Кроссфит

Состояние и проблемы современного детства. Проблема детства в современном мире

  • Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности - как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольников является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными Российской академии образования.

  • Увеличивается, что вселяет оптимизм, категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей - лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах - художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.

Уважаемые коллеги, ребенок стал не хуже и не лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим!

. В данной статье использованы материалы Рудкевич Л.А. «

Просмотр содержимого документа
«Проблемы развития современного детства »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида

«ЗВЁЗДОЧКА» г.Зернограда

«ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА»

Волгина Маргарита Викторовна

педагог-психолог высшей квалификационной категории

2015г.


«Дети нового мира уже с нами, в детских садиках и в начальной и средней школе с диаметрально разными способностями и возможностями, и нам некуда спрятаться.... они плод наших действий осознанных или бессознательных за последние 30 лет...»

Фельдштейн Д.И.

К проблемам развития современного детства с 2011г. всячески пытается привлечь внимание учёных, педагогов и родителей выдающийся психолог, академик Фельдштейн Д.И.

12.07.2013 в счётной палате РФ им был представлен доклад по данной теме: «Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества».

Итак, что же произошло с современными детьми за эти годы, попробуем разобраться.

    Психофизические изменения...

Психофизический тип изменений связан с изменениями в психологическом и физическом развитии современных детей.

Нынешние дети позднее проходят через два ростовых скачка, или два кризисных периода развития. Так, первый скачок, называемый предростовым спуртом , в наши дни, приходится не на старший дошкольный возраст – 6-6,5 лет, как тридцать лет назад, а на 7,5 – 8лет, то есть на младший школьный возраст.

Из этого следует, что в первом и, возможно, даже во втором классах школы учебный материал необходимо подавать ученикам в игровой форме.

Так же налицо морфологические изменения среди детей, проявляющиеся в так называемых «секулярных трендах»(эпохальные изменения, преобразования человеческого вида).

Первый «секулярный тренд» - это астенизация телосложения у многих ребят, отставание в приросте мышечной силы. Процесс астенизации идет необычайно быстрыми темпами. Среди дошкольников и детей младшего школьного возраста - около 50% астеников!

Еще один секулярный тренд, ярко проявляющийся в детском сообществе - это увеличение ребят с доминирующим правым полушарием (левши) и амбидекстров - детей у которых доминирование одного из полушарий переднего мозга выражено нечетко и для работы они, как правило, пользуются, правой и левой рукой одинако.

Так вот в детской популяции доля леворуких возросла до 11%, а амбидекстров - до 35-40%. И ученые выявили, что в данной категории детей преобладает андрогиния и грацилизация.

Андрогиния, она заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма, а грацилизация - этоутончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата.

Вы скажете, ну и что, и каким образом это может быть связано со школой? Получается самым прямым!

Астеники , доля которых среди детей младших классов составляет около 50%, о чем уже упоминалось выше, почти без исключения относятся к «совам» , пик дневной активности у них приходится на послеполуденные и вечерние часы. Поскольку учебный день школьника традиционно ориентирован на тип «жаворонка», «совы» не высыпаются, на первых уроках не могут концентрировать внимание, быстро утомляются в школе. Значит, если еще тридцать-сорок лет назад большая часть школьников относилась к типу «жаворонка» и преимущественная ориентация на этот тип была оправдана, то теперь было бы целесообразным перенесение первого урока в школе с восьми-девяти на десять или даже на одиннадцать часов утра!

А ребята с выраженной андрогинией и грацилизацией обладают относительно слабой нервной системой , более высоким интеллектом, но повышенным уровнем тревожности, независимостью мышления, агрессивностью, а также сдвигом динамики суточной активности в сторону «совы» .

Обобщив фундаментальные академические исследования ученых последних лет, Д.И.Фельдштейн обозначил круг следующих значимых изменений

у современных детей и подростков:

В минимально короткий пятилетний период, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста (способность к обучению).

    Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.

    Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

    Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70-х годах ХХ в. это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.

    Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольников является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными Российской академии образования.

    Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.

    Тревогу вызывают факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, и повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать на слух информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Детям не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, у него примитивная бедная речь, скудный словарный запас. Такой ребенок, в основном, не разговаривает, а кричит, как его экранные мультяшные герои, которые не всегда добрые и позитивные.

    Компьютерные игры также способствуют тому, что у ребят перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки гаджета для получения быстрого результата.

    Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.

    У детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования.

    Довольно большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. Это такая категория воспитанников, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией». И когда они приходят в школу - это дети с особыми образовательными потребностями (ООП).

Дети с особыми образовательными потребностями - эта та категория воспитанников, кому нужны обходные пути получения знаний, которые для их нормально развивающихся сверстников являются обычными.

Мне хотелось бы остановиться подробнее на проблемах школьной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, которые чаще всего идут наравне со своими сверстниками в самые обычные школы.

В первую очередь это дети с синдромом психического инфантилизма.

У такого ребенка к моменту обучения в школе не сформирована способность произвольно управлять своим поведением и поступками. Такие дети беспечны, наивны и непосредственны, они не понимают до конца учебную ситуацию и часто не вписываются в рамки общепринятого школьного поведения. Они могут проигнорировать задание учителя, задавать не имеющие отношения к заданию вопросы, не выдерживают общего темпа работы, постоянно отвлекаются. Дети с «синдромом психического инфантилизма» характеризуются коммуникативным отношением к обучению, для них самое главное завладеть вниманием учителя и сверстников с целью общения, а учебные цели при этом уходят на второй план.

Данная категория детей часто имеет низкую успеваемость в школе. Им свойственны эмоциональные расстройства: вспыльчивость, раздражительность, а также импульсивность поведения, когда поступок опережает прогнозирование. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы, как в школе, так и дома.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

При адаптации к школе у детей с данным синдромом формируется негативная самооценка и враждебное отношение к школе и учителям. Поэтому необходимым условием для успешной адаптации будут доброжелательность, внимание и эмоциональная поддержка окружающих ребенка, как взрослых, так и сверстников.

Как правило, они очень робкие, пугливые, застенчивые, у них выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери. Ребята, с расстройствами аутистического спектра, способны у общению, у многих из них сохранены интеллектуальные функции!

Клиническая картина аутистических расстройств личности сложна, многообразна и необычна в сравнении с другими нарушениями психического развития. В любом случае, следует относиться к оценке интеллектуальных возможностей аутичного ребенка очень осторожно, так как это связано с неравномерностью развития отдельных интеллектуальных функций.

Например, отличные вычислительные способности детей сочетаются с неспособностью понять смысл простой задачи, или, обладая хорошей ориентировкой в пространстве, ребенок не в состоянии правильно распределить при письме текст на листе бумаги.

При подготовке такого ребенка к школе необходимо дать ему некоторый запас знаний и умений с опережением, чтобы «сэкономить» его энергию в процессе адаптации, успех которой зависит от степени выраженности аутистических черт и своевременности психолого-педагогической коррекции.

Наряду с тревожащей статистикой академик Д.И.Фельдштейн указывает и оптимистичные наблюдения:

    Увеличивается, что вселяет оптимизм, категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.

    Но «по имеющимся данным, от 50 до 55 % детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше, что, кстати, вызывает опасность «перекоса», переноса акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб их социально-личностному развитию»

Перечисленные выше проблемы развития современных детей, безусловно, должны быть учтены нами, педагогами, при разработке подходов к воспитанию и обучению. И даже самые современные педагогические инновации не учитывают того бесспорного факта, что человек меняется из поколения в поколение и что педагогические и воспитательные приемы, разработанные, к примеру, в 60-70-е годы прошлого столетия, не могут уже с успехом применяться в наше время.

Уважаемые коллеги, ребенок стал не хуже и не лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим!

В данной статье использованы материалы Рудкевич Л.А. « Эпохальные изменения человека на современном этапе и педагогические инновации».


390руб.

Образцы страниц

развернуть (35)

ВВЕДЕНИЕ... 3

1 Современные родители и воспитание... 6

2 Последствия влияния компьютеров на детей... 10

3 Воздействие игрушек на духовно-нравственное развитие ребенка... 14

4 Современные мультфильмы и СМИ... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ... 33

Введение

Актуальность данной темы определена тем что, дети в любом государстве мира представляют собой наиболее ценные ресурсы государства, залог его будущего развития. В сегодняшней России дети до 18 лет составляют 23,3% населения государства. По мнению многих ученых и экономистов-аналитиков, дети являются будущим «человеческим капиталом», который является одним из основных слагаемых не только индивидуального благосостояния каждого жителя государства, но и ее общего социально-экономического роста и развития.

Оценка социальной ситуации развития детства в нашей стране открывает неутешительные переменам по всем направлениям составной структуры личности детей: телесность, душевные проявления и духовное бытие. Общее состояние физического здоровья маленьких людей (от года до 14 лет) в последнее время вызывает беспокойство педагогов, родителей, властных структур. Показатель психического, душевного здоровья также неутешительно: повышается общая невротизация, количество психосоматических и психических болезней. За невеселой статистикой можно усмотреть такие причины как: экология, употребление алкогольных напитков, состояние детского здравоохранения и пр. Тем не менее при всей значительности данных причин, они оказываются явно недостаточными и не могут решить все проблемы детского развития, так как не учитывают основные психологические его параметры, ментального и нравственно-духовного характера. Реальными показателями духовного неблагополучия в области детства в нашей стране являются: детское бродяжничество, увеличение подростковой преступности и детской жестокости, криминализация детского сознания, языка и быта, а также страшное беспрецедентное увеличение детских самоубийств, начиная с шести лет, в том числе и групповых.

Основание данные проблем кроется в духовно-нравственном здоровье и развитии детей, в нарушении отношения ребенка к миру: окружающей среде, взрослым, сверстникам и самим себе. Из этого вытекает, что нужно целеустремленное духовно-нравственное воспитание и образование, воссоздающее единство человека, полагающее развитие всех его сил, сторон, соблюдающее иерархический принцип устроения его личности, при котором идеальный, совершенный человек в нем мог бы раскрыться во всей полноте.

Главными средствами духовно-нравственного развития как воспитания является формирование духовно обновляющей и воспитывающей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия задач и ценностей жизни людей и нужные компоненты их полноценной жизнедеятельности.

Проблемы современного детства изучается в общей психологии, социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, а также в философии, социологии и др. науках.

Проблемы современного детства тесно переплетаются с духовно-нравственным развитием общества в целом.

Предмет исследования – современные дети их духовно-нравственное развитие.

Объектом исследования данной работы являются проблемы современного детства.

Цель исследования – рассмотреть главные проблемы современного детства.

Гипотеза. Предположение, которое Вы исследуете в данной работе

Задачами исследования являются:

  • рассмотреть основные проблемы воспитания со стороны родителей;
  • исследовать последствия влияния компьютеров на детей;
  • выявить воздействие игрушек на духовно-нравственное развитие ребенка;
  • описать влияние современных мультфильмов и СМИ.

Теоретическая значимость работы состоит в изучении и уменьшении проблем современного воспитания и ращения детей, а также минимизации отрицательных последствий современного окружения.

Фрагмент работы для ознакомления

1 Современные родители и воспитание

Детские сады можно считать оптимальным решением для работающих родителей. Можно назвать много достоинств данного дошкольного заведения. Но, в последнее время все больше молодых мам, в качестве альтернативы детским садам, рассматривают возможности найма няни.

Отрицательное воздействие детских садов связано со многими факторами, такими как: качество детских садов, количество времени, которое дети там проводит, возраст детей, работа сотрудников.

2 Последствия влияния компьютеров на детей

Сегодня компьютерные игры заменили современным детям ранее любимые ими игрушки: различных кукол, мягких зверушек, мячики, кубики и другие разнообразные игры. Достоверно известно, что дети, увлекающиеся компьютерными игрушками, большое количество времени проводят перед экранами мониторов. Они «живут» в виртуальном мире, погружаясь в него, как говорят, «с головой». Они, как бы сами присутствуют в игре: бродят по лабиринтам, участвуют в гонках, сражаются с виртуальным противником и т.д.

3 Воздействие игрушек на духовно-нравственное развитие ребенка

Игрушка является одной из фундаментальных изобретений человеческой жизни, она служит для передачи опыта множества поколений. В русских традициях она соединяет в себе разнообразные периоды исторического развития, а также несколько поколений семьи: дедов-прадедов - прародителей - с родителями и детьми.

Игрушки являются орудием социализации, своеобразным звеном между детьми и предметным миром, а также частью детских игр.

4 Современные мультфильмы и СМИ

Сегодня психологи и педагоги все чаще сталкиваются с искажением поведения детей. С одной стороны, имеют место скованность и недоразвитие речи. С другой стороны, наблюдаются: выраженная агрессивность и демонстративность их поведения. Такие дети боятся отвечать на вопросы, но одновременно, не стесняются кривляться перед чужими взрослыми. Их поведение неуправляемо, имеет место гипервозбудимость и невнимательность, для них притягательны модели плохого поведения, а взрослых они как будто не слышат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь всех современных людей состоит из бесконечной суеты и ежедневного стресса, который связан с перегруженностью на работе и погоней за материальным благополучием.

Растить ребенка работающему родителю намного тяжелее, чем тем, которые не заняты. Родителей, которые рано утром уходят на работу и приходят, когда детям пора уже спать, всегда мучает чувство вины, что их дети заброшены и предоставлены весь день самим себе.

Детям старше трехлетнего возраста уже пора постепенно учиться общению со сверстниками. Но воспитание в детских садах не может заменить любви и заботы семьи, нельзя полагаться полностью на то, что воспитатели в детских садах обучат ваших детей всему, что им требуется.

Список литературы

  1. Абраменкова В. Во что играют наши дети /В. Абраменкова. – М.: Издательство «Лепта книга», 2010.
  2. Александров, В. В. Интеллект и компьютер / В. В. Александров. - СПб.: Издательство «Анатолия», 2004.
  3. Бодкер, С. Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории деятельности / С. Бодкер // Психологический журнал. - 1993. - №4.-С. 71-81.
  4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
  5. Все секреты // Компьютер и здоровье - http://vse-sekrety.ru/15-kompyuter-i-zdorove.html

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2009, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные - "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений - 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2009 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав - на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. - не поддаются исчислению.

По существующему законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений обладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто не соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С помощью сотрудников "Соучастия в судьбе" сотни выпускников детских домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры.

Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.

ПРОБЛЕМА ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Луцева Ирина Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"


Аннотация
В данной статье раскрыта проблема детства, показано отношение к детству в разные исторические периоды времени и на современном этапе развития общества. А так же рассмотрен современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

THE PROBLEM OF CHILDHOOD IN THE MODERN WORLD

Luceva Irina Yurevna
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch "Rostov state economic University (rinkh)"


Abstract
This article considers the problem of childhood shows the relationship to childhood in different historical time periods and at the present stage of development of society. As well as considers the current stage of construction of new forms of relationships children and adults, the dominant indicator of which is the gap between the lives of children and adults.

Детство – один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность .

На сегодняшний день существует множество определений понятия «детство», а также разграничения его временных рамок.

Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе .

Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности .

С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н.Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых .

С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей.

С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых .

Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых.

Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых – алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

Также происходит распад специфических видов деятельности детей – «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Игра и детские пирушки претерпели колоссальные изменения, ввиду активной информатизации и компьютеризации общества, особенно в последние десятилетия.

Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка.

Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

Как считал Д.Б. Эльконин, детство возникает именно тогда, когда ребенка невозможно включить в систему общественного производства из-за того, что он не в силах в полной мере овладеть орудиями труда по причине их сложности, вследствие чего естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Однако эта мысль была актуальна пару десятков лет назад, а на сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную картину.

Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства.

Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас – помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.


Библиографический список
  1. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования// Человек и образование №1 (26) 2011, Санкт-Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdf
  2. Гайсина Г.И. Мир детства как социально – педагогическая проблема //Психолого – педагогические проблемы образования// Педагогическое образование в России.2011.№5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped16/ped_17.pdf
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. –– М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е издние., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Об актуальных проблемах современного детства

Э. Ш. Камалдинова (Национальный институт бизнеса,

Московский гуманитарный университет)

В статье анализируются социально-философские, правовые, теоретико-методологические, социально-педагогические, психологические аспекты проблемы детства: статуса детей, возрастных границ, особенностей социального положения в современном обществе, социального становления. Ключевые слова: Конвенция ООН о правах ребенка, права ребенка, государственные нормативные акты, феномен детства, социальное становление.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 г. Конвенции о правах ребенка, подписание ее главами 190 государств мира, ратификация конвенции Верховным Советом СССР в июне 1990 г. ознаменовали складывание новой ситуации в мире и конкретно в России по отношению к детям.

Проблема прав ребенка, его полноценной жизни, воспитания, образования и развития всегда волновали человечество. Ее решение означает обеспечение государственных гарантий в социальном становлении личности, в его вступлении в самостоятельную жизнедеятельность, реализацию его прав и законных интересов.

Разработка социологической концепции реального представления о детстве и моделей социализации ребенка в современное общество относится 70-80-м годам XX в. В основе этой концепции образ детства, конкретного ребенка раскрывается в контексте полноценного участника социальных действий, социальной деятельности в целом. Возникла потребность пересмотра исследовательской теории и практики социализации детства (И. С. Кон, Е. М. Рыбинский, С. Н. Щеглова) в рамках современной теории социализации. Это затрагивало определенную совокупность проблем: а) основы и структуры социализации, детство и повседневность как его нормативный контекст; б) анализ аспектов социального неравенства детей в рамках определенных обществом возможностей для освоения образовательного и профессионального статуса; в) рассмотрение социализации как специфического межпоколенного процесса, органически обусловленного, пересекающегося с политическим и социальным порядком и вы-

ступающего естественным механизмом следования поколений друг за другом.

Обозначенный подход базируется на концепции поколенческой упорядоченности, характеризует контекст социальной, взаимно конструированной и структурированной природы категорий ребенка и взрослого, их социального взаимодействия.

В этом смысле целесообразно выделить теоретико-прикладную актуальность оптимального конструирования и регулирования отношений между поколениями самых разных возрастных групп как центрального элемента, важнейшей составляющей общества в контексте функциональной связи с гендерными, экономическими, социально-политическими отношениями.

Общество, в котором плохо детям, - больное общество. Излечение такого общества, и нашего конкретно, может и должно начинаться с утверждения в нашем общественном сознании и жизни фундаментальной идеи: нашу жизнь можно и должно оценивать через современное детство. Приоритет движения от детей к обществу фактически есть предпосылка нашей сегодняшней и завтрашней культуры. Эта идея в своем содержательном смысле утверждает общественную значимость, социокультурные детерминанты воспитания, существования детства.

В условиях коренного общественного переустройства актуально стоит вопрос обновления традиционной парадигмы подготовки и включения подрастающего поколения в жизнедеятельность общества. В этом контексте возникает большая совокупность проблем теоретико-методологического характера, в том числе: детство как элемент культуры;

социализация детей как способ существования и трансмиссии культуры; детство как особая субкультура общества.

Традиционно в науке представление о категории детства (И. С. Кон и др.) характеризуется как инвариантная стадия развития человека или как демографическая категория. Но по своей исторической и социальной сути детство есть культурно-исторический феномен, который можно системно осмыслить лишь с учетом возрастного символизма, т. е. системы представления и образов в определенные периоды развития. В этом случае в культуре индивида проявляются воспринятые, осмысленные и легитимированные ценности в разные периоды социализации, его жизненного пути, в условиях многообразных характеристик возрастной стратификации общества.

В этом контексте принципиальный смысл обретают категории, характеризующие процесс развития личности (в период детства) - социальное становление детей, что, в свою очередь, предполагает обоснование и воплощение в общественную практику целостной теории социального развития вступающего в жизнь нового поколения.

Прежде всего речь идет о признании детства не как подготовительного этапа жизни, а как полноценного, нормального, обязательного периода жизни каждого ребенка и о гарантировании со стороны государства условий для его полноценной и качественной социализации.

Вопрос о правах ребенка (детей) в истории сообщества возник сравнительно недавно. В XIX в., особенно в его второй половине, резко актуализировалась необходимость защиты детей, в том числе от произвола родителей, от эксплуатации работодателей. В рамках демократических движений в тот период внимание прогрессивных сил было привлечено к признанию самоценности ребенка, к содействию реализации им основных прав и свобод. Об этом в России писали Л. Н. Толстой, К. Д. Ушин-ский, К. Н. Вентцель и многие другие.

К. Н. Вентцель одну из своих статей так и назвал - «Ребенок настоящего момента есть самодовлеющая цель воспитания» и сформулировал в ней следующий тезис: «Ребенок на-

стоящего момента есть самодовлеющая цель воспитания. Воспитание должно добиваться того, чтобы каждый настоящий момент жизни ребенка был полон и имел значение сам по себе, а не как переходная ступень к зрелому возрасту» (Вентцель, 1993: 18). 25 сентября 1917 г. он осуществил «Провозглашение Декларации прав ребенка» (там же: 138-143). Один из ее пунктов гласил: «4. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства».

На рубеже XIX-XX вв. проблема социальной самоценности и признания значимости ребенка как социального субъекта, как человеческого существа, находящегося в условиях особой опасности (военной, политической, социальной - бедности, нищеты, болезней, неграмотности), справедливо актуализировала вопрос о правовом признании ребенка как личности в обществе. До образования ООН в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. И хотя она не содержала для государств-участников обязательных предписаний по ее реализации, но в соответствии с данным документом ребенок признавался объектом международной правовой защиты.

Одним из первых актов созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций явилось образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Принятая в 1948 г. ООН Всеобщая декларация прав человека признала особым приоритетом защиту и помощь детям. В 1959 г. Организацией Объединенных Наций принимается уже Декларация прав ребенка. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов защиты и обеспечения благополучия детей на национальном и международном уровне. Но документ этот лишь формулирует ведущие принципы и рекомендации.

Продолжающееся ухудшение положения детей во многих государствах мира потребовало принятия такого международного документа, который бы в рамках подписанных главами государств - участников ООН фиксиро-

вало важнейшие международные правовые нормы в государстве защиты основных жизненных прав и интересов детей. Подготовка и проведение в 1979 г. Международного года ребенка означали начало работы над проектом соответствующей международным нормам конвенции, гарантирующей основные права в сфере защиты жизни и разностороннего развития детей. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию ООН о правах ребенка. 25 января 1996 г. Совет Европы принимает Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, реально подтверждающую и провозглашающую гарантированные конвенцией нормы.

Концепция Конвенции о правах ребенка построена на фундаментальном положении, признающем равные права детей, юношества (от рождения до 18 лет) на существование, выживание, развитие, на самореализацию себя в современном мире. Жизнеустройство детей на этой основе требует принятия и реализации всеми структурами общества новой этики отношения к детям, к детству как уникальному социальному феномену.

ООН в целях активизации внимания мирового сообщества к Конвенции провела в 1990 г. Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей. Историческое значение такого форума состояло в том, что участники встречи - главы государств приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, План действий по осуществлению декларации в 1990-е годы. Главы 159 делегаций договорились о принятии экстренных мер, национальных планов, ориентированных на решение неотложных проблем детства. Это не только знаменовало принципиально новую ситуацию в области выработки и гарантированной государственной политики в интересах детей, но и обозначило для решения сообществом взрослых огромное количество актуальных проблем в сфере детства, требующих их долгосрочного и оперативного решения для сегодняшнего и завтрашнего подрастающего поколения.

Впервые в мировой практике был принят международный документ, утверждающий приоритет интересов детей в сфере политики,

необходимость гуманного, перспективного решения всеми государствами, ратифицирующими его, вопросов обеспечения полноценной жизни, здоровья, образования и развития, подготовки детей к самостоятельной жизнедеятельности в соответствии с нормами международного права.

Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 1989 г. принятием Конвенции о правах ребенка подтвердила свою приверженность гуманистическим принципам, а международное сообщество назвало ее Великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка. Ее ратификация Верховным Советом СССР состоялась в июне 1990 г., что определило соответствующие обязательства и правопреемницы России в сфере защиты прав детей.

Одним из первых шагов стало принятие Российской Федерацией в 1995 г. Национального плана действий в интересах детей до 2000 г., реализуемого в рамках президентской, а впоследствии долгосрочной федеральной программы «Дети России», включающей в себя в различные годы различные подпрограммы - «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети», «Дети и семья», «Профилактика безнадзорности и правонарушений» и другие. Целевое предназначение и особенности реализации их в разных регионах по отношению к разным группам детей, несомненно, имели и имеют позитивный смысл, хотя технологии и формы обеспечения мероприятий существенно дифференцированы в отдельных субъектах Российской Федерации.

Начало 90-х годов в России отмечено активным становлением нормативно-правовой базы защиты прав и законных интересов детей: Конституция РФ (1993 г.), Гражданский кодекс РФ (1995 г.), Семейный кодекс РФ (1995 г.), Уголовный кодекс РФ (1995 г.), Трудовой кодекс РФ (2002 г.), Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) и другие, а также федеральные законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1995 г.), «Об основных гарантиях прав ребен-

ка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них»(1999 г.), Закон г. Москвы «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве», законы субъектов РФ...

Современное российское законодательство содержит соответствующие базовые нормативные положения, позволяющие реализовать приоритетные интересы детей. Вопрос заключается в том, чтобы их осуществление стало повседневной нормой для всех структур государства, общества и граждан.

Государство избрало программно-целевой метод реализации мер по решению проблем детей в обществе. Одним из механизмов государственной поддержки детей с 1995 г. у нас выступает федеральная целевая программа «Дети России». Приоритетами в решении задач определены снижение младенческой и материнской смертности, снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития, повсеместное гарантирование достаточных условий для решения задач выживания, полноценного развития, воспитания, образования.

За последние годы существенно активизировались финансовая поддержка, укрепление материально-технической базы учреждений. Однако система профилактики устойчивости жизнедеятельности детей (особенно в подростковом возрасте) недостаточно эффективна.

В этой сфере не отрегулированы меры оперативной компенсаторной помощи, стабильного функционирования обозначенных учреждений. К актуальным острым социальным проблемам следует отнести решение вопросов сокращения детской смертности, недоедания, преодоления неграмотности миллионов детей в мире, обеспечения всех семей питьевой водой, нормальными условиями жизни, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, дети - жертвы вооруженных конфликтов, экологических и техно-

генных катастроф, стихийных бедствий, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети - жертвы насилия и другие категории детей из социально уязвимых групп).

Согласно вышеупомянутой Конвенции о правах ребенка государства-участники каждые пять лет представляют периодические доклады о реализации Конвенции о правах ребенка. Россия представляла в 1993 и 1998 гг. обстоятельные аналитические доклады для обсуждения и принятия мер поддержки.

С 1993 г. по настоящее время Правительством РФ готовится и представляется Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодный доклад «О положении детей в Российской Федерации». В представленных к настоящему времени более десяти докладах анализируется положение различных групп детей России, а также меры, направленные на его улучшение.

Полноценное системное решение обозначенных вопросов требует значительного повышения законодательных обязательств государства, действий общества, всех его структурных подразделений для создания элементарно достаточных условий для полноценной и здоровой жизни каждого ребенка, для осуществления и стимулирования социального, личностного развития каждого юного гражданина, для воспитания свободного, творческого, созидательного, духовно богатого поколения людей.

Это требовало выработки и принятия к реализации концепции, базирующейся на признании самоценности детства, на ответственности взрослых за судьбу каждого ребенка. Возвращение деформированного, пораженного глубоким кризисом нашего общества к его исконной гуманной сущности требует признания детства, юности, молодости как фундаментальной, а не подготовительной части жизни.

Излечение может и должно начинаться с утверждения в нашем общественном сознании, в профессиональной деятельности во всех сферах жизни общества фундаментальной идеи - оценивать жизнь через самочувствие детей и характеристики современного детства. Приоритет оценки и движения общества

в развитии от детей фактически есть базовая предпосылка общественной, гуманистической сущности социокультурных детерминант существования и развития общества.

Одна из глубинных причин долговременного кризиса общества состоит в том, что весь предшествующий взрослости период детства рассматривался и рассматривается как период подготовки к жизни во взрослом сообществе. Все виды деятельности (традиционно образования, воспитания) строятся на необходимости адаптации детей к миру взрослых, на игнорировании самоценности детского сообщества как одного их важных условий развития общества в целом, развития его культуры, менталитета, экономической и политической сфер жизнедеятельности. Государственная политика в интересах детей должна быть кардинально активизирована, она сегодня в основном реализуется по остаточному признаку.

Сегодняшние поколение детей по существу находится на периферии государственной политики, общественных интересов, на обочине законодательного и административного решения жизненно актуальных проблем детства. Жизнеобитание детей и подростков проходит в современных условиях фактически вне правовых ориентаций, норм. Статистика, характеризующая основные тенденции общественной жизни, подтверждает тот факт, что быт, установки, поведение, вся субкультура сегодняшних детей зеркально отражают, усугубляют глубинные противоречия современного российского общества. Всплеск самоубийств подростков - одна из драматичных примет остроты и драматичности сегодняшней ситуации.

На нынешнем этапе общественного развития России актуально стоит вопрос обновления традиционной парадигмы (системы идей, положений, лежащих в основе теории и практики решения проблемы) подготовки и включения подрастающего поколения в жизнедеятельность общества. Диалектика обновления общества осуществима на основе системы «дети - общество», «молодежь - общество». В этом случае фундаментальное значение приобретает процесс развития, сти-

мулирование процесса социального самодвижения вступающих в самостоятельную взрослую жизнедеятельность. Особое значение в государственной политике в этой связи приобретает содержание работы детских и юношеских общественных объединений, направленное на развертывание субъектной, социально активной позиций детей, подростков, юношества в различных сферах общественного проявления.

Реальное признание прав ребенка характеризуется различными аспектами: юридическим, социально-психологическим, социально-педагогическим и др. Сложности их разрешения сегодня очевидны, но торможение оборачивается еще более драматичными последствиями. Важный смысл в этой связи приобретает социально-педагогическое решение вопроса.

Особого внимания также заслуживают некоторые психологические вопросы взросления детей и подростков. Усложнение социальных условий резко отрицательно сказалось на содержании и механизмах их социального развития. Элементы деструкции традиционных механизмов социализации детей проявляются во многих показателях, но весьма существенными становятся характеристики возраста. Ускорение биологического созревания (акселерация), рост напряженности психического самочувствия, неадекватность форм проявления самосознания, неподтверж-дение усиливающегося чувства взрослости у подростков их реально низким статусом приводят к значительному снижению социального возраста.

Маргинальность юношества в этих условиях выступает не только отрицательным атрибутом возрастного развития, но и существенным фактором торможения социокультурного движения общества в целом.

Наиболее драматичным фактором несрабатывающих условий полнокровной социализации выступает недостаточность в законодательстве нормативов, которые являлись бы правовыми «вешками», фиксирующими этапы взросления детей, обретения различными возрастными группами все больше гражданских прав и обязанностей, их юридическое оформ-

ление постепенного вступления в мир взрослых граждан.

Фактическая неразработанность ювенальной юриспруденции затрудняет постановку и решение глобальных по смыслу и значению достаточных юридических оснований для субъектного самовыражения сообществом 14-18-летних себя во всех сферах жизнедеятельности. Такое положение способствует углублению негативных процессов, связанных с социальным отчуждением, нарастанием криминогенности, девиантного поведения подростков и юношества, усложнением процесса самовыражения юношества в многообразных формах социально значимой деятельности. По оценкам экспертов-специалистов, за прошедшие два десятилетия уже произошли невосполнимые потери в ресурсах поколений России.

Недооценка активизирующихся социально-возрастных процессов, потребности социальных переходов в статусе у значительного числа подростков оборачивается углублением разрыва между потребностью интенсивного включения подрастающих в жизнь общества и задержкой их социально зрелого проявления. Правовой статус детей и подростков различного возраста в детских общественных объединениях (с 8 до 18 лет включительно) нуждается в конкретизации.

Признание прав ребенка в период его образовательной деятельности означает прежде всего отказ от традиции патернализма, решения за ребенка взрослыми всех его проблем. Это предполагает новую конструкцию, ориентированную на построение процесса воспитания во всех социальных институтах через вза-

имодействие, сотрудничество, через доверие и уважение. В такой среде созидательного взаимовлияния взрослый стимулирует самодвижение ребенка, помогает детскому коллективу принять свое решение, помогает в реализации программы, принятой этим коллективом, дает возможность свободы поиска, свободы экспериментов, свободы решения и совершения ошибок.

Создание соответствующих условий, стимулирование, поддержка статуса субъекта как объединения, так и отдельных его участников - актуальная задача, которую в общении с детьми предстоит ежедневно решать взрослому сообществу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Вентцель, К. Н. (1993) Свободное воспитание: сб. избр. тр. М. : Профессиональное образование.

ON THE TOPICAL PROBLEMS OF CONTEMPORARY CHILDHOOD E. Sh. Kamaldinova (The National Institute of Business,

Moscow University for the Humanities)

The article analyzes the socio-philosophical, legal, theoretical and methodological, social and pedagogical, and psychological aspects of the problem of childhood: the status of children, age brackets, the features of social position in the contemporary world, and social formation.

Keywords: the UN Convention on the Rights of the Child, rights of the child, state regulatory enactments, the phenomenon of childhood, social formation.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Venttsel’, K. N. (1993) Svobodnoe vospitanie: sb. izbr. tr. M. : Professional’noe obrazovanie.