Диеты

Когда у ребенка терморегуляция. Терморегуляция у новорожденных

Система терморегуляции у недоношенных детей крайне несовершенна: они быстро охлаждаются и также быстро перегреваются. Температура тела у них целиком зависит от температуры окружающего воздуха, и только создание индивидуального микроклимата позволяет поддерживать ее на нормальном уровне.

Охлаждение . Предрасположенность недоношенных детей к охлаждению объясняется следующим образом: плохое развитие подкожного жирового слоя и большая поверхность тела по отношению к собственному весу способствуют повышенной теплоотдаче. Наряду с этим у недоношенных детей отмечается пониженная продукция тепла, обусловленная недостаточностью окислительных процессов, малой активностью мышц и недостаточной калорийностью пищи, которую они получают в первые недели жизни.

Сочетание повышенной теплоотдачи с пониженной теплопродукцией предрасполагает недоношенных детей к охлаждению. Непосредственной же причиной охлаждения являются дефекты ухода.

Особенно быстро охлаждаются глубоко недоношенные дети. Достаточно распеленать такого ребенка при обычной комнатной температуре, как он уже через несколько минут станет холодным. Охлаждение заметно ухудшает состояние детей и часто способствует возникновению у них пневмонии. На этом фоне у глубоко недоношенных нередко появляются приступы асфиксии. Значительное охлаждение может явиться одной из причин склередемы.

Профилактике охлаждения и согреванию недоношенных детей должно придаваться самое серьезное внимание.

Перегревание . Излишнее согревание недоношенных детей довольно легко приводит к их перегреванию. Механизм перегревания обусловлен несовершенством терморегуляционного центра, недостаточной реакцией кожных сосудов на тепловой раздражитель и недоразвитие потовых желез.

Перегреванию подвержены все недоношенные дети, независимо от их веса при рождении, но особенно недоношенные с поражением центральной нервной системы. Склонность к перегреванию сохраняется на протяжении первых 4-5 месяцев жизни.

Перегревание сопровождается повышением температуры тела от небольшого субфебрилитета до развития высокой лихорадки (в пределах 39,5-40°). Зависимость между температурой внешней среды и перегреванием у недоношенного ребенка очень индивидуальна. На одну и ту же температуру окружающего воздуха дети одного и того же веса и возраста реагируют по-разному: у одних развивается гипертермия, у других сохраняется нормальная температура. Больше того, один и тот же недоношенный ребенок в разные дни и при разных состояниях может различно реагировать на одну и ту же температуру внешней среды.

Перегревание - это далеко не безобидное явление, как может показаться на первый взгляд. Дети становятся более вялыми, хуже сосут, у них нередко учащается стул. У недоношенных с поражениями центральной нервной системы может появиться (или усилиться) судорожное состояние, у детей с геморрагическим синдромом - усилиться (или возобновиться) кровоточивость.

К профилактике перегревания следует относиться не менее серьезно, чем к профилактике охлаждения. Подробно о температурном режиме и тактике персонала при перегревании изложено в главе 5.

Температурная реакция при очагах инфекции . Отличительной чертой глубоко недоношенных является их неспособность давать повышение температуры тела в ответ на появление в их организме очагов инфекции. Различные тяжело протекающие заболевания, в том числе абсцедирующие пневмонии, остеомиелиты, перитониты, не говоря уже о более легкой патологии, не сопровождаются у таких детей температурной реакцией. Лишь изредка может отмечаться небольшой субфебрилитет в пределах 37,1-37,3°С.

Вместе с тем, как видно из предыдущего раздела, при перегревании у недоношенных детей температура тела может повышаться до 39-40° С. Это своеобразие температурной реакции может явиться причиной диагностических ошибок. Нормальная температура у глубоко недоношенного ребенка не исключает наличия очагов инфекции, высокая - почти всегда свидетельствует о его перегревании.

Недоношенные с весом при рождении около 2000 г реагируют на появление очагов инфекции как и доношенные дети.

Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть

Организм новорожденного, привыкший за 9 месяцев к температуре 38°С в утробе мамы, столкнувшись с новыми условиями, где температура на 10-15° ниже, еще не имеет механизмов приспособления. Это может привести к переохлаждению тела и развитию на этом фоне заболеваний. С другой стороны, охлаждение младенца иногда бывает необходимо по медицинским показаниям.

Симптомы переохлаждения у новорожденного

Родители новорожденного ребенка должны тщательно следить за его состоянием, не допуская переохлаждения, и в то же время тренировать организм грудничка, развивать в нем механизм терморегуляции. Это нужно делать очень мягко и постепенно, не допуская резких перепадов температуры окружающей новорожденного среды.

И все же довольно часто случается, что малышу становится холодно . Поскольку сообщить об этом он еще не способен, родителям нужно быть очень внимательными и знать, как проявляется переохлаждение грудничка.

Признаки переохлаждения новорожденного:

  • Изменение окраски кожи: она приобретает синюшный оттенок, может иметь пятнистый «мраморный» вид, синюшность характерна над верхней губой;
  • Прохладна на ощупь кожа в естественных складках (подмышками, в паху, в локтевых и подколенных ямках);
  • Икота;
  • Дрожь в теле;
  • Сухой кашель;
  • Снижение температуры тела до 35-34°С.

Важно: холодный нос, пальчики кистей и стоп не являются симптомами переохлаждения, а связаны с особенностями циркуляции крови.

Лечение переохлаждения новорожденного

Что делать, если у грудного ребенка налицо признаки переохлаждения? Тактика зависит от того, сколько времени новорожденный находился в условиях пониженной температуры, но более важным является его состояние.

Если новорожденный активен, подвижен, живо реагирует на общение с ним, если температура не ниже 35,5°С, его нужно просто согреть и покормить.

Оптимальный вариант естественного согревания – приложить грудничка к телу матери , обернуть теплым одеялом, покормить грудью или, если он на искусственном вскармливании – теплой (37-39°С) питательной смесью. Если этих мер недостаточно, нужно сделать ребенку теплую ванну.

Важно соблюдать температурный режим: вначале вода должна быть 32°С, затем постепенно повысить температуру до 37°С, подливая горячую воду, предварительно вынув из ванны малыша.

В воде нужно сделать легкий массаж тела ребенка по типу поглаживаний и слабых разминаний между 2-мя пальцами рук, сделать нерезкие движения ручками, ножками, перевернуть его на бочок, живот, снова на спинку.

Если малыш расслабляется, начинает активно двигаться в ванной, кожа приобретает нормальную розовую окраску – эффект согревания достигнут. Продолжительность ванны 10-15 минут.

После ванны новорожденного насухо вытереть мягким полотенцем, надеть хлопчатобумажное и тепло белье, теплые носочки, чепчик, укрыть одеялом. Спустя полчаса нужно измерить младенцу температуру тела.


В случае, если у грудничка дрожь, выражена синюшность кожи, вялость, отказ от еды, кашель, насморк, снижена температура тела до 35°С и ниже – необходимо срочно обратиться к врачу.

Делать ванну, а тем более укладывать спать такого новорожденного нельзя. Сон при выраженной гипотермии опасен, он может замаскировать развивающиеся осложнения.

Последствия и осложнения

Переохлаждение новорожденного очень опасно. Оно приводит к нарушению кровообращения и, как следствие, гипоксии (кислородному голоданию) всех органов и тканей. В наибольшей степени страдает головной мозг. Именно этим и объясняется чрезмерное спокойствие ребенка, когда он замерзает.

Переохлаждение новорожденного при отсутствии своевременных мер по согреванию тела малыша может повлечь за собой ряд осложнений воспалительного характера:

  • Верхних дыхательных путей (ринит, ларингит, трахеит);
  • Миндалин (тонзиллит);
  • Придаточных пазух носа (синусит);
  • Бронхов (бронхит);
  • Легких (пневмония);
  • Почек (гломерулонефрит, пиелонефрит).

Похожие статьи

Более тяжелыми последствиями являются обморожение, мозговая кома и смерь .

Обморожение конечностей в этом случае связана не с пребыванием на морозе, а с длительным нарушение кровообращения из-за спазма сосудов и гипоксии тканей. Такова же причина патологических изменений и в мозге.

Профилактика гипотермии новорожденных

С давних времен важнейшим согревающим фактором для грудничка является материнское тепло. Установлено, что, если новорожденный до 2-3 недель не контактирует с телом матери 20 минут и более, его температура начинает снижаться. Об этом следует помнить, особенно молодым мамам, несмотря на современные воззрения растить детей в спартанском духе и «не приучать к рукам», это — заблуждение.

Важно: нельзя излишне кутать новорожденного. Перегревание ведет к потливости, а влажное белье непременно приведет к переохлаждению, простуде. Вспотевшего грудничка нужно насухо вытереть полотенцем, переодеть.

Новорожденному нужно помочь адаптироваться к новым, более суровым условиям жизни . Этот процесс неизбежно происходит при смене белья, подмывании, ежедневном купании грудничка. Держать ребенка голышом нужно по 2-3 минуты 2 раза в день, постепенно увеличивая время до 10 минут.

С 2-недельного возраста начинают прогулки на свежем воздухе. При этом ребенок должен быть тепло одет, защищен от ветра. Полезно понемногу увеличивать длительность купания, создать условия малышу для плавания в ванной.

Не следует также применять экстремальных способов – парилку, холодную воду, растирание снегом и тому подобное. Все вопросы, касающиеся закаливания ребенка, нужно согласовывать с педиатром.

Показания к применению искусственной гипотермии грудничка

Переохлаждение или гипотермия тела новорожденного может сослужить и хорошую службу, когда она проводится по медицинским показаниям.

  • При асфиксии новорожденного;
  • При энцефалопатии;
  • При метаболическом ацидозе;
  • При судорожном синдроме;
  • Если оценка по шкале Апгар менее 5 баллов.

Все перечисленные состояния сопровождаются кислородным голоданием, которое приводит в итоге к выходу из строя органов.

Согласно статистике, ежегодно в мире рождается 1 миллион детей с различного генеза гипоксией, и, как следствие у 20% из них развивается детский церебральный паралич (ДЦП).

Роль искусственной гипотермии новорожденных заключается в снижении общего обмена веществ и, соответственно, потребности клеток организма в кислороде. В условиях гипоксии охлаждение предотвращает гибель клеток, в частности, мозга, сохраняет их жизнеспособность.

Лечебная гипотермия новорожденных

Новорожденного, которому показано искусственное охлаждение, помещают сразу в палату интенсивной терапии, подключают аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ), устанавливают катетер в вены для постоянной поддерживающей медикаментозной терапии.

Подключаются датчики основных функций, в том числе температуры тела, вся информация от которых постоянно видна на мониторе (пульс, давление, кардиография, энцефалография, термография тела).

После всех необходимых исследований и неотложной медикаментозной терапии ребенка подключают к аппарату искусственной гипотермии не позднее 6 часов с момента рождения. Аппарат гипотермии новорожденного имеет 2 датчика: один прикладывается к коже, другой вводится в прямую кишку. Охлаждение тела длится в течение часа до температуры 34–33°С.

Длительность процедуры составляет 3,5 суток (84 часа), проводится она в 2 этапа:


Краниоцеребральное переохлаждение младенца

Охлаждение головки новорожденного – очень важная процедура, сохраняющая жизнь младенцам, родившимся с энцефалопатией. Она развивается вследствие асфиксии и кислородного голодания мозга при обвитии пуповиной, тяжелых родов со сдавливанием головки и других причин.

В результате кислородного голодания у новорожденного появляется отек мозга , нарушаются процессы обмена в нервной ткани и наступает ее повреждение. Эти изменения, как правило, необратимы. Чаще всего исходом являются различного рода параличи и другие расстройства центральной нервной системы.

Краниоцеребральная гипотермия новорожденных при асфиксии позволяет снизить активность жизненных процессов в мозге, тем самым уменьшается потребность его в кислороде на 6–7% на каждый сниженный градус температуры. В итоге устраняется гипоксия.

Охлаждение выполняется сверху – от костей черепа, оболочек и коры мозга до более глубоких его структур. При этом поступление крови в мозг, идущей по артериям снизу, остается нормальным. Большая часть нейронов мозга, даже при тяжелой энцефалопатии, сохраняется.

Новорожденный сразу после его появления на свет попадает в пока еще чуждый для него мир, где все - совершенно не так, как в утробе матери. В этом мире нужно дышать, слышать, смотреть, принимать пищу. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев воздух, окружающий младенца после родов, имеет гораздо меньшую, чем утроба матери, температуру. Именно этот контраст запускает механизмы терморегуляции, которые заложены в каждом из нас на генетическом уровне.

В течение двух-трех часов после родов температура тела младенца снижается до 35,5 - 35,8°С (происходит так называемая транзиторная гипотермия), затем она повышается приблизительно до 37°С. На протяжении нескольких первых недель жизни новорожденного, пока его механизмы терморегуляции не начали функционировать «в полную силу», наблюдается неустойчивость температуры тела - она меняется при кормлении, купании, пеленании, на прогулках.

Терморегуляция у новорожденных и у детей первых месяцев жизни несовершенна, они плохо регулируют свою температуру тела, то есть плохо приспосабливаются к температуре окружающей среды, поэтому легко охлаждаются и перегреваются. Это связано с тем, что кожа малышей тонкая и нежная, сосудистая сеть развита хорошо, но кровоток регулируется несовершенно, потовые железы слабо функционируют, а центры терморегуляции незрелы.

  • если окружающие условия становятся некомфортными (например, при мокрых пеленках), а температура окружающего воздуха ниже температуры тела ребенка (то есть практически всегда), организм младенца быстро теряет тепло. Это, в свою очередь, с очень высокой вероятностью приводит к переохлаждению
  • при повышении температуры окружающего воздуха организм новорожденного начинает хуже отдавать тепло, что может вызвать перегрев тела
  • у младенцев ограниченная способность охлаждаться при перегревании, и согреваться при охлаждении
  • малыши неспособны реагировать лихорадкой из-за незрелости системы терморегуляции
  • у новорожденных отсутствуют некоторые реакции при понижении температуры тела, например, невозможность «включать» холодовую дрожь. О замерзании ребенок может только сообщить криком или нескоординированными движениями.

Комфортная одежда для новрожденных

С учетом нестабильности терморегуляции детей в первые недели и месяцы их жизни необходимо с особой ответственностью подходить к их одеванию.

  • Одна из важнейших рекомендаций звучит следующим образом: все предметы одежды для новорожденного должны быть изготовлены только из натуральных материалов. Если это условие соблюдается, кожа младенца будет дышать, на ней не возникнет раздражений и опрелостей, при этом теплообмен с окружающей средой будет осуществляться наилучшим образом.
  • Трикотажные комбинезоны , распашонки, боди для малыша и другая детская одежда не должна стеснять движений ребенка.
  • Форма шапочек для новорожденного, надеваемых на прогулки, должна быть такой, чтобы минимизировать вероятность их сползания с головы малыша, при этом ушки младенца должны быть закрыты.
  • В домашних условиях - при температуре воздуха, составляющей примерно 20°С - наибольший комфорт будет обеспечен ребенку при надевании на него хлопковой трикотажной одежды, например комбинезон-слип.

Новорожденный ребенок кажется самым беззащитным и неприспособленным существом на свете. Молодым родителям поначалу порой сложно справиться даже с боязнью брать его на руки — таким хрупким выглядит кроха.

Источник: shutterstock

Что уж тут говорить о приспособленности к внешней среде — ясно, что малыша хочется защитить. Обнять и, конечно же, укутать получше — чтобы не замерз.

Пресловутые шерстяные носки и свитера с шапочками, которыми истязали нас в детстве бабушки, больше не кажутся излишеством, когда в доме появляется новорожденный.

Однако в последние годы акушеры и педиатры все больше говорят о том, насколько вреден перегрев для ребенка. Оказывается, в своем желании защитить кроху от простуды мы можем навредить его здоровью.

Теплообмен у грудничка разительно отличается от теплообмена взрослого человека. Но, увы, на курсах для молодых родителей об этом почему-то часто забывают предупредить. О правилах теплообмена у малыша, которые должны знать все родители, рассказывает доктор Александр Кобаса.

Существует несколько простых правил отношения к теплообмену у маленьких детей.

Правило № 1

  • Когда взрослому человеку прохладно — ребенку комфортно.
  • Когда взрослому человеку комфортно — ребенку тепло.
  • Когда взрослому человеку тепло — ребенку жарко.
  • Когда взрослому человеку жарко — ребенок перегрет

Правило № 2

Второе правило — ребенок должен быть одет согласно температуре воздуха.

Правило № 3

Третье — дети проще переносят охлаждение, нежели перегревание.

Если ребенок остыл, согреть его очень легко. Нужно раздеться самой, раздеть ребенка догола, положить на себя и сверху укрыть. Ребенок быстро согреется. А вот при перегреве ситуация обстоит сложнее!

Терморегуляция - совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.У новорожденного ребенка терморегуляция не совершенна. При рождении температура тела близка к температуре тела матери и равна 37,7-38,2°С. В течение нескольких часов после рождения она снижается на 1,5-2,0 °С, а затем вновь повышается до 37 °С. У незрелых, недоношенных детей температура снижается ниже Нормальной в течение первых дней жизни. Снижение температуры тела у доношенного ребенка называется транзиторной гипотермией новорожденных. Приблизительно у 0,3-0,5% новорожденных на 3-5-й день жизни наблюдают гипертермию. Это явление объясняют заселением бактериальной флоры и обезвоживанием организма ребенка. После 5-го дня температура тела остается очень чувствительной к колебаниям температуры окружающей среды. Температура тела незначительно меняется при кормлении детей, при пеленании. Установление нормальной температуры происходит только К 1,5-2 месяцам жизни, а у недоношенных детей в более поздние сроки. После установления нормального суточного ритма температура Н подмышечных впадинах и в паху равна приблизительно 36,1- 36,6 °С, в прямой кишке - 37,1-37,5 °С. После периода новорожденности повышение температуры тела у ребенка чаще всего связана с инфекцией. У детей приблизительно до 9-10 месяцев температура может повышаться при обезвоживании. Центральным звеном терморегуляции является гипоталамическая область. Поэтому различные воздействия на гипоталамус также могут вызывать повышение температуры (гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная травма новорожденного, аномалии развития мозга). Влияние на температуру тела ребенка первых месяцев жизни оказывает так называемый несократительный термогенез. Образование тепла у детей раннего возраста происходит за счет жировой ткани. Более совершенным видом теплопродукции является сократительный теплогенез. Он создается за счет повышения мышечной активности. Поэтому он значительно возрастает при воздействии холода на ребенка. Механизмы теплопродукции у детей нарушаются при родовой гипоксии, на фоне заболевания органов дыхания, введения некоторых лекарственных препаратов (β-блокаторов). Процессы теплоотдачи созревают только к 7-8 годам. Теплоотдача регулируется и потоотделением, которое у детей первых лет жизни еще несовершенно. Поэтому для детей в возрасте до 7-8 лет необходимо организовывать оптимальные температурные условия. Ребенок может находиться раздетым и не терять тепла, если он находится в термонейтральной зоне. Для новорожденных доношенных детей она равна 32-35°С, для недоношенных - 35-36°С, для запеленатого доношенного - 23 - 26°С, а для недоношенного - 30-33°С. К возрасту 1 месяц пределы термальной зоны смещаются для запеленатых детей вниз на 1,5-2,0°С. Для создания условий терморегуляции голову ребенка при пеленании не покрывают. При выхаживании недоношенных до совершенствования терморегуляции их содержат в кувезах. Несоблюдение оптимального температурного режима у детей раннего возраста приводит к нарушению развития головного мозга, заболеваниям органов дыхания и сердечнососудистой системы. Поэтому сразу же после рождения детей пеленают в теплые пеленки. Осмотр, смену белья, обработку кожи и пупка проводят быстро на подогретом пеленальном столе. Недоношенному ребенку все манипуляции проводят в кувезе. Перегревание ребенка не менее опасно, чем переохлаждение. Во-первых, у детей даже при временном перегревании развивается обезвоживание организма, во-вторых, нарушение микроциркуляции вследствие перегревания приводит к тепловому удару или шоку, нарушению функции центральной нервной системы, сердца, дыхания.


Такая же ситуация возможна тогда, когда гипертермия вызывается инфекционными заболеваниями. Ребенок может погибнуть от перегревания, поэтому при гипертермии ему требуется экстренная помощь. Для детей грудного возраста создают комфортные температурные условия. В помещении, где они находятся, влажность воздуха составляет 30-60%, скорость движения воздуха - 0,12-0,2 м/с, температура воздуха - 21-22 °С. С двух лет температура комфорта снижается до 18 °С, а для относительного оптимума теплового состояния - даже до 16 °С. Важно правильно и адекватно одевать ребенка. В зимнее время на улице на ребенке должно быть 4-5 слоев одежды с учетом ветронепроницаемого верхнего слоя. Зимой для прогулок обычно используют комбинезоны или полукомбинезоны. Летом, в зависимости от температуры воздуха, слоев одежды может быть до двух при температуре воздуха 23°С и выше, и до трех при температуре воздуха 16-17°С. Патологической считается температура выше 37,5°С, которая обусловлена каким-либо заболеванием. При этом состояние теплопродукции всегда превалирует над теплоотдачей. Часто присоединяется озноб, обусловленный сократительным термогенезом. В таких состояниях виноваты вещества, называемые пирогенами, которые воздействуют на терморегулирующие центры центральной нервной системы.

К детской одежде предъявляются особые требования. Различают одежду для детей ясельного, дошкольного и школьного возраста. Гигиенические требования к одежде исходят из особенностей роста и развития ребенка, его функци­ональных возможностей в каждом возрасте. При конструировании одежды для детей ясельного возраста необходимо учитывать неустойчивость процес­сов терморегуляции ребенка, повышенную ранимость кожи, отсутствие выра­женной мышечной деятельности.

Температура тела ребенка становится устойчивой лишь к 3 годам, поэтому детский организм столь активно реагирует на колебания температуры воздуха. Особенно это проявляется при укутывании ребенка. Часто говорят о перегре­вании при высокой температуре воздуха и инсоляции, а о перегревании от нерациональной одежды забывают.

Для детей ясельного возраста наиболее подходят хлопчатобумажные ткани: они гигроскопичны, хорошо впитывают пот и стираются, они мягкие, легкие. Фланель и байка имеют высокие тепловые свойства. Трикотаж хорошо сохра­няет тепло, он мягок, легок.

Одежда должна соответствовать возрасту ребенка. Узкая одежда стесняет движения, вызывает деформацию грудной клетки. Детей не следует пеленать. Одежда должна быть легкой, без грубых швов. Важно, чтобы ее было легко надевать (няня в яслях 15% рабочего времени тратит на одевание детей). В дошкольном возрасте ребенок особенно подвижен, поэтому одежда дол­жна быть достаточно свободной, не стеснять движений. Ассортимент одежды ребенка увеличивается, появляются несколько видов верхней одежды, разно­образная обувь, головные уборы для различных сезонов. Гигиенические требования к тканям одежды остаются теми же, что и для детей ясельного возраста, но возможно частичное использование искусствен­ных и синтетических волокон либо в смеси с натуральными, либо для одежды функционального назначения (плащи, головные уборы). У детей школьного возраста имеется уже два типа одежды: производствен­ная (школьная форма) и бытовая. Последняя весьма разнообразна, ее ассор­тимент практически соответствует ассортименту одежды взрослого. Значитель­ное время суток школьник проводит в школьной форме (5-6 ч, с учетом про­дленного дня до 8-9 ч). Следовательно, гигиенические свойства школьной одежды весьма важны для теплового комфорта и самочувствия ребенка. В трикотажных изделиях до­пускается 18% капроновой нити, в детских колготах - не более 30%, в верх­ней одежде - не более 20%. Изделия для детей из 100% капрона не выпускают. Обувь для детей дошкольного возрастаизготовляется только из натураль­ной кожи. В обуви для старших школьников синтетические материалы можно использовать лишь для каблука, задника, перемычек. Головные уборы являются одним из обязательных элементов одежды. Они должны быть легкими, не нарушающими кровообращения. Летние головные уборы нужно делать с высоким верхом и достаточной воздушной прослойкой между волосистой частью головы и донышком для ослабления теплового по­тока от солнца. Их изготовляют из легких светлых тканей с хорошей воздухопроницаемостью. Гигиенические требования к обуви заключаются в защите ног от механи­ческих воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания. Обувь не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, на­рушать их функции, стеснять свободу движений. Обувь должна быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствовать погоде и условиям труда. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы. Узкая обувь способствует врастанию ногтей, ухудшает кровообращение, усиливает потливость ног, ведет к развитию плоскостопия. Кроме того, тесная обувь вследствие нарушения кровообращения способствует более быстрому охлаж­дению ног, что в известной мере предрасполагает к простудным заболеваньям. Наилучшим материалом для изготовления обуви остается натуральная кожа, она достаточ­но воздухопроницаема, устойчива к намоканию, хорошо удерживает тепло. Для повышения теплозащитных свойств обуви в холодное время года целесо­образно использовать стельки из меха или войлока. Наиболее теплая обувь - кожаные ботинки или сапоги с меховой подкладкой, а также валенки, но они быстро промокают, что снижает их эксплутационные свойства,

Летняя обувь должна обеспечивать хорошую вентиляцию внутриобувного пространства. В жарком климате подошва обуви должна защищать стопу от перегревания, поэтому ее лучше изготовлять из плотной кожи достаточной толщины. Летом наиболее целесообразна обувь, верхняя часть которой вы­полнена из воздухопроницаемых материалов с отверстиями, - в том числе обувь с тканевым верхом.