В домашних условиях

Если ребенок боится подавиться пищей. Дисфагия у детей: причины и способы лечения

Однажды ко мне обратилась мама двоих замечательных детей (по ее просьбе имена я опущу) с тревожным сообщением о том, что ее младшая дочка в 3 года отказывается есть твердую пищу кусочками (боится глотать).

Поскольку эта проблема достаточно интересная, потому что больше относится к психологии восприятия ребенком той или иной ситуации (при условии, что телесное здоровье не оставляет сомнений), я дала согласие на нашу встречу.

Была проведена консультация по скайпу, в ходе которой проработали все вопросы, включая данные анамнеза девочки, ее психологическое и физическое развитие, а также, систему взаимоотношений в ее семье.

Здравствуйте, читатели блога «Ваш детский психолог»!

Мне бы хотелось выразить огромную признательность Татьяне за ее неоценимую помощь в моей ситуации.

Я обычная мама двоих детей – сына (6 лет) и дочери (3 года). Скажу сразу, что к истерикам я подготовилась, но к тому, что мой ребенок не будет есть – была совсем не готова и впала в ступор. Моя дочка отказалась кушать грубую пищу – только пила (причем только фруктовый кефир, йогурты питьевые, чай и соки). Причина, со слов забастовщицы 🙂 «Мешают крошки и я боюсь глотать ».

Педиатр, смотревшая мою дочку 2 раза, сказала, что ребенок полностью здоров, просто ждать. Но, как и любая мать, думающая о том, что мой ребенок не доедает, начитавшаяся всяких страшилок на просторах интернета, не могла оставить данную ситуацию. «А почему вы не кормили ее пюре?!», — спросите вы. Да потому, что дочка на пюре не открывает рот уже с 10 месяцев, как научилась жевать взрослую пищу, потому что если и впихивалось ей пюре, она его выплевывала. Не дай бог, попадется какой комочек или крошечка (даже сгусток йогурта) – дочка сразу начинала все выскребать изо рта, сплевывать, даже до рвотного рефлекса.

Как же – мой ребенок голодный, мой ребенок не доедает, мой ребенок исхудает, кричали мои мозги! Поэтому я варила геркулесовую кашу, брокколи, морковку, протирала через сито (боже, я столько не протирала в грудничковом возрасте), покупала готовое пюре батата (т.к. сладкий) и зеленой фасоли (хоть какое-то разнообразие) и подмешивала ей в кефир фруктовый, апельсиновый сок (оказывается апельсиновый сок перебивает многие вкусы J), раз в неделю смешивала с шоколадным молоком. Лишь бы дочь получала хоть какие-то питательные вещества. И упаси боже, если попадется крупинка – дочь сплевывала, если переборщить пюре – дочь сразу чувствовала, что вкус меняется…

Раз ребенок здоров телом (со слов педиатра), значит надо показать и душу, а, вернее сказать, мозги специалисту, причем не только дочки, но и мои 🙂 .

Я обратилась к Татьяне уже после больше двухнедельного голодания ребенка. И вот, отправив подробное письмо о ситуации, фотографии ребенка, ее рисунки, работы, состоялась моя консультация с Татьяной Егоровой.

Опустив все подробности разговора, скажу одно, что Татьяна мастерски расставила все точки над «И», направила меня в нужное русло, указала на мои ошибки и указала мою дальнейшую тактику. Самое трудное из тактики ведения забастовщицы было отключить мои мозги, мои МАТЕРИНСКИЕ мозги. Боже, и я сделала это!

Педагог-психолог, нейропсихолог, семейный консультант и коуч по детско-родительским отношениям. Имеет публикации в журналах «9 Месяцев» и «Няня» в качестве медицинского психолога, вела рубрику «Вопрос психологу» в журнале «9 Месяцев». Публиковалась в "Российской Газете". Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.



  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.

    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!

    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.

    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.

    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.

    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.

    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.

    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.

    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

    На прошлой неделе ко мне за консультацией обратился отец 6,5-летней дочери (имена убрала из соображений конфиденциальности):

    Здравствуйте, Татьяна! Девочка поперхнулась едой 10 дней назад. Во время приема пищи смотрела на планшете мультфильм. Мы её начали предостерегать, что во время еды нельзя отвлекаться на телевизор и гаджеты, так как можно подавиться и умереть. Видимо, перегнули палку.
    Постепенно в течение недели она всё больше отказывалась от твердой пищи. Последние три дня ест только очень жидкую манку и перемолотое в блендере картофельное пюре, и то очень плохо. Активно запивает водой или молоком.

    Мы на неё не давим. Стараемся не акцентировать внимание на приёме пищи. Но с каждым днем становится только хуже. Ребенок очень подвижен, общителен, но пуглив и осторожен. Будьте добры, дайте рекомендации, как нам действовать, будем очень признательны.

    Такие случаи мне встречаются очень часто. Вижу, как многие родители совершенно теряются и не знают, как им себя вести. В семье поселяется паника и острый страх за ребенка. И их можно понять.

    Поэтому я решила кратко обрисовать, что происходит в этот момент с ребенком, какие психологические механизмы при этом включаются в его сознании и как можно перейти от острого периода к мягкому, чтобы потом уже вернуться в прежнюю колею. В период, когда ребенок спокойно ел все.

    До критического момента (т.е. до того, как девочка подавилась едой) — было нормальное и устойчивое пищевое поведение.
    Со слов отца, она ела почти на автоматизме, спокойно жуя и глотая прожеванную пищу. Этот автоматизм вырабатывался на фоне предыдущих положительных опытов с жеванием и глотанием еды.

    Что произошло с ней в тот острый момент? Взрыв страха. Паника. Прежний автоматизм распался. В мозге включился сильнейший механизм выживания. А если девочка по типу темперамента имеет черты меланхолического типа — эти чувства усиливаются.
    Именно по этой причине ее мозг сейчас блокирует твердую пищу и дает команду ее телу — есть только безопасную еду.
    Ребенок этого не осознает — он поступает так, как чувствует интуитивно, мешать в этом нельзя. Т.е. выбирая жидкую и «легкую» еду — организм ребенка в этот переходный момент как бы пытается удостовериться, что еда безопасна и можно идти дальше с твердой едой.

    Если у девочки ранее был успешный условный рефлекс «я ем спокойно», то теперь сформировался новый условный рефлекс отторжения твердой еды на фоне страха подавиться.

    Теперь вопрос. Как разомкнуть этот рефлекс, чтобы он не стал устойчивым и угас?

    Вспомните, как приобретаются и затем утрачиваются привычки. Существуют 2 пути:

    1. Нужен некий достаточно мощный сигнал или ситуация, который (-ая) перекроет предыдущий и сформирует новый условный рефлекс.

    2. Или нужно перестать подкреплять нежелательное поведение и оно прекращается.
    При этом предыдущая привычка (страх и выбор жидкой пищи) — угасает не вмиг, а постепенно. Она может проявляться раз, другой — затем все реже и реже. И, наконец, пока не заменится устойчивой новой (есть обычную пищу).

    Другими словами — для девочки нужно создание такой успешной ситуации, при которой она сможет что-то свободно съесть и по своему желанию. Сейчас не важно — что именно: жидкое или твердое. Важно — спокойное отношение к еде.
    А семье — перестать волноваться и напоминать по поводу еды (т.к. волнение семьи только подкрепляет страх у ребенка и проблему не решает), оказать понимание и максимальную поддержку.

    Как только девочка расслабится и станет свободно есть по своему выбору — она так же постепенно перейдет к привычной еде. Только так пройдет этот страх.

    Мало кто из родителей догадывается, что это проблема лежит на стыке биологии и психологии. У меня был случай, когда мама сердилась на ребенка, что он не хотел есть столько, сколько она ему клала на тарелку. Ей все казалось мало. А попытка ребенка отказаться от какого-то блюда приводила ее в ярость.

    Сколько было слез и страданий как со стороны ребенка, так и со стороны мамы! Когда она узнала, в чем дело, она в корне изменила свой подход к питанию.

    Более подробно о механизмах формирования условных пищевых рефлексов и цепочке нормального пищевого поведения я рассказывала в курсе «» (нажмите по ссылке и увидите полное описание, сам курс — в формате PDF, объемом в 131 страницу и в формате аудио MP3, длительностью 4 часа ).

    Курс подойдет как тем мамам, кто только начинает прикорм у своих деток и у которых все впереди, так и тем, кто пытается наладить сбившееся по разным причинам питание ребенка. А механизмы, описанные в курсе, универсальны для любого возраста, т.к. они очень древние, основаны на биологических законах, плюс сюда добавляются и особенности нашей человеческой психики.

    Дисфагия – патологический процесс, характеризующийся нарушением глотания. В литературе, этот процесс описывается как затруднения проглатывания твердой и мягкой пищи. Стоит понимать, что это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие . Нарушения могут встречаться как у взрослых, так и у детей, причем у последних дисфагия имеет свои особенности течения, последствий и осложнения. Каковы основные причины дисфагии, может ли она указывать на серьезные заболевания? Как диагностировать дисфагию и какое лечение предлагает современная медицина?

    Оглавление:

    Механизм акта глотания

    Акт глотания – процесс сложный, хоть и кажется нам как само собой разумеющееся. Вначале, ребенок пережевывает пищу, измельчает ее, для более легкого проглатывания. Во время этого процесса стимулируется слюноотделение и выработка желудочного сока. Слюна смачивает каждый кусочек пищи, способствует формированию пищевого комка. При помощи слаженной работы языка и щек пища проталкивается к корню языка.

    На его поверхности расположена рефлекторная зона. При ее затрагивании запускается рефлекс – пищевой комок проглатывается и продвигается в глотку. Одновременно с этим начинает двигаться мягкое небо, отделяющее полость носа от глотки, также сокращаются мышцы, которые приподнимают гортань – это необходимо для того, что бы пищевой комок попал в то «горло», а не направился в гортань, бронхи и легкие.

    Как только в глотке было создано нужное давление, открывается пищевод, пища начинает свое движение к желудку. Кольцевые мышцы пищевода и их попеременное сокращение обеспечивают продвижение пищевого комка и созданию области пониженного давления.

    Обратите внимание

    Несмотря на всю сложность процесса, сознательно происходит только пережевывание пищи и ее проталкивание к корню языка. В остальном, процесс бессознательный, и поддается контролю нервной системы и глоточно-пищеводным структурам.

    Если говорить о дисфагии, то для нее характерно нарушение именно этапов, которые не поддаются сознательному контролю, что может проявляться в следующем:

    • обратное забрасывание пищевого комка из глотки в полость рта;
    • появление боли в центре грудины, можно сказать по ходу продвижения пищевого комка;
    • формируется «ком» в горле, дети ощущают, как у них застрял пищевой комок.

    Виды дисфагии

    В клинической практике выделяют несколько видов дисфагии, которые можно условно квалифицировать по его локализации:

    Кроме видов дисфагии, выделяются еще и степени тяжести, коих 4:

    • отсутствие возможности проглотить лишь некоторые виды твердой пищи;
    • проглатывание твердой пищи затрудненно, с мягкой, полужидкой – проблем не возникает;
    • остается возможность проглотить только жидкий вид пищи;
    • проглотить что-либо вообще нет никакой возможности.

    Причины дисфагии у детей

    Нарушение проглатывания в детской практике имеет некоторые особенности, что обоснованно особенностями детского организма. Так какие заболевания и состояния могут стать причиной нарушенного глотания?

    ДЦП

    В процесс диагностики и дальнейшего лечения привлекаются и другие специалисты: невропатолог, ЛОР, эндокринолог, гастроэнтеролог и др.

    Как лечат дисфагию?

    Только после подтверждения диагноза в индивидуальном порядке разрабатывается план лечения, которое проводят в стационаре под присмотром докторов. За счет того, что причины дисфагии могут быть более чем разнообразными, следовательно, лечение будет направлено именно на ее устранение.

    Для примера : диагностированная опухоль, будет требовать соответствующего лечения: хирургическое вмешательство, химио-, лучевая терапия. Если же дисфагия спровоцирована воспалительными заболеваниями ротоглотки, назначаются медикаментозная терапия: противовоспалительные и антибиотики. В диагностировании функциональной дисфагии в обязательном порядке участвует психотерапевт.

    Кроме лечения дисфагии, которое направлено на устранение причины, в обязательном порядке маленькому пациенту назначают диету. Несмотря на то, что дети могут беспроблемно проглатывать жидкую пищу, есть список продуктов, способных усугубить течение дисфагии. К их числу можно отнести:

    • быстрые углеводы;
    • крепкий чай или даже кофе;
    • лимонады, газированные напитки;
    • некоторые виды цитрусов;
    • жаренное и копченое.

    Обратите внимание

    Такие продукты питания могут стать причиной увеличения внутрижелудочного давления и простимулировать кислотообразующую функцию желудка, что и становится причиной нарушенного глотания.

    Дисфагия опасна своими острыми симптомами: во время приема пищи кусочки пищи могут направляться в дыхательные пути и ребенок может поперхнуться и начать задыхаться. Родители должны уметь правильно оказать первую помощь. Во избежание несчастных случаев, лечение должно проводиться в стационаре, где доктора смогут своевременно и правильно оказать первую помощь.

    В запущенных случаях, кормление ребенка может осуществляться при помощи специальной трубки.

    Чем опасна дисфагия для детей?

    Дисфагия у детей – опасное состояние, особенно если не было начато своевременное лечение и произошло запускание самой дисфагии, и причины, которая спровоцировала ее появление.

    Если запустить затрудненное глотание, оно может стать причиной серьезных осложнений. Есть большой риск воспаления пищевода, который может переходить в хроническую форму. Такая форма воспаления – фактор риска для формирования опухолевых процессов, причем не только в пищеводе, но и в других органах.

    Если у ребенка нет возможности нормально глотать пищу, то он может совершенно отказаться от ее употребления, что грозит развитием анорексии. А, как известно, это состояние уже угрожает здоровью и даже жизни. Отказ от приема пищи – это стресс для детского организма.

    Доктора напоминают, что дисфагию и ее причину необходимо своевременно диагностировать, и составить эффективный план лечения.

    Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

    У любого ребенка глотательный рефлекс хорошо развит еще с младенческого возраста. Поэтому, когда у него возникают трудности с приемом пищи, родители начинают паниковать. Ведь если не избавиться от данной болезни вовремя, в будущем она может привести к довольно серьезным нарушениям. Что же следует предпринять в случае, если ребенок боится глотать пищу? Для ответа на этот вопрос следует разобраться с первопричинами появления болезни.

    Причины возникновения фагофобии

    Страх подавиться (фагофобия) является невероятно разрушительной для организма ребенка. Причина этого неприятного заболевания во многом зависит от возраста малыша. Если речь идет о младенце, подобная боязнь может возникнуть из-за чрезмерного количества молока в материнской груди. Кроха не успевает кушать и захлебывается, у него полностью пропадает желание глотать.

    У детей постарше страх подавиться появляется по совсем иным причинам. К примеру, после перенесенной ангины ребенок боится глотать твердую пищу, потому что во время болезни этот процесс вызывал сильные болевые ощущения. Возможно, он случайно проглотил какое-то инородное тело, в результате чего теперь с ужасом относится к твердой еде.

    Причиной может являться и то, что малыш не может сосредоточиться на одном процессе или слишком ленив, чтобы пережевывать пищу. Главный же повод для возникновения данной болезни заключается в том, что ребенок боится кушать после того, как подавился.

    В легкой форме фагофобия проявляется в отношении каких-то определенных видов пищи. Это может быть рыба с мелкими костями, сухие мучные изделия, орехи, таблетки и пр. При более тяжелых случаях страх вызывает любая еда.

    Эта фобия способна привести к истощению и создать серьезную угрозу организму вашего сына или дочери. Поэтому, когда ребенок стал бояться глотать пищу, нужно принимать все возможные меры, чтобы избавить его от страха в кратчайшие сроки.

    Как бороться?

    Лечение фагофобии возможно без нанесения психологической травмы малышу. Не вредят современные методы избавления от данного заболевания и пищеварительной системе карапуза. Так, существует специальный массаж лица, способный развить у него глотательный рефлекс.

    Итак, перед вами возникла сложная ситуация – ваш ребенок боится глотать пищу. Что делать для лечения подобной болезни, подсказывают психологи:

    Если ребенок подавился и боится кушать, тогда можно использовать постепенную методику глотания, начиная с мелких и заканчивая более крупными объектами. Поговорите с ним серьезно и объясните, что все люди периодически давятся, но при этом живы и здоровы.

    Куда обратиться за лечением?

    Если страх малыша перед глотанием не проходит, невзирая на все усилия и уговоры родителей, пришло время обратится к профессионалам. Специалисты психологического центра «Инсайт» подберут самый действенный метод лечения фагофобии с учетом индивидуальных особенностей маленького пациента.

    Если ребенок подавился и теперь боится глотать, доверьте решение данной проблемы нашим сотрудникам! Чтобы записаться на консультацию к дипломированным психологам компании, позвоните менеджерам или заполните заявку на сайте. Мы проводим как индивидуальные, так и групповые занятия.