитель начальника Управления федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю, полковник полиции Виталий Николаевич Черкашин, первый заместитель председателя региональной общественной организации «Союз генералов», генерал – майор Костюнин Владислав Александрович. Также перед собравшимися на форум выступил глава администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Александр Семенович Шишкарев. Общий лейтмотив выступления всех руководителей: при адекватной оценке сложившейся ситуации, всемерно поддерживать правильными решениями казачество, способствовать его возрождению, опираясь на опыт старшего поколения и на казачью молодежь.

Также на открытии первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012». присутствовали депутат Думы Ставропольского края, председатель комитета по бюджету, налогам и финансово – кредитной политике Андрющенко Игорь Васильевич; Сергей Арнольдович Шевырев – депутат Думы Ставропольского края, член комитета по безопасности и межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству; Борис Иванович Холодов, директор центра молодежных проектов; Игорь Викторович Лавров, чемпион мира и победитель Европы по гандболу; Фалько Александр Николаевич – заместитель председателя комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества; Ханин Андрей Борисович, президент Федерации айкидо Ставропольского края, Судавцов Дмитрий Николаевич – первый заместитель Думы Ставропольского края; а также почетный гость форума, народный артист РСФСР, лауреат государственной премии, Анатолий Борисович Кузнецов.

Продолжилось действо у музея казачьего генерала Ермолова. Праздничный концерт, несмотря на моросивший дождь, собрал ценителей хорового народного и казачьего пения.
Таков был первый день работы первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012», который продлится до 17 августа. Впереди много общения, песен под гитару у костра; и немало важных встреч - а значит, и важных решений. Во благо нашего региона – южного форпоста России. На любо всем тем, кто в нем живет: от широкой Кубани до седого Кавказа.

В.В. Озерова
учитель истории и обществоведения
МОУ СОШ № 11 Майкопского района Республики Адыгея

Сейчас в эпоху больших изменений в социально-политической жизни страны, требуется переосмысление положения различных национальностей, социальных слоёв населения России, более глубокое изучение их прошлого, настоящего и поисков путей в будущее. Особое место занимает Северный Кавказ с его многонациональной культурой, к которой принадлежит и казачество. Знания о нравственных нормах, устоях казачества помогут осознать духовно-нравственную атмосферу региона Северного Кавказа.

Жизненный мир казаков зависел от целого ряда объективных и субъективных условий и обстоятельств. Казаки во все времена являлись защитниками Отечества. Отношение к Родине как к моральной ценности выдержало проверку временем. Если без Родины человек не может жить, тоскует и мучается вдали от неё, если за свободу и честь он готов отдать собственную жизнь, значит, это действительно ценность очень высокого ранга. Казаки заботились о благе Отечества, а значит, им был присущ патриотизм.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Высокое чувство единства человека с Родиной и народом находили своё отражение в жизни казачества. В старину казак был исключительно воином. Земледелие и вообще мирные занятия запрещались войсковым правительством под страхом тяжких наказаний. Постепенно из казака-воина формировался казак-гражданин. Он представлял собой преимущественно земледельца. Помимо земледелия казаки занимались охотой и рыболовством, огородничеством и виноградарством, скотоводством и коневодством, сплавом леса и судоходством.

Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась православная церковь, русский государь и родные станицы. Донские казаки любили свой Дон и называли его «батюшкой и кормильцем родимым». В плену или на чужбине, умирая, сражённый вражеской пулей казак всегда мысленно взывал к своему кормильцу: «Прости, мой батюшка Тихий Дон Иванович! Мне по тебе теперь не ездити, дикого зверя не стреливати, вкусной рыбки не лавливати». Эта же страстная любовь к своему кормильцу Дону сквозит во всех старинных песнях и даже в войсковых грамотах по Дону и отписках в Москву. Даже в соседних странах, где лежали кости павших геройской смертью донцов, защищавших честь России, как-то: в Финляндии, Швеции, островах балтийского моря и теперь существует древняя легенда о том, что во время осенних ночных бурь, когда вся северная природа стонет от непогоды, донские витязи встают из своих могил, садятся на своих боевых коней и с воем и стоном несутся в облаках на родимый им Дон. Тяжело им лежать в могилах на чужой стороне вдали от своего кормильца Тихого Дона Ивановича. Скорбным и пылающим старым казацким огнём их души спешат слиться со своим братством-товариществом и просят перенести их кости на дорогую родину. Жители этих северных стран не раз во время бурь видели это явление и в суеверном страхе прятались в свои дома.

Казаки не только охраняли границы Российского государства. В истории России нет ни одной войны, где не участвовали бы казаки. В XVI веке казаки принимали участие во взятии Казани, самостоятельно завоевали Астраханское ханство; в начале XVII века участвовали в изгнании поляков из Москвы. В Северной войне (1700 – 1721гг.) Пётр I для участия в военных действиях вызвал вольных казаков с Дона, Терека и Гребней. Казаки принимали участие и в Полтавской битве (1709 г.). Участие казаков в русско-турецких войнах было весьма значительным. В русско-турецкой войне 1877-1878 годов казаки не только защищали интересы России, но и освободили Болгарию от турецкого ига, действуя в составе русской армии. И в XIX, и в XX столетиях казачество стояло плечом к плечу с русскими войсками в борьбе против внешних и внутренних врагов. При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовно, от 17 до 60 лет, во главе с атаманом М. И. Платовым. Казачьи войска выставили против Наполеона громадное по тогдашним условиям число в 88 тысяч всадников. В первых же сражениях Отечественной войны 1812 года донские казаки, громя авангардные части наступающего противника. Продемонстрировали высочайшее искусство и нацеленность на победу. Они прикрывали отступление соединившихся русских армий Барклая-де-Толли и Багратиона, неся основную тяжесть арьергардных боёв на пути от Смоленска к Бородину. После изгнания Наполеоновской армии из России казаки в составе русской армии участвовали в заграничном походе. Триумфом стало вхождение казачьих полков в Париж. За храбрость в войне с Наполеоном получили боевые награды не только казаки-герои, но и многие казачьи воинские части. Георгиевские знамёна получили 7 казачьих полков, а Лейб-гвардии казачий полк и собственный Его Величества конвой получили серебряные трубы и Георгиевский штандарт.

Казачьи части отличались высокой храбростью и стойкостью, а также высочайшей военной выучкой. Так как казаки несли поголовную воинскую повинность, им было у кого учиться воинским наукам. Командирами в войске были также казаки. И офицер, и рядовой вместе вырастали в станицах, так же как их отцы и деды. Командир обычно хорошо знал психологию своих подчинённых, на что способен каждый казак, а они, в свою очередь, верили своему командиру и знали, что он не даст им непосильной задачи и не пошлёт их на убой.

Казаки не только участвовали в войнах, которые вело Российское государство, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и Крымским ханством. А.И. Куприн писал: «Казак – драгоценный союзник в охране государства. Многовековое обращение с лошадью сделало из него природного кавалериста. Но он и прирождённый воин: со времён седой древности он стоял на рубежах земли Русской, на передовых её постах как страж и разведчик, всегда готовый к первому наступлению и к первой обороне». Казачество не только служило России как застава и часть Войска, но и как своеобразное явление русской жизни, участвовало в строительстве и жизни великого Российского государства.

В жизни казачества был период, о котором нельзя умолчать – это эмиграция. И везде, по всему миру, фактически лишившись Родины, казаки сохранили твёрдость духа, стремление к возрождению России.

У казаков в изгнании было главное призвание – бороться за воссоединение и возрождение национальной России и казачества. Бороться приходилось по-всякому и во всех направлениях. И в жертвенном порыве, в котором приходилось разом отдавать всё, вплоть до жизни включительно. И в упорном ежедневном отстаивании своего национального бытия, своих казачьих идеалов и идей.

Сербский писатель Бронислав Нушич, во время вручения ему диплома почётного казака кубанской Шабацкой станицы, чем он гордился всю жизнь, сказал: «Всем известно, что в организме Российского государства казаки представляли самый здоровый элемент. Казаки – это здоровая и горячая артериальная кровь, это сердце, которые давали импульс жизни и роста всему Российскому государству. Это они раздвинули пределы своего государства от Москвы до Чёрного моря и от Карпатского хребта до Великого океана. Это они освоили прекрасные южнорусские степи и грозный Кавказ, знойный Туркестан, необъятную суровую Сибирь. И везде они несли с собой русскую культуру, своеобразный казачий уклад жизни и величие русского имени, являясь искусными и способными культуртрегерами среди полудиких народов ближнего и дальнего Востока».

Беспримерное по героизму «Азовское сидение» донских казаков кроме твёрдости веры и духа являет собой удивительный образец военного мастерства, стойкости и мужества.

Мужество – добродетель, которая во все времена почиталась в обществе. Благодаря мужеству человек преодолевает страх, превозмогает боль, усталость, голод, холод, стойко переносит удары судьбы, действует решительно в условиях опасности.

Казакам присуще мужество, то есть большая воля и важное моральное качество, ассоциирующееся с силой нравственных позиций и устремлений личности или, как говорил ещё Платон, со «стойкостью в исполнении должного».

Мужественный казак рисковал благополучием, здоровьем или жизнью осознанно, чтобы исполнить свой долг, сохранить доброе имя. В одной из песен казаков есть такие слова: «Но назад не пяться, нельзя отступать. Ради русской чести лучше умирать». В таких случаях мужество выбирает второе – гибель и честь, и отвергает первое – жизнь и бесчестье. И умирали казаки всегда с достоинством, мужественно, со стоическим презрением к своим мучителям. О бесстрашии и мужестве казаков можно судить по старинному боевому воинскому клику: «Кто хочет за веру христианскую быть посажен на кол, кто хочет быть четвертован. Кто готов претерпеть всякие муки за святой крест. Кто не боится смерти – приставай к нам. Не надо бояться смерти – от неё не убережёшься. Такова казацкая жизнь».

Проявляли мужество казаки и в походах. Они отрекались от всех земных радостей, от семейной жизни, от благоустроенного жилья, подолгу без движения сидели в засаде, не разводя огня зимой и мучаясь от жажды летом, питаясь, когда рыбой, когда птицей, выжидая единственного необходимого для победы мгновения.

Много казаков пало в горах и долинах Кавказа в борьбе с турками и горцами. Погибали на лесных завалах, поймав пулю в грудь, в сабельных рубках, падали под ноги коней, сражённые пиками и турецкими ятаганами, от удара кинжала в ночи; гибли днём и ночью, вместе и поодиночке в ночном поиске. Умирали от ран в горах среди павших товарищей в неравных схватках.

Казачество было напрямую связано с государственной службой, и сама служба влияла на систему воспитания. Основой патриотического воспитания в казачьих семьях считались веками проверенные заповеди, знание и соблюдение которых было необходимым условием воспитания казака-гражданина и патриота:

Люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе её;
- люби свою землю, ибо она – колыбель твоей свободы;
- люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека;
- все, кто идёт против Отчизны твоей, – враги;
- только в борьбе за счастье Родины ты обретёшь своё утерянное право;
- веруй твёрдо в правоту своего дела, ибо вера - единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою;
- люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины;
- мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоём знамени.

Уклад жизни казачества обусловливался соблюдением традиций, которые отражали общественные интересы, регулировали поведение людей, находили более полное и разностороннее выражение в этических нормах, эстетических воззрениях. С помощью традиций создавались основы трудового и нравственного, умственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Обычаи, обряды, традиции строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведение людей в различных сферах их деятельности, определяли характер межличностных отношений, выступали как взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Казачьи традиции представляли собой нормативную основу жизнедеятельности казачьей общины и семьи.

Воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни. Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это раннее детство (до пяти лет), когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребёнок быстро развивается физически, умственно, нравственно. С трёх лет маленького казака сажали на коня. С этого возраста старики в шутках-играх передавали ему воинские мудрости. С малолетства начинали родители собирать ребёнку будущее снаряжение. С десяти лет мальчик присутствовал на казачьем кругу. В четырнадцать лет ему докупали жеребёнка, и дальше они росли уже вместе: казак и его будущий конь. В девятнадцать лет молодой воин имел полное снаряжение: мундир с околышем на фуражке и лампасами по цвету своего войска и всю экипировку, кроме винтовки и пики – последнее им выдавала казна. Украшением казака, его гордостью была шашка. Её, как правило, передавали по наследству. На пять лет постоянной строевой службы казак уходил подготовленным и закалённым юношей.

Проводы казака на службу и встреча с войны – большой станичный праздник. Все жители спешили разделить эту радость, подчёркивая тем самым, что быть воином и стоять на страже семьи и Отечества – почётная обязанность и долг каждого настоящего казака. Это оказывало огромное воспитательное воздействие на юную смену.

В среде казаков обычаи служили средством приобщения молодёжи к культурному опыту прошлого и настоящего, регламентировали поведение и поддерживали внутригрупповую сплочённость. Многие специфические, присущие только казачеству, методы и приёмы воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями.

Семья выступала своеобразным форпостом, оберегающим вековые традиции, сформировавшиеся столетиями устои общества. В особенности нравственные устои. Патриархальный стиль жизни семьи предполагал, что главой семьи должен быть муж, отец. В отсутствие мужа главой семьи становилась жена-казачка. Часто вместе с мужем казачка отстаивала свою станицу от врагов. Бесстрашная, сильная, работящая казачка была верным союзником мужа в борьбе с неприятелем. В случае необходимости казачка могла сесть на коня верхом, стрелять из ружья, словом, защищать станицу, свой дом.

Так с молодых лет воспитывалась в казаках любовь к Родине, неравнодушие к судьбам Отечества.

В последнее время всё больше очевидной становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это касается как народных обычаев и традиций, верований, так и таких чисто человеческих качеств, как любовь к Родине, служение Отечеству, патриотизм, мужество и т.д.

Теперь стало понятным, что отшлифованные веками народные обычаи и традиции – это кладезь мудрости, согласия, человеческих взаимоотношений. С забвением народных традиций были утрачены особенности воспитания подрастающего поколения. Изучая и восстанавливая обычаи и традиции казачества, есть все основания полагать, что возвращение казачества к его корням и истокам позволит бороться с бездуховностью и нравственной деградацией в современном обществе.