Рецепты блюд для похудения

Как формируется привязанность. Как распознать нездоровые отношения

Последнее обновление: 17/06/2015

Теория привязанности рассматривает отношения и связи между людьми - преимущественно долгосрочные отношения, включающие отношения как между родителями и детьми, так и между романтическими партнерами.

Что такое привязанность?

Под привязанностью подразумевается с другим человеком. Психолог Джон Боулби первым из психологов описал привязанность - как «устойчивую психологическую связь между людьми».
Боулби считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни. Он предложил также, что привязанность служит для того, чтобы в раннем возрасте удержать ребёнка около матери, тем самым повышая шансы этого ребёнка на выживание.
Центральная идея теории привязанности заключается в том, что те, кто изначально ухаживает за малышом, те, реагировать на его потребности и удовлетворяют их, позволяют ребёнку почувствовать себя в безопасности. Младенец знает, что тот или иной взрослый надёжен, и это даёт ему надежную опору для последующего познания мира.

«Странная ситуация» Мэри Эйнсворт

В своём исследовании в 1970-х годах психолог Мэри Эйнсворт значительно расширила положения оригинальной работы Джон Боулби. Её новаторское исследование «Странная ситуация» выявило серьёзное влияние привязанности на поведение. В ходе исследования ученые наблюдали детьми в возрасте от 12 до 18 месяцев, фиксируя их реакцию на ситуацию, в которой они ненадолго оставались одни, а затем воссоединились со своими матерями.
Основываясь на наблюдаемой исследователями реакции, Эйнсворт описала три основных стиля привязанности: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий. Позже, в 1986 году, исследователи Мейн и Соломон на основе результатов собственных экспериментов добавили четвёртый стиль привязанности, назвав его дезорганизованной привязанностью. Ряд проведённых позже исследований подтвердили идею о стилях привязанности, предложенную Эйнсворт, и показали, что от стиля привязанности во многом зависит поведение человека в дальнейшей, взрослой жизни.

Почему привязанность так важна?

Исследователи обнаружили, что стили привязанности, сформированные у детей в самом начале жизни, могут привести к ряду последствий. Например, дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надёжная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.

Характеристики стилей привязанности

Надёжный стиль привязанности

Надёжную привязанность отличает стрессовое состояние, возникающее у ребёнка, когда воспитывающий его взрослый его покидает, и радость от того, что он вернулся. Важно помнить, что такие дети чувствуют себя в безопасности и могут полагаться на взрослых. Когда взрослый уходит, ребёнок может быть расстроен, но как только родитель или попечитель возвращается, малыш чувствует себя уверенно.
Испугавшись, дети с надёжным стилем привязанности будут искать утешение как раз у взрослых. Эти дети знают, что их родители или опекуны способны обеспечить им комфорт и уверенность в случае необходимости.

Тревожно-амбивалентный стиль привязанности

Дети с тревожно-амбивалентным стилем привязанности обычно очень огорчаются, когда их оставляют родители. Это стиль привязанности встречается сравнительно редко, им обладают лишь около 7-15% детей (по данным американских исследователей). Многочисленные исследования показали, что амбивалентный (т.е. двойственный по своей природе) стиль является результатом плохой материнской поддержки. Эти дети не могут положиться на своих матерей (или опекунов), поскольку они не уверены, что взрослые будут рядом, когда в них нуждаются

Избегающий стиль привязанности

Дети с избегающим стилем привязанности, как правило, стараются избегать родителей или опекунов. Такие дети не оказали бы предпочтения своему родителю перед совершенно незнакомым человеком, если бы им предложили такой выбор. Исследования показали, что этот стиль привязанности может быть результатом оскорбительного или нерадивого отношения опекунов. Дети, которых наказывают за то, что они полагаются на взрослого, впоследствии перестают обращаться к ним за помощью в будущем.

Дезорганизованный стиль привязанности

Дети с дезорганизованным стилем привязанности часто демонстрируют запутанное сочетание моделей поведения и могут казаться дезориентированными, ошеломленными, сконфуженными. Такие дети могут как избегать взрослых, так и противостоять им. Некоторые исследователи считают, что отсутствие четкого стиля привязанности, скорее всего, связано с недопустимым поведением родителей. В таких случаях родители могут служить как источником комфорта, так и источником страха, что приводит к выработке неорганизованного поведения.

Этапы становления привязанности

Исследователи Рудольф Шэффер и Пегги Эмерсон в своём продольном исследовании проанализировали привязанность по мере того, как её формируют дети. Они наблюдали за 60 младенцами в течение первого года их жизни - каждые четыре недели, - а затем ещё раз проводили эксперимент в возрасте 18 месяцев. Основываясь на своих наблюдениях, Шэффер и Эмерсон выделили четыре отдельные фазы привязанности:

  • Предварительная стадия. От рождения до трёх месяцев младенцы не проявляют особой привязанности к кому-либо из тех, кто о них заботится. Сигналы младенца - плач и беспокойное поведение, - естественно, привлекают внимание взрослого, а положительная реакция ребёнка на заботу заставляет его оставаться с ним и дальше.
  • Стадия недифференцированной привязанности. До семи месяцев младенцы выказывают предпочтение первичному и вторичному опекунам. Во время этой фазы у них начинает развиваться чувство доверия, осознание того, что взрослый будет реагировать на их потребности. Несмотря на то, что они все ещё принимают уход от других людей, по мере приближения к семимесячному возрасту малыши начинают гораздо лучше различать знакомых и незнакомых людей. Наиболее положительно при этом они реагируют на первичного опекуна.
  • Стадия дифференцированной привязанности. Начиная примерно с семи и до одиннадцати месяцев, младенцы проявляют сильную привязанность к одной конкретной личности. Они будут протестовать, если их разлучить с особым опекуном (страх сепарации), и начнут беспокоиться, если вокруг них будет много незнакомцев.
  • Стадия множественной привязанности. Примерно через девять месяцев после рождения дети начинают образовывать прочные эмоциональные связи с другими опекунами - уже за пределами первичной привязанности: отцом, старшими братьями и сёстрами, бабушками и дедушками.

Хотя этот процесс может показаться простым, существует несколько факторов, которые могут оказать существенное влияние на то, как и когда будет формироваться привязанность. Во-первых, это сама возможность для привязанности. Дети, о которых некому заботиться, такие как воспитанники детских домов, например, могут не сформировать чувство доверия, необходимое для образования привязанности. Во-вторых, качество ухода - жизненно важный фактор. Когда воспитатели быстро и последовательно реагируют на потребности детей, дети понимают, что они могут положиться на людей, которые несут ответственность за заботу о них - а это является важнейшей основой для формирования привязанности.

Проблемы с привязанностью

Что происходит с детьми, которые не сформировали надёжную привязанность? Исследования показывают, что неспособность сформировать надёжную привязанность в начале жизни может иметь негативное влияние на поведение человека на протяжении всей его последующей жизни. Дети с диагнозами «оппозиционное вызывающее расстройство» (ОВР), «расстройство поведения» (РП) или «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) часто проявляют проблемы с привязанностью - возможно, из-за раннего жестокого обращения, пренебрежения или травм. Клинические психологи полагают, что дети, усыновлённые в возрасте после шести месяцев, подвержены более высокому риску возникновения проблем с привязанностью.
Несмотря на то, что стили привязанности проявляющиеся в зрелом возрасте не обязательно совпадают с детскими, исследования показывают, что ранняя привязанность может оказать серьёзное влияние на последующие отношения. Например, те, у кого в детстве сформировалась надёжная привязанность, как правило, имеют хорошую самооценку, крепкие романтические отношения и способность раскрыться перед другим человеком. Став взрослыми, они обычно создают здоровые, счастливые и длительные отношения.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

В наши дни, когда матери проводят меньше времени дома, когда семьи распадаются и затем вновь создаются в новых комбинациях, когда бушуют споры вокруг эмоциональных потребностей школьников, вокруг достоинств и недостатков детских садов и школ, когда гаджеты заполоняют нашу жизнь, очень важно становится переосмысление теоретических основ воспитания детей в тех новых реалиях, которые есть у нас в мире в настоящий момент.

Вопросы, которые имеют огромный теоретический и практический интерес:
  • Что детям минимально необходимо, чтобы чувствовать, что наш мир – это позитивное место и что каждый ребенок ценен сам по себе?
  • Какой опыт в детстве мешает детям чувствовать себя достаточно уверенными, чтобы исследовать мир, чтобы развивать здоровые партнерские отношения, чтобы противостоять превратностям судьбы?
  • Какие механизмы опеки или приемной семьи будут больше удовлетворять их эмоциональные нужды, если семья распадется, и на каком этапе мы принимаем решение, что мать, которая пренебрегает или плохо обращается со своим ребенком, хуже, чем незнакомый человек?
  • Кто из нас рискует быть родителем, который воспитает неуверенного ребенка, и что можно сделать, чтобы минимизировать этот риск?
Психологи – это те люди, которые занимаются этими вопросами. В частности сегодня мы будем говорить с вами о формировании привязанности.

Привязанность – эмоциональная связь, которая формируется между матерью или замещающим ее лицом в первые годы жизни ребенка (в частности до 3 лет).

Первыми специалистами, которые обозначили данную проблему были:

Рене Шпиц , он работал после второй мировой войны в домах малютки и показал, что младенцы, содержащиеся в домах малютки, без заботливого или любящего внимания ослабевали и часто умирали. Было введено понятие госпитальный синдром – когда младенцы при хорошем уходе, чистоте и достаточном питании по непонятным причинам умирали. А умирали они от тоски (депрессии от потери самого близкого человека для них на земле – матери). Конечно умирали не все, кому-то удавалось приспособиться и жить дальше, но развитие такого ребенка, конечно же имело уже свои особенности. Таким образом был сделан вывод о том, что потребность ребенка в заботе матери является является витальной потребностью – жизненно важной. Ребенку не все равно, кто будет за ним ухаживать в младенчестве. Кроме чистоты, питания очень важен теплый эмоциональный контакт!

Генри Харлоу , теоретик, изучающий животных, поставил эксперимент с обезьянками резус-маккаки. Он забирал маленьких обезьянок от их матерей сразу после рождения и помещал их к двум суррогатным “матерям” – одной, сделанной из проволоки, и другой – покрытой махровой тканью. Той или иной “матери” подкладывали бутылочку для кормления. Даже когда проволочная “мама” обеспечивала едой, маленькие обезьянки больше привязывались к мягкой тряпичной матери, прижимаясь к ней, прибегая к ней, когда были напуганы, и используя ее как базу для исследований. Эксперимент опроверг предположение, бытующее как среди фрейдистов, так и среди теоретиков в области социального научения о том, что привязанность младенца к матери в большей степени определяется функцией кормления. Для резус-макак, по крайней мере, теплый контакт казался более важным.

Мэри Эйнсворт (Mary Ainsworth) с практически той же целью проводила экспериментальное наблюдение за младенцами в лаборатории Балтимора. Используя технику, называемую “Незнакомая ситуация” , Эйнсворт начала длительное исследование привязанности младенцев первого года жизни. В подходе, который был чрезвычайно необычным для того времени, исследователи внимательно наблюдали матерей с детьми у них дома, уделяя особое внимание стилю реагирования каждой матери на их ребенка в ряде основных областей: кормление, плач, объятия, зрительный контакт и улыбка. В возрасте 12 месяцев детей с их матерями приглашали в лабораторию, где за младенцами наблюдали в ситуации разделения с матерью. В течение двух этапов эксперимента в комнате находился незнакомец, и на одном этапе ребенок оставался в комнате один.

1. Эйнсворт Эйнсворт (“Паттерны привязанности”) выделила три отчетливых паттерна (вида поведения)в реакции младенцев. Одна группа детей протестовала или плакала при разделении, но когда мама возвращалась, они приветствовали ее с радостью, тянулись к маме, чтобы их взяли на руки и прижимались к ней. Их было относительно легко утешить. Эйнсворт обозначила эту группу как “надежно привязанные” .

Надежная привязанность – ребенок в присутствии матери спокойно исследует окружающее пространство, реагирует, когда мама уходит, но успокаивается, когда она возвращается Его легко утешить .

(Матери надежно привязанных детей были более восприимчивы к сигналам о голоде и плачу своих малышей и легко вызывали улыбку младенцев.)

Две группы «ненадежная или тревожная привязанность»:
1. амбивалентная – дети были склонны цепляться за мать с самого начала и боялись самостоятельно исследовать комнату. Они становились очень тревожными и протестовали против разделения, часто сильно плача. Амбивалентные дети искали контакт со своей матерью, когда она возвращалась, но в то же время гневно отстранялись, сопротивляясь всем попыткам их утешить.

Амбивалентная привязанность – дети одновременно и ищут контакта с матерью и гневаются при попытке их утешить. При попытке их утешить выражают гнев.

Матери тревожно привязанных детей были непоследовательными, неотзывчивыми. Они тоже брали на руки своих детей, но делали это не когда хотел ребенок, а когда им этого хотелось или надо было.

Дети с ненадежной привязанностью вырабатывают определенную стратегию поведения, чтобы взаимодействовать с недоступностью или непоследовательностью их матерей. Амбивалентный ребенок отчаянно пытается повлиять на мать. Он цепляется за тот факт, что она действительно временами идет на сближение. Он улавливает, что она, может быть, будет иногда реагировать из чувства вины, если он умоляет и выражает довольно много несогласия. И тогда он постоянно пытается цепляться за нее или наказывать ее за то, что она недоступна. Он сильно зависит от нее и от своих попыток изменить ее.

2. Вторая группа, названная “избегающие” , производила впечатление независимых. Они исследовали новую обстановку, не прибегая к матери как к надежной базе, и не оборачивались, чтобы удостовериться в ее присутствии, как это делали дети, обозначенные как надежно привязанные. Когда мать уходила, казалось, что избегающие дети не были тронуты. И при ее возвращении они игнорировали или избегали ее.

Избегающая привязанность – дети замкнутые. Внешне, они как будто совсем не реагируют на уход матери. Они не требуют утешения от матери

(Матери тревожно привязанных детей были непоследовательными, неотзывчивыми, отвергающими).

Дети с избегающим типом привязанности берут противоположный курс. Ребенок становится раздраженным и холодным (хотя при этом он остается не менее привязанным). Его просьбы о внимании были болезненно отвергнуты, и получение внимания кажется ему невозможным. Ребенок как будто говорит: “Кому ты нужна, я могу сделать это сам!” Часто в сочетании с этой установкой претенциозные идеи о себе приводят к представлению: я великолепен, мне никто не нужен. На самом деле, некоторые родители невольно поощряют подобное величие в ребенке. Если мать может убедить сама себя, что ее ребенок гораздо лучше других детей, то у нее есть оправдание самой себе за отсутствие воспитательного внимания: этот ребенок особенный, он во мне почти не нуждается, он занимается сам собой практически с рождения.

В подобных случаях недостаток материнской заботы, по всей вероятности, имеет свои печальные основания, часто вытекающие из пренебрежения которое она сама испытала, когда была ребенком. Потребности и желания, которые она давно подавляла, делают ее раздраженной, депрессивной или испытывающей отвращение, когда она видит их в своем ребенке. Боулби считает, что избегающий тип привязанности лежит в центре черт характера нарциссической личности, одной из доминирующих психиатрических проблем нашего времени.

Эти три типа, увиденные при лабораторном наблюдении, показали прямую связь с тем, как воспитывались младенцы с типом привязанности к матери.

Программа привязанности предельна проста – у ребенка есть запрос мне нужно…, мне страшно… Ответ взрослого – я помогу, удовлетворю твою потребность, я защищу…

Когда потребность щедро и радостно удовлетворена родителем, ребенок «освобождается» от нее. Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и к способности обходиться без помощи (в дальнейшей жизни). У нас есть только один способ сделать сосуд полным – заполнить его . (эта ненасыщенная потребность в заботе, в зависимости от родителя, в дальнейшем может стать источником уже патологических зависимостей – алкоголь, наркотики, игра, гаджеты).

Но если ответ на запрос ребенка не получен – т.е. мать отвергает запросы ребенка или он делается через неприязнь – «на, только отвяжись», «зла на тебя не хватает»

(фильм «Мать и дитя», 2009г.)

Запрос ребенка «застревает», как поломанная шестеренка, цикл прокручивается в холостую, освобождения не происходит. Ребенок не становится самостоятельным он остается в «плену» своей неудовлетворенной потребности. Дольше будет проситься на ручки как раз тот ребенок, которого в этом ограничивали. Если, конечно, он не совсем разочаровался в способности родителей отвечать на его потребности и не сдался – но это уже серьезная травма привязанности.

При расстройстве привязанности формируется – психопатия, садизм, шизоидные состояния. Это уже психиатрические проблемы, которые трудно будет самостоятельно скорректировать в приемной семье.

Итак – если на протяжении первого года жизни мать или опекун ребенка были внимательны к его потребностям, давали ему эмоциональное тепло, заботу, ласковые слова, теплые прикосновения, искренне радовались всему, что делает ребенок, то ребенок делает простой вывод для себя: «Я существую и это хорошо!», «Мир рад моему присутствию и я рад миру», «Мир добрый». Формируется «базовое доверие к миру».

Если же этого не происходило, то формируется понимание того, что «Мир злой» и надо быть начеку, надо быть самому агрессивным, чтобы защититься, и то что ты существуешь надо еще доказать другим!

В возрасте двух лет дети с ненадежной привязанностью:

  • недостаточно уверены в себе
  • проявляют мало энтузиазма при решении проблем.
В возрасте от трех с половиной до пяти лет:

Они часто являются проблемными детьми со слабо развитыми отношениями со сверстниками и пониженной жизнестойкостью. В понятие жизнестойкость входят три компонента:

Вовлеченность – человек с высокой степенью вовлеченности в жизнь получает удовольствие от своей жизнедеятельности. (отвергнутость).

Контроль – уверенность в том, что «я могу повлиять на ситуацию» - в противном случае - беспомощность.

Принятие риска – убежденность в том, что все что случается способствует развитию, за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопас­ности обедняющим жизнь личности. В основе принятияриска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их раз­витие решающим образом зависит от отношений родите­лей с ребенком.

В частности, для развития компонента вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей.

Для развития ком­понента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей.

Для развития при­нятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

В шесть лет они склонны демонстрировать чувство безнадежности в ответ на воображаемое разделение. Они чаще бывали замкнутыми или враждебными и не стремились искать помощи, когда были обижены или разочарованы.

Для формирования надежной привязанности ребенку необходимо знать, что основной заботящийся о нем взрослый – постоянный, надежный и всегда доступен. Приободренный знаниями о доступности своей матери, ребенок может идти вперед и исследовать мир. При недостатке этого ребенок чувствует себя небезопасно, и его исследовательский интерес угасает. Родитель выступает в роли надежной базы от которой ребенок может отталкиваться чтобы исследовать мир и потом возвращаться обратно для успокоения и принятия.

  • Двухлетки, которые были оценены как имеющие надежную привязанность в возрасте 18-ти месяцев, были инициативными и настойчивыми при решении простых задач, и успешно использовали материнскую помощь, когда задачи становились более сложными.
  • Дошкольники, которых расценивали как надежно привязанных в младенческом возрасте, были значительно более гибкими, любознательными, социально компетентными и более уверенными в себе, чем их тревожно привязанные сверстники.
  • Надежно привязанные дети были более доброжелательными; они хотели и с большей вероятностью становились лидерами. Такие же результаты сохранялись и в младшем школьном возрасте.
Еще одним ученым, который занимался проблемой привязанности был Джон Боулби . Написал трехтомное исследование “Привязанность и потеря”. Боулби принадлежит термин «вторичная привязанность» - т.е. возможность психики ребенка сформировать привязанность при попадании в приемную семью.

Публикации:

1. “Сорок четыре юных вора”(1947г.) , в которой указал на высокий процент мальчиков правонарушителей, переживших раннее разделение с матерью.

2. “Материнская забота и психическое здоровье”. (1951г.) В книге утверждалось, что дети, страдающие от лишения матери, находятся в большой группе риска физических и психических заболеваний, и что даже чистое, задуманное с благими намерениями и хорошо управляемое казенное заведение, если оно каким-либо образом не обеспечивает реальную замену матери, вряд ли оградит маленького ребенка от возникновения необратимых нарушений к возрасту трех лет.

Боулби видел множество врожденных поведенческих систем – паттернов, направленных на поиск взаимоотношений – таких как улыбка, лепет, взгляды, слушание, – которые наполняются и развиваются за счет реакций, которые они вызывают у окружения.

Установление, сохранение и возобновление этой близости вызывает чувства любви, безопасности и радости. Длительный или безвременный разрыв приводит к тревожности, горю и депрессии.

Его трогательный документальный фильм “Двухлетний ребенок в больнице” о разделении маленькой Лоры с родителями в течение восьми дней имел влияние на изменения больничных правил:

Согласно исследованиям Боулби и его команды многие учителя с печальным постоянством реагировали при взаимодействии с этими тремя типами детей.

  • Они имели тенденцию обращаться с детьми с надежной привязанностью по факту, в соответствии с их возрастом;
  • оправдывать и обращаться как с младшими по возрасту с унылыми детьми с амбивалентной привязанностью;
  • и быть контролирующими и раздраженными с детьми с избегающей привязанностью.
“Каждый раз, когда я вижу учителя, который выглядит так, будто он хочет схватить ребенка за плечи и запихать его в мусорное ведро,” – говорит Шруф, – “я знаю, что ребенок имеет историю избегающей привязанности”.

Считается, что ненадежно привязанные дети относительно легко поддаются изменениям в течение первых ранних лет жизни. Дети с избегающей привязанностью, например, будут искать привязанность с учителями и другими взрослыми, и если им повезет, они найдут того особого человека, который обеспечит их альтернативной моделью привязанности. Недавние исследования показали, что если ребенок имеет надежную привязанность со своим отцом (или другим вторичным заботящимся взрослым), это будет огромной помощью в преодолении его ненадежной привязанности с матерью. Даже если это просто тетя, которую ребенок видит время от времени, знание того, что она заботится о нем, будет поддерживать в нем другое качество привязанности. Исследования жизнестойкости показали, что ребенок, у которого есть такой человек в жизни, может довольно сильно отличаться в его способности верить в самого себя и справляться с превратностями судьбы.

Но дети с ненадежной привязанностью часто имеют сложности в том, чтобы найти такую альтернативную фигуру привязанности, потому что те способы, которые он усвоил, чтобы выживать в мире, как правило, отдаляют его от тех самых людей, которые могли бы ему помочь. Поведение ненадежно привязанных детей, будь то агрессивное или навязчивое, напыщенное или легко уязвимое, часто испытывает терпение как сверстников, так и взрослых. Они добивается реакций, которые постоянно подтверждают искаженный взгляд ребенка на мир. Люди никогда не будут меня любить, они обращаются со мной как с назойливой мухой, они не доверяют мне, и так далее.

Ребенок с надежной привязанностью способен довольно явно сообщать такие негативные чувства как злость, обида, ревность и негодование.Он может плакать или кричать, перестать разговаривать или сказать “я ненавижу тебя”, уверенный в чуткой реакции.

У ребенка с ненадежной привязанностью нет этой уверенности. Его мать, неспособная справляться со своими собственными негативными чувствами, либо пренебрегает им, либо реагирует слишком остро. В результате, его негативные чувства или отгораживаются от его сознания, или копятся в нем до того, что начинают его переполнять. Его способность сообщать о своей боли постепенно уменьшается и искажается до такой степени, что она фактически требует неверной интерпретации.

В идеале детям с ненадежной привязанностью нужно помочь до наступления подросткового возраста, потому что именно в детском возрасте изменений легче всего достичь без терапевтического вмешательства, когда сильный родитель или доступный учитель может развернуть ребенка.

Было обнаружено, что дети, с которыми жестоко обращались, обычно попадают в четвертую категорию привязанности, называемую “дезорганизованной”. Ребенок, относящийся к этой категории, ищет близости со своей матерью искаженными способами. Он может подходить к ней сзади, или неожиданно застыть на середине движения, или сидеть некоторое время и смотреть в пространство. Его реакции, в отличие от стратегий избегающих и амбивалентных детей, представляют полное отсутствие стратегии.

Приняв решение взять в семью приемного ребенка приемного ребенка , будущие родители сталкиваются с большим количеством страхов и опасений страхов и опасений . Мы боимся, что приемные дети могут вырасти жестокими и бесчувственными, будут врать, воровать , сбегать из дома, употреблять алкоголь и наркотики. Общественное мнение склонно приписывать эти трудности приемным детям в связи с «плохой наследственностью». В действительности же большая часть особенностей в их поведении объясняется тем, что их в той или иной степени затронула травма привязанности .

Не имея рядом или потеряв в какой-то момент близкого взрослого, который бы отвечал за них, заботился и любил, эти дети оказываются лишены возможности сформировать доверие к миру, к людям, научиться любить других людей и самих себя.

В России чаще всего берут в семью совсем маленьких детей в возрасте от рождения до трех лет – в этом возрасте по поведению ребенка довольно сложно оценить его психологическое состояние. В этой статье Я – Родитель расскажет, как понять, есть ли у вашего приемного малыша травма привязанности, и что можно сделать, чтобы ее залечить.

Что такое травма привязанности и почему она возникает?

Под привязанностью психологи понимают особые отношения близости, эмоциональной связи, которые складываются между ребенком и ухаживающим за ним взрослым. Это не обязательно должна быть родная мама – таким взрослым может быть кто-то еще из родственников, приемный родитель или даже няня. Главное то, что с первых дней жизни к ребенку прикреплен «его собственный» взрослый. Кто-то, кто отвечает за его безопасность и развитие, на кого он может положиться. Если у ребенка не было возможности в раннем детстве сформировать такие отношения, то психологи говорят о травме привязанности.

В учреждениях, берущих на себя заботу о детях, часто работают действительно любящие своих подопечных воспитатели. Но воспитательница одна на тридцать малышей. И не сможет ни для одного из них стать его «собственным» взрослым. Поэтому развитие травмы привязанности у воспитанников Домов малютки в той или иной степени неминуемо.

Чем опасна травма привязанности?

1. Теряется способность сближаться с людьми

Отношения привязанности с ухаживающим взрослым формируют у ребенка способность в будущем сближаться с людьми и испытывать к ним теплые чувства. Дети же с травмой привязанности не умеют любить и открываться. О таких детях говорят, что они в буквальном смысле вырастают равнодушными ко всему миру.

2. Отсутствует сочувствие к людям

Одно из последствий неумения любить – это отсутствие сочувствия к другим. Дети с травмой привязанности не развивают эмпатии, они не понимают, что их поступки или слова могут ранить других. Отсюда их повышенная жестокость, несформированность чувства вины. Их поведение может оставлять ощущение, что у ребенка «нет совести».

3. Отсутствуют причинно-следственная связь и понимание границ

На первом году жизни благодаря отношениям привязанности у ребенка формируется способность устанавливать причинно-следственные связи. Он понимает, что если заплачет, то к нему придут на помощь. У детей с травмой привязанности формирование причинно-следственных связей нарушено, так как не было рядом взрослого, который реагировал бы на их плач, а на втором году жизни, когда дети начинают осваивать мир – устанавливал бы границы . Поэтому они могут попадать в опасные для жизни ситуации.

4. Отсутствует доверие к людям

У ребенка с травмой привязанности нет доверия – ни к другим людям, ни к миру в целом. Он ощущает себя лично ответственным за свою безопасность, и не позволяет никому себя контролировать. Отсюда возникающие проблемы с соблюдением правил поведения.

7 правил формирования привязанности у приемного ребенка

По наблюдениям психологов, формирование привязанности к приемным родителям занимает в зависимости от тяжести случая от шести месяцев до двух лет.

К тому же, этапы развития привязанности таковы, что вплоть до достижения ребенком возраста трех лет трех лет разлука со «своим взрослым» чревата для него психологической травмой. Поэтому на период сроком от шести месяцев (пока малышу не исполнится три года) ребенку понадобится ваше безраздельное внимание.

1. Не расставайтесь с ребенком дольше, чем на 4 часа

В этот период мама не должна расставаться с ребенком дольше, чем на четыре часа. Если вы отлучаетесь на более продолжительное время – наймите ребенку постоянную няню или выберите кого-то из родных, кто будет постоянно вас подменять, чтобы ребенок смог сформировать привязанность и с ним тоже.

2. Восстанавливайте у ребенка телесный контакт со взрослым

Отношения привязанности в большой степени формируются через телесный контакт «кожа к коже» и контакт зрительный. Поэтому старайтесь, чтобы ребенок как можно больше времени проводил у вас на руках.

3. Не давайте другим взрослым долго держать малыша на руках

Долго держать на руках малыша могут только его мама и папа. Это необходимо для того, чтобы ребенок «выделил» родительские фигуры из всех взрослых, с которыми он контактирует, и научился разделять «своих» и «чужих».

4. Делайте ребенку массаж

Каждый день делайте малышу массаж. Во время массажа комментируйте свои действия, улыбайтесь и взаимодействуйте с ним.

5. Берите малыша спать с собой или рядом с вами

Ночью ребенок должен спать с вами в одной кровати или совсем рядом. Организуйте ему место для сна так, чтобы ребенок не мог упасть на пол. Перед сном укачивайте, убаюкивайте малыша. Вы можете придумать какой-то свой особенный ритуал отхода ко сну ритуал отхода ко сну , и повторять его каждый вечер.

6. Помогайте ребенку в процессе кормления

Детям, которые уже вышли из грудного возраста, на первых порах помогайте в процессе кормления, чтобы он чувствовал вашу поддержку.

7. Не оставляйте плачущего ребенка одного

Реагируйте на любой призыв малыша, особенно на плач. Травма привязанности сформировалась у ребенка как раз вследствие того, что его плач, его потребности, страх, его желание быть любимым игнорировались. Лучшее, что можно сделать – это отвечать на его потребность в защите и близости так часто и так долго, как потребуется, чтобы наверстать упущенное.

Готовы ли вы стать приемными родителями?

Анна Кольчугина

Миф о самодостаточной и свободной личности, которая сама выбирает, в какие отношения ей вступать - один из самых распространённых, и в то же время самых нереалистичных. Он льстит нам, но на самом деле наши отношения с другими людьми подчиняются закономерностям, которые мы очень редко осознаём и почти не можем изменить. Они тянутся из давнего прошлого, когда представления о «свободной личности» ещё не могли прийти к нам в голову.

Почему некоторые люди кажутся отстранёнными и холодными, а другие - открытыми до навязчивости? Социальный психолог Хайди Грант Хэлворсон в книге «Меня никто не понимает!» , выпущенной издательством «Манн, Иванов и Фербер», пытается ответить на этот вопрос. Она описывает три типа отношений между людьми, которые закладываются ещё в раннем детстве: надёжный, тревожный и избегающий. Публикуем отрывок из этой книги.

Я знаю двух сестёр, получивших хорошее образование и построивших успешную карьеру. Но мне кажется, они добились бы гораздо большего, если бы немного лучше общались с людьми.

У обеих проблемы из-за отсутствия необходимых социальных навыков. Одна сестра, которую я буду называть Сара, нуждается во внимании, слишком услужливая и чувствительная к отказам; другая, Эмили, - отстранённая и испытывает трудности в общении с людьми.

Проблемы тянутся из детства, и их причина довольно распространена: невнимательные родители.

Сара и Эмили всегда были накормлены и одеты, их редко наказывали и даже не повышали на них голос. Но их родители, как и многие другие, были слишком заняты собственной жизнью: они очень рано поженились и завели детей. Они сами оставались детьми: хотели ходить на вечеринки и общаться с друзьями, путешествовать и участвовать в приключениях, строить карьеру и реализовывать мечты. Маленькие девочки стояли у них на пути. По крайней мере, так кажется Саре и Эмили.

Примерно половина взрослых детей в Соединённых Штатах испытывают трудности в отношениях, потому что видели только неадекватные модели в детстве. Именно тогда мы узнаём, что людям можно или нельзя доверять, и забираем эти уроки во взрослую жизнь.

Психолог Джон Боулби сказал, что есть три типа привязанности ребёнка к людям, которые о нём заботятся.

Первый тип таких отношений - надёжная привязанность . Взрослые реагируют на потребности детей, поддерживают их и понимают. Ребёнок обращается к опекуну, когда грустно или страшно, но в остальном чувствует себя в безопасности, чтобы выходить на улицу и исследовать мир. Эти дети с удовольствием играют на детской площадке, пока не упадут и не поцарапают колени. Потом они бегут к маме, папе или няне и после поцелуя, объятий и медицинской помощи, счастливые, возвращаются к друзьям.

Быть отзывчивым - это не то же самое, что покупать ребёнку всё что он захочет и потакать любому капризу. Это значит проявлять заботу и привязанность, обеспечивать чувство безопасности и хорошо с малышом обращаться. Главное - постоянная забота.

Когда ребёнок чувствует, что близкие его любят, но они ненадёжны, не всегда находятся рядом и их отношение зависит от того, делает ли он всё абсолютно правильно, то, скорее всего, у него будет формироваться тревожная привязанность . Такие дети (около 30% в Соединённых Штатах) остро нуждаются в поддержке и постоянно хотят быть рядом с близкими. Они сильно беспокоятся, что близкие исчезнут, всеми способами стараются привлечь внимание воспитателей и легко расстраиваются, когда их игнорируют. Они всё утро рвутся в детский сад только чтобы закатить там истерику, отказаться играть со сверстниками и убежать от воспитателя.

Моя подруга Сара была таким ребёнком. По словам её сестры, она могла часами не отходить от родителей, которых это раздражало. Она могла устраивать сцены и портить семейные праздники, чтобы оказаться в центре внимания. Она никогда не уходила далеко от дома и сейчас живёт в нескольких кварталах от родителей, навещая их каждый день. Сара часто выговаривает родителям, что они разрушили её жизнь и что всё могло бы сложиться иначе, если бы они побольше ею занимались. А потом внезапно покупает им дорогой подарок или отправляет отдыхать, как бы «выпрашивая» взамен поддержку, в которой отчаянно нуждается.

Когда воспитатели воспринимаются как ненадёжные и ребёнок понимает, что они не поддержат, формируется избегающая привязанность . Замкнутые дети (около 20% в Соединённых Штатах) не очень хотят общаться с близкими. Их не заботит отсутствие любви и внимания, потому что они уже не ждут этого.

Такие дети никогда не хнычут, чтобы их вывели гулять. Они редко что-либо просят, так как уверены, что им откажут.

Таким ребёнком была сестра Сары - Эмили. По словам Сары, Эмили будто вычеркнула себя из семьи, когда ей было примерно пять лет. Она всё держала в себе, принимала собственные решения и никогда не жаловалась на недостаток внимания. Эмили выбрала колледж за тысячи километров от дома и с тех пор живёт очень далеко от родителей.

И тревожная, и избегающая привязанности - результат недостатка внимания. Эта проблема остаётся вне поля зрения социальных работников. На первый взгляд, такие дети живут хорошо: у них есть еда, одежда, игрушки и крыша над головой. Но они не получают достаточно внимания и эмоциональной поддержки. Возможно, их родители заняты или не знают, как оказывать поддержку, которую никогда не получали сами.

На примере близких в детстве формируется мнение, какими должны быть отношения с людьми, чего можно ожидать от них и стоит ли им доверять. Учёные обнаружили , что это мнение будет стабильным и повлияет на наши личные и профессиональные отношения в будущем.

Линзы тревоги

Взрослые с тревожной привязанностью могли бы описать себя так: «Другие не хотят общаться со мной так близко, как мне бы этого хотелось. Я часто переживаю, что мой партнёр не любит меня или может уйти. Я хочу стать одним целым с другим человеком, и это желание иногда отпугивает людей».

К тревоге прилагается чувство боли от предыдущего расставания. Люди слишком хорошо знают, что это может произойти снова, поэтому постоянно ищут близости и беспокоятся, что им не ответят взаимностью. Они сомневаются в себе, спрашивают: достаточно ли я хорош? Им нужно подтверждение своей значимости от других. У них не обязательно низкая самооценка, но она зависит от мнения окружающих.

Тревожно привязанные люди могут быть заботливыми, но есть что-то непривлекательное в том, как они это делают.

Они слишком поглощены своими заботами и опасениями, чтобы действительно помочь и позаботиться так, как нужно. Самые незначительные вещи (например, вы не ответили на электронное письмо, опаздываете на встречу, не сказали комплимент) чувствительный к отказу человек воспринимает как пощёчину или проявление ваших «подлинных» чувств.

Линзы тревоги заставляют этих людей видеть отказ повсюду, потому что до смерти боятся его и пытаются его избежать. Последствия чувствительности к отказу настолько неприятны окружающим, что вызывают сильное отторжение.

Линзы избегания

Взрослые с избегающей привязанностью говорят: «Мне как-то некомфортно быть рядом с другими. Мне трудно полностью им доверять и зависеть от них. Я нервничаю, когда кто-то подходит слишком близко и часто хочет от меня большей открытости».

В детстве такие люди поняли: другим нельзя доверять, они не помогут, поэтому лучше действовать в одиночку. Замкнутые люди часто гордятся своей самодостаточностью и независимостью. Они высокого мнения о себе и небольшого обо всех остальных. Люди, которые смотрят через линзы избегания, предпочитают сохранять эмоциональную дистанцию даже в близких отношениях. Они неохотно раскрываются, потому что близость заставляет их чувствовать себя уязвимыми.

У меня есть друг, который встречался с женщиной пятнадцать лет и ни разу не признался ей в любви.

Для него это была линия, которую он не решался пересечь, а слова любви были равнозначны кошмару близости и взаимозависимости. Я не завидую женщинам, которые с ним встречались.

В детстве мы усваиваем модели отношений: можно ли доверять другим людям, помогут ли они. Примерно у половины всех взрослых надёжный тип привязанности, они готовы доверять и легко поддерживают отношения.

Взрослые с тревожным типом привязанности сильно озабочены своими отношениями. Они отчаянно хотят близости и испытывают страх, что партнёры их отвергнут. Они становятся требовательными, навязчивыми и эмоционально неустойчивыми.

Для эффективного общения с такими людьми важно избегать двусмысленности и думать о том, чтобы случайно не подать сигнал, который может быть воспринят как отказ. Будьте надёжным и терпеливым, не принимайте взрывную реакцию человека близко к сердцу. Дело не в вас.

Взрослые с избегающей привязанностью не доверяют другим людям. Они уверены, что им не помогут, поэтому избегают близости. Они не хотят быть уязвимыми и отвергнутыми. Они кажутся холодными, отчуждёнными и недружелюбными.

Для того, чтобы поддерживать связь с замкнутым человеком, помните, что отсутствие тепла с его стороны - не сигнал враждебности, а осторожность. Не пытайтесь растопить лёд излишним дружелюбием, этим вы лишь доставите ему дискомфорт. Построение отношений в таких случаях требует времени, для этого необходимо делать шаги, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

Огромный вклад в понимание потребностей маленьких детей внесли работы Джона Боулби и его теория привязанности. Боулби подчеркивал огромное значение отношений между матерью (либо человеком, который ее заменяет) и ребенком. Эти отношения являются основой успешного развития ребенка.
Психиатр и психоаналитик по образованию, Джон Боулби имел большой опыт работы с "трудными детьми". Еще будучи студентом, он пришел к пониманию того, что многие трудности в поведении и социальной адаптации, возникающие у детей, связаны с нарушениями отношений между ребенком и родителями. Особенно его интересовали проблемы агрессивности подростков, которые не могли делиться своими чувствами с другими людьми, а также понимать чувства окружающих.

Джон Боулби также интересовался исследованиями, сделанными в биологии развития и этологии (науки, занимающейся изучением поведения животных в естественных условиях). Его внимание особенно привлекли работы Лоренца, занимавшегося исследованиями импринтинга у птиц, и Харлоу, показавшего, что у приматов роль матери состоит не только в том, что она кормит своего детеныша, но и во многом определяется тем, что она дает своему детенышу теплоту и покой. Эти работы оказали большое влияние на понимание природы отношений между новорожденным ребенком и его матерью.

Анализируя данные, полученные учеными разных специальностей и направлений, Боулби приходит к заключению о необычайной важности ранних отношений между матерью и младенцем. Боулби был не согласен с постулатом психоаналитиков, считавших, что основой формирования ранних отношений между матерью и ребенком является то, что мать кормит своего новорожденного. Формулируя теорию привязанности (1969), Боулби заявляет, что основой формирования ранних отношений служит не удовлетворение потребности в пище, а ощущение безопасности, теплоты и комфорта, которое получает малыш от матери. Это ощущение безопасности необходимо для выживания и развития младенца.
Боулби понимал, что механизмы, обеспечивающие взаимосвязь новорожденных детей и их родителей, значительно отличаются от механизмов привязанности у животных, но при этом имеют некоторые общие закономерности.

Боулби считал, что формирующаяся привязанность дает ребенку возможность развиваться и познавать окружающий мир. Она позволяет ему учиться доверять другим людям, отличая при этом в своем окружении близких и чужих.

Описывая развитие привязанности, Джон Боулби отмечает, что это процесс, который развивается во времени.

Работы Боулби и его последователей привели к изменению форм ухода и заботы о маленьких детях во многих странах. Многие специалисты продолжили развивать и применять работы Боулби. "Младенец не существует сам по себе", - это высказывание принадлежит педиатру и психоаналитику Дональду Винникотту, утверждавшему, что младенец неотделим от своей матери. Как физическое, так и психическое развитие младенца в огромной степени зависит от его отношений с близкими и от того, в каком окружении он живет.

Определение привязанности

Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности.

Привязанность - взаимный процесс . В ее формирование вносят свой вклад, как взрослый, так и ребенок.

Еще до рождения ребенка женщина "настраивается" на своего малыша. Это естественный и здоровый процесс. Во время беременности женщина чувствует, как малыш шевелится в ее утробе. Она думает о нем, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее.

За несколько недель до рождения ребенка его мама погружается в очень специфическое состояние. В специальной литературе его называют "первичная материнская озабоченность" (Винникотт, 1956). Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и потребности.

Те специфические чувства, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к сигналам ребенка, называют бондингом (bonding). Уже спустя краткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей. Она очень внимательно относится к любым, самым минимальным сигналам ребенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца - голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они чувствуют себя в роли матери неуверенно. Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности.

Существует специальный термин - "вызванное младенцем социальное поведение" . При взаимодействии с младенцем у матери наблюдается изменения речи, выражения лица, движений глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция. Также меняется и структура речи - упрощается синтаксис, фразы становятся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Повышается тембр голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются меняется ритм и ударения. Все это приводит к особой мелодичности материнской речи.

Другими словами, мать ведет себя так, как будто младенец может воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для ее обработки до получения следующей порции. Увеличение длительности и степени проявления эмоций облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, соответственно, ответного реагирования. Предпочитаемые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери и т. д. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери, а с другой - максимально направлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р., 2003).

Несмотря на то, что существуют индивидуальные различия в проявлении вызванного младенцем поведения, данные множества исследований подтверждают представление о его биологической основе. Такое поведение по отношению к младенцу неосознанно проявляется не только у матери, но и у отца или другого близкого младенцу человека.

Кто может являться объектом привязанности?

Неверно утверждать, что единственным объектом для формирования привязанности может быть мать. Привязанность формируется и к отцу, к бабушке и дедушке, старшим братьям и сестрам, если они участвуют в воспитании и заботе о ребенке и проводят с ним значительную часть времени. Это могут быть и приемные родители, и усыновители, и опекуны, и воспитатели - в данном случае важно, чтобы присутствие другого человека было надежным и постоянным, чтобы он был готов позаботиться о малыше. Этот человек также должен обладать определенным набором того, что считается традиционно материнскими свойствами: умение создавать для ребенка ощущение безопасной и эмоционально-теплой обстановки, сохранять ее и отвечать на малейшие эмоциональные и физические потребности ребенка. Надежный, постоянно находящийся рядом взрослый помогает ребенку справиться с трудностями повседневной жизни. И чем меньше ребенок, тем сильнее его потребность в поддержке взрослого.

Как ребенок устанавливает контакт со взрослыми

Ребенок рождается беспомощным и неумелым, но при этом он обладает рядом способностей, которые необходимы для формирования привязанности. Как и способность ребенка привлекать свою маму, так и способности новорожденного к установлению контакта со взрослым основаны на биологических механизмах и необходимы для выживания малыша.
Новорожденный младенец "настроен" на поиск взрослого, он активно выделяет человеческое лицо среди других объектов, различает запах материнского молока, радуется и оживляется в ответ на обращенное к нему внимание.

С самого рождения младенцы обладают особой способностью выделять людей в окружающем мире. Они воспринимают лицо, голос, прикосновения и звуки, исходящие от человека, прежде всего матери, как уникальные и отличающиеся от других звуков, зрительных объектов и стимулов. Младенцы также с первых минут жизни способны имитировать выражение лица их партнера по взаимодействию (хмуриться, улыбаться, высовывать язык). Малыш начинает выделять "своего" взрослого среди других, радоваться, когда близкий человек приходит и расстраиваться, когда он уходит.

Формирование привязанности - естественный процесс

Привязанность между матерью и младенцем формируется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного длительного взаимодействия.

Мама, которая заботится о своем ребенке, не делает ничего специального или высокопрофессионального, чтобы привязанность формировалась. Привязанность не абстрактная или высокотехнологичная категория, для формирования которой необходимы специальные знания и навыки. В формировании привязанности нет ничего сверхъестественного или магического. Мама или человек, который заменяет ее, просто находится с ребенком в течение длительного времени, заботится о нем, разговаривает, знакомит малыша с окружающим миром, старается понять, в чем сейчас нуждается ребенок, и дать ему это, защищая ребенка от переутомления, страха, боли, голода и т. д.

Иногда начинает казаться, что для формирования привязанности необходимо, чтобы мама обладала целым рядом необыкновенных способностей, полностью посвящала себя только ребенку, не хуже профессионалов знала особенности его развития и т. д. Это далеко не так. Дональд Винникотт ввел очень важное понятие "достаточно хорошая мать". Винникотт писал, что все самые важные знания, необходимые для воспитания малыша, у мамы уже имеются на уровне интуиции. Это то, что мама делает и знает "просто благодаря факту материнства". По словам Винникота, даже профессионал, имеющий подготовку в области медицины, будет восхищен "интуитивным знанием матери, способной заботиться о своем ребенке, специально не учась этому". При этом "фактически главная ценность интуитивного постижения кроется в его естественности, не искаженной обучением". Мама, являясь важным человеком для малыша, старается выполнять все его желания. При этом мама не должна постоянно находиться только с ребенком, полностью забывая о себе и своей жизни. Винникотт пишет "если бы мама была идеальной, то она удовлетворяла бы потребности крохи в момент возникновения. Но тогда малыш так никогда бы и не узнал, что вокруг него существует Мир. Он не научился бы говорить". Кроме того, подчеркивается, что мамины потребности - возможность отдохнуть, позаниматься собой, уделять внимание мужу и другим близким, встречаться с друзьями - также очень важны и для ребенка.

Если мама постоянно находится только с малышом, забывая о себе, то со временем у нее накапливается усталость, она может почувствовать себя отстраненной от жизни. Это может приводить к возникновению депрессии и просто ухудшению настроения, что не самым лучшим образом может сказаться на ребенке. Кроме того, не стоит недооценивать значение для ребенка отца и других родственников, которые также могут и должны быть вовлечены в заботу о малыше.

Мамы могут быть разными: иметь высокий или совсем небольшой уровень образования, работать или предпочитать оставаться дома. Самое главное, чтобы окружающие ребенка люди любили и заботились о малыше. Для ребенка ничего не может быть важнее его семьи, пускай даже очень бедной, живущей порой в не самых роскошных условиях. Пословица гласит: "Не в деньгах счастье".

Привязанность и социальная адаптация

Выше уже шла речь о том, что взрослый, находящийся рядом с ребенком постоянно, помогает ему справляться с трудностями повседневной жизни. Особенно это касается маленьких детей. Во-первых, ребенок не в состоянии справиться со многими ситуациями. Он может чувствовать страх или ярость, что, в свою очередь, пугает его и переполняет негативными эмоциями. Когда такое происходит, мать помогает малышу справляться с его чувствами. Ребенок видит, что мама не отвечает ему страхом или гневом. Наоборот, она показывает ему, что его переживания, столь для нее очевидные, не являются такими уж страшными или чрезмерными. Прикосновениями и ласковыми словами мать "принимает" страх малыша, снижает силу его переживаний и сдерживает его эмоции до тех пор, пока ребенок не успокоится. Несколько месяцев спустя ребенок начнет сам регулировать и сдерживать подобные эмоции. Это происходит благодаря отношениям с матерью и близкими людьми, которые помогают малышу справляться со своими чувствами.

Привязанность ребенка к матери или другому значимому взрослому способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т. е. всего, что является проявлением истинно человеческих качеств.

По мере взросления детям все больше приходится разлучаться с матерью. Но еще долгие годы ребенку требуется сохранение очень близких и теплых отношений с близкими. Л. С. Выготский указывал на тот факт, что в присутствии хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого уже в начальной школе дети способны продемонстрировать лучшие результаты в контрольных работах.

Качественные отношения помогают детям развить самоуважение, способность полагаться на собственные силы, лучше справляться с разочарованиями, завистью, ревностью и преодолевать обычные страхи и беспокойство. Ребенок, который имеет хорошую привязанность к одному заботящемуся о нем человеку, может легче развивать отношения и формировать привязанность к другим людям, например, к братьям и сестрам, родственникам, а со временем и к друзьям.

Развитие отношений между людьми непосредственно связано с развитием личности, и нарушения в этих отношениях играют важную роль в развитии многих психопатологических состояний (М. Раттер, 1987). Прочная здоровая привязанность имеет множество долгосрочных и положительных последствий; и в противоположность этому - отрыв ребенка от того человека, который заботится о нем, представляет собой серьезную опасность для всей последующей жизни.

Надежная привязанность приводит к развитию самостоятельности

Привязанность ребенка со временем развивается и укрепляется. До 6 месяцев малыш может "позволять", чтобы о нем заботилась не только мама, но и другой человек. К 6 месяцам он уже может начать настороженно относиться к тому, что его берет руки посторонний. В возрасте 9-11 месяцев появление незнакомого человека может сильно напугать ребенка. Во всем мире дети проходят через период боязни посторонних людей. Проявление такого страха показывает, что ребенок хорошо понимает, что с близкими ему спокойно и комфортно. Даже короткое расставание с мамой приводит к тому, что ребенок на какое-то время может стать более пассивным, меньше исследовать окружающий мир. Игра ребенка также становится более пассивной.

Однако страх незнакомых людей вовсе не означает, что мама должна постоянно находиться возле ребенка. Если у ребенка сформирована привязанность и он "знает", что мама обязательно вернется, временное разлучение не станет сильным потрясением для него.
Самостоятельность, как и привязанность, формируется у ребенка постепенно. Надежная привязанность, уверенность ребенка в том, что близкие его не бросят, всегда придут на помощь, является основой для последующего формирования самостоятельности.
Примерно к возрасту 8-9 месяцев, когда младенец сможет самостоятельно передвигаться, он начинает отползать от матери на некоторое расстояние, но всегда возвращается обратно в "безопасную гавань". Ребенок готов к подобной краткой разлуке только тогда, когда он чувствует себя в безопасности. Эта безопасность позволяет ребенку исследовать окружающий мир, делиться своими эмоциями, просить помощи и защиты у взрослого.

Разлука

Опыт разлуки, также как и привязанность так же важен для развития ребенка.

Важно, чтобы рядом с ребенком был кто-то, кто смог бы его утешить и успокоить, чтобы разлука, хоть и болезненная, не стала разрушительной для малыша. Реальная опасность заключается в том, что ребенок может оказаться в ситуации, когда разлука станет для него непереносимой. В зависимости от возраста, ребенок может реагировать на отсутствие мамы (или человека, ее заменяющего) по-разному. Дети могут кричать и плакать, привлекая к себе внимание, они могут стать более беспокойными или наоборот - пассивными.

До определенного возраста у ребенка нет понимания того, что если он не видит маму в настоящий момент, то она продолжает существовать. Это часто пугает детей, они могут реагировать на отсутствие матери протестом. Многим мамам знакомо то время, когда их годовалый или полуторагодовалый малыш не давал им возможности даже закрыть дверь ванной, и они постоянно слышат его негодующие или испуганные крики. Однако то, что мама всегда возвращается, дает ребенку возможность со временем понять, что его никогда не бросят, не оставят одного. Некоторые дети не проявляют серьезного протеста, когда остаются на какое-то время без мамы. Они ведут себя довольно тихо, так что окружающие не всегда могут понять, что ребенок испуган. Однако, когда мама возвращается, ребенок бросается к ней, рыдает навзрыд, либо долго капризничает. Маленькие дети не могут выражать своих чувств словами. Их плач или капризы могут означать, что чувства, которые накопились за время отсутствия мамы, они могут выразить только ей.

Если ребенку пришлось столкнуться с длительной разлукой, например, в случае госпитализации матери, то ситуация может быть очень тяжелой. Ребенок может очень серьезно переживать, у него могут возникнуть трудности со сном, едой, его может быть очень нелегко утешить. Семьям, которые сталкиваются с такими ситуациями, может потребоваться помощь специалистов: психологов или других профессионалов, которые помогут близким найти способ утешить ребенка. Такая помощь может снизить негативное влияние разлуки на дальнейшее развитие ребенка.

Степень переносимости разлуки ребенком зависит нескольких факторов. Это и качества привязанности, возраста ребенка, стадия его эмоционального развития, а также его индивидуальные особенности. Важным фактором также являются особенности человека, который заменяет мать во время ее отсутствия.

По мере взросления ребенка мама постепенно уже не так чутко и незамедлительно реагирует на его проявления недовольства. Если мама не реагирует на те небольшие трудности, с которыми ребенок в состоянии справиться самостоятельно, то этим она помогает ему в решении основной задачи развития - потребности в психологической самостоятельности. Для успешного преодоления многих возникающих трудностей, малышу часто важно просто присутствие взрослого, даже если этот взрослый не предпринимает никаких действий.

Некоторые люди считают, что детям нужны болезненные уроки для того, чтобы они могли в дальнейшем справляться с жестокостью этого мира. Да, определенные трудности необходимы, но именно безопасная привязанность помогает лучше справиться с возникающими трудностями. Ребенок будет мало адаптивным в меняющейся ситуации, если его раннее чувство привязанности недостаточно надежно. Сложности, которые могут возникнуть в процессе формирования привязанности

Несмотря на то, что формирование привязанности - естественный процесс, в некоторых случаях этот процесс идет нелегко. Мы уже отмечали, что в формирование привязанности вносят вклад как взрослый (чаще всего это мама), так и ребенок.

Таким образом, трудности в формировании привязанности могут быть обусловлены как особенностями матери, так и особенностями ребенка. Некоторые специалисты, сталкиваясь с тем, что мать хочет отказаться от новорожденного ребенка, делают вывод, что эта женщина никогда не сможет стать матерью. Есть много разных факторов, которые могут привести к отказу от ребенка. Это может быть тяжелый личный опыт матери, когда у нее самой не было возможности сформировать безопасную привязанность.

Некоторым мамам очень не хватает уверенности в себе. Некоторые женщины на момент рождения ребенка сами находятся в тяжелой социальной или эмоциональной ситуации. Важно разобраться, что лежит за заявленным нежеланием матери принять ребенка. У матери могут быть противоречивые чувства в отношении ребенка. Многим женщинам, несмотря на те серьезные проблемы, с которыми они столкнулись, все же можно помочь, и в первую очередь они нуждаются в доброте и понимании.

Морозова татьяна Юрьевна, клинический психолог, консультант по развитию служб помощи семьям с детьми раннего возраста, the EVO Group