Как накачать

Кого будут выводить из тени. Как вывести бизнес из тени? Опыт регионов по выведению бизнеса из тени

Работа по выявлению случаев неформальной занятости в Коми дает результаты

Работодатели, имеющие неоформленные отношения с работниками, не должны участвовать в госзакупках. Такое предложение озвучил начальник регионального управления занятости министерства труда, занятости и социальной защиты Александр Хохлов на заседании комиссии устойчивого развития экономики и социальной стабильности республики.

Неформальная занятость, которую практикуют некоторые работодатели, наносит заметный удар по экономике республики. Это и недопоступление отчислений в Пенсионный фонд и налоговые органы, и необоснованная нагрузка на бюджет за счет выплаты социальных пособий гражданам, которые получают заработную плату в конвертах и по сути не являются малоимущими, но доказать это бывает сложно. По официальным данным Росстата, численность занятых в неформальном секторе в 2015 году к общей численности работающего населения в Коми составляла 16 процентов. Для сравнения: по Российской Федерации эта цифра составила 20,5 процента, по Северо-Западу – 13,7 процента.

Чтобы вывести бизнес из тени и противодействовать неформальной занятости, в 2016 году в Коми была создана межведомственная рабочая группа. Результаты работы межведомственной группы ежедекадно формируются в виде мониторинга по снижению неформальной занятости в информационной системе Роструда АИС «Легализация». Аналогичные группы по легализации неформальных трудовых отношений созданы во всех 20 муниципалитетах республики. В состав рабочих групп входят представители контрольно-надзорных органов, что позволяет решать вопросы комплексно. В течение минувшего года было проведено 159 заседаний территориальных рабочих групп, на которые приглашались работодатели, практикующие неофициальное трудоустройство. Было заслушано 747 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума.

Результат от этих встреч не замедлил сказаться как на зарплате работников, так и на поступлениях в бюджет. Из 747 работодателей 571 повысил заработную плату своим работникам до прожиточного минимума и выше. В результате повышения заработной платы дополнительно в бюджет поступило четыре миллиона рублей, в том числе в республиканский бюджет – 2,3 миллиона. Заключением трудового договора не завершается процесс легализации доходов, необходимо, чтобы на тех работников, с которыми в ходе проведенной работы были заключены трудовые договоры, работодатели стали осуществлять перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Соответственно должны увеличиться суммы поступающих взносов в Пенсионный фонд. За 2015 год сумма страховых взносов, начисленных и поступивших в бюджет Пенсионного фонда по Республике Коми по заключенным договорам с работниками, составила 26,6 млн. рублей. За 2016 год без учета четвертого квартала – 91,3 млн. рублей.

Наибольшая численность занятых в неформальном секторе наблюдается сегодня в таких отраслях, как строительство, торговля, ремонт автотранспортных средств, ЖКХ, оказание услуг, сельское хозяйство. Люди соглашаются на работу без оформления трудовой книжки и тем самым лишают себя всякой защиты от противозаконных действий работодателя. В случае потери работы, утраты трудоспособности или рождения ребенка они не могут претендовать ни на какие социальные гарантии. Не оформляя работника официально, работодатель лишает его пенсионного обеспечения: период работы без оформления не будет включен в трудовой стаж. Кроме того, гражданин, трудоустроенный неофициально, не имеет права получить банковский кредит.

Поскольку без помощи самих граждан сложно бывает выявить работодателей, нарушающих трудовые законы, была организована горячая линия, куда можно позвонить и сообщить о фактах неоформления трудовых отношений или конвертных выплатах зарплаты.

Отдельно Александр Хохлов остановился на категории людей, которые своими действиями тоже наносят урон бюджету. Это так называемые профессиональные безработные, которые знакомы всем специалистам центров занятости. С небольшими перерывами они могут годами состоять на учете по безработице в центрах занятости и получать пособие. Поскольку это специфическая проблема, требующая особого внимания, в состав муниципальных рабочих групп были включены представители центров занятости на местах. Сотрудники ЦЗН проводят работу по выявлению фактов незаконного получения пособия по безработице.

За январь-декабрь 2016 года рассмотрено 4924 дела безработных граждан. В результате выявлено 139 фактов нарушений. В частности, 70 человек из этого числа скрывали факты трудоустройства или назначения им пенсии и продолжали получать пособие, хотя по закону уже не имели на это права. Еще 64 человека скрыли факт своей занятости, то есть на деле они неофициально работали и одновременно имели статус и льготы безработного. Еще пять человек представили в центры занятости справки о средней заработной плате, не соответствующей действительности. Таким образом, общая сумма незаконно полученных средств составила 590,1 тысячи рублей. Возвращено государству более 450 тысяч рублей.

Как рассказал Александр Хохлов, одной из самых обсуждаемых бизнес-тем в последнее время стал патент для самозанятых граждан. Новую льготную систему налогообложения и регистрации бизнеса в стране ввели в 2016 году. Власти планируют, что таким образом выведут из тени несколько миллионов экономически активных людей, которые работали в теневом бизнесе.

Люди в той или иной мере сталкиваются с неформальной занятостью, когда являются получателями различных услуг, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще со времен СССР сохранилась практика неофициального расчета с сантехником или штукатуром. Однако доктор экономических наук, доцент Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук Лариса Попова предостерегает от карательных мер по отношению к гражданам, оказывающим лично такие услуги. Поскольку пока есть спрос, существует и предложение. Зачастую люди, дающие объявления в газетах, обеспечивают большую доступность услуг на рынке, но при этом оформить для них патент на их работу за 7200 рублей в среднем – разумная альтернатива регистрации предпринимательской деятельности и возможность легализации своего положения. Очень важно менять отношение граждан к подобной практике неофициальных расчетов напрямую, «мимо кассы».

21 сентября 2016 года президент России Владимир Путин сделал заявление, что самозанятых граждан на два года надо освободить от уплаты налогов и обязательных взносов, чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы, чтобы это не было для них обременительно. Есть классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом предусмотрено применение патентной системы налогообложения. Также там выложен образец заявления на получение патента.

Подводя итоги сказанному, Александр Хохлов отметил, что для борьбы с неформальной занятостью должны быть приняты определенные меры со стороны государства. Кроме того, что недобросовестные работодатели не должны участвовать в госзакупках, необходимо также воспрепятствовать выплате зарплат в конвертах – ограничить оборот наличных денег и перейти к электронным способам расчета работодателя с работниками. Чтобы вовлечь работника в легализацию занятости, требуется создание института регистрации трудовых отношений. К примеру, ввести обязательную регистрацию трудовых договоров в органах местного самоуправления. Кроме того, Рострудом будет организована работа по ведению электронных трудовых книжек и реестра трудовых договоров.

Агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Владимир Путин потребовал от государственных чиновников обеспечить вывод 30 млн. россиян из теневой экономики. Какие препятствия и побочные эффекты таит в себе борьба с гаражной экономикой?

Пару недель назад агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Владимир Путин потребовал от государственных чиновников обеспечить вывод 30 млн. россиян из теневой экономики. Это произошло на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Вероятно, это один из целевых посылов, которые президент планирует реализовать в ближайшие годы. Примерно такой же - как создание 25 млн. рабочих мест. (Где они?). А если так, то за исполнение данного поручения чиновники возьмутся серьёзно. Нет никакого сомнения в том, что уклонение от уплаты налогов является угрозой экономической безопасности и должно пресекаться. Однако какие препятствия и побочные эффекты таит в себе борьба с теневой экономикой?

НЕВИДИМАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Существенная доля российского бизнеса находится в тени, чтобы платить меньше налогов. Стоит оговориться, что в данном случае речь идёт о некриминальной части теневой экономики - то есть о так называемой серой (ненаблюдаемой) экономике.

Сюда относятся в принципе законные экономические операции, масштаб которых занижается с целью уклонения от уплаты налогов. В более широкое определение теневой экономики входит и криминальный бизнес - наркоторговля, торговля оружием, людьми, контрабанда и т. д.

Рос т теневой экономики в России ускорился с начала текущего кризиса. С января по сентябрь 2014 года в теневой экономике стало работать на 1,5 млн человек больше. Их численность достигла 14,9 млн. А с ноября 2014 года по февраль 2015 года неформальная занятость уже увеличилась до 17–18 млн человек. Каждый пятый работник из числа занятого населения трудоустроен в неформальном секторе. С учетом тех, кто получает часть зарплаты в конвертах, теневая занятость может доходить до 40%.

Влияет ли на этот процесс экстремистская либеральная догматика? Безусловно.

Весь теневой сектор занятости можно условно разделить на две части: это 1) фирмы, для которых сокрытие налогооблагаемой базы является единственным условием выживания , и 2) фирмы, которые легко могли бы прожить и без ухода в тень.

ЖИЗНЬ В ТЕНИ


Есть и другой сектор теневого бизнеса - малый бизнес, который едва сводит концы с концами и вряд ли смог бы существовать, полностью уплачивая налоги. Вывод такого бизнеса из тени равносилен его банкротству и ликвидации.

И зависит это, прежде всего от экономических условий для деятельности, созданных властью. Безумные кредитные ставки, прежде всего. Такой бизнес не приносит доходов в бюджет, однако он решает важнейшую задачу - обеспечивает самозанятость населения. В противном случае люди попросту оказались бы на бирже труда, и государству пришлось бы выплачивать им пособия.

Кроме того, малый бизнес способствует росту ВВП (через мультиплицированное воздействие на экономику) и поддерживает рыночную конкуренцию. Причем требовать от него экспортной конкурентоспособности, способности исполнять госзаказ (о чем разглагольствует правительство Медведева) - верх экономической глупости. Этот сегмент малого бизнеса очень чувствителен к налоговому давлению. Вряд ли может быть иначе, когда прибыли едва достигают уровня средней зарплаты по стране, а рентабельность исчисляется считанными процентами.

Мы уже видели результат неразумного регулирования налогообложения малого бизнеса, когда в 2013 году были почти вдвое повышены обязательные взносы для индивидуальных предпринимателей. В результате за два года закрылись более 600 тысяч ИП. Кто-то ушёл в тень, кто-то прекратил заниматься бизнесом. Правительство сделало это своими руками. Зачем?

Уход в тень для такого бизнеса является не проявлением жадности, а формой компенсации недостаточной государственной поддержки и повышенных издержек в виде процентных ставок по кредитам (рис. 1).



Рис. 1. Результаты опроса, проведённого Центром научной политической мысли и идеологии в ходе «Российского бизнес-собрания по проблеме денежно-кредитной политики» 10 марта 2016 года. Респондентам предложили н азвать наиболее значимые проблемы российского бизнеса. На рисунке отражен % респондентов, назвавших соответствующую проблему.

Таким образом, в рамках теневой экономики выделяется два сектора, воздействие на которые в рамках политики по выводу из тени должно принципиально отличаться. Реально доходные виды бизнеса, активно эксплуатирующие наёмный персонал, должны в полной мере выводиться из тени. Необходимо заставить их добросовестно платить налоги и соблюдать права своих работников.

Что же касается малого бизнеса, балансирующего на грани рентабельности, то налоговая нагрузка на него, напротив, должна быть максимально снижена законодательно. Главное: должна поменяться денежно-кредитная политика, ставка кредита. Но это сродни тому, что правительству и президенту нужно было бы сменить веру, что ли. Монетаризм похоже у них в крови. А перелить кровь пока общество и политический процесс не в состоянии. Одновременно необходимо максимально упростить административные процедуры его регулирования.

Всё это позволит увеличить численность малого бизнеса. В случае эффективного вывода из тени крупных налогоплательщиков потери от снижения налоговой нагрузки на малый бизнес будут полностью скомпенсированы. А общеэкономический эффект от роста малого бизнеса будет ещё существеннее. Однако насколько легко реализовать такой сценарий в России?

ЭКОНОМИКА ИЗ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ СЛОЕВ

Одна из ключевых проблем российского государственного управления последних двух десятилетий заключается в отсутствии верховенства закона. Правовое регулирование является фрагментарным и непоследовательным. Изъеденное коррупцией государство не в состоянии добиться того, чтобы закон был одинаков для всех. Самые сильные игроки имеют статус неприкосновенности в то время, как слабые сполна несут ответственность за неисполнение закона.

Так и в случае с выводом экономики из тени. Вряд ли налоговые органы смогут приструнить крупных бизнесменов, прочно встроенных в систему высокопоставленного лоббирования и крышевания. А отдуваться за всех, весьма вероятно, придётся малому бизнесу. Распоряжение-то есть! Вот и будут выводить народ из тени. По традиции. «А ну выходи из тени! Шаг влево, шаг вправо считается побегом! ».

Такое безалаберное выполнение изначально грамотных задумок мы видели уже не раз. Это и майские указы, превращённые в массовые увольнения бюджетников вместо поднятия их зарплат. И законы о госзакупках, в результате которых возросла волокита, и снизилось качество, но так и не была искоренена коррупция. И развитие, вместо которого кризис за кризисом. И многое другое.

Коррупция и отсутствие нормального правосознания существенно снижают эффективность любого крупного государственного начинания в современной России. Есть опасность, что не станет исключением и выведение экономики из тени. Если политика по борьбе с тенью будет несбалансированной, под ударом рискует оказаться малый бизнес.

Около трети российских малых и средних предпринимателей работают в сфере теневой экономики, не регистрируя свои предприятия или не платя налоги. Такие данные озвучил на форуме в Сочи президент Сбербанка Герман Греф. Вопрос о том, как вывести предприятия из "тени", обсуждался во время дискуссии на площадке форума "Легко ли быть предпринимателем? Взгляд бизнеса и власти".

В начале панельной сессии Герман Греф назвал ТОП-5 проблем, которые, по мнению российских предпринимателей, являются главными при открытии бизнеса. Ими оказались высокие налоги и разные не налоговые отчисления, нехватка квалифицированных кадров, необходимость сотрудничать с предприятиями теневого сектора и проверки фискальных органов.

Во время дискуссии организаторы постарались предоставить слово действующим предпринимателям, которые рассказали о тех проблемах, с которыми они сталкиваются, а затем дали ответное выступление представителям властных органов. Главной целью было создать возможность обеим сторонам услышать друг другу.

Сейчас часто приходится слышать о том, что давление контролирующих органов на предпринимателей стало немного меньше. На практике я мы не чувствуем этого, - рассказал генеральный директор "Логасофт" и учредитель еще 20-ти различных компаний, работающих в IT-сфере, Алексей Логанцов. - Приведу пример: с помощью контрольно-надзорных органов заказчик проверяет исполнителя, который является поставщиком продуктов питания. Контроллеры выясняют, что при промывке куриных яиц (перед приготовлением) с них исчезает штамп о годности санэпиднормам. И на основании этого - что смывается этот штамп - с поставщиком продуктов разрывают госконтракт. Или еще один пример: сотрудники ФНС не застают меня в офисе моей компании и на основании этого блокируют счета в банке. А мне надо зарплату платить сотрудникам именно в этот день.

Действительно, мы провели опрос среди 55 тысяч предпринимателей с целью выяснить проблемы, которые больше всего мешают им в ведении бизнеса, - сказал во время дискуссии министр "Открытого правительства" Михаил Абызов. - 65 процентов респондентов называли самыми большими проблемами часто меняющиеся правила игры со стороны проверяющих органов. 1/3 опрошенных наибольшей проблемой назвало коррупцию и еще 1/3 - коррупцию. Изменить сложившуюся ситуацию можно только при пересмотре всех устаревших норм и правил, которым обязуются следовать предприниматели. Мы хотим перейти на другую ментальность госконтролеров при проверках. Контролер - это не палач бизнеса, а помощник при создании безопасной системы работы.

Заместитель председателя ФНС Даниил Егоров, выступая на дискуссии, в свою очередь, поблагодарил предпринимателей и сказал, что фискальных служб информация о некорректной работе контроллеров - возможность исправить ошибки, возможность обновления. По его мнению, реальности российской экономики часто далеко опережают представления о грамотном и цивилизованном надзоре за предприятиями. Например, если один и тот же бизнесмен является учредителем 20-ти компаний, то его можно идентифицировать как группу, которая занимается "отмыванием денег". Должно пройти время, чтобы такие вещи перестали считаться аномалиями.

В России почти четверть трудоспособного населения зарабатывает деньги нелегально. Для государства эти самозанятые граждане - прежде всего потеря налогов и пенсионных отчислений, даже если производят они качественный продукт или услугу. «Лента.ру» вместе с аналитиками рассуждает о том, как их легализовать и возможно ли это вообще.

Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов предложил создать «институт самозанятых» для развития малого бизнеса в России, который, по его оценке, сейчас представляют около 22 миллионов граждан страны. «Доля малого бизнеса в России - менее 20 процентов, - приводит его слова ТАСС. - Это очень низкий показатель на мировой арене. Около 22 миллионов россиян являются незарегистрированными предпринимателями, то есть не платят налоги, пенсионные отчисления. Необходимо легализовать их бизнес, для чего нужно создавать институт самозанятых».

Также он предложил упростить процедуру регистрации малого бизнеса для этой категории предпринимателей, свести ее к системе «одного окна», с минимальным платежом в социальные фонды.

Назад в СССР

По сути, уполномоченный по правам предпринимателей ничего нового не сказал: проблема легализации самозанятого трудоспособного населения страны - давняя головная боль властей. «У нас только 48 миллионов человек находятся в чистом, понятном, прозрачном рынке, уплачивают все взносы, налоги. Вместе с тем численность людей в трудоспособном возрасте - 75 миллионов», - говорила в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер РФ Ольга Голодец в середине прошлого года.

Роструд, размышляя над тем, как снизить нелегальную занятость, даже рассматривал идею введения налога на тунеядство - обязательного социального платежа для официально нетрудоустроенных граждан, за исключением льготных категорий.

Фото: Сергей Бобылев / «Коммерсантъ»

По мнению экспертов, институт самозанятых давно сформировался, продолжает развиваться по мере роста числа граждан, работающих без оформления трудового договора и регистрации юридического лица. Беда в том, что законодательство зачастую не идет в ногу со временем.

«По сути, с точки зрения Трудового кодекса и налогового законодательства данная деятельность зачастую осуществляется с очевидными нарушениями законодательных норм», - говорит руководитель практики разрешения споров компании «Горизонт Капитал» Василий Ицков. Причины тому, по его мнению, следующие. Во-первых, в России, да и во всем мире, законодательство развивается с отставанием от экономики и общества, и зачастую новые реалии, например фриланс, им не учитываются и практически никак не регулируются. Во-вторых, сам институт самозанятости формируется совершенно стихийно под воздействием макроэкономических, социальных и технических факторов, таких как рост безработицы, повышение мобильности кадров, спроса на специальности, допускающих возможность проектной и удаленной работы.

«По аналогии с малым и средним бизнесом, который в новейшей истории России (а тогда еще СССР) был для общества и экономики новым явлением, фриланс и самозанятость на определенном этапе своего развития в любом случае приведут к изменениям законодательной базы в сфере оформления трудовых отношений и налогообложения. Это неизбежно, - считает Василий Ицков. - Учитывая, что сейчас об этом говорят все чаще, а число самозанятых граждан растет, можно сделать вывод о том, что такой момент наступил».

Одним из ключевых векторов развития такого института может послужить патентное право с участием СРО в каждой отрасли, либо это будет унификация фрилансеров и других категорий самозанятых граждан с теми, кто работает по официальному договору, либо индивидуальными предпринимателями, комментирует предложение бизнес-омбудсмена генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Так или иначе, говорит он, институт должен включать в себя несколько подгрупп по роду деятельности и работать на нескольких общих для всех категорий правовых и организационных принципах.

Национальные особенности

Самозанятость весьма распространена за рубежом, рассказывает профессор кафедры налогового и финансового права Финансового университета при правительстве РФ, заслуженный юрист России Иван Соловьев. Большинство самозанятых граждан, по его мнению, и в России на какой-то разумной консенсусной основе урегулировали бы свои взаимоотношения с государством в лице налоговых, пенсионных и иных органов. При наличии некоторых стимулов для этого.

Однако у российского малого бизнеса есть и свои характерные черты, на которые следует ориентироваться законодательству. Главная особенность малого бизнеса в России (а это касается и самозанятых граждан) - его структура, уверен Александр Шустов. «Исторически сложилось так, что свыше 90 процентов субъектов МСБ задействованы в сфере розничной и мелкооптовой торговли. И если раньше это были собственники небольших магазинчиков, ларьков и павильонов на рынке, то сейчас речь, как правило, идет об интернет-торговле», - говорит он.

Относительно благополучно, по мнению эксперта, малый бизнес себя чувствует в сфере кустарного производства, то есть изготовления товаров по заказу в небольших объемах. А вот в области высоких технологий и производства товаров с высокой добавленной стоимостью, увы, в России, в отличие от стран ЕС и США, малый бизнес практически не задействован. Во многом, считает Александр Шустов, это объясняется слабым развитием института грантов, позволяющих субъектам МСБ получать адресные инвестиции и участвовать в реализации крупных проектов. «Система тендеров несколько облегчила доступ для МСБ к крупным заказам, но не смогла переломить ситуацию. Ведущую роль в экономике по-прежнему играют крупнейшие компании», - объясняет он.

Не менее важная проблема, особенно сейчас, в условиях кризиса, - нежелание банков развивать кредитование МСБ. По итогам прошлого года, портфель кредитов малому бизнесу в банковской системе практически не изменился - 5 триллионов рублей. При этом ставки в ряде крупных банков достигают 20 процентов годовых. Понятно, что в такой ситуации достаточно сложно говорить о развитии бизнеса, констатирует эксперт.

Кнутом и пряником

Убедить самозанятых граждан заявить о себе и тем самым вывести из тени значительный сектор экономики, который продолжает расти по мере усугубления ситуации на рынке труда, можно, считают специалисты. Для этого есть проверенные способы «кнута и пряника».

«Кнутом», по мнению Александра Шустова, может стать ужесточение ответственности самозанятых граждан, а также юридических лиц, пользующихся их услугами, при нарушении законодательства в сфере налогообложения. Давление на самозанятых граждан может оказать и принятие закона о декларировании расходов человека за отчетный период, выдача и продление загранпаспортов (ограничения на выезд за границу), а также мораторий на крупные покупки и услуги (финансовые организации уже отслеживают транзакции на предмет признаков легализации доходов, полученных преступным путем).

Выбор «пряников» более разнообразен. Получение патента на год без оформления статуса ИП с возможностью продления. Упрощенная система регистрации этого патента, система «одного окна» и минимальные платежи в социальные фонды (ниже, чем у ИП и юрлиц). Тогда люди активнее начнут выходить из тени, и если бизнес у них пойдет, они впоследствии перерегистрируются в ИП или юрлицо, уверен партнер компании «Деловой фарватер», руководитель направления по защите прав предпринимателей независимого экспертного центра «Общественная Дума» Сергей Варламов.

Несмотря на усилия государства регистрация бизнеса остается достаточно сложным и хлопотным процессом, особенно для неподготовленного человека, что подтверждает развитый рынок посреднических услуг, отмечает Александр Шустов. Налоговая отчетность, даже при использовании так называемой «упрощенки», тоже весьма трудоемкий и времязатратный для малого бизнеса процесс, констатирует эксперт. По его мнению, граждане должны получать комплекс услуг, соответствующий их взносам в бюджет государства. В некоторых банках сейчас действует пилотный проект, позволяющий с согласия гражданина запросить из ПФР информацию о доходах.

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

«Тут главное - установить для самозанятых минимальные налоги и взносы, сделать патент финансово доступным и обеспечить максимально простую регистрацию. Тогда люди будут заинтересованы вести бизнес легально». Проблема, по словам Сергея Варламова, в том, что многие самозанятые граждане сейчас не регистрируются из-за высокого налогового бремени и множества административных барьеров (процедура регистрации длительная и сложная). При этом большинство самозанятых - это фрилансеры, а доход у этой категории работающих нестабилен и не всегда высок, поэтому регистрироваться им финансово невыгодно.

Необходимо сокращать административные барьеры на пути ведения бизнеса, снижать уровень коррупции, активнее бороться с «закошмариванием» бизнеса, считает представитель «Общественной думы». Кроме того, необходимы изменения и в судебной системе, поскольку длительные судебные процессы и неудовлетворительная работа приставов приводят к финансовым убыткам и, как следствие, нежеланию регистрировать бизнес. «Предприниматели знают, что официальная регистрация и уплата значительных налогов далеко не всегда гарантируют судебную защиту их прав и интересов, а значит, особого смысла в регистрации нет», - объясняет Варламов.

Не менее важна помощь малому бизнесу и в поиске источников фондирования - это программы поддержки и кредитования, увеличение, а не сокращение государственных отчислений в них. Сейчас же малому бизнесу сложно добыть финансирование, а банки постоянно ужесточают условия кредитования.

По мнению Варламова, следует больше привлекать малый бизнес к госзаказам, создавая тем самым спрос на их товары и услуги. Было бы полезно, например, привлекать малый бизнес к проектам государственно-частного партнерства. Пока же доступ малого бизнеса к госзаказам существенно ограничен.

Одним из самых очевидных и простых способов легализации и выхода из тени самозанятых граждан является введение обязательств по регистрации наравне с индивидуальными предпринимателями в силу наличия схожих признаков в структуре их бизнеса и рода деятельности, считает Василий Ицков. Однако это было бы не совсем верно, учитывая, что, в отличие от субъектов МСБ, модель самозанятости не предполагает наличия системы непрерывной работы бизнеса и расходов - по сути своей это сдельная проектная работа, не предполагающая постоянного движения денежных средств. Второй и наиболее вероятный сценарий - это обязать самозанятых граждан вступать в СРО. При этом даже не придется вносить существенных изменений в действующий закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Помогут ли все эти меры легализовать незарегистрированных предпринимателей? Отчасти да, считают эксперты. Но целью этих мероприятий должна стать в первую очередь поддержка самозанятых граждан. Государство должно помогать и развивать институт так называемого «домашнего бизнеса», считает адвокат Люберецкой коллегии адвокатов Светлана Бурцева. «Однако, - добавляет она, - в нашей стране любые изменения и нововведения направлены только на пополнение бюджета. Так что введение института самозанятых с целью сбора налогов вряд ли поможет легализовать незарегистрированных предпринимателей, потому что в таком случае им нет смысла выходить из тени».

Ужесточение налогового администрирования, сокращение и резкое удорожание рынка «наличных денег», активное участие МВД в налоговых проверках наводят многих предпринимателей на мысль – а не отказаться ли от сомнительных схем и не начать ли платить все налоги.

Вы составляли честь теневой экономики России, если пользовались услугами «серых» или «черных» контор, которые только рисовали документы, а услуги реально не оказывали. Если вы часть зарплаты выдавали в конверте. Если вы не показывали всю выручку в отчетности. В общем, вы были «в тени», если уменьшали налоговые платежи незаконными методами.

Предположим, что вы решили с понедельника, ну или с 1 февраля начать новую жизнь, а именно – платить все установленные государством налоги.

Как долго вас будут преследовать «грехи прошлой жизни»

Налоговая ответственность

Налоговая проверка может быть проведена за три календарных года, предшествующих году назначения проверки. То есть, если налоговая проверка будет назначена на декабрь 2018 года, то в период проверки попадут 2015, 2016, 2017 года деятельности.

Срок давности для привлечения к налоговой ответственности составляет три года.

Уголовная ответственность

А вот если при занижении налогов имел место сговор лиц (например, директор и главный бухгалтер – это уже группа лиц) или вы не уплатили налогов в особо крупном размере, то вступает в права уголовная ответственность, по которой уже срок давности составляет 10 лет.

Значит, в течение 10 лет с момента совершения правонарушения государство вправе предъявить вам обвинения по статьям Уголовного Кодекса.
Особо крупный размер – это более 15 миллионов рублей неуплаченных налогов за три года.

Следственные органы могут возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях не только по материалам, представленным налоговыми органами. Получается, что уголовное дело может быть возбуждено и по тем периодам, которые в период налоговой проверки уже не входят.

Как избавиться от «проблемного» ООО

Итак, вы решили, что пора начать новую жизнь и не хотите при этом переживать следующие 10 лет о том, увидит ли следователь признаки преступления в вашей прошлой деятельности или «повезёт»…. Другими словами, вы хотите избавиться от проблемного ООО. Какие есть варианты?

Ликвидация

Ликвидация юридического лица – процедура понятная, но долгая. Вы должны погасить все задолженности, зарегистрировать решение о ликвидации, сделать объявление в печати, составить промежуточный и ликвидационный баланс и... пройти налоговую проверку!

Реорганизация

Можно ликвидировать юридическое лицо путем присоединения к другой компании. Такие операции сейчас на особом контроле в налоговом органе – все участники процесса вызываются в налоговую, и если нет разумной цели данной реорганизации, то в регистрации реорганизации налоговый орган может отказать.

Продажа доли в ООО «специальным» людям

Все изменения в состав учредителей проводит сейчас нотариус. Вы должны привести «внятного и разумного» покупателя вашей доли в проблемном ООО.

Кроме того, всегда есть риск, что лицо, которому вы продали долю, на допросе скажет, что целью сделки было не приобретение юридического лица, а получение им пяти тысяч рублей. И тогда органы внутренних дел могут применить статьи 173.1 и 173.2 УК РФ, в которых говорится об использовании подставных лиц для внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Получается избавиться от компании сегодня совсем и совсем непросто. И пока вы размышляете о том, как вести бизнес, вы ежеквартально, начиная с 2015 года сдаете данные в налоговую о том, у кого вы купили ТМЦ и кому продали. И эта информация будет храниться в налоговом органе неопределенное количество лет.

Таким образом, простых и легких путей устранения рисков нет. Необходимо знать об этом, взвешивать риски при осуществлении деятельности, а при необходимости .