Спорт и здоровье

Е. Г. Григорьева Методика проведения - Литература

Раздел программы: Подвижные игры

Тема урока: ОРУ в движении. Строевые упражнения. Чередование различных видов ходьбы и бега. Подвижные эстафеты по выбору детей.

Задачи:

Образовательная задача: формирование у учащихся координационных способностей , совершенствование двигательных навыков

и умений, необходимых для самостоятельного использования физических упражнений, в целях своего физического развития и совершенствования.

Воспитательная задача: комплексно развивать координацию, силу, скорость, выносливость; содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями.

Оздоровительная задача: содействие достижению гармоничности в физическом развитии, формированию правильной осанки, подготовки организма к постепенно возрастающим нагрузкам.

Цели: 1. Совершенствовать технику выполнения строевых упражнений.

2. Развитие выносливости и силы. Способствовать воспитанию трудолюбия, чувства товарищества, сознательной дисциплинированности.

Учебные вопросы:

1.Специальные строевые упражнения. Чередование ходьбы и бега.

2. Подвижные эстафеты по выбору детей.

Спортивный инвентарь: скакалки, мячи.

Время: 40 минут.

Дата проведения: 30.11.2016

Время начала урока: 10 ч 30 мин

Место проведения урока: спортивный зал

Подготовительный

( 15 минут)

Вводно-подготовительная часть урока

Построение, приветствие, сообщение задач.

Строевые приёмы (повороты) и задания на месте:

- «Равняйсь!» , «Смирно!», «Вольно!», «Разойдись!», «В одну шеренгу стройся!».

Перестроение с колоны по одному в колону по два, по три.

О.Р.У. в движение шагом :

Упражнения на осанку.

1 упражнение:

И.п. руки на поясе. Ходьба на носках.

2 упражнение:

И.п. руки за голову. Ходьба на пятках.

3 упражнение:

И.п. руки в стороны.

Ходьба на носках.

4 упражнение:

И.п. руки на поясе.

На счёт 1-4 ходьба на носках.

На счёт 5-8 ходьба на пятках.

Упражнения на мышцы рук. Плечевой пояс:

1 упражнение: И.п. руки вниз.

На счёт 1- руки в стороны;

На счёт 2- руки вверх;

На счёт 3- руки в стороны;

На счёт 4- руки вниз.

2 упражнение: И.п. руки вниз

На счёт 1- руки вверх.

На счёт 2- руки вниз.

3 упражнение: И.п. руки к плечам.

На счёт 1,3 - сведение рук вперёд.

На счёт 2,4- отведение рук в стороны.

4 упражнение: И.п. руки к плечам.

Круговые вращения.

На счёт 1-4 вращения вперёд.

На счёт 5-8 вращения назад.

*И.п. руки в стороны.

И.П. Руки в сторны. Круговые вращения прямыми руками.

На счёт 1-4 вращения вперёд.

На счёт 5-8 вращения назад.

*И.п. кисти в «замок».

Круговые вращения и волнообразные

движения влевую и правую сторону.

5 упражнение: И.п. руки перед грудью.

На счёт 1-2 рывки руками перед грудью.

На счёт 3-4 отведение прямых рук назад.

6 упражнение: И.п. руки левая вверх, правая вниз (пальцы рук сжаты в кулак).

Отведение рук назад.

На счёт 1-2 выполнить отведение.

На счёт 3-4 сменить положение и выполнить отведение другой рукой.

Затем, тоже самое - на каждый счёт.

7 упражнение: И. руки в стороны.

Крестные движения руками вперёд (ладони вниз), и отведением рук назад

На счёт 1,3 - движение выполняется вперед.

На счёт 2,4 - движение выполняется в сторону. Затем, тоже самое, с касанием

руками лопаток.

Обратить внимание на внешний вид учащихся, на готовность к уроку. Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок.

Четкость выполнения строевых приемов

Обратить внимание на осанку, точное положение рук.

Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока

Упражнения выполняются в колонне по одному

Все упражнения разминки выполнять по 5-7 повторений.

При выполнении упражнения

следить за осанкой.

Следить за осанкой. Отведение локтей максимально назад. При и.п. руки в сторону – держать руки на уровне плеч. Не опускать

руки вниз. Четко и правильно выполнять команды, под счёт. Не сгибать руки в локтевых суставах.

Следить за осанкой. Не опускать голову вниз, не сутулиться.

При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером

Держать руки на уровне плеч.

Выполнять упражнение динамично.

Отведения выполнять пружинно.

Не сгибать руки в локтевых суставах.

Выполнить упражнение с хорошей

амплитудой. Следить за осанкой.

При выполнении разминки в движении сохранять дистанцию

Формирование интереса

Сознательное отношение и дисциплина при выполнении заданий

Правильное и точное выполнение разминочных упражнений

Следить за осанкой

Умение правильно и точно выполнять физические упражнения для развития мышц

Правильное выполнение задания

Безопасное поведение, соблюдение мер предосторожности во время выполнения упражнений, заданий

Следить за осанкой

Стараться выполнять задания точно и правильно.

Активное участие в диалоге с учителем.

Сознательное выполнение определенных упражнений.

Умение собраться, настроиться на деятельность

Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя

Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма.

Оценивать выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам.

Принимать инструкцию учителя, четко ей следовать.

Осуществлять контроль.

Самоконтроль правильности выполнения упражнений

Умение ориентироваться по действиям партнеров

Весь класс во фронтальном режиме слушает учащихся.

Анализирование своей деятельности.

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Бег в среднем темпе (разминочный бег)

Бег: приставными шагами (левым, правым боком); спиной вперед;

Упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

Основная часть занятия

25 минут.

Чередование различных видов бега и ходьбы.

Повторение техники специальных беговых упражнений и ходьбы:

1. Семенящий бег (спокойно, с максимальной частотой движений).

2. Подскоки вверх на левую, правую ногу.

3. Бег с захлёстом голени назад.

4. Бег с высоким подниманием бедра.

5. Бег с выносом прямых ног вперёд.

6. Ходьба.

7.Ходьба змейкой.

Комплекс восстановительных упражнений на расслабление и восстановление дыхания.

Подвижные эстафеты

«Мяч капитану»

«Передача мяча над головой»

«Караси и щука»

Дистанция, интервал: 2 -3

(беговых) шага.

При поднимании рук вверх – выполнить вдох, при опускании рук вниз – выполнить выдох.

Концентрация внимания.

Выполняется в движение

При выполнении упражнений сохранять дистанцию, интервал.

Четко выполнять правила игры.

Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление дисциплинированности.

Соблюдать безопасный интервал, дистанцию.

Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях

Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам;

Учиться оценивать выполненное двигательное действие.

Умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое

Определить эффективную модель

Умение сосредоточиться для достижения цели

Умение выделять необходимую информацию для достижения поставленных целей (задач).

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Заключительный- рефлексия (5минут)

Комплекс восстановительных упражнений на расслаблени е и восстановление дыхания.

Выполняется в движение шагом

Выполняется в движение шагом. Восстанавливаем пульс, дыхание.

Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Условия, необходимые для достижения поставленной цели

Оценивают свою деятельность.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физической культуры

Кафедра теории физической культуры

Е.Г. Григорьева

Методика проведения

общеразвивающих упражнений

различными способами

Сургут, 2000

Характеристика и методика обучения и проведения комплекса ОРУ:

1. Раздельным способом 5

    используя прием показа 6

    используя прием рассказа 6

    приемом показа с одновременным

рассказом 7

    приемом по разделениям 9

2. В движении 10

3. Поточным способом 12

Приложение № 1 17

Приложение № 2 15

Приложение № 3 18

Литература 19

В государственных программах по гимнастике значительное место отводится привитию студентам профессионально-педагогических умений и навыков проведения ОРУ на уроке гимнастики. Одним из сложных моментов при подготовке урока в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде всего комплексы должны составляться с учетом задач урока, возраста учащихся, части урока для которой они предназначаются. Так, например, комплекс ОРУ для подготовительной части урока в первую очередь должен решать задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитания правильной осанки и овладения школой движения.

ОРУ, используемые в основной части могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибкости). При этом могут быть использованы либо отдельные упражнения, избирательно воздействующие на развитие конкретных качеств и мышечных групп (например, силу мышц брюшного пресса), либо серия упражнений, оказывающих комплексное воздействие на организм.

Совсем другие задачи могут решаться комплексом утренней гимнастики и физкульт. минуток, комплексом для показательных выступлений и физкультурных праздников. Рассмотрим более подробно методику подбора упражнений для комплекса ОРУ в подготовительной части урока по гимнастике. Комплекс ОРУ составляется по анатомическому признаку и включает 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма:

1 – мышц рук и плечевого пояса;

2 - шеи и туловища;

4 – общего воздействия.

Определяя очередность упражнений в комплексе рекомендуется соблюдать следующие правила:

    Сначала должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков;

    Затем простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседания с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем организма;

    В комплексе должны быть упражнения с преимущественной работой различных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу должны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексе может быть одна серия или несколько в зависимости от класса и задач;

    В комплекс включают 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частей тела;

    Комплекс завершается упражнениями преимущественно направленными на улучшение деятельности ССС. Обычно это различные варианты прыжков и бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу на месте, упражнениями на дыхание и ощущение правильной осанки.

Комплекс ОРУ проводится в разомкнутом строю, колоннах и кругу. Существует три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный и проходной.

Раздельный способ

Его сущность заключается в том, что между упражнениями существует пауза, в течение которой преподаватель объясняет очередное упражнение или дает указания по качеству выполнения отдельных действий. Это наиболее доступный способ проведения ОРУ с учащимися младших классов, а также для освоения упражнений комплекса для проведения поточным способом и ритмической гимнастики, и представляющий в связи с этим наибольшие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения. Объяснение упражнений может осуществляться различными способами информирования: только показом, только рассказом, сочетанием одновременного показа и рассказа, по разделениям.

Обучение ОРУ, используя прием показа

Упражнения показывают “зеркально”, стоя лицом к учащимся (“Посмотрите следующее упражнение: исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс”). Показ осуществляется двумя четверками. Затем подается команда “Исходное положение – ПРИНЯТЬ!”. Если все приняли правильное положение, то далее следует команда “Упражнение начи-НАЙ!”. Преподаватель:

    выполняет две четверки с одновременным “зеркальным” показом и подсчетом;

    две четверки сопровождает выполняемое упражнение только с подсчетом и выявлением ошибок;

    четыре четверки дает указания по исправлению допущенных ошибок и для окончания упражнения восьмой четверки подается команда “И – раз, два, три, СТОЙ!”. Для окончания выполнения прыжков и бега на месте подается команда:

“Раз, на месте, шагом, МАРШ!”

Этот способ наиболее доступен учащимся младших классов, когда не знают специальной терминологии и не умеют правильно принимать исходное положение.

Обучение ОРУ, используя прием рассказа

Преподаватель указывает исходное положение и рассказывает, что нужно сделать на каждый счет. Например:

“Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс

“раз” – стойка на носках, руки вверх;

“два” – исходное положение;

“три” – стойка на носках, руки вверх;

“четыре” – исходное положение.

Затем подается команда “Исходное положение – ПРИНЯТЬ!”. Проверяет исполнение и подает следующую команду “Упражнение начи-НАЙ!”. Этот способ с большой эффективностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знания терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение.

Несмотря на ряд положительных сторон, этот способ имеет и недостатки, к основным из которых можно отнести низкую плотность занятий из-за большого количества пауз между упражнениями. Поэтому, если комплекс предварительно разучен или задачей урока является разминка, то наиболее эффективно использование других способов ОРУ.

Обучение ОРУ приемом показа

с одновременным рассказом

Наиболее сложным представляется обучение проведению упражнения способом показа с одновременным рассказом и которая состоит из трех этапов. Методика обучения:

I этап – начальный. Задачи этапа:

    создать предварительное представление о проведении упражнений (проводит преподаватель);

    научить вести подсчет (на четыре счета) в различном темпе, с различной интонацией и силой голоса;

    научить подавать команды для начала упражнения (“Упражнение начи-НАЙ!”), ведение ритмичного подсчета и остановки упражнения (вместо четвертого счета дать команду “СТОЙ!”);

    то же при выполнении упражнений в левую (в правую) сторону (“Упражнение влево начи-НАЙ!”); с левой (правой) ноги (“Упражнение с левой начи-НАЙ!”; “Упражнение с левой руки начи-НАЙ!”);

    научить на фоне ритмического подсчета проговаривать слова, указывающие на качество выполнения упражнения: например,

глубже присед 3, 4

руки прямые 3, 4

1, 2, смотреть прямо

II этап – формирование умений и навыков проведения упражнений поэтапно (раздельно) на заданном примере. Задачи этапа:

    записать упражнение по терминологии:

например: I. И.П. – О.С., руки на пояс

1 – присед, руки вперед;

3 – наклон назад, руки вверх;

    научить словесному объяснению содержания заданного упражнения

(“исходное положение – основная стойка, руки на пояс;

“раз” – присед, руки вперед;

“два” – исходное положение;

“три” – наклон назад, руки вверх;

“четыре” – исходное положение”);

    научить выполнять практическое действие в следующей последовательности:

    объяснение упражнения с одновременным показом;

    подача команды для принятия исходного положения;

    подача команды для начала упражнения;

    выполнение упражнения вместе с группой (две четверки);

    осуществление ритмического подсчета без выполнения упражнения (последующие шесть четверок);

    команда для завершения упражнения.

    прослушать и записать указания преподавателя, направленные на качественное выполнение упражнения:

глубже присед 3, 4

1, 2, руки прямые

энергичнее наклонитесь назад 4

    самостоятельно провести упражнение по схеме 2 – 2 – 4 на самом себе, в парах, учебных отделениях. Это означает:

    две четверки – выполнить упражнение с одновременным его “зеркальным” показом и подсчетом;

    две четверки – сопроводить выполняемое упражнение только подсчетом и выявить допускаемые ошибки;

    четыре четверки – дать указание по исправлению допущенных в упражнении ошибок;

    дать команду для завершения упражнения.

    оценить выполняемые действия практиканта.

III этап – самостоятельное составление упражнения (на четыре счета) и его проведение на самом себе, в парах, на отделении и на группе. Задачи этапа:

    составить и записать с графическим изображением упражнение;

    запомнить и проговорить составленное упражнение;

    записать указания, направленные на устранение возможных ошибок;

    провести упражнение по схеме 2 – 2 – 4 на оценку преподавателя.

Обучение ОРУ приемом по разделениям

Преподаватель подает команду “Исходное положение - ПРИНЯТЬ!” (показывает или называет его), вместе выполняет движения на каждый счет. Например:

    “Упор присев – ДЕЛАЙ РАЗ!”, проверяет и требует пра-10

    вильное исполнение;

    “Упор лежа – ДЕЛАЙ ДВА!”;

    “Согнуть руки – ДЕЛАЙ ТРИ!” и т.д.

После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: “В целом упражнение начи-НАЙ!”.

Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повышает плотность занятия, т.к. учащиеся не просто смотрят или слушают преподавателя, а сразу вместе с ним начинают выполнять упражнения. Этот способ наиболее эффективен в младших классах, а также при освоении новых упражнений, рассчитанных на 4-8 счета. При таком способе обучения поддерживается высокая моторная плотность.

Обучение ОРУ в движении

Этот способ отличается тем, что упражнения выполняются без остановки в движении на одной из сторон зала, по диагонали и т.д. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных

игр и легкой атлетики). При проведении упражнений этим способом следует набрать необходимую дистанцию.

Создавать представление об упражнениях в этом случае можно показом, рассказом или сочетанием показа с рассказом. Показывая упражнение преподаватель должен двигаться навстречу группе так, чтобы его видели все занимающиеся. Команда для принятия исходного положения должна подаваться точно и кратко, например: “Руки за голову - СТАВЬ!”. Команда для начала выполнения упражнения что и в раздельном способе (“Упражнение начи-НАЙ!”). Команда для прекращения выполнения упражнения подается под левую ногу в последней четверке (“Раз, два, закончить упражнение. Руки вниз – СТАВЬ! Обычным шагом – МАРШ!”). При проведении упражнения в движении преподаватель должен уметь оказывать помощь занимающимся подсчетом, подсказом, зеркальным показом. Применение подсчета помогает занимающимся усвоить предлагаемый темп и ритм выполнения упражнения. В зеркальном показе преподаватель демонстрирует образцовое выполнение упражнения. Подсказом - напоминает последовательность двигательных действий и указывает отдельным занимающимся на допущенные ошибки. Разновидностью проведения ОРУ в движении является проходной способ. В этом случае идет перемещение учащихся через центр зала в колонну по три, по диагонали и т.д. (см. приложение № 3). Следует знать следующие требования :

    Комплекс выполняется по заранее отработанному конкретного взятому перестроению (в колонну по два, по три и т.д. с последующим поворотом в движении);

    Упражнение выполняется в чередовании с ходьбой (на счет 1-4 – три шага вперед, 5-8 – выполнение упражнения);

    Каждая последующая двойка, тройка, четверка вступает на 5, 9 счет (если много учащихся, то на 5 счет и сначала упражнение, потом движение вперед);

    Комплекс заканчивается прыжками и обязательным перестроением.

Комплекс выполняется при поочередном передвижении шеренг в две, четыре, шесть человек и более в каждой. Например, учащиеся размещены в колонну по два за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. На счет 1-3 – начиная с левой три шага вперед;

4 – приставить правую;

5 - присед, руки вперед;

6 – исходное положение;

7 – присед, руки в стороны;

8 – исходное положение.

Учитель, продвигаясь вперед спиной или боком к классу, показывает это упражнение и по его команде занимающиеся в 1-ой шеренге начинают выполнять его. Во время выполнения 1-ой шеренгой в первый раз 2-ая шеренга занимает И.П. с начала выполнения упражнения 1-ой шеренгой во второй раз заступает 2-ая шеренга и т.д.

Таким образом каждая шеренга повторяет упражнение до тех пор, пока не пройдет весь обозначенный участок зала. После этого выполняется поворот в движении налево (направо) или противоходом налево (направо), в обход в колонну по одному и учащиеся бегом возвращаются в И.П. Следующим проходом они выполняют новое упражнение.

Команда для начала комплекса первой шеренге: “Упражнение начи-НАЙ!”. После выполнения комплекса первой шеренгой подается команда: “Направляющий на месте!” и идет маршировка группы на месте до окончания выполнения комплекса последней шеренгой и следует команда: “Стой, раз, два. Напра – ВО!”, “Налево в обход в колонну по одному шагом МАРШ!” или можно дать команду для обратного перестроения разведением и слиянием (см. приложения № 3).

Такой способ позволяет включать в занятия не только типичные ОРУ, но и различные танцевальные движения и прыжки с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесие, кувырки, перевороты). Он очень эмоционален, т.к. проводится под музыкальное сопровождение, требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэтому, прежде чем проводить ОРУ этим способом, учащиеся должны владеть на высоком уровне раздельным способом.

Поточный способ

Этот способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность ЦНС и внимание учащихся, что требует соответствующей подготовки. Поэтому поточный способ рекомендуется учащимся более старшего возраста (VIII – XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:

    Упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены раздельным способом;

    Переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;

    Комплекс составляется по анатомическому признаку

    Для рук и плечевого пояса;

    Для мышц шеи и туловища;

  1. Для общего воздействия;

ОРУ поточным способом проводится двумя приемами: по показу и по рассказу.

Первое упражнение начинается после показа и команды “Упражнение начи-НАЙ!”. Показ осуществляется со счетом двух “четверок” или счетом до восьми. Для перехода к следующему упражнению подается команда “Последний, два, три, можно!”, если по “восьмеркам”, то “Последний, шесть, семь, МОЖНО!”. Если это повороты, то команда “Последний, шесть, влево (вправо), МОЖНО!”, если это наклоны, то команда “Последний, шесть, к левой (правой), МОЖНО!”.

Предварительная – “последний”, исполнительная – “можно”. Например,

Схема проведения ОРУ по показу.

Выполнение

Выполнение 1упр

Выполнение 1упр

Посмотрите 5

Следующее 6

Новое упражнение

Новое упражнение

Выполнение 1 упр

Последний 5

Очередное упражнение следует показывать в ритме выполняемого. При этом каждое информационное слово должно соответствовать счету. Например, при счете 1, 2, 3, 4

Затем идет показ.

Схема проведения ОРУ по рассказу.

Выполнение

Выполнение

Следующее 1

Упражнение 2

Движения 3

В стороны 6

Исходное 8

Последний 5

Обучение проведению упражнений поточным способом слагается из 3 этапов:

I этап – начальный.

Задачи этапа:

    Создать предварительное представление о выполнении 2-3 упражнений (проводит преподаватель).

    Научить составлять ритмичную фразу о содержании очередного упражнения. Например,

    Научить на фоне ритмичного подсчета проговаривать содержание следующего упражнения. Например,

    То же, но с подсчетом и подачей команды для выполнения очередного упражнения. Например,

    Самостоятельно провести упражнение, предложенное преподавателем по схеме – 8-8-8-8, означает:

    8 счетов – занимающийся выполняет заданное упражнение;

    8 счетов – объясняет очередное упражнение на фоне выполняемого;

    8 счетов – занимающиеся продолжают выполнять упражнения;

    8 счетов – подается команда (на 2 четверку) для перехода к следующему упражнению.

II этап – формирование умений и навыков проведения упражнений на строго обусловленном (заданном) примере. Задачи этапа:

    Научить проводить (на самом себе) 2 предварительно записанных упражнения. Например,

    Научить “зеркально” выполнять упражнения, при этом акцентировать внимание занимающихся на своих действиях (например, “Посмотрите как я выполняю”)

    Научить оказывать помощь занимающимся подсказом. Например,

Указания

В стороны

Наклонять

Туловище

Наклонять

    Преподавателю оценивать:

    Умение оказывать помощь занимающимся “зеркальным” показом, подсказом;

    Проведение упражнения в целом.

III этап – самостоятельное составление упражнений (не менее трех) и их проведение на самом себе, в парах, на отделении и на группе.

Задачи этапа:

    Составить и записать упражнение по терминологии

    Запомнить и проговорить составленные упражнения

    Записать к каждому упражнению указания, направленные на устранение возможных ошибок

    Выполнить упражнение по схеме 8-8-8-8 на оценку

    Комплекс заканчивать прыжками с переходом на ходьбу

Приложения.

Приложение 1.

Примерный комплекс ОРУ (раздельный способ)

Графическое изображение

Дози-ровка

Организационно-методические приемы

И.П. – О.С.

1 – руки вперед

2 – руки вверх

3 – руки в стороны

4 – исходное положение

И.П. – принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Руки прямые

Смотреть прямо

И 1, 2, 3, стой!

И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон влево

3 – наклон вправо

И.П. – принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Ноги прямые

Наклон глубже

И 1, 2, 3, стой!

И.П. – узкая стойка

1 – прыжком стойка ноги врозь, руки вверх, хлопок над головой

3, 4 – то же

И.П. – принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Прыжок выше

И раз, на месте, шагом, марш! Левой, левой, стой, раз, два!

Приложение 2 (поточный способ по показу).

Посмотрите

Последний

Следующее

По рассказу

И.П. – О.С.

Следующее

Последний

Упражнение

Движение

В стороны

Исходное

И.П. – стойка ноги врозь, руки к плечам

Следующее

Последний

Упражнение

В стороны

И.П. – узкая стойка, руки на пояс

ОРУ в движении.

1. И. п. Основная стойка, руки вверх, ладони вперед. Счет:

1-шаг левой ногой, руки с напряжением опустить, в конце движе­ния кисти сжать в кулак;

2-шаг правой, руки мягко поднять вверх.

2. И. п. Основная стойка. Счет:

1- шаг левой ногой, правую руку вперед; 2-шаг правой, левую руку вперед;

    Шаг левой, руки с силой согнуть в локтях;

    Шаг правой, руки вниз.

3. И. п. Основная стойка. Счет:

1 - шаг левой ногой, правую руку в сторону; 2-шаг правой, левую руку в сторону;

    Шаг левой, руки с силой согнуть к плечам;

    Шаг правой, руки вниз.

4. И. п. Основная стойка, левая рука на поясе. Счет:

1- шаг левой ногой, правую руку вперед;

2- шаг правой, дугой книзу, правую руку вверх;

    Шаг левой, наклон вперед, правой рукой коснуться левого носка;

    То же, начиная движение с правой ноги.

5. И. п. Основная стойка, руки перед грудью. Счет:

1- шаг левой ногой, поворот туловища налево;

2- шаг правой, обратным движением вернуться в и. п. и поворот туловища направо;

3 - шаг левой, наклон вперед, правой рукой коснуться левого носка, ле­вую руку в сторону - назад;

4 - то же, начиная движение с правой ноги и поворачивая туловище в левую сторону.

6. И. п. Счет:

1 - с шагом левой ноги полуприсед, дугами вперед слева руки вниз - назад, левой рукой коснуться правой пятки, правой - левого носка и вернуться в исходное положение;

2-е шагом правой присед, дугами вперед справа руки вниз - назад, правой рукой коснуться левой пятки, левой - правого носка

7. И. п. Основная стойка, руки вверх. Счет:

    Шаг левой ногой, руки назад;

    Шаг правой, дугами вперед руки вверх;

    Выпад левой вперед, руки в стороны;

    Пружинящее сгибание левой ноги

8. И. п. Основная стойка, руки вверх. Счет:

1-4 - четыре шага вперед, постепенно переходя в присед, дугами наружу руки вниз;

5-8 - четыре шага вперед, постепенно переходя на выпрямленные ноги, дугами наружу руки вверх.

ОРУ в движении.

1. И. п. Основная стойка. Счет:

    Шаг левой ногой, дугами наружу руки вверх, хлопок над головой;

    Шаг правой, дугами наружу руки вниз, хлопок за спиной.

2. И. п. Основная стойка, руки вверх. Счет:

    Шаг левой ногой, руки вниз;

    Шаг правой, руки скрестно перед грудью;

    Шаг левой, руки в стороны;

    Шаг правой, руки вверх.

3. И. п. Счет:

    Шаг левой ногой, наклон влево, правую руку вверх, левую за спину;

    Шаг правой, выпрямиться и наклон вправо, левую руку вверх, правую за спину;

4. И. п. Основная стойка. Счет:

1- выпад левой ногой вперед, дугами вперед руки вверх;

2- вставая на левой ноге и приставляя правую ногу, наклон вперед согнувшись, руками коснуться земли;

    Выпрямляясь, выпад правой ногой вперед, дугами вперед руки вверх;

    Вставая на правой ноге и приставляя левую ногу, наклон вперед со­ гнувшись, руками коснуться земли.

5. И. п. Основная стойка. Счет:

1-е выпадом левой ногой вперед и поворотом направо наклон вперед - вправо, руками коснуться правого носка и, вставая на левую, вы­прямиться и с поворотом налево руки вверх;

2-е выпадом правой ногой вперед и поворотом налево наклон впе­ред

Влево, руками коснуться левого носка;

6. И. п. Основная стойка Счет:

1-3 - два шага вперед, на 3-й счет взмах левой ногой и правой ру­кой вперед, левой рукой назад;

4 - то же, начиная с правой ноги.

7. И. п. Основная стойка. Счет:

    Шаг левой ногой, правая сзади на носке, руки вперед-вверх;

    Приставляя правую, полуприсед, полунаклон вперед, руки назад;

    Шаг правой ногой, левая сзади на носке, руки вперед -кверху;

    Приставляя левую ногу, полуприсед, полунаклон вперед, руки назад.

ОРУ в парах.

1. И. п. Стойка ноги врозь, лицом друг к другу на расстоянии шага. Руки на плечах друг друга.

Счет:

1 - наклон головы вправо;

2-наклон головы влево;

    Наклон головы вперед,

    Наклон головы назад.

2. И. п. Стойка, ноги врозь, руки в стороны, взявшись кистями. Выполнение: поочередное поднимание и опускание рук через стороны.

3. И. п. То же. Счет:

    Наклон туловища влево;

    Наклон туловища вправо.

4. И. п. Стать лицом друг к другу на расстоянии двух шагов в стойке ноги врозь и, наклонившись вперед, положить выпрямленные руки на плечи партнеру.

Выполнение: взаимно нажимая на плечи, пружинящие наклоны вперед.

    И. п. Оба партнера стоят затылками друг к другу в стойке ноги врозь на расстоянии шага Первый, наклоняясь назад, обхватывает руками грудь так же наклоняющегося назад второго.

    И. п. Первый стоит левым боком ко второму, руки на пояс, подняв одну ногу вперед. Второй в стойке ноги врозь, положив правую руку на правое плечо партнера, левой рукой подхватывает его поднятую ногу (за голеностоп).

Выполнение: второй, мягко нажимая, пружинящими движениями поднимает ногу партнера вверх.

7. И. п. Стать спиной вплотную друг к другу, зацепившись согнутыми в локтях руками.

Выполнение: опираясь спиной о спину партнера, одновременно присесть и встать.

8. И. п. Стать лицом друг к другу и взяться за поднятые вперед руки. Выполнение: одновременное приседание на правой (левой) ноге,

левую (правую) ногу вперед.

9. И. п. Стать рядом ноги врозь, лицом в противоположные стороны, взявшись левыми руками.

Выполнение: перетягивать партнера за черту.

10. И. п . Стать лицом друг к другу в выпаде левой (правой) ногой вперед, положив руки на плечи партнеру.

Выполнение: упираясь ногами и с силой нажимая на плечи, стараться сдвинуть партнера с места.

ОРУ в парах.

1. И. п. Стать в затылок друг друга на расстоянии полшага в стойку ноги врозь: первый - руки на пояс, второй - руки первому на плечи.

Выполнение: первый, преодолевая сопротивление второго, поднимает плечи (плечевые суставы) вверх, после чего под нажимом рук второго опускает их в и. п.

2. И. п. Стать лицом друг к другу на расстоянии полушага. Первый- руки в стороны. Второй в стойке ноги врозь, одна нога впереди, кладет руки на предплечья второго.

Выполнение: взаимно сопротивляясь, опускать руки вниз и возвращаться в и. п.

3. И. п. То же, но первой держит выпрямленные руки вверх, а второй берется (ладонями, повернутыми наружу) за его предплечья.

Выполнение: второй, нажимая на руки первого, опускает их через стороны вниз. Затем первый, преодолевая сопротивление, поднимает руки вверх.

4. И. п . Первый в выпаде правой ногой вперед, второй лицом к первому в наклоне вперед, опирается правым плечом на бедро стоящей впереди ноги первого и поднимает руки назад. Первый захватывает руки партнера у лучезапястных суставов.

Выполнение: первый плавными, пружинящими движениями отводит руки второго назад.

5. И. п . Первый в упоре, стоя на коленях, наклон вперед, руки вверх, ладони на полу. Второй со стороны головы партнера в стойке ноги врозь кладет руки ему на лопатки

Выполнение: второй пружинящими движениями нажимает на спину партнера.

6. И. п. Стать друг против друга на левое колено (касаясь правыми коленями), поставив локти правых соединенных кистями рук на выставленные вперед бедра.

Выполнение: оказывая взаимное сопротивление, не отрывая локтей от коленей, опустить в сторону предплечье партнера.

    И. п . То же в положении лежа на животе головой друг к другу.

    И. п. Сесть, согнув ноги, лицом друг к другу, соприкасаясь носками стоящих на земле ступней, и взяться поднятыми вперед руками.

Выполнение: первый, наклоняясь назад, с силой тянет второго к себе. Второй, оказывая сопротивление, приподнимается.

9. И. п. Сесть лицом друг к другу, ноги прямые, ступни взаимно зажаты между ступнями партнера, руки вверх (на поясе, к плечам, за голову, в сторону и т. д.).

Выполнение: одновременный наклон назад до касания спиной площадки (пола) и возвращение в и. п

10. И. п. Партнеры стоят ноги врозь, лицом друг к другу, взявшись левыми руками.

Выполнение: первый наклоняется назад и, поворачивая туловище направо, старается коснуться правой рукой своей левой пятки.

11. И. п . Стать рядом вплотную лицом в одну сторону, соединив ближние друг к другу руки внизу, а дальние - над головой.

Выполнение: одновременно выпад наружу, наклоняя туловище внутрь.

12. И. п . Стать боком друг к другу, соединив в локтевых суставах ближние к партнеру руки, а свои кисти - в замок.

ОРУ в группе на месте.

1. И. п . Стать вплотную в колонну по одному, взявшись снизу за локоть впередистоящего.

Выполнение:

а) одновременно выпрямлять руки вперед;

б) попеременно и одновременно отводить локти до отказа назад;

в) одновременно поднимать и опускать локти в стороны.

2. И. п. Стать в шеренгу на интервал в полшага, взявшись руками. Выполнение: наклон вперед, прогнувшись, руки вверх наружу;

выпрямиться, соединенные руки опустить вниз.

3. И. п. То же.

Выполнение: наклон вперед до касания руками земли, выпрямиться, руки вниз.

4. И. п . То же.

Выполнение: наклон вперед, руки до отказа, выпрямиться, руки вниз.

5. И. п. Стать в шеренгу или в круг на интервал в два шага и взяться вытянутыми в стороны руками.

Выполнение: равновесие на левой (правой) ноге.

6. И. п . Стать в одну шеренгу (в круг) на интервал полшага, руки соединить внизу

Выполнение: отставляя левую (правую) ногу назад на носок, дугами вперед руки вверх - наружу, наклон назад Возвратиться в и. п.

7. И. п. Сесть в одну шеренгу или в круг, взявшись за руки или под руки, положив руки на плечи или за голову сидящему рядом.

Выполнение:

а) наклон, прогнувшись назад под углом 45°, и возвращение в и. п.;

б) подтянуть согнутые ноги и выпрямить,

в) поднимать одну и опускать другую ногу попеременно;

г) лечь на спину и сесть.

8. И. п. Стать в шеренгу или в круг на интервал в один шаг, соединенные руки поднять вперед.

Выполнение: поднять левую (правую) ногу вперед, руки отвести назад, опуская ногу, руки вперед.

9. И. п. Стать в шеренгу или в круг, положив руки на плечи рядом стоящим.

Выполнение: присед, присед на носках, присед ноги врозь.

10. И. п. Стать в шеренгу или в круг, взявшись за руки, или под руки, или за пояс, или положить руки на плечи.

Выполнение: выпад левой (правой) ногой вперед, назад, вперед -внутрь или назад - внутрь, возвращаясь в и. п.

11. И. п. Тоже.

Выполнение: последовательно приседать и вставать («волна»).

ОРУ в группе в движении.

    И. п. Ходьба в колонне по одному, положив руки на плечи впередистоящему.

    И. п. Ходьба в полуприседе, положив руки на плечи или пояс передистоящему.

    И. п. Ходьба в приседе.

    И. п. Ходьба выпадами, положив руки на плечи или пояс впередистоящему.

    И. п . Бег в колонне по одному, положив руки на плечи или взявшись левой рукой за правую руку впередистоящего.

    И. п . В колонне по одному, положив руки на плечи впередистоящему; прыжки ноги вместе, ноги врозь; чередуя прыжки ноги скрестно, ноги врозь.

    И. п. То же, прыжки в полуприседе и приседе.

ОРУ на месте.

1. И . п. Основная стойка. Счет:

1- правую руку вперед; 2-левую руку вперед;

    Правую руку в сторону;

    Левую руку в сторону;

5-правую руку вверх; 6-левую руку вверх;

    Дугой наружу правую руку вниз;

    Дугой наружу левую руку вниз.

2. И. п. Основная стойка, руки в стороны. Счет:

1- руки с силой согнуть к плечам;

2-руки в стороны и дугами книзу вверх;

    Дугами наружу скрестить руки перед грудью;

    Дугами книзу руки в стороны.

3. И. п. Основная стойка, руки назад. Счет:

    Наклон, прогнувшись вперед, руки вверх;

    Сохраняя наклон, руки назад;

    Сохраняя наклон, руки вверх;

    Выпрямиться, руки назад.

4. И. п. Основная стойка, руки вверх. Счет:

1-2 - равновесие на левой ноге, руки в стороны;

    Упор присев;

    Встать, дугами вперед руки вверх. То же равновесие на правой ноге.

5. И. п. Основная стойка. Счет:

1 - дугами вперед руки в стороны, наклон назад;

2- выпрямиться и наклон вперед, руками коснуться пола;

    Выпрямиться, дугами вперед руки вверх, левую ногу назад;

    Дугами наружу руки вниз, приставить ногу.

То же, на 3, 4-й счеты - движения правой ногой.

6. И. п. Основная стойка. Счет:

1 - выпад левой вперед, руки вверх, наклон назад;

2-е поворотом направо наклон вперед, руками коснуться земли;

    С поворотом налево принять положение 1-го счета;

    Толчком приставить левую ногу, руки вниз. То же, но с другой ноги.

7. И. п. Основная стойка. Счет:

1- выпад правой ногой в сторону, руки в стороны;

2- приставить правую, наклон вперед, руками коснуться пола;

    Выпрямиться, полуприсед на левой ноге, правую назад на носок, дугами вперед руки вверх;

8. И. п. Основная стойка, руки вверх. Счет:

1- круги руками влево;

2- выпад левой в сторону, наклон вправо, руки за голову;

    Приставить левую, разгибая руки вверх, круги руками вправо;

    Выпад вправо, наклон влево, руки за голову.

ОРУ на месте (на полу, матах).

1. Из исходного положения:

    смена положений рук из-за головы - вверх и обратно к плечам;

    движение плечами назад - вверх со сведением лопаток;

    подъем грудной клетки на глубоком вдохе со сведением лопаток за счет отведения рук назад;

    наклон туловища вперед, затем подъем и резкое разгибание назад.

    сидя с прямой спиной, повороты туловища, держа руки в стороны или поднимая руки из-за головы вверх.

2. Сидя, упор руками сзади:

    подъем обеих ног (вместе или поочередно);

    круговые движения;

    движение «ножниц»;

    сведение и разведение;

    сгибание и разгибание.

3. Сидя, достать руками носки прямых ног:

    ноги вместе;

    ноги врозь.

    Лежа на спине, руки в стороны, подъем прямых или полусогнутых ног до касания коленями подбородка.

    Лежа на спине, перейти в положение «мост». Выполнить несколько раз подряд по сигналу учителя.

    Лежа на животе, руки за голову, прогнуться.

    В упоре лежа сгибание и разгибание рук.

ОРУ с гимнастической скамейкой.

    Наклоны к колену ноги, поставленной на скамейку.

    Наклоны туловища в сторону скамейки в положении стоя боком к скамейке с поставленной на нее ногой, отведенной в сторону.

    Повороты туловища в положении сидя верхом на скамейке.

    Наклон вперед к прямым ногам из положения сидя поперек скамейки.

    Сидя спиной к скамейке, руки поставить на ее край. Прогибаться, выпрямляя тело и опираясь руками о скамейку.

    Сидя поперек скамейки, лечь назад и вернуться в исходное положение с последующим наклоном вперед. Руки за головой, ступни ног фиксируются партнером.

    Лежа лицом к скамейке и опираясь о нее согнутыми руками, выпрямлять и сгибать руки.

    Ученики садятся верхом на скамейку друг за другом и передают мяч над головой вперед-назад или же с помощью поворота сбоку своему партнеру. Ученик, получивший мяч последним, встает и занимает место, освободившееся в результате передвижения всех учеников на скамейке назад.

ОРУ у гимнастической стенки.

    Встать спиной вплотную к гимнастической стенке, руки ладонями вверх на уровне головы. После хвата за рейку снизу прогибаться вперед с выпрямлением рук.

    Встать боком к гимнастической стенке, ближняя рука хватом снизу на уровне пояса, дальняя - хватом сверху над головой. Выпрямлять руки, прогибаясь в боковой плоскости.

    Встать на нижней рейке лицом к стенке и, держась руками на уровне пояса, опускать таз назад - вниз, сгибаясь в тазобедренном суставе, сохраняя ноги и руки прямыми.

    Наклоны вперед к ноге (левой и правой) в положении стоя лицом к гимнастической стенке, зацепившись носками ноги за рейку на уровне таза.

    Поставив ноги на рейку на уровне пояса, посылать таз вперед в положении выпада.

    Стоя спиной к стенке с наклоном вперед, взяться руками на уровне коленей за рейку и пружинисто нагибаться к коленям. Ноги не сгибать.

    Стоя на расстоянии шага от стенки, руки вверх, прогнуться назад и, перебирая руками рейки, перейти в положение «мост», а затем вернуться в исходное положение.

    Стоя вплотную спиной к стене, прямыми руками хват над головой, мах ногой вверх, стремясь достать стопой место хвата. При махе носок сгибать на «себя».

9 . Вис спиной к стенке: поднять согнутые ноги к груди, или полусогнутые к месту хвата, или прямые до уровня пояса.

10 . Упражнения для улучшения осанки:

    вис спиной к стенке;

    свободная стойка спиной к стенке, переход в положение стойки, когда пятки, таз, спина и голова касаются стенки;

    приседания и вставания, касаясь стенки спиной и затылком.

ОРУ с малыми мячами.

1. И. п. Мяч в правой руке.

    Бросить мяч вверх, подняться на носки.

    Поймать левой рукой, стать на всю ступню.

    Бросить мяч левой рукой, подняться на носки.

    Поймать правой рукой. (Повторить 4-5 раз.)

2. И. п. Мяч в правой руке.

    Бросить мяч вверх.

    Хлопок впереди.

    Хлопок сзади.

    Поймать мяч правой рукой. То же левой рукой. (Повторить 3-4 раза.)

3. И. п. Мяч в правой руке.

    Бросить мяч вверх, поднять правую ногу вперед.

    Хлопок в ладони под ногой.

    Поймать мяч правой рукой.

То же левой ногой. (Повторить 3-4 раза.)

4. И. п. Мяч в правой руке.

    Выпад вправо, руки вверх, передать мяч в левую руку.

    Приставить ногу, руки вниз.

    Выпад влево, руки вверх, передать мяч в правую руку.

    И.п. (Повторить 3-4 раза.)

5. И. п. Мяч в правой руке.

    Бросить мяч о пол сзади с поворотом туловища вправо.

    Поймать мяч после отскока левой рукой с поворотом туловища влево. То же левой рукой с поворотом туловища влево (вправо).

6. И. п. Мяч в правой руке.

Прыжки на двух ногах, поворот вправо на 180°, на каждый прыжок мяч отбивать о пол.

То же, поворот влево.

7. И. п. Мяч в правой руке.

Медленная ходьба, броски мяча вверх - ловля, броски о пол - ловля.

ОРУ с гимнастической палкой.

1. И. п. Палка внизу.

    Палку вперед.

    Палку вверх.

    Палку вниз - сзади.

2. И. п. Палка внизу хватом снизу.

1-2) Поднимая руки, вкручивание правой рукой, палку через голову вниз - назад.

3-4) Выкручивание правой рукой, и. п. То же левой рукой.

3. И. п. Палка внизу.

1-3) Наклон вперед, равновесие на правой ноге, палку вверх.

То же на левой ноге.

4. И. п. Палка вертикально на полу, спереди хватом правой рукой.

    Присесть, отпустить палку, руки на пояс.

    Вставая, поймать палку до ее падения, и. п.

5. И. п. Палка на лопатках. 1) Правую ногу на носок.

2-3) Пружинящие наклоны вправо.

То же влево.

6. И. п . Ноги врозь, палка вверху.

1-3) Наклон назад, палку в одну руку, свободным концом коснуться пола.

5-7) Пружинящие наклоны вперед до касания пола палкой.

7. И. п. Палка внизу.

    Выпад левой ногой в сторону, палку за голову вправо и поворот головы направо.

    Мах левой ногой в сторону, палку над головой.

То же в другую сторону.

8. И. п. Стоя на коленях, палка за головой. 1-2) Наклоны назад, палку вверх.

То же с поворотом.

9. И. п. Упор присев на правой ноге, левая назад, палка на полу между ног.

1-4) Смена ног одновременно: левую вперед, правую назад, правую вперед, левую назад.

10. И. п. Упор присев, палка сзади на полу. 1-2) Толчком ног упор лежа.

11. И. п. Палка сзади, хватом снизу.

    Бросить палку вверх.

    Поймать палку хватом сверху.

    Бросить палку вверх (невысоко).

    Поймать палку хватом снизу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ 1

1. И. п. Основная стойка.

Задание. В ходьбе - хлопки руками спереди и сзади на каждый шаг с продвижением на отрезках прямой.

    То же, но сочетая движения рук в стороны с хлопком под согну­тым коленом правой и левой ноги.

    То же, но сочетая движения рук в стороны с хлопком под прямой ногой с оттянутым носком.

1. И. п. Основная стойка.

Задание. В ходьбе на каждый шаг симметричные движения рука­ми: вперед, в стороны, вверх и вниз - назад.

    То же, но движения руками в стороны, вверх, вперед и вниз - назад.

    То же, но движения руками вверх, в стороны, вперед и вниз - назад.

1. И. п. Основная стойка.

Задание. В ходьбе на каждый шаг движения руками: вперед, в сто­роны, вперед, вниз - назад.

    То же, но движения руками вперед, перед грудью, вперед, вниз - назад.

    То же, но движения руками вперед, в стороны, вверх, вниз - назад.

1. И. п. Основная стойка.

Задание. Одновременная постановка рук на 8 счетов на пояс, к плечам, вверх, два хлопка вверху с последующим возвращением рук об­ратно вниз.

2. То же, но движения руками выполняются во время ходьбы на месте, начиная с левой ноги.

3. То же, но движения руками выполняются во время прыжков на двух ногах

1. И. п. Основная стойка.

Задание. С правой руки на 16 счетов последовательно поднимать руки на пояс, к плечам, вверх, два хлопка вверху с последующим возвра­щением обратно с двумя хлопками о бедра.

    То же, по все движения выполняются в ходьбе на месте, начиная с левой ноги и правой руки.

    То же, но все движения выполняются во время прыжков на двух ногах на месте.

1. И. п. Стойка, малый мяч в руках.

Задание. Подбрасывать малый мяч вверх из-под левой или правой ноги одной рукой и ловить его другой.

    То же, но подбрасывать мяч из-за спины одной рукой, а спереди ловить другой.

    То же из-за спины, но двумя руками через голову.

1. И. п. Стойка ноги врозь, руки в стороны, малый мяч в левой руке. Задание. Темповая переброска правой рукой мяча из-за спины в

левую, а левой спереди в правую руку.

    То же, но левой рукой из-за спины в правую, а правой спереди в левую руку.

    То же, но чередовать броски из-за спины то правой, то левой рукой.

1. И. п . Стойка ноги врозь, малый мяч в руках.

Задание. Подбросить малый мяч вверх, присесть, коснуться рукой пола, встать с поворотом на 180° и поймать мяч.

    То же, но коснуться пола двумя руками.

    То же, но подбросив теннисный мяч вверх, поочередно коснуться руками плеча, пояса, пола.

1. И. п. Стойка ноги врозь, руки с малыми мячами впереди. Задание. Одновременно выпускать теннисные мячи из рук с после­ дующей ловлей их хватом сверху.

    То же, но выпускать поочередно теннисные мячи из рук.

    То же, но перебрасывать мячи из одной руки в другую, одновре­менно верхом и низом.

1. И. п. Партнеры стоят в шаге, лицом друг другу на расстоянии 15-20 м.

Задание. Точное метание с места малого мяча партнеру в руки из-за головы и ловля его другим партнером двумя руками.

    То же, но метание с трех шагов разбега из-за головы, расстояние 20-25 м.

    То же, но метание с пяти шагов разбега в баскетбольный щит на дальность отскока с последующей ловлей вторым партнером.

1. И. п. Партнеры стоят спиной друг к другу на расстоянии полу­ шага, один из них держит баскетбольный мяч.

Задание. Передача мяча между партнерами с поворотом туловища направо и налево.

    То же, но передача мяча с вращением вокруг себя справа и слева.

    То же, но чередуя передачу мяча с вращением вокруг себя и «восьмеркой» вокруг ног.

1. И. п. Первый партнер приготовился бросить баскетбольный мяч в кольцо одной рукой от плеча с ближней точки в пределах штрафной площадки, второй ловит мяч с последующей сменой мест между партне­рами.

Задание. Поочередные броски по кольцу с ближних точек в преде­лах штрафной площадки.

    То же, но с линии штрафной площадки.

    То же, но с любой точки за линией штрафной площадки.

1. И. п. Партнеры стоят спиной друг к другу, один из них держит мяч. Задание. Передача и прием мяча сверху и снизу с наклоном вперед

и выпрямлением.

    То же, но чередуя передачу мяча сверху и снизу между ногами с правой и левой стороны.

    То же, но чередуя передачу мяча вокруг себя и сверху и снизу между ногами.

1. И. п. Партнеры сидят друг к другу спиной на расстоянии 0,5 м, один из них держит мяч.

Задание. Передача мяча справа налево и наоборот.

    То же, но чередуя передачу мяча верхом и справа налево.

    То же, но чередуя вращение мяча вокруг себя с передачей его верхом и справа налево.

1. И. п. Партнеры стоят на коленях лицом друг к другу на расстоя­нии 1-1,5 м, один из них держит баскетбольный мяч.