Набор массы

Занятие как рубашка в поле выросла. Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Как рубашка в поле выросла

Конспект по познавательному развитию
«Как рубашка в поле выросла.»

Программные задачи::
1 . Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна, технологией изготовления крестьянами одежды.
2. Закреплять знания об орудиях труда, их значение, умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее.
3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.
4. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
5. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.

Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций «Как выращивали лён» , «Цветущий лён» , «Как наши предки шили одежду» . Рассматривание семян льна; рассматривание иллюстраций «Русский национальный костюм» . Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» ; «Как Мите сшили сюртук» . Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» . Рассказывание русских народных сказок «Мудрая дева» , «Хаврошечка» . Слушание русской народной песни «Ой ты, прялица». Разучивание русской народной песни «Вот те гребень» . Разучивание русской народной игры «Прялица» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Как Мите сшили сюртук» . Беседа по содержанию русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Материал. Рубаха, штаны, сарафан, фартук, поясок, прялка, веретено, иллюстрации с изображением выращивания льна и орудий труда.
Ход деятельности.
Воспитатель: Сегодня ребята, мы свами поговорим о старинной одежде: она чем-то похожа на современную, а чем-то отличается. А еще узнаем из чего сшита эта одежда.
Посею я, млада, ленку
При дорожке, при толку.
Ты расти, расти ленок,
Тонок, долг и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семянист!

Лён выращивали, чтобы из него шить одежду для всей семьи.
Маленькие блестящие семена льна разбрасывали по полю и приговаривали:

Зародится, мой льнище,
И долог, и тонок,
Золото коренье,
Серебряно семя!

Когда синие цветочки опадали, головки подсыхали, лен выдергивали с корнями, завязывали снопики, приговаривали: «Ты удайся мой ленок!», чтобы лён вырос густым, крепким. Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля) , трепали (разделяли стебель на тонкие волокна) , чесали (выравнивали льняные пряди) . С 18 октября, на день Харитины, женщины и девушки начинали прясть. В народе говорили: День Харитины-первые холстины. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Прялица» .
Дети считалкой выбирают игрока. Если это мальчик, то ему предлагают выбрать в пару девочку (и наоборот) .Пара стоит в центре круга.Остальные дети стоят кругом и поют:
Уж ты прялица-кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку полядывать.
Во беседе нет весельица,
Моя мила не осердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла,
Она била барабанила,
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу тёмненька,
Из-за садику зелененька.

Во время песни девочка и мальчик быстро вертятся в одну и другую стороны. С окончанием слов песни они по русскому обычаю трижды целуются и уступают место другой паре. Игра продолжается.

Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали, превращая в нити.
Ребята, потрогайте льняную нить. какая она?
Дети: Длинная, прочная.
Воспитатель:
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.

Из ниток на ткацком станке делали ткань. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы.
А сейчас отгадайте, из какой это сказки.

1. Ткать холсты героине помогала коровушка?
Дети: Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. В какой сказке А.С. Пушкина старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

3. Мороз подарил девочке платье, расшитое серебром и золотом?
Дети: Русская народная сказка «Морозко» .

4. В какой сказке царь дал приказание: «Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое.» , а она наказывала: «Скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чем полотенце ткать» ?
Дети: Русская народная сказка «Мудрая дева» .
Воспитатель: Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи. Из чего же они шили одежду?
Дети: Из полотна.
Воспитатель: а какую одежду они шили из полотна?
Дети: Рубахи, штаны, сарафаны, фартуки.
Воспитатель: Одежда, сшитая из полотна, называлась домотканной. Чтобы что-нибудь сшить, нужно «отрубить» полотно, то есть – обрезать. «Рубаха»- сшитое полотнище. Именно она, по мнению наших предков, являлась оберегом от сглаза, злых духов. Все, от мала до велика, носили рубахи. Повседневные рубахи, обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу нечистым силам. В праздники надевали рубахи, богато украшенные вышивкой, вышивка тоже считалась оберегом. Замужние женщины всегда носили фартук.
А когда сейчас надевают фартук?
Дети: Когда готовят еду и моют посуду.
Воспитатель: В сарафанах сначала ходили женщины только из царской семьи, знатные боярыни. Сарафаны шили из парчи, бархата, шелка и украшали их вышивкой и драгоценными камнями. постепенно сарафан стал одеждой для всех женщин на Руси.
На праздник шили нарядные, яркие сарафаны, украшали вышивкой. Под сарафаны одевали длинную рубашку с рукавами.
А теперь отгадайте загадки. Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной вещи, а тот, кто отгадает, находит и показывает одежду.
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел.
(штаны)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями,
В одно входишь,
А в три выходишь?
(рубаха0

Каждый день по утру,
Надеваю я трубу,
Ну не догадаться Вам!
Она зовётся..
(сарафан)

Целый день я в нём хожу,
Словно в обруче.
(пояс)
Любили наши предки повеселиться. Давайте и мы встанем и споём песню «Вот те гребень» .

Вот мы с вами и узнали, как делали рубахи в старину
Нить и полотно наделялись волшебными свойствами. А еще ниточка и полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Я надеюсь, что он у вас будет счастливый, и чтобы ваша дорога всегда была ровной и гладкой.

Любовь Алексеева
Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Как рубашка в поле выросла»

Цель: познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды изо льна; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Задачи:

Образовательные :

Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.

Закреплять представления о быте, культуре людей нашего прошлого.

Развивающие:

Развивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.

Развивать познавательный интерес к окружающему, способность к анализу, самооценке.

Развивать связную речь.

Развивать художественно-эстетический вкус.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному краю, внимание, желание слушать, много знать.

Предварительная работа : беседы о старинной одежде, рассматривание иллюстраций о жизни крестьян в деревне, сюжетно - ролевая игра: «Магазин одежды», дидактическая игра: «Одень куклу по сезону», работа в книжках - раскрасках.

Материалы и оборудование : наглядное пособие «Лен и продукты его переработки», видеофильм «Как рубашка в поле выросла» по рассказу Константина Ушинского, иллюстрации «Семена льна», «Как в старину лен сеяли», «Льняная рубашка».

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые вас и не узнать. А что на вас одето?

Дети: одежда (хором)

Воспитатель: а где берут одежду?

Дети: ее покупают в магазине, на рынке.

Воспитатель: А раньше, очень давно, говорили, что одежда в поле росла. Хотите узнать, как она росла? Для этого нам надо отправиться в прошлое, в давние времена, когда еще не было магазинов. Вы хотите узнать, почему так говорили?

Воспитатель: одежду делают из разных тканей, но сегодня мы поговорим о льняной ткани. Ее делают изо льна. Лен это растение, которое растет в поле. Поэтому в старину и говорили, что рубашка в поле выросла. Сегодня вы узнаете, как изо льна шили рубашку. Посмотрите - это семена льна (рассматривание иллюстрации). Семена льна сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен (рассматривание иллюстрации). Лен сеяли руками из лукошка. Он рос и когда лен зацветал голубыми цветами, то казалось, что это голубое покрывало.

Воспитатель: Все лето растет лен. Как вы считаете, что помогает льну расти?

Ответы детей: солнце, ветер, дождь. (Хором)

Воспитатель: а вот сейчас мы посмотрим и послушаем рассказ Константина Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Просмотр видеофильма.

Физкультминутка «Цве ты»

Раз, два, три - выросли цветы

Цветочки к солнцу потянулись высоко, высоко.

Стало им приятно и тепло.

Ветерок налетел

Стебелёк закачал

Стебелек качнулся влево,

Наклонился низко

Стебелек качнулся вправо,

Наклонился низко.

Ветерок улетай, улетай

Ты цветочки не ломай.

Дети садятся на свои места.

После просмотра воспитатель задает вопросы:

Про какое растение говорилось в фильме? (про лен)

Когда его стали доставать из земли? (когда цветы льна опали)

Что сделали со льном, когда он просох? (опустили в воду, камнем прижали)

А когда вынули лен из воды, что с ним делали? (стали колотить доской, а потом чесать железным гребнем)

Что делали с полотном? (его на снег расстилали, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого в белый превращался)

Воспитатель: вот такой долгий путь проделывала рубашка, которая в поле выросла. Интересно вам было?

Ответы детей: да! (хором)

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Назови ласково». Я называю слово «поле», а вы отвечаете ласково «полюшко» (поле, лён, рубашка, сарафан, солнце, дождь, нитки, камень). Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы, такие внимательные.

Воспитатель: А в настоящее время, в нашем современном мире, все происходит по-другому. Итак, лён сеют не руками, а машинами в июне месяце. Лён растёт, за ним наблюдают, ухаживают. А в начале сентября лён убирают комбайнами (льнокомбайн). Потом лён просыхает на полях. Его переворачивают, чтобы он просох быстрее.

Вяжут лён, как и раньше вручную и складывают в снопы. Затем машины сматывают лён в рулоны и везут на склад. Там лён разматывают и перерабатывают. Машина молотилка лён обмолачивает. Семена перевозят на льносеменоводческие станции. Стебли льна треплют на мяльно-трепальный аппарате. Затем лён прочёсывается на чесальной машине. А на прядильной – прядутся нити. Далее нити окрашиваются. Художник придумывает эскизы ткани. В ткацком цехе на машине ткётся ткань. И на швейной фабрике шьют одежду.

Воспитатель: Ребята, когда вы узнали о льне всё, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали»

Дети отгадывают загадку.

БОУ «Андреевская ООШ»

Название проекта

Как рубашка в поле выросла?

Кармановская Валерия

Егоров Кирилл

Герасимов Даниил

Цубера Егор

Домничева Катя

Михайлов Денис

Руководитель:

Краткая аннотация проекта

Актуальность проекта обусловлена необходимостью более глубокого изучения культурных традиций русского народа, воспитанию у детей бережного отношения к одежде и труду людей, ее создавших, а так же повышением уровня исследовательской деятельности детей.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Как рубашка в поле выросла?

Проблемный вопрос:

Как нужно потрудиться, чтоб рубашка могла пригодиться?

Вопросы учебной темы:

1. Из какого материала изготовлена рубашка?

2. Что нужно для шитья рубашки?

3. Какие виды рубашек вы знаете?

4. Где можно приобрести рубашку?

5. Чем отличается современная рубашка от русской народной рубашки?

План проекта

Подготовительный этап:

    Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии, справочники, список научно-популярной и художественной литературы , Интернет-ресурсы. Подготовка презентации для выявления представлений и интересов школьников.

1 этап – Погружение в проект:

    Представление вводной презентации. Выявление предварительных представлений по учебным вопросам. Объявление о создании в группе выставки "Ай да рубашка!"

2 этап – Организация деятельности:

    Совместное планирование исследования и оформления результатов. Выбор формы представления работы. Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.

3 этап – Осуществление деятельности:

    Групповая работа по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации. Представление промежуточных результатов. Сбор разных видов рубашек для выставки. Фотографирование детей за работой.

4 этап – Презентация:

    Презентация итоговой работы.

Заключительный этап:

Подведение итогов работы над проектом.

Другие документы

1., Система эстетического воспитания в детском саду. Издательство академии педагогических наук РСФСР. Москва.,1962.

2.Гомзяк правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. -М.: Издательство ГНОМ и Д.2009.

3.Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка .-М.: Астрель, Хранитель; Тверь:АСТ,2006.

4..Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре.,Педагогическое общество России.,2005г.

5. Игры на листе бумаги., М., Издательский дом "Искатель",1998.

Мы исследуем

У нас возник очень интересный вопрос

Как появляется одежда?

Из чего шьется рубаха?

Лён бы известен с давних пор. Уже девять тысяч лет люди выращивают лён на полях. Впервые это стали делать в Индии. Прекрасные ткани получаются изо льна. Они лучше сохраняют тепло и влажность тела, чем хлопковые или шёлковые. Не случайно для космонавтов шьют нижнее бельё именно изо льна.

В крестьянском хозяйстве лён играл исключительную роль. «Лён вымотает – лён и озолотит» - так гласит древняя русская пословица. Из этого растения делали одежду, неводы, паруса для лодок и другие полезные вещи. Белизна льняной ткани позволяла крестьянам выглядеть торжественно на любом празднике. Технологии выращивания и обработки льна с течением времени практически не изменялись. Землю под посев расчищали мужчины, они же вспахивали участок и засевали его, а вот прополка и другие работы ложились исключительно на плечи женщин.

О том, как выращивают и обрабатывают лён, чтобы он стал тканью и одеждой, рассказал в своем очерке «Как рубашка в поле выросла».

Мы исследуем

https://pandia.ru/text/78/416/images/image004_95.jpg" width="212" height="140">

6). Когда лен просохнет, у него обмолотят головки (из них делали льняное масло, из семян льна пекли хлеб), а потом обмолоченный лен топят в речке и накладывают сверху камней, чтобы он не всплыл. (И многие дети, когда видят это, говорят «Смотрите, лен топят»)

https://pandia.ru/text/78/416/images/image007_68.jpg" alt="C:\Users\1\Desktop\p46_3312-8-.jpg" width="132" height="99">

8). Хорошо высушенный лён начинают мять доской на гумне. Этот инструмент называется мялка. Твёрдая корочка на стебле льна становится хрупкой и ломается

DIV_ADBLOCK237">


11). И вот наступают длинные зимние вечера…

Тогда девушки надевают лен на гребни и начинают из него нитки прясть. Много веретён надо напрясть, чтобы хватило ниток на холст.

Но это только нитки, а где же рубашка?

https://pandia.ru/text/78/416/images/image011_52.jpg" alt="C:\Users\1\Desktop\p46_.jpg" align="left" width="157" height="118 src=">

А весной расстилают его по траве, на солнышке и взбрызгивают водою. Становится холст из серого белым

Мы исследуем

Когда опять зима наступит, накроят опять холста и рубашек новых нашьют.

Потом украсят рубахи традиционной вышивкой. Радует глаз узорами такая рубаха. Ребятишкам и взрослым обновка будет.

Сколько же времени проходило, пока из растения лён получалась рубашка?

Почти два года…

Здесь ежегодно проходят крупнейшие международные мероприятия, посвященные льняной отрасли - Выставка - ярмарка «Российский Лен»

Сейчас во всем мире очень ценятся чистота и экологичность тканей, а лен как нельзя лучше подходит под эти критерии. Кроме того, лен является природным антисептиком , помогает согреться в холод и прекрасно охлаждает в жаркую погоду. Поэтому, интерес к изделиям изо льна возрастает с каждым годом. Изо льна шьют постельное белье, одежду, различные сувениры и аксессуары.

Изделия изо льна не только долговечны, но очень красивы и удобны, и поэтому важно, чтобы они прослужили Вам долго.

Льняные ткани являются наиболее прочными среди натуральных, но для сохранения высоких потребительских свойств они все же требуют определенных режимов стирки, сушки, глажения и хранения.

Мы исследуем

Льняные ткани гигиеничны

Эта важная характеристика ткани объясняется способностью льняных волокон активно угнетать жизнедеятельность болезнетворной микрофлоры. Известно, что во время Первой мировой войны солдаты набивали матрацы льняной соломой и это предохраняло их от многих кожных недугов. Современные исследования показали, что оборачивание тела влажной льняной тканью способствует очищению организма от шлаков. В некоторых европейских странах в SPA-салонах предлагается льняное обертывание, которое не только обновляет кожу, но и имеет лечебный эффект.

Льняные ткани гигроскопичны

В жаркие влажные ночи нет ничего лучше льняного белья, которое до утра остается свежим и прохладным. Дерматологи рекомендуют спать в ночных сорочках, пижамах из льна, потому что они прекрасно впитывают влагу. Ведь известно, что во время сна повышается температура организма и увеличивается потоотделение. Гигроскопичность льна делает его лучшим материалом для летней одежды. Впитывая влагу, он не прилипает к телу, создавая ощущение комфорта. Тело дышит.

Льняные ткани регулируют теплообмен
В жаркую погоду лучше всего носить натуральные ткани, которые пропускают воздух. Тканей с такими свойствами достаточно, однако лен имеет дополнительное преимущество – он обладает теплоизолирующими свойствами. Проведенные испытания в Средней Азии показали, что у людей, носивших льняные костюмы, температура в пространстве между телом и одеждой была на 3 – 4,0 °С ниже, чем у людей, одетых в хлопчатобумажные ткани.

Льняные ткани отражают ультрафиолетовое излучение Плотные белые льняные ткани хорошо отражают почти весь спектр солнечных лучей и за счет снижения напряженности полей статического электричества и поглощения ионизирующего излучения создают в помещениях полезный для человека микроклимат.

Льняные ткани нейтрализуют запахи
Антисептические и гигроскопические свойства льна используются при производстве некоторых частей обуви, в частности, стелек и внутренней стороны подошвы. Лен снижает уровень влажности в обуви, препятствует развитию бактерий, впитывает запах.

Льняные ткани прочны и долговечны
Лен относится к натуральным волокнам растительного происхождения, его природные особенности таковы, что он очень прочен и не способен к естественному разрушению.

Конспект НОД

«Как рубашка в поле выросла»

Задачи:

1. Познакомить детей с традиционным русским народным костюмом, с его

составными частями, декоративными элементами.

2. Обогащать словарный запас за счёт названия одежды, а также малых форм устного народного творчества.

3. Развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов.

4. Расширять интерес к национальной культуре.

Предварительная работа: чтение К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла?», сказки «Лен», рассматривание иллюстраций, рисование тканей, аппликация «Укрась одежду», заучивание пословиц, поговорок.

Словарная работа: косоворотка, понева, пряха, веретено.

Воспитатель приходит в группу с сундуком, а сундуке русская народная одежда.

Ребята! Сегодня я хочу вам рассказать о рубахе как основе русского народного костюма. Одежда в старину была простой и удобной. Шили ее из льняного полотна и домотканой шерстяной материи. Забот у хозяйки хватало. Не успеешь лен обработать, шерсть напрясть – люди засмеют, скажут: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

Древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков была рубаха.

Это женская рубаха. Она длинная, до полу. Впереди на женской рубахе посередине горловины разрез. Низ рубахи, рукава и горловина украшены вышивкой.

- Детская одежда в Древней Руси , как у мальчиков, так и у девочек состояла из одной рубашонки. Интересен тот факт, что сшитой, не из нового полотна, а обязательно из старой одежды родителей. Считалось, что такая рубаха убережет малыша от порчи и сглаза, недоброго колдовства. В народе так говаривали: «Не поносишь старого - не поносишь и нового».

Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице. «Каков мастер - такова и работа»

Её носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Мужская рубаха корче женской, только до колен. А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен берет начало выражение «работать спустя рукава», то есть плохо, кое- как. Кроме того, у старинной рубахи разрез расположен сбоку. Поэтому такую рубаху называли косовороткой.

Есть такая старая пословица: «По одежке встречают, по уму провожают»

Наши предки многое могли узнать о чужом человеке, посмотрев на его костюм: откуда он родом, богатый или бедный, замужем женщина или нет.

- Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка», где речь идет об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лен и из него делали ниточки, из ниточек – полотно, поэтому можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

Вы видели, чтобы рубашки в поле росли? Хотите узнать, как рубашка появилась на свет? (Рассматривание дидактического пособия «Как на Руси лен выращивали?»)

Изготовление рубахи.

Непосредственному шитью рубахи предшествовало несколько ритуальных этапов, связанных с производством необходимого для неё материала. Посев, выращивание и обработка льна были процессом длительным и трудоёмким.

Лён, голубой цветочек,

Сколько муки тебе суждено.

Мнут тебя, трепят и мочат,

Из травинки творя полотно.

Всё в тебе обрекли умиранью,

Только часть уцелеть должна,

Чтобы стать драгоценною тканью,

Что бела, и тонка, и прочна...

И когда мастерица садилась ткать, она испытывала чувство благоговения к нитям, а рождённый под её руками холст имел сакральное, магическое значение, служил связующим звеном между человеком и окружающим его миром. Этот фактор и определил логику кроя народного костюма: изначально, видимо, без применения режущих инструментов, а затем – при отсутствии любых, даже самых незначительных отходов.

Сколько же времени проходило, пока из растения лён получалась рубашка?

Почти два года…

Русский человек очень терпелив и трудолюбив. Сейчас я предлагаю вам соединить начало и конец русских народных пословиц.

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

Скучен день до вечера,…….. коли делать нечего.

Какова пряха, …………………такова на ней и рубаха.

Рядись, не стыдись,………………. а работать не ленись.

Умелые руки ………………………не знают скуки.

Хочешь есть калачи, ……………….не сиди на печи.

Не откладывай на завтра то, ……………….что можно сделать сегодня.

На бога надейся, ……………………а сам не плошай.

Взялся за гуж, ………………………………..не говори, что не дюж.

Терпенье и труд – …………………………………всё перетрут.

Труд кормит, …………………………..а лень портит.

Отделка рубахи

Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди.

На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом “разговоре”, на ней языком орнамента - повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.

Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов.

Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в покоснице с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в пожнивную рубаху.

Узоры оберегали от всяких бед! На рубахах, сарафанах, поневах, передниках вышивали знаки солнца, огня, воды, поля.

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живёт,

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзага

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Я приглашаю вас побыть мастерицами и мастерами. Давайте тоже украсим рубахи узорами. Только украшать мы будем не нитками с иголкой, а цветным фломастером. Выберите себе понравившиеся орнаменты и нарисуйте их на макетах русской рубахи.

На память о сегодняшнем занятии я подарю вам памятки с народными пословицами

Рубаха кафтана к телу ближе.

Рубаха - трут трутом, на плечах перегорела.

Рубашка беленька, да душа черненька.

Рубашка износится, а доброе дело не забудется.


Тема музейного занятия: «Как рубашка в поле выросла» на базе этнографического музея мастерской «Потомки»

ГБОУ ЦДОД, г. Москва

Педагог-организа тор, руководитель музея Маркова Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Тема «Как рубашка в поле выросла» не новая, возможно, она предлагается в каждом этнографическом музее. Но в тоже время, она остаётся актуальной, так как льняная одежда экологична и интерес к ней последнее время возрастает. Разница подачи это темы в наличии различных музейных предметов. Данная тема может быть интересна широкому кругу посетителей, как детям, так и взрослым. Выбор возрастной группы «начальная школа» обусловлен тем, что дети разных соседних школ 2-4 класса приходят к нам в музей по абонементу (1 раз в месяц) и течение 2 лет идёт плановое знакомство с бытом русского народа, с его ремёслами, обрядами и обычаями.

Возможность использования данных материалов в образовательных учреждениях достаточно широка, так как эта тема обзорно даётся на уроке «Окружающий мир» и у детей может создаться впечатление о лёгкости данного труда. На примере музейного занятия, с использованием музейных предметов, тема раскрывается глубже, и ребята проникаются уважением к женской работе. Так же эта тема может быть полезной для детей 5-х классов (девочек) в дополнение к урокам технологии (к теме «Материаловедени е»).

Цель: Показать детям процесс создания одежды от льняного семечка до рубашки.

Задачи:

Образовательные:

1.​ Рассказать о каждом этапе женской работы со льном

2.​ Рассмотреть с детьми промежуточные стадии обработанного льна и фрагментов ткани

3.​ Объяснить разницу между бранным и закладным ткачеством на образцах тканей

4.​ Показать работу ткацкого стана

Воспитательные:

1.​ Воспитать внимание и умение принимать новую информацию

2.​ Воспитать уважение к женской работе

Развивающие:

1.​ Развивать любознательность

2.​ Развивать интерес к народным ремёслам

Форма работы - экскурсия по абонементу, то есть, ребята приходят в музей не в первый раз (поэтому нет общей информации, где они находятся) и информация о музейных предметах ограничена конкретной темой.

Методы подачи темы: показ музейных предметов и вспомогательных элементов во время лекции; тактильное общение с отдельными вещами;

наглядный показ работы ткацкого станка.

Необходимое материально-техн ическое обеспечение:

1.​ Семена льна

2.​ Метёлки льна с коробочками и без

3.​ Мялка для льна (можно использовать иллюстрацию - как мнут лён)

4.​ Трепало

5.​ Кудель (можно заменить «сан техническим» льном)

6.​ Веретёна

7.​ Фрагмент небелёного льна

8.​ Фрагменты домотканой ткани с бранным и закладным ткачеством

9.​ Фрагменты рубахи, которые могли переставляться с одной на другую - рукава, подставы.

10.​ Полотно собранное из учебных фрагментов (ткачества, рвзличной вышивки, вязания)

11.​ Готовая рубашка

12.​ Вспомогательные материалы: рисунки (фотографии) этапов, которые нельзя показать вживую, игрушки.

Конспект занятия

В начале, вопрос - может ли рубашка вырасти? (обычно мнения делятся) - прошу обосновать ответы и своё мнение. В общих рассуждениях приходим к выводу, что расти может растительный материал, из которого получают волокно и нитки для создания ткани (лён, хлопок, конопля, крапива). Попутно вспоминаем сказку «Дикие лебеди» Андерсена. Ребята обычно хихикают по-поводу конопли и крапивы, но объясняю, что в северных приморских районах лён не всегда давал хороший урожай, а крапива была всегда и везде. По волокнистости она уступает льну, но из крапивного волокна делали ткань на паруса, которая выдерживала и шквалистый ветер и морскую воду, а также плели сети. Из более грубых очесов веревки и канаты, без которых тоже нельзя обходиться морякам и рыболовам. Интересный факт: оказывается, что из 4 кг сырой крапивы получают 50 грамм готовых ниток. Конопля лучше росла в южных регионах и делилась на мужские и женские особи.

Но основная тема - это обработка льна.

Первое, это знакомство с семенами. Каждый может их потрогать (в большой миске), ощутить их шелковистость и масленичность (прилипание к рукам).

Оказывается, что от посева, до пошива льном занимались только женщины (мужчины могли помочь вспахать поле). Ехать к полю старались длинной дорогой - чтобы лен был «долгим» (длинным). Если поле находилось близко от деревни, могли объехать его 2-3 раза вокруг. По дороге пели песни, восхваляя будущий урожай. Обряд посева проводили в разных регионах немного по-разному. Где-то сеяли босиком, где-то в одной нижней рубашке. Иногда женщины, у которых было много детей, перед посевом катались по полю, делясь своим плодородием с землёй.

В период, когда лен зацветал, поле издалека напоминало озеро с колыхающейся (от ветра) поверхностью. А когда в коробочках созревали семена, то над полем стоял теплый шелест. Вот послушайте (показываю небольшой снопик созревшего льна и трясу его - он издает приятный треск). А ведь это маленький пучок, и можно представить, как звало целое поле.

Во время сбора урожая лен выдергивали с корнем (в них продолжаются волокна), обмолачивали порой сразу на поле. Для этого укладывали на землю широкую холстину (из двух, трех полотен), поверх ставили деревянный «гребень» (вертикальную доску на подставке с выпиленными глубокими треугольниками). Стоя с одной стороны от гребня, укладывали пучки льна сверху верхушками от себя и сквозь эти пропилы протаскивали, чтобы с обратной стороны гребня осыпались коробочки с семенами. После этого связывали в небольшие снопы и укладывали в водоем (желательно в проточный, но за неимением реки могли использовать пруд или озеро). Поверх снопов клали груз и помечали место (шестом со своим знаком - тряпочкой, кусочком ленты, веревки и т.д.) и выдерживали до трех недель.

Затем лен начинали мять специальными мялками (показываю на картинке и саму мялку). Иногда для этих целей использовали ступу с пестом для зерна. Этот процесс необходим для того, чтобы максимально разломать внешнюю оболочку стволиков льна - костру. Часть её отваливалась на этом первом этапе, остальные кусочки вычесывали различными «щетями» (щетками и гребенками сначала редкими, потом все более частыми - показываю на картинке и наглядный ряд реальных предметов). Под конец остается длинная ровная и чистая кудель (из каждого пучка отдельная пасма). Пасмы сворачивали винтом и укладывали в сундук между вещами (до начала прядения).

Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки.

Задаю вопрос: во сколько начинается вечер? Вариантов порой много, но подвожу к мысли, что вечер начинался с заходом солнца или даже чуть раньше (ведь в избе освещение было лучинное или масленое и полумрак был постоянным).

Зачем так много ниток? Во-первых, каждую спряденную нить свивали вдвое для прочности.

Показываю на примере. Вытягиваю часть волокон из кудели и скручиваю ее в нитку, после этого дергаю в разные стороны - нить рвется. Повторяем опыт, но прежде чем дернуть, свиваем нить вдвое. Результат - нить звенит и не рвется. Можно изначально выбрать двух желающих и провести опыт параллельно.

Во-вторых, проводим расчет количества ткани на одну рубашку.

На стран (от плеч до щиколотки) необходимо 4 длины (1 длина 1м 50 см) + на рукава 3 длины (1 длина 1м). Итого 9м на одну рубаху + 1 м расходных нитей (показываю на ткацком стане) - это минимальная заправка. Но на одну рубаху никогда не заправляли (минимум на 3 шт) + 1 м расходных нитей. Поэтому длина ниток (двойных) должна быть минимум 28 м. При ширине стана 45 см (на примере нашего) в бердо для получения ткани необходимо вставить 400 пар (двойных ниток) длиной 28 м. Получаем 11200м. И это только долевые нитки. Количество уточных ниток рассчитать достаточно сложно, так как все зависит от плотности ткачества. И это только на 3 рубахи, а нужны были и полотенца, и простыни, и ткань на порты, на поневы или сарафаны, на верхнюю одежду. Правда на последние предметы необходима была шерсть, но ее тоже нужно было начесать, спрясть, свить, соткать и т.д. Поэтому повторюсь: Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки. И если в семье было мало женщин, то и мальчики и юноши могли привлекаться к этому процессу.

1 марта собирали ткацкие станы и до 1 мая ткали. За эти два месяца необходимо было переткать все, что напряли. В богатых семьях было минимум 2 стана (для шерсти и для льна).

Но ткать все равно начинали со льна, потому что ткань изначально получалась серого цвета и первые холсты выкладывали на снег, чтобы весеннее солнце выбелило их. После схода снега выкладывать начинали с вечера на молодую траву, чтобы на ткань выпала роса и утреннее солнце так же помогало «выбеливанию». Но не только солнце использовали для этих целей. Выдерживали в бочках с щелоком (разведенной в воде золе). Но в первый год шить было некогда (работа в огороде и поле отнимала много времени). «Летом день год кормит» - говорили в старину. Ведь надо было и посеять, и вырастить, и сохранить, а еще и для животных корма на косить на пол года - дел хватало.

И только следующей зимой (параллельно с новой порцией прядения льна) начинали кроить, вышивать отдельные детали, и после этого шить рубаху.

Особо рукодельные девушки могли заранее (в процессе ткачества) заткать орнамент на стане (полосы при помощи цветных нитей, иногда совмещая лен и шерсть), повторяя его 4 раза. Из широких полос выполнялась «подстава» - часть рубахи выступающая из-под поневы или сарафана. Хорошо сохранившиеся могли переставляться с одной рубахи на другую. Узкие полоски использовались как тесьма и могли использоваться и по вороту, и на рукавах, и для отделки других деталей костюма.

Показываю различные варианты подстав и затканной тесьмы в полотне.

Существовало несколько видов узорного ткачества - бранное, закладное, много ремизное. Иногда, чтобы понять, какое ткачество было использовано, необходимо было взглянуть на изнанку - бранное имеет другой вид с изнанки, а закладное выглядит, так же как и на лицевой стороне. И к тому же, если посмотреть на просвет, вокруг каждого вытканного элемента, в местах смены цвета есть маленькие дырочки - это не брак, а технологический приём.

Еще одной роскошью и доказательством высокого мастерства были «красные рукава» особенно целиком вытканные. Их так же могли переставлять с одной рубахи на другую.

Показываю различные варианты рукавов - целиком вытканных и с нашивной отделкой.

Лен конечно прочная ткань, но и у него есть свои пределы. Человеческий пот от постоянной физической нагрузки разъедал ткань и поэтому отдельные детали заменялись чаще других.

Например: за летний сезон мужская рубаха «спревала», то есть ткань становилась как решето. Недаром на спину рубахи (с изнанки) подшивали «подоплеку» - подкладку, которая чаще менялась, продлевая жизнь самой рубахе. Так же частой замене подлежали «ластовицы» - квадратные вставки под рукавами для свободы движения.

Но девушки не сразу садились шить рубаху. Сначала они постигали азы рукоделия на небольших образцах. Показываю ряд образцов собранных в одну полосу, состоящий из тканого фрагмента, различных вышивок, вязания.

Если группа детей была внимательной и активной (в ответах на вопросы), то предлагаю померить готовую рубаху одной, двум девочкам (самым активным).

Заключительным этапом является показ процесса ткачества на ткацком стане (по группам).

Небольшой группе ребят (5-7 человек) рассказываю, как меняются местами нитки в процессе тканья, показываю, за счет чего и прокладываю 2-3 утка. Группа ребят меняется. Если класс не очень большой и есть дети, которые активно отвечали на попутные вопросы во время лекции, то их можно поощрить, разрешив самим попробовать проложить 2-3 утка. Это стимулирует активность на следующих встречах.

Приложение