Как накачать

“У многих инвалидов деформируется не только тело, но и психика – в сторону наглости и демонстративности”. «Мы лечим не только тело, но и душу Как совместить спорт, эмоции и фантазию

Интервью с главным врачом Центральной клинической больницы Святителя Алексия, митрополита Московского, Алексеем Заровым на портале "Интерфакс-религия " - о работе крупнейшей в России церковной клиники

Алексей Юрьевич, ровно 25 лет назад было принято решение об организации на базе Пятой городской больницы первой в постсоветской России церковной клиники. Насколько правильным было решение передать такое серьезное медучреждение Церкви, и в чем особенности церковной больницы?

Церковь в России на протяжении многих веков заботилась не только о духовном, но и о телесном здоровье человека. Практически сразу же с принятием христианства на Руси появились первые церковные социальные учреждения. Монастыри, приходы кормили голодных, нищих, при монастырях строились богадельни, больницы. Эта деятельность продолжалась веками. В советские годы такого уже не было: Церкви просто запретили заниматься благотворительностью.

Сегодня наша больница не только многопрофильное современное медицинское учреждение, но и, благодаря открытию паллиативного отделения, наследница традиций милосердия купцов Медведниковых - основателей будущей больницы Святителя Алексия. Именно они в конце XIX века решили построить больницу для неизлечимых больных и при ней богадельню на 60 коек.

Наверное, одна из основных наших особенностей - сочетание высокопрофессиональной медицинской и духовной помощи. Ведь невозможно вылечить тело, не исцелив душу. В нашей церковной больнице мы лечим и тело, и душу.

- А кто проходит у вас лечение? Только православные?

Когда больница была создана, она предназначалась "для людей христианского вероисповедания", так завещали создатели больницы купцы Медведниковы и Рахмановы. В советское время больница, естественно, потеряла такую направленность. Сейчас, после ее передачи Церкви, безусловно, основная часть пациентов - люди православные. Но мы также принимаем всех, независимо от вероисповедания. У нас много и атеистов, причем многие из них принимают святое крещение прямо здесь - порядка 60 человек в год крестятся. Недавно был такой удивительный случай в паллиативном отделении. Поступил дедушка, хоть и крещенный в детстве, но всю жизнь прожил атеистом. Вся семья его пришла к вере, зять даже стал священником. А он никак. Все очень за него молились, две внучки постоянно находились рядом с ним. Жить этому дедушке оставалось несколько дней. И, наконец, он согласился исповедаться и причаститься, причем неожиданно для всех и твердо: так же твердо, как он стоял всю жизнь на своих атеистических идеалах. Исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, в тот же день дедушка мирно отошел ко Господу.

- Что изменилось в больнице за последние годы?

В 2005 году больницу передали под управление в то время еще протоиерею Аркадию Шатову (ныне епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон). Благодаря ему начался особый подъем и возрождение церковной жизни в больнице. Владыка Пантелеимон, будучи духовником Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и сестричества, смог весь этот потенциал привлечь в больницу, возродилась патронажная служба.

Важным моментом в жизни больницы стало получение финансирования, за счет чего удалось провести серьезную реконструкцию и модернизацию больницы, восстановить конкурентоспособность по отношению к другим медучреждениям Москвы.

Все эти события и изменения утвердили нас в том, что решение передать больницу Церкви было правильным. Еще одним удивительным доказательством стало то, что паллиативное отделение, которое открылось в 2016 году, нам удалось организовать в том же корпусе и на том же месте, где более 100 лет назад была богадельня, и получилось такое же количество коек, какое было заложено создателями больницы купцами Медведниковыми - 60.

- Как ведется финансирование больницы?

Клиника имеет несколько источников финансирования. На протяжении всех 25 лет с момента передачи больницы Церкви не прекращается поддержка учредителя больницы - Московской патриархии. Значительную часть финансирования мы получаем по системе обязательного медицинского страхования. Паллиативная помощь частично финансируется из федерального бюджета. Но для многопрофильного современного медицинского комплекса, которым больница стала за эти годы, этого недостаточно. Для полноценного функционирования и развития больница нуждается в благотворительных средствах, так как является некоммерческой организацией и оказывает все медицинские услуги бесплатно для пациентов. Мы разрабатываем благотворительные программы и мероприятия для поддержки больницы. Например, для поддержки паллиативного отделения у нас действует программа "именных коек", аналог дореволюционных программ финансирования меценатами одной или нескольких коек. Некий благотворитель оплачивает одну или несколько коек, и любой пациент с тяжелым неизлечимым диагнозом, который попадает на эту именную койку, автоматически становится опекаемым.

- Больница - это не только пациенты, но и сотрудники. Кто трудится в ней?

У нас около 500 сотрудников. Мы приглашаем опытных профессиональных врачей и медсестер, постоянно обучаем и повышаем их квалификацию. Сейчас в ЦКБ Святителя Алексия трудятся 9 докторов и 19 кандидатов медицинских наук, 9 профессоров и 7 доцентов. 113 врачей и медсестер имеют высшую и первую квалификационные категории.

Конечно, особое внимание мы уделяем заботливому и внимательному отношению медсестер к пациентам. У нас есть своя патронажная служба.

В марте этого года к нам приезжала делегация Всемирной организации здравоохранения и отметила высокую квалификацию не только врачей, но и медсестер. Особенно коллеги из Минздрава и ВОЗ отметили работу паллиативного отделения, которое, несмотря на то, что существует меньше года, уже находится на очень высоком уровне и не уступает паллиативным отделениям крупнейших российских и зарубежных клиник, которые функционируют на протяжении нескольких лет.


Интерфакс-религия

Мы лечим не только тело, но и душу | Русская Православная Церковь, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
Интервью с главным врачом Центральной клинической больницы Святителя Алексия, митрополита Московского, Алексеем Заровым на портале "Интерфакс-религия" - о работе крупнейшей в … ДИАКОНИЯ.RU

Польза спортивных занятий для детей доказана уже давно! Но оказывается, привычка вести здоровый образ жизни и хорошая физическая форма — это только верхушка айсберга. На самом деле , получают гораздо больше! Об этом «О!» рассказала доктор психологии и ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор книг о развитии эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Когда вы правильно занимаетесь гармоничным физическим развитием ребёнка, вы решаете сразу четыре важнейшие задачи. И это действительно самая бесценная инвестиция на долгие годы вперед. Давайте подробнее рассмотрим все бонусы полезного спорта.

Укрепляем здоровье

В первую очередь это здоровье, здоровая база на всю жизнь! До семи лет вы можете поучаствовать в постройке прочного фундамента для полноценного и активного будущего своего ребёнка.

Развиваем эмоциональную сферу

Создавая гармоничное физическое развитие, мы закладываем основу для развития ребёнка, которая определяет всю его дальнейшую судьбу. И это не только физическая составляющая, это в том числе и , и в целом взаимодействие эмоций, движения и речи. Как это работает? Исследования института физиологии, опыт педагогов и родителей снова и снова доказывают, что при равноценном развитии эмоциональной сферы, физической активности и речи мы создаём необходимую базу для гармоничного развития ребёнка на всю его дальнейшую жизнь.

Эмоции как нечто абстрактное, но вполне ощутимое, так же важны, как и реальные ощущения нашего тела. Эта неразрывная связь проявляется в наших мыслительных реакциях, движениях и, как следствие, в речи. Когда мы говорим об эмоциях и в целом о развитии эмоциональной сферы ребёнка, ключевая задача, которая встаёт перед каждым родителем и педагогом, — это научить его признавать свои эмоции, осознать и поверить в то, что испытывать эмоции — это нормально. Любые эмоции, даже негативные, грустные, депрессивные — все они делают нас живыми. Конечно, эмоции могут нам мешать, и тогда их тяжело принимать, но этот шаг, это принятие просто необходимо. Только приняв, мы можем научиться управлять ими. Не зажимать эмоции, а именно управлять, сделать их ресурсом и своими помощниками.

И путь к этому лежит через принятие своего тела и умение управлять им. Научив ребёнка доверять своему телу, мы помогаем ему учиться доверять себе, быть в контакте с собой. Только так он сможет найти истинный источник неуверенности, обиды, или гнева и начать работу с ними.

Управление эмоциями — это управление своими реакциями, решениями и мотивами. Это одно из важнейших звеньев, на которых строятся успех и личное счастье. Причём не отдельно друг от друга, а одновременно. Научив ребёнка владеть собой на уровне чувств, движений и речи, мы передаём ему гораздо больше, чем просто хорошее образование: мы передаём ему умение жить в гармонии с собой, а значит и умение быть счастливым.

Учимся работать в команде

Именно с осознания своего тела и своих эмоций, с понимания себя начинается понимание других. Физическое развитие, командные игры — важный шаг в развитии коммуникативных навыков. Работа в команде на уровне дворовых активностей и спортивных секций учит взаимопониманию с другими участниками группы, помогает выстраивать эффективные коммуникации и достигать общих целей. Все эти игры станут бесценным навыком, который поможет добиться успеха в любом коллективе.

Получаем ресурс

И наконец, гармоничное физическое развитие — это основа для интеллектуального роста вашего ребёнка. Работая с координацией, развивая активность обоих полушарий, мы учим детей и усидчивости. Мы развиваем обучаемость и умение работать с информацией, что вполедствии даёт невероятный ресурс для изучения и школьных предметов.

Как совместить спорт, эмоции и фантазию?

Чтобы спорт стал не просто полезным, но весёлым и эмоциональным, можно добавить в каждое движение немного фантазии и воображения. Превратив спорт в игру, в некую историю, мы сможем держать внимание ребёнка не только на уровне тела, но и на уровне мыслей и чувств. Любое движение будет легче запоминаться и выполняться с большим удовольствием и рвением.

Например, можно просто выполнять прыжки на месте, а можно прыгать, одновременно осваивая счёт! Попробуйте в процессе подобных упражнений считать вместе с детьми количество повторений, а ещё интереснее будет проговаривать названия частей тела, задействованных в упражнениях: руки, ноги, правая и левая стороны.

С каждым упражнением можно погружаться в мир фантазии. Объясняя детям движение, предлагайте им различные задачи на развитие воображения: «Вот мы запрыгнули на камушек, а тут нам надо перейти через широкую речку. Здесь мы скачем и скачем с камушка на камушек. Справа выпрыгнула рыбка! Мы уже на середине речки… Впереди осталось 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 камушек! УРА! Упали на берег в мягкую зелёную травку! Наблюдаем за облаками и дышим. На нашем животике пёрышко — поднимается… опускается… поднимается… опускается».

Играя с пользой и , мы не только создаём высокую мотивацию и потребность в познавательной деятельности, но и развиваем сенсорные системы и речь.

Для закрепления полученных навыков и их совершенствования необходимы многократные повторения и обязательное проговаривание инструкции к каждому движению. При этом, наполняя те же самые движения новыми смыслами и подключая воображение ребёнка, мы получим все условия для создания любви и привязанности к полезному, развивающему спорту — спорту, который сможет создать прочный запас здоровья и сил на долгие годы вперёд.

Движения, эмоции и речь — это три важнейших столпа, на которых строится гармоничное развитие ребёнка. Только осознавая эту связь и осуществляя её в каждом упражнении, в каждой активной игре, мы сможем передать ребёнку все ключи для успешного, здорового и счастливого будущего!

Знаете ли вы, что из обычного простого мыла можно сделать особое мыло, которое не только тело, но и душу очищает. В каждом доме должно быть такое энергетическое мыло.

"Чистота - это общее понятие, кто-то моется по несколько раз в день, но духовно чище от этого не станет. Можно ему в этом помочь, есть такое мыло, когда не только тело человека очищается, но и его энергетика".

Как обращаться с мылом.

Для приготовления особого мыла нужно взять самое обычное белое мыло без красителей и отдушек. Любое другое мыло нам не подойдет. Также нужно взять церковную свечу, толстую штопальную иглу, ножницы и кусок веревки или тесьмы красного цвета.

Ритуал проводят на растущей луне, желательно, чтобы дома больше никого не было и вам никто не мешал. Снимите с мыла обертку, вденьте тесьму или веревку в иголку, но узел не завязывайте. Зажгите свечу, нагрейте иглу над свечой и произносите при этом:

Огонь светел, огонь чист, стану таким я и вся моя семья.

Затем воткните горячую иглу в середину куска мыла, пропустите тесьму (веревку) насквозь. Завяжите тесьму (веревку) на три узла, предварительно убрав иглу, лишние концы отрежьте.

Таким мылом нужно мыться всем членам семьи не чаще одного раза в неделю и не реже одного раза в месяц. Нужно следить, чтобы такое мыло никогда не кончалось. В случае если вы видите, что остается уже обмылок, сделайте новое энергетическое мыло.

С чем мыло сочетается.

Мыло следует хранить в ванной комнате, недалеко от проточной воды, только нужно следить, чтобы мыло не размокало. В качестве подставки под мыло используйте любое керамическое или деревянное блюдце.

С чем мыло не сочетается.

На мыло очень плохо влияют синтетические материалы, не нужно его хранить в пластиковой мыльнице, накрывать полиэтиленом и т. д. нехорошо, когда в ванной грязно, трубы покрыты ржавчиной, краска облуплена. Все это притягивает дурную энергетику. В том случае, если с этим не борются хозяева, тогда мыло начнет тратить свой энергетический заряд на нейтрализацию этого беспорядка и потеряет свою силу.

Чем мыло можно заменить.

В случае если неожиданно вы остались без мыла, и при этом почувствовали, что необходимо срочно отмыться от черноты (вы не можете избавиться от черных мыслей, зависти, просто плохо на душе), растворите горсть четверговой соли в трехлитровой банке воды, разденьтесь догола, встаньте в ванну и полейте себе на темечко воду с солью и при этом произнесите:

Водой поливаю, с себя черное смываю, чтобы все сошло, в душе стало светло.

Чтобы черные мысли в голове не вились, в воде растворились, водой смылись, солью четверговой поглотились. Затем положите на язык кристаллик четверговой соли и рассосите его.

…Однажды я оказалась в очереди к участковому врачу. Был сентябрь, отопление ещё не включили, и молоденькой докторше с длинной косой – видно, новоиспечённой выпускнице медицинского вуза – судя по всему, вконец надоело мёрзнуть в своём кабинете.

Выглянув в коридор и оценив длинный хвост очереди, она решительно скомандовала: «Заходим по двое!» Люди в недоумении переглянулись…

Заходили, действительно, по двое. Пока один смущённо раздевался за ширмой, второй ещё более смущённо что-то вполголоса бормотал юному созданию в белом халате о своих недугах.

Пары то и дело оказывались смешанными: мужчина и женщина. Доктор, однако, этого будто не замечала. «Один за ширму, второй на стул!» – не глядя на вошедших, командовала она, и пациенты понимали: они, такие живые и разные, значат для неё не более, чем эта ширма и этот стул…

…Что происходит с нашей медициной? Этот вопрос уже давно занимает не только пациентов и врачей, но и всё российское общество. Что происходит с отечественной медициной, если столь присущие ей когда-то понятия человечности и сострадания к больным для многих нынешних последователей Гиппократа – не более, чем анахронизм? Что происходит с российской медициной, если из неё всё больше вымывается то, что, по сути, составляло нравственную основу этой профессии – христианские заповеди, без которых врачевание души и тела, наверное, просто невозможно…

Об этом много говорили в сентябре 2011 года в Твери на Международном форуме «Этика и милосердие врачебного сообщества», в рамках которого состоялся Третий Всероссийский съезд православных врачей. Форум проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и был нацелен на то, чтобы объединить усилия докторов и духовенства ради той главной цели, которая сегодня волнует многих, – улучшение медицинской помощи в стране.

Одной из его участниц стала якутянка, терапевт Людмила НИКИТИНА, отдавшая медицине всю свою жизнь. Когда-то она закончила аспирантуру у профессора Т.И. Крыловой по детскому туберкулёзу, затем 17 лет работала в Кобяйском районе, а последние 15 лет возглавляла здравпункт «Газпрома».

«Сестричества – это великое дело…»

– Людмила Сергеевна, о чём шла речь на форуме?

– Это было грандиозное событие в жизни отечественной медицины. Начался форум с молебна в Воскресенском кафедральном соборе Твери, после чего тон дискуссии и работе всех многочисленных секций задало приветственное слово Патриарха: «С неизменным уважением относится Церковь к тем, кто, движимый милосердием, состраданием и любовью к ближним, помогает другим сохранять и восстанавливать телесную крепость. «Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его и от Вышнего врачевание», – учит нас Священное Писание. Но мы призваны заботиться не только о физическом благополучии тела – надо ясно понимать, что исцеление души так же важно, как и врачевание плоти…»

Работали шесть секций: «Вопросы этики, морали и деонтологии в современном обществе», «Семья, материнство и детство», «Биоэтические проблемы в педиатрии, акушерстве и гинекологии», «Роль православного врача в решении медико-социальных проблем», «Основные направления, формы и методы работы сестричества» и «Служение сестер милосердия». По сути дела, это были шесть площадок, где определялись точки соприкосновения медицины и Церкви, – то, где они могут сотрудничать во благо пациента…

– Например?

– Самый яркий – это православные сестричества. Дело для России относительно новое, хотя уже в 47-ми регионах страны они работают. В Санкт-Петербурге, к примеру, уже 10 лет, а руководит им доктор медицинских наук, профессор, кандидат богословия, протоиерей Сергей Филимонов.

– Кто входит в эти объединения, чем они занимаются?

– Сестры милосердия, в отличие от выпускниц медицинских училищ, прежде всего, люди Церкви, которые, помимо чисто медицинской миссии (этому в необходимом объёме их обучают тоже), исполняют ещё и катехизаторскую: готовят людей к крещению, исповеди, причащению, соборованию, могут просто поговорить о Боге… Поэтому в подготовке сестер обязательно участвует духовник, и такие группы чаще всего организуются при храмах.

Сестры, работающие в больницах, ухаживают за самыми тяжёлыми больными, престарелыми, людьми с психическими расстройствами. Тут помощь нужна даже не столько беспомощным телам, сколько душам. В идеале сестричество – это сплав духовной и профессиональной медицинской помощи больным.

– Как было бы здорово, если бы нечто подобное появилось и в Якутии…

– Насколько я знаю, у владыки Романа такие планы есть. Православные сестричества делают великое дело. На съезде нам показывали фильмы об их деятельности в России, Белоруссии, Украине, Казахстане и т.д. Меня особенно тронуло выступление заслуженного врача РФ, директора православного сестричества г. Новосибирска, М.П. Коротковой. У них работа идёт в четырёх направлениях: в больницах (уход за тяжелобольными людьми), патронажная служба (забота об инвалидах и престарелых), «Горячие кухни на колёсах», благотворительные аптеки.

«С именем Бога и всё для людей!»

– Людмила Сергеевна, Вы врач с огромным стажем. Объясните, пожалуйста, чем православный врач отличается от обычного? Ведь среди неверующих медиков тоже бывают настоящие подвижники своего дела, готовые ради больного на всё…

– Думаю, разница в том, что в центре жизни, в том числе профессиональной, у православного доктора находится Господь и всё в ней выстроено на заповедях Божьих. Потому и работа его начинается с молитвы, во время которой он просит у Господа помощи: перед операцией, перед сложной процедурой и т.д. Он знает, что лечит с помощью Христовой. И что перед ним – не просто случайный человек, а уникальное создание, сотворённое по образу Божию, нуждающееся в любви, за которое Господь спросит с врача. Заповедь Спасителя о любви к ближнему – вторая по значимости. Соблюдая её, православный врач никогда не обидит больного.

– Говорят, что более материалистичных людей, чем медики, найти невозможно. Хирурги держат человеческое сердце на ладони… Как при этом тому, кто всё привык поверять логикой, совместить веру в высшие силы и сугубый материализм?

– Это удаётся тогда, когда врач понимает, что Господь создал человека, а значит, и его самого. Когда он на практике убеждается, что не всё во власти науки, но всё во власти Бога.

Я думаю, что неверующих людей нет вообще. Человек всегда во что-то верит. Другое дело, во что и как? Так вот, если в центре жизни врача – Бог и заповеди Его, то это одно. А если – профессиональное эго, то сутью устремлений становится другое.

– Людмила Сергеевна, а как Вы сами пришли к вере?

– Меня вырастили дедушка с бабушкой. Дед, Николай Николаевич Стафиевский, образованный, интеллигентный человек, ещё в царское время закончил 1-й кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где преподавали Закон Божий. И меня всегда удивляло, когда он говорил: «Если тебя по одной щеке ударят, подставь другую». Я была комсомолкой и считала: если ударили, значит, надо дать сдачи!

Судьба у деда была сложная: сначала воевал под командованием Колчака, потом – под началом Тухачевского. Обоих, как известно, расстреляли, правда, каждого – по своим причинам… Дед оказался в Якутии, работал в районах, был замдиректора по хозяйственной части Пединститута, во время войны возглавил Якутский детдом, а в 1947 году стал заместителем председателя Президиума Якутской научно-исследовательской базы АН СССР. Но всё равно на нём постоянно висело клеймо «белый офицер».

Дед женился на местной женщине с тремя сыновьями, один из которых стал моим отцом, а потом они с бабушкой взяли ещё двух якутских сирот. Он был человек, которого во время многих испытаний поддерживала искренняя вера. О ней в семье много не говорилось, но все его поступки были основаны на вере. Дедушка воспитывал нас своим примером.

Помню, однажды в магазине вместо полкило конфет мне по ошибке взвесили полтора. Радостная, прибежала домой: «Дедушка, какое счастье!» А он говорит: «Ты подумала, что у продавца могут быть неприятности? Иди и отдай!» В то время на прилавках не было ничего – за пуншевыми конфетами полдня в очереди стояли… Для меня это был урок на всю жизнь. Бабушка могла меня побить, и я не плакала, но если дед говорил: «Милочка, мне стыдно за тебя!», становилось очень горько…

Трудно объяснить, как пришла к Богу сама. Наверное, вера, заложенная дедом, зрела постепенно. И в какой-то момент (мне тогда было 50 лет) я просто поняла: надо креститься.

– А в Вашей работе вера помогала?

– Я всегда любила больных и свою работу. И даже сейчас, выйдя на пенсию, не оставляю её. Вернее, работа сама находит меня: то в монастыре, то в храме, то с больными бабушками-прихожанками… Чувствую, что это моё, что все мы тут родные, и считаю своим долгом помочь каждому, кто ко мне обратился…

– Тогда спрошу так: чем отличается просто хороший, но неверующий врач, от верующего, который в каждом больном должен видеть образ Бога?

– И неверующий врач может быть очень хорошим специалистом и человеком. Просто у христианина совершенно другая мера ответственности – он живёт перед Богом. Вот почему идёт по зову больного и вечером, и ночью. Он знает, что делает это не для себя и даже не для больного – ради Бога! И лечит он не только тело, но ещё и душу. Разумеется, тогда, когда больной готов его слышать…

На съезде я узнала о замечательной женщине, княгине Бакуниной. Во время Крымской войны 1855-1856 годов она организовала курсы милосердия, сама подготовила людей и вместе с ними поехала на войну. Там она познакомилась с великим хирургом Пироговым, с которым они стали большими друзьями.

25 лет назад Русской Православной Церкви была передана одна из старейших московских больниц ― Пятая городская. Сегодня она носит название больницы святителя Алексия, митрополита Московского. О том, как работает крупнейшая в России церковная клиника, зачем она нужна и кто получает помощь в церковном стационаре, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал главный врач и директор учреждения А.Ю. Заров.

― Алексей Юрьевич, ровно 25 лет назад было принято решение об организации на базе Пятой городской больницы первой в постсоветской России церковной клиники. Насколько правильным было решение передать такое серьезное медучреждение Церкви, и в чем особенности церковной больницы?

― Церковь в России на протяжении многих веков заботилась не только о духовном, но и о телесном здоровье человека. Практически сразу же с принятием христианства на Руси появились первые церковные социальные учреждения. Монастыри, приходы кормили голодных, нищих, при монастырях строились богадельни, больницы. Эта деятельность продолжалась веками. В советские годы такого уже не было: Церкви просто запретили заниматься благотворительностью.

Сегодня наша больница не только многопрофильное современное медицинское учреждение, но и, благодаря открытию паллиативного отделения, наследница традиций милосердия купцов Медведниковых ― основателей будущей больницы святителя Алексия. Именно они в конце XIX века решили построить больницу для неизлечимых больных и при ней богадельню на 60 коек.

Наверное, одна из основных наших особенностей ― сочетание высокопрофессиональной медицинской и духовной помощи. Ведь невозможно вылечить тело, не исцелив душу. В нашей церковной больнице мы лечим и тело, и душу.

― А кто проходит у вас лечение? Только православные?

― Когда больница была создана, она предназначалась «для людей христианского вероисповедания», так завещали создатели больницы купцы Медведниковы и Рахмановы. В советское время больница, естественно, потеряла такую направленность. Сейчас, после ее передачи Церкви, безусловно, основная часть пациентов ― люди православные. Но мы также принимаем всех, независимо от вероисповедания. У нас много и атеистов, причем многие из них принимают святое Крещение прямо здесь ― порядка 60 человек в год крестятся. Недавно был такой удивительный случай в паллиативном отделении. Поступил дедушка, хоть и крещенный в детстве, но всю жизнь прожил атеистом. Вся семья его пришла к вере, зять даже стал священником. А он никак. Все очень за него молились, две внучки постоянно находились рядом с ним. Жить этому дедушке оставалось несколько дней. И, наконец, он согласился исповедаться и причаститься, причем неожиданно для всех и твердо: так же твердо, как он стоял всю жизнь на своих атеистических идеалах. Исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, в тот же день дедушка мирно отошел ко Господу.


― Что изменилось в больнице за последние годы?

― В 2005 году больницу передали под управление в то время еще протоиерею Аркадию Шатову (ныне епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон). Благодаря ему начался особый подъем и возрождение церковной жизни в больнице. Владыка Пантелеимон, будучи духовником Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и сестричества, смог весь этот потенциал привлечь в больницу, возродилась патронажная служба.

Важным моментом в жизни больницы стало получение финансирования, за счет чего удалось провести серьезную реконструкцию и модернизацию больницы, восстановить конкурентоспособность по отношению к другим медучреждениям Москвы.

Все эти события и изменения утвердили нас в том, что решение передать больницу Церкви было правильным. Еще одним удивительным доказательством стало то, что паллиативное отделение, которое открылось в 2016 году, нам удалось организовать в том же корпусе и на том же месте, где более 100 лет назад была богадельня, и получилось такое же количество коек, какое было заложено создателями больницы купцами Медведниковыми ― 60.

― Как ведется финансирование больницы?

― Клиника имеет несколько источников финансирования. На протяжении всех 25 лет с момента передачи больницы Церкви не прекращается поддержка учредителя больницы ― Московской Патриархии. Значительную часть финансирования мы получаем по системе обязательного медицинского страхования. Паллиативная помощь частично финансируется из федерального бюджета. Но для многопрофильного современного медицинского комплекса, которым больница стала за эти годы, этого недостаточно. Для полноценного функционирования и развития больница нуждается в благотворительных средствах, так как является некоммерческой организацией и оказывает все медицинские услуги бесплатно для пациентов. Мы разрабатываем благотворительные программы и мероприятия для поддержки больницы. Например, для поддержки паллиативного отделения у нас действует программа «именных коек», аналог дореволюционных программ финансирования меценатами одной или нескольких коек. Некий благотворитель оплачивает одну или несколько коек, и любой пациент с тяжелым неизлечимым диагнозом, который попадает на эту именную койку, автоматически становится опекаемым.

― Больница ― это не только пациенты, но и сотрудники. Кто трудится в ней?

― У нас около 500 сотрудников. Мы приглашаем опытных профессиональных врачей и медсестер, постоянно обучаем и повышаем их квалификацию. Сейчас в ЦКБ святителя Алексия трудятся 9 докторов и 19 кандидатов медицинских наук, 9 профессоров и 7 доцентов. 113 врачей и медсестер имеют высшую и первую квалификационные категории.

Конечно, особое внимание мы уделяем заботливому и внимательному отношению медсестер к пациентам. У нас есть своя патронажная служба.

В марте этого года к нам приезжала делегация Всемирной организации здравоохранения и отметила высокую квалификацию не только врачей, но и медсестер. Особенно коллеги из Минздрава и ВОЗ отметили работу паллиативного отделения, которое, несмотря на то, что существует меньше года, уже находится на очень высоком уровне и не уступает паллиативным отделениям крупнейших российских и зарубежных клиник, которые функционируют на протяжении нескольких лет.