Техники и обучение

Вышивка на картоне нитками: знакомимся с техникой изонити. Мастер-класс «Вышивка по картону Шаблон для вышивания на картоне нитками схемы

Шитье по карте (картону) может быть использовано в самых разных областях церковной вышивки. Возникнув во второй половине XVI века, непрерывно развиваясь и совершенствуясь в течение всего XVII века, эта техника в XVIII-XIX веках стала одной из ведущих в украшении шитой церковной утвари и богослужебных одежд. Шитье по картону применяется в основном для плотных, тяжелых тканей и на изделиях, предполагающих подкладку. В древности в качестве «настила» под вышивку использовали бересту, кожу, бумагу в несколько сло ев. Современные вышивальщицы применяют плот ный гладкий картон (электрокартон) различной толщины. Применяя в одной работе картон разной толщины, несколько оттенков золотых и серебряных нитей, пользуясь различными приемами шитья по карте, можно создать драгоценную, богатую нюансами фактуру вышивки.

Подготовка картонных форм

Картонные детали вырезают специальным острым ножом со скошенным лезвием. Края картонных деталей обрабатывают мелкой наждачной бумагой или напильником (пилкой для ногтей), убирая неровности, шероховатости и скругляя верхние ребра краев, чтобы не портилась (не ломалась и не перетиралась) золотная нить. На рис. 1а вы видите простейшую картонную деталь с необработанным краем, на рис. 1б — с обработанным.

Перевод рисунка на ткань и крепление картонных деталей

В шитье по картону можно пользоваться обычными способами перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, силками, «в припорох»). В этих случаях картонные формы либо приклеивают к ткани клеем ПВА или «Момент», либо пришивают. Стежки при этом должны располагаться перпендикулярно нитям будущей вышивки. Детали следует прикреплять тонкой, но прочной нитью, предварительно прокалывая картон шилом. Особенно нужно следить за тем, чтобы хорошо были прикреплены острые и выступающие края. (рис. 4).

Кроме общих способов перевода рисунка на ткань, в шитье по картону есть и свои особые приемы. Если вышивка выполняется по бархату, то при простом приклеивании или пришивании деталей они могут смещаться из-за подвижности бархатного ворса. При выполнении сложного рисунка, состоящего из множества деталей, можно пользоваться следующим способом: рисунок вышивки переносится на папиросную бумагу или кальку. На нее приклеиваются заранее вырезанные и обработанные картонные детали. Эту заготовку размещают на ткани по месту вышивки и прикрепляют по краю (приметывают). Затем прокладывают силки по остальным линиям рисунка (если они есть), предназначенным для выполнения в других техниках (это могут быть шнуры, канитель, жемчуг и др.). Работу выполняют в следующем порядке:

  • картонные детали пришивают к ткани, как описано выше;
  • выполняется вышивка по картону;
  • затем папиросная бумага удаляется;
  • по линиям силков выполняется вышивка в других техниках;
  • по окончании работы удаляют стежки наметки, если они видны.

В нашей мастерской мы почти всегда пользуемся этим способом, так как он обеспечивает точность расположения деталей рисунка, к тому же папиросная бумага или калька предохраняет поверхность ткани от загрязнения в процессе работы.

Техника вышивки

Как и при освоении любой другой техники, в вышивке по картону следует начинать с наиболее легкого образца. Шитье по картону относится к техникам шитья «в прикреп»: золотной нитью покрывается только лицевая поверхность вышивки, на изнанку золотная нить не выходит, пришиваясь к ткани одинарной прикрепной нитью (шелковой, ЛЛ, х/б) в тон золота или серебра.

Для выполнения учебных образцов можно вначале использовать вместо золотных нитей простые, менее дорогостоящие, например «Ирис». Этот материал мягче, и начинающим осваивать эту технику будет легче с ним справиться.

В шитье по картону нужно обязательно пользоваться шилом: оно обеспечивает точность и аккуратность шитья, значительно увеличивает скорость работы.

1. «Полоска» (прямой стежок)

В качестве первого образца предлагаем обшить полоску шириной 8-10 мм. Картон нужно обработать описанным выше способом и прикрепить к ткани (приклеить или пришить несколькими стежками, перпендикулярными направлению золотной нити).

Способ А (одинарная нить). Рабочую (прикрепную) нить закрепляем обычным способом у края картонной детали, стараясь спрятать закрепку под картон. Затем с помощью вспомогательной иголки с большим ушком кончик золотной нити, намотанной на витейку или катушку, выводим с лица на изнаночную сторону рядом с закрепкой и фиксируем двумя короткими стежками прикрепной нити в месте выхода из ткани. Кончик золотной нити на изнанке обрезаем до 1-1,5 см. Потом нить прикрепа выводится с изнанки на лицо у противоположного края детали и, захватив золотную нить, опять выводится на изнанку. При этом делается небольшой стежок, чтобы золотная нить не вытягивалась на изнанку. Затем игла с прикрепной нитью снова выводится у противоположного края детали, но не вплотную к предыдущему стежку, а на расстоянии толщины золотной нити. Далее игла захватывает золотную нить, как показано на рис. 6, и вкалывается вплотную к предыдущему стежку (т. е. делается шаг назад). Если прием выполнен верно, золотная нить сама развернется в нужную сторону.


Способ Б (двойная нить). Шить по картону можно как одинарной золотной нитью, так и двойной. Для шитья двойной нитью более подходит другой способ крепления, он показан на рис. 8 (в этом случае надо следить, чтобы две золотные нити не перекручивались между собой, на рисунке они показаны как одна). Прикрепный стежок расположен перпендикулярно краю картона, длина его чуть меньше миллиметра.

Золотная нить укладывается плотными параллельными рядами строго перпендикулярно краям картона. Ниткам не должно быть тесно, иначе они будут выталкивать друг друга и поверхность не будет гладкой, но в то же время шитье не должно быть редким, иначе картон будет виден.

В шитье по карте есть два различных способа вывода иглы с прикрепной нитью: 1) игла всегда проходит через ткань строго перпендикулярно последней, как во всех других техниках золотной вышивки (рис.9а); 2) игла выводится на лицо немного под углом, из-под картона, и уводится на изнанку так же, под картон (рис. 9б). В нашей мастерской мы пользуемся преимущественно вторым способом.

При шитье и золотную и прикрепную нити нужно подтягивать, чтобы они не болтались на картоне, а плотно прилегали к нему. Натяжение нитей должно быть равномерным.

2. «Полоска» (косой стежок)

При вышивке прямых полос иногда удобнее укладывать золотную нить по косой (этот прием может использоваться при шитье букв или креста, где прямые полосы стыкуются под разными углами, см. рис. 3). В этом случае необходимо следить за тем, чтобы угол наклона нитей не менялся.

3. «Фестоны»

Техника вышивки этого образца точно такая же, как и при шитье по прямой. Нужно все время следить, чтобы золотная нить лежала строго перпендикулярно краям картона, ее натяжение было равномерным. Не должно оставаться просветов между нитями, но им не должно быть при этом тесно.

4. «Волна» (прием «веер»)

Если картонная деталь имеет изгибы, можно применить следующий способ шитья: стежки золотной нити укладывать не параллельно друг другу, а «веером», при этом нужно следить, чтобы они все время оставались перпендикулярными краям картона. Для тренировки предлагаем следующий образец — «волна». На рис. 14 показано, как нужно укладывать золотную нить: стежки все время располагаются перпендикулярно краям картонной детали. По внутренней стороне округлости стежки кладутся как можно плотнее друг к другу, а по внешней — равномерно распределяются так, чтобы просветы между ними были небольшими и одинаковыми, в этом случае вышивка будет смотреться аккуратно и красиво.

Кольцо вокруг креста на рис. 17 и завиток на рис. 12 выполнены с помощью этого приема.

5. «Монетка»

Шитье этого образца удобнее начинать с середины детали. Сначала зашивается одна половина «монетки», затем другая. Края можно смазать «Моментом». Чтобы золотные нити не сползали с картона на ткань, делается небольшой закрепляющий стежок. Для этого в картоне, на расстоянии примерно 2 мм от края, шилом прокалывается отверстие и делается закрепляющий стежок от края детали золотной или прикрепной нитью. Стежок должен лечь перпендикулярно золотным нитям (рис. 19). Таким же образом зашиваются овальные детали, «виноградины», причем золотная нить может укладываться как перпендикулярно краям картона, так и под углом (см. рис. 18). Так же можно закреплять округлые кончики прочих деталей (крестов).

6. «Листик»

Если вышиваемая деталь имеет заостренный кончик, как в образце «листик», вышивку удобнее начать не с начала элемента, а чуть отступив от края. Сперва золотной нитью «в прикреп» зашивается средняя часть листа, и после этого покрываются оставшиеся незашитыми кончики. Если трудно сделать эту тонкую работу «в прикреп», можно закончить работу швом «на проем». Для этого золотную нить вдевают в иглу (нитка должна свободно проходить в оставляемое иглой отверстие, не повреждаясь при этом) и заканчивают работу стежками «на проем» (как в двусторонней глади). Кончики листика можно смазать клеем «Момент», тогда нить не будет соскальзывать с картона (рис. 20).

Листья, как и любые другие детали, можно зашивать и «прямым» и «косым стежком». Золотная нить может использоваться и одинарная, и двойная. Но острые кончики «на проем» удобнее зашивать в одну нить.

7. Листья сложной формы

Часто в шитье по картону приходится вышивать листья более сложной формы, имеющие несколько острых или округлых кончиков. В этом случае применяются все вышеописанные приемы: «веер», «монетка», зашивание острых кончиков «на проем» (рис. 21, 24). Еще до начала вышивания нужно продумать, в каком направлении должны лечь золотные нити в «проблемных» местах: как правило, там, где от листа отделяется зубчик, картон имеет наибольшую ширину. В этих местах карандашом намечается оптимальное направление нити (рис. 25а).


Вышивку начинают, как в образце «листик», чуть отступив от кончика детали; дойдя до места, где лист разделяется надвое, зашивают один из зубчиков, причем кончик, возможно, придется обшивать «на проем». Последовательно зашивают все части листа, вводя новые отрезки золотной нити, или делают протяжки по изнанке, выводя ту же золотную нить в нужном месте. Наконец закрывают оставшийся незашитым вначале кончик.

8. Шитье «с расколом»

Иногда в соответствии с рисунком, или если картонная деталь слишком широкая, требуются дополнительные прикрепные стежки по самому картону. Так как прикрепляется каждая золотная нить, стежки прикрепа выстраиваются в линии, которые могут служить дополнительным декоративным элементом вышивки, если заранее продумано, в каких местах они должны распологаться (рис. 27). Часто этот способ шитья применяется для вышивания сложных элементов, состоящих из нескольких деталей (рис. 28, 30).



Сначала элемент вырезается из картона по контуру, обрабатывается и прикрепляется к ткани. Затем расчерчивается карандашом в соответствии с тем, где будут располагаться линии дополнительных прикрепов. По этим линиям шилом аккуратно процарапываются канавки. Это делается для того, чтобы игла не скользила по картону, а попадала точно в рисунок.

После этого начинаем зашивать элемент золотом, при этом в местах карандашных линий шилом раскалываем картон, выводим с изнанки нить прикрепа, обхватываем ею золотную нить и уводим в ту же дырочку, утягивая на толщину картона так, чтобы ее не было видно. При этом золотная нить не должна вытягиваться на изнанку. Стежки прикрепов должны плотно прилегать друг к другу, при этом нужно следить за тем, чтобы игла не соскальзывала в дырочку предыдущего прикрепа. Очень важно следить также за тем, чтобы игла шила раскалывала картон строго под прямым углом.

Часто образовавшиеся канавки заполняют канителью, цепочкой блесток, тонким шнурком или просто нитью.

9. «Бублик»

Этот способ шитья с расколом применяется в том случае, если в работе не удается обойтись приемом «веер», т. е. если при вышивке сложных округлых деталей угол разворота нитей очень велик. В этом случае картон приходится раскалывать, чтобы вставить более короткие стежки, закрывающие просветы между длинными. Нужно следить за тем, чтобы золотные нити всегда оставались перпендикулярны краю картона. В зависимости от крутизны изгиба детали соотношение длинных и коротких стежков варьируется — 1 длинный и 1 короткий, 2 длинных и 1 короткий и т. д. Длинные стежки выполняются обычным способом, т. е. от края до края картонной детали, а в том месте, где нужно сделать дополнительный короткий стежок, шилом делается отверстие в картоне (ближе к вогнутому краю детали), нить прикрепа выходит с изнанки на лицо через это отверстие, захватывает золотную нить, утягивая ее разворот в отверстие. Следующий длинный стежок золотной нити перекрывает место разворота короткого стежка, делая его практически незаметным. Длинные стежки по внутреннему краю детали должны прилегать как можно ближе друг к другу (рис. 31).

10. «Перекрестие»

Этот прием часто используется для вышивки середин крестов. Место стыковки четырех крыльев креста зашивается одной золотной ниткой. Перекрестие (средний квадратик) расчерчивается по диагонали, шилом делаются канавки.

Вышив одно крыло креста и дойдя до места его соединения с другими сторонами (точка А), разворачиваем золотную нить на 90° и прикрепляем ее у противоположного края соседнего крыла (т. Б). Делаем еще два таких же стежка, замыкая квадрат (тт. В, Г). Далее золотная нить будет все время поворачивать по спирали к центру, прикрепляясь к картону по прочерченным линиям. Для этого шилом делаются проколы в картоне для каждого прикрепного стежка. В конце вышивки, т. е. в середине детали, золотная нить закрепляется двумя маленькими стежками прикрепной нити и выводится на изнанку. Далее можно продолжить обшивать оставшиеся крылья креста.

11. «Крест» (прием «перышки»)

Другой способ выполнения перекрестья представлен на рис. 34.


Все четыре крыла креста по осям имеют продольные канавки и зашиваются по отдельности, начиная от середины креста. Золотная нить прикрепляется в точке А, затем шилом картон раскалывается в точке О и прикрепная нить, выйдя в это отверстие, захватывает золотную и утягивает ее. Следующий прикреп делается в точке Б, т. е. золотная нить сгибается под прямым углом. Это похоже на прикрепный шов «перышки». Таким образом зашивается все крыло креста, а способ зашивки кончика креста зависит от его формы. В нашем случае применены приемы «веер» и «бублик». Расположенные под углом нити по-разному отражают свет, что придает работе дополнительный художественный эффект.

12. «Двойной картон»

Интересного эффекта можно достичь, используя в вышивке картон различной толщины, иногда даже в пределах одной детали. Образцы на рис. 35 вышиты по картону из двух слоев.

Из картона вырезается элемент большей площади, прикрепляется к ткани, затем на него приклеиваются детали, которые по замыслу должны быть более выпуклыми. Вплотную к ним шилом процарапывается канавка. При шитье золотная нитка прикрепляется по контуру наложенных деталей и при этом утягивается ниткой прикрепа на толщину картона. Если вышивка выполнена аккуратно и прикрепная нить не видна, создается эффект дополнительного объема. Можно покрывать всю площадь одной ниткой (рис. 35г), а можно зашивать детали по отдельности (рис. 35а, б, в, д), тогда и нити, и направление шитья могут варьироваться.

13. «Картон с настилом»

Другим вариантом придания вышивке по карте большей объемности служит прикрепление поверх картона дополнительного настила. Это может быть один или несколько шнуров, нитей, веревочек, пришитых или приклеенных поверх катонной детали. На рис. 36 буквы шиты по картону с дополнительным настилом из шнура посередине. Это придает шитью большую выпуклость, и свет отражается от него иначе.

14. «Картон с веревочкой» (с эффектом «наплыва»)

Другой вариант применения настила поверх картонных деталей — это разновысотное шитье с эффектом «наплыва», как будто одна деталь рисунка лежит поверх другой. В лицевом шитье XVIII-XIX вв. этот прием использовался при вышивке одежд золотом по карте, когда нужно было изобразить складки ткани. Мы предлагаем в качестве образца для тренировки вышить листья, лежащие одни поверх других.

Картонная деталь вырезается цельной, на ней по рисунку шилом процарапываются канавки (как при шитье с расколом). По краю того лепестка, который визуально находится сверху, прокладывается веревочка. Она должна быть достаточно плотной (ее можно изготовить самостоятельно, навощив любые нитки, находящиеся под рукой, и скрутив их пальцами). Веревочка пришивается тонкой прочной ниткой поперечными стежками. Дальше начинаем зашивать элемент одной нитью, делая прикрепы по линиям рисунка. Для этого раскалывем картонную деталь шилом по процарапанной канавке.

С этим способом шитья нас познакомили мастерицы из Пензы на московской конференции в ПСТБИ в январе 2003 г. На рис. 39 вы видите выполненный ими оклад иконы.

15. «Корзиночка»

Этот образец выполняется в 2 этапа. Сначала на картон, обработанный и прикрепленный к ткани, кла- дут толстую иглу или спицу и покрывают его золотом «в прикреп» так, как описано в образце «полоска». Спица при этом лежит перпендикулярно золотным нитям, оставляя зазор между ними и картоном. Нити должны быть хорошо натянуты и располагаться плотными параллельными рядами (рис. 43). После выемки спицы они оказываются свободно лежащими на поверхности картона.

Для выполнения второго этапа золотную (или цветную шелковую) нить вставляют в иглу и переплетают с нитями первого слоя «корзинки» в шахматном порядке. Дойдя таким образом до края детали, по изнанке делают протяжку к противоположному краю (как в двусторонней глади). Плетенка может быть квадратной, например 4?4 нити, а может быть и более сложной, 4?2 и т. п. С помощью этого приема можно выполнить различные орнаментальные композиции, как в мозаике (рис. 44, 45).



Как видно из приведенных образцов, техника шитья по картону дает нам достаточно богатые возможности в украшении предметов литургического шитья. Она может быть использована как в орнаментальной, так и в лицевой вышивке. Последняя особенно ярко представлена в церковном шитье России и Украины XVIII-XIX веков.

Торжокские техники золотого шитья

Со второй половины XIX века золотная вышивка активно развивается как народный промысел в г. Торжке Тверской обл. Там до сих пор функционирует фабрика «Торжокские золотошвеи», а также существует профессионально-техническое училище золотной вышивки. Торжокское шитье обладает узнаваемым стилем, близким по характеру и духу к народной вышивке, и использует устоявшиеся традиционные художественные мотивы и технические приемы. Например, в торжокском шитье по карте рабочая нить выходит на лицевую сторону шитья и уводится в одно и то же отверстие, утягивая золотную нить на изнанку. Кроме того, наша терминология несколько отличается от принятой в Торжке: гладкое шитье по картону называется там «литым швом», шитье с расколом и «в прикреп» по картону или настилу — швом «в раскол» (так мы называем одну из техник шелкового шитья). Прикреп «клопчик» имеет два названия, в зависимости от шага прикрепа: швы «бабий» и «гусем». Шитье «в прикреп» по форме называется «плоской накладной гладью». Подробнее с техниками торжокского золотного шитья можно ознакомиться в книге Н. В. Бабушкиной «Золотое шитье» (см. в рубрике «Книжная полка»).

Одной из особенностей торжокской золотошвейной школы является также использование приемов шитья «в прикреп с расколом» по карте с образованием различных геометрических узоров на поверхности плотно покрытого золотом картона. Рисунки этих прикрепов те же, что и при обычном золотном шитье «в прикреп» («городок», «ягодка», «денежка», «черенок» и т. д.).

Обучение вышивке детей 5-7 лет в детском саду

Мастер – класс «Волшебные крестики»

Автор: Шабунова Людмила Александровна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Солнышко», р.п. Юрты, Тайшетского района, Иркутской области.

Данный мастер – класс рассчитан для детей 5-7 лет, для педагогов ДОУ.
Назначение : данный мастер-класс предназначен для обучения вышиванию крестиком детей старших и подготовительных групп.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно - творческих способностей ребенка посредством вышивки.
Задачи:
*формировать у детей представление о технике вышивания крестиком.
*Обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва крестик; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке).
*Развивать навыки ручной умелости, внимание, интерес к русскому народному творчеству.
*Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, желание сделать близким людям приятное – подарить подарок.

1.Материалы: пяльцы (диаметром 18 см.), нитки мулине (для вышивания используем в 4 сложения), иглы с широким ушком (длиной не более 3 см.), ножницы (размером около 140 – 170 мм), игольницу на каждого ребенка, ткань – плотное вафельное полотно с квадратными клетками, полоски картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков. (фото 1).


2. Вышивание – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Она интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям старшего дошкольного возраста.
«Позвонили в бубенец –
И попали во дворец!
Открывается палата,
Смотрите, чем она богата:
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?
Эта - лучше всех палат!
Здесь лежит несметный клад-
Не для злючек - белоручек,
А для бабушкиных внучек!
Ей подарим в день рожденья
Мы свои произведенья:
Кружевной воротничок,
С петухами рушничок! (фото 2).


3. Рассматриваем схемы для вышивания. (фото 3)


4. Можно предложить детям дорисовать вторую половину схемы по образцу. (фото 4).


5.Полоски из картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков для упражнения в вышивании, умения детей видеть клетку на вышивке. (фото 5)


6.Начинаем вышиванье снизу вверх с определения места для первого крестика. Вышивка крестиком относится к счетной вышивке, т.е нужно считать клетки. Рассматриваем схему, находим самый длинный горизонтальный ряд крестиков, на нем находим середину, посчитав клетки. Проводим простым карандашом прямую линию с помощью линейки и заключаем узор в квадрат или прямоугольник, при вышивании будет удобно считать клетки. (Фото 6)


7.Теперь нужно найти место для первого крестика на ткани, Находим середину на ткани: складываем ткань пополам (можно посчитать клетки). На схеме находим нижний горизонтальный ряд, отсчитываем вправо необходимое количество клеток от середины узора. Это место первой клетки! (Обратите внимание на вышивание солнышка: вышивать начинаем с самого солнышка, затем лучики, не забудьте снизу оставить для них место). Так же нужно не забыть оставить по краям ткани место для рамки, для тесьмы.
(фото7, 7а, 7б)




8.Вставляем ткань в пяльцы, закрепляем натяжение ткани. (фото 8)


9. Начиная вышивать,нужно закрепить нитку на ткани. Узелков на нитке при вышивании не делаем! Прокалываем верхний правый угол первой клетки и выводим иголку в нижний левый угол (фото 9)


10.Протягиваем иголку с ниткой и оставляем хвостик нитки, нитка прошла по изнаночной стороне работы. (фото 10)






11.Затем иголку вводим в этот же угол рядом с хвостиком и выводим снова в этот же левый нижний угол этой клетки, нитка ляжет сверху и нитка закрепится. Хвостик отрезаем ножницами. (фото 11)


12. Шов крестик представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой последовательности: сначала наклонные стежки справа налево, затем делают возврат в обратную сторону, перекрывая предыдущие стежки накрест (получаются диагоналевые крестики). (фото 12 , 12а, 12б).




13.Когда нить заканчивается ее необходимо закрепить: на изнаночной стороне рядом с оставшейся нитью находим стежок и в него протягиваем иглу с нитью, и в получившуюся петлю протягиваем снова иглу с оставшейся нитью. Получиться узелок. Можно для прочности повторить еще раз. И нить отрезаем. (фото13, 13а, 13б)




14.Вышитую картинку обшиваем косой бейкой либо вставляем в рамку. Подарок готов!
Крестик за крестиком я вышиваю,
И за стежком я кладу свой стежок,
Вот и солнышко засияло,
И расцвел красивый цветок.
Бабочек, сердечки, веселых петушков
С любовью вышиваю тебе я, мой дружок!
(фото 14)


15.Идеи для подарка: к празднику дня Святого Валентина – сердечко, Масленицы – солнышко», елочку – на Новый год. (фото 15)


16.Салфетки с буквами (первая буква имени) можно подарить и себе и друзьям в день рождения. (фото 16)


17.Курочек, цыпляток, петушков вышить к празднику Пасхи. (фото 17)

18.Вышитые скатерти, полотенца, салфетки мы используем для сюжетно-ролевых игр в «Дом», «День рождения». (фото 18, 18а, 18б,18в)





19. Вышитые скатерти, рушники по мотивам русских народных узоров для о используем для оформления мини - музея в группе «Моя Россия». (фото 19)


Схемы вышивки крестом для детей


Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн ) – вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. В англоязычных странах используют название «embroidery on paper» - вышивка по бумаге. Иногда встречается название «paper embroidery», изредка «Form-A-Lines»- формы из линий, по-французски «broderie sur papier». В немецкоговорящих странах «pickpoints» - точечный рисунок.

Английскими ткачами (существует версия, что таким образом они делали эскизы будущих узоров для ткани) был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом. С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия.

Занятие изонитью способствует эстетическому и умственному, расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус,формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, учит наблюдать.Безусловно, техника изонити ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий. Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируется предмет, выбирается основа, цвет нити.

С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.

Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:

основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);

  • то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
  • швейные нити (катушечные, мулине, ирис);
  • скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
  • иголка;
  • тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или толстую бумагу. Более тонкая бумага в процессе работы может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и деформироваться.

Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой - серый. Также неплохим вариантом может быть картон с белой изнанкой. Т. е. чтобы разные стороны картона были окрашены в разные цвета.

Самым лучшим будет цветной однородный картон. Он достаточно плотный, но при этом не слишком толстый. Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанные дырочки. Также более плотная структура картона дает возможность прокалывать дырочки с минимальными расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать наше изделие более ажурным и декоративным.

Цвет фона нужно выбирать в зависимости от художественного замысла изделия. Так это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере, или даже наклеенные на картон обои.

Очень декоративно и даже роскошно смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но т.к. она слишком тонкая, то ее тоже лучше комбинировать с картоном.

Внешний вид работы сильно зависит от правильно подобранных ниток. В зависимости от замысла работы это могут быть как блестящие (этот вариант предпочтительней), так и неблестящие нитки. Работа смотрится аккуратнее, если она сделана кручеными нитями, но иногда замысел требует использования и рассыпающихся нитей.

Самые распространенный нитки для изонити это мулине, т.к. при очень высокой декоративности с ними легко работать. Обращайте внимание, чтобы нити были равномерно покрашены и обладали блеском, были ровными по толщине и не лохматились. Также очень часто для вышивки используют ирис, иногда он даже предпочтительней мулине.

Меньше всего для изонить подходят шерстяные нитки. Они ворсистые и не очень яркие и, как следствие, работа, выполненная из них, выглядит не очень симпатично. Однако, для тренировки или если этого требует художественный замысел, эти нитки тоже применимы.

Для того, чтобы освоить технику изонити достаточно знать два основных приема: "Заполнение угла" и "Заполнение окружности" и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слезка).

Главное : сначала на лицевой стороне делаем длинный стежок, в среде его открытыми финалами каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и он должен пересекать предыдущий стежок, а по лицевой изнанке огромная игла направляется в следующий прокол (стежок короткий), быстро двигаясь в одном ничего хорошем духе, неуверенно предположим, по часовой стрелке.

Далее рассмотрим несколько приемов работы с изонитью для начинающих.

Для наглядности приемы работы с изонитью иллюстрированы схемами с цифрами, показывающими последовательность стежков и проколов.

Приём «Заполнение угла».

  1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
  2. Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12) равных частей (можно через 5 мм).
  3. Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «0».
  4. Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины («0»).
  5. Вдеть нить в более тонкую иглу.
  6. Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.

Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис. 2).

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

Приём «Заполнение окружности».

  1. Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).
  2. Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема, можно делить окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Важно, чтобы точек было четное количество.
  3. Сделать проколы в полученных точках.
  4. Вдеть нить в иглу.
  5. Заполнить окружность по схеме.

Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.

Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: - на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; - делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; - по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; - по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы.

Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.

Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.

Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.

Дуги, спирали, лепестки.

Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

Прошивание спирали . Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток ). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.

Когда надо прошить изобажение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.

Создание тоновой изонити.

Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков, их сочетания изучает наука цветоведение .

1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде линий-штрихов.

2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.

3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.

После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

Анна Капитоненко

Мастер-класс «Вышиваем на картоне »

Одним из моих увлечений является вышивка . Мои дети любят смотреть, как я своими работами украшаю нашу группу. В прошлом году, когда моим ребятишкам было 4 – 5 лет (они посещали среднюю группу, им очень захотелось научиться вышивать . Они долго просили меня дать им попробовать вышить «хоть что-нибудь» . Я же не знала, как можно приступить к такому занятию (еще маленьким для этой работы) детям. Совершенно случайно обнаружила, что вышивка «изонитью» может помочь мне дать возможность каждому заинтересованному ребенку освоить технику владения иголкой.

Показала и рассказала какие инструменты нужны : иголка, нитки, ножницы, картон , познакомила с техникой безопасности при работе с очень опасными предметами …

И вот мы приступили к работе. Вышивали простыми стежками , потом работы стали разнообразить и вот в апреле приняли участие в выставке, посвященной Дню космонавтики в городском конкурсе. Одна из работ заняла третье место.

Этим летом мои дети ходят в разновозрастную группу (старшая-подготовительная) . И вот, когда я вернулась из отпуска, дети, посещавшие среднюю группу вспомнили о вышивке . Заинтересовались и «подготовишки» .

Итак, приступим к обучению.

Для работы нужны :

1) картон (лучше всего брать небольшой кусочек – четвертую часть листа А-4) ;

2) иголку с тупым концом (я беру для вышивания крестиком ) ;

3) ножницы;

4) цветные нитки (мулине, простые катушечные) ;

5) простой графитный карандаш.

Начинаем работу с выбора предмета для вышивки . Например, сейчас лето, и мы готовим выставку работ «Вот оно какое – наше лето!»

На картоне рисуем , например, море

Иголкой прокалываем дырочки для облегчения работы детям


Вдеваем нитку в иголку, закрепляем ее с обратной стороны и вышиваем :

с изнаночной стороны иголка вставляется в пустую дырочку


а с лицевой стороны – в дырочку с ниткой


Вот и получилось море или река, как хотите.

Таким же образом рисуем, вышиваем корабль/лодку , солнышко, мячик…


Эту работу выполнил мальчик, который впервые взял иголку в руки. Хочу сказать, что работал ребенок всего два дня.


Если произошла ошибка, то ее легко исправить, вернув иголку в исходное положение. При работе с тканью это сделать сложнее, поэтому процесс вышивки на картоне , гораздо проще, а рука ребенка работает так же.

(особенно хорошо сочетается такая работа с подвижной деятельностью на прогулке : побегал – вышил , опять поиграл, можно и повышивать )


С обратной стороны работа выглядит не очень красиво, но оформляя ее, вы поможете ребенку оформить вышивку в оригинальную рамку, которую можно сделать своими руками, и получится прекрасный речной или морской пейзаж.

Вот такие работы мы приготовили к нашей выставке.





Вот таким образом мы можем помочь в развитии мелкой моторики, внимания, усидчивости, интереса.

Публикации по теме:

Русские рукодельницы с давних пор любили вышивать крестом – это умение передавалось от матерей к дочерям. Они считали крест оберегом от.

У нас в саду все чем-то увлекаются. Кто делает цветы из бумаги, другие занимаются оригами. Я очень люблю цветы. С ранней весны до осени.

Изонить. Схема и работа в технике нитяной графики. Вышивка нитками по картону. Техника работы - изонить - рисование нитью. Используя эту.

Коллектив Занимается по общеобразовательной программе «Волшебный мир бумаги» Модуль «Вышивка лентами» Педагог доп. образования Королева.

Предлагаю Вашему вниманию поздравительную открытку к 8 Марта, которую я сделала для своей маленькой "принцессы" - внучке Юлечке. Сложного.

«Изонить – не менее увлекательная и занимательная техника рукоделия. Можно встретить и другие названия: нитяная графика, изображение нитью, вышивка на картоне, ниточный дизайн, изографика. Главное – это ажурный узор на четких геометрических линиях.

Когда смотришь на готовые работы, в которых нити замысловато переплетаются, то можно подумать, что это очень сложно повторить. Но когда освоишь азы вышивки на плотной бумаге или картоне, тогда любая сложная схема под силу. Начинающим мастерицам вряд ли стоит браться за сложные композиции, важно научится делать базовые мотивы, их не так много, по сравнению с другими техниками.

Основные мотивы изонити

Первый мотив – заполнение угла .

Для начала возьмите лист картона и начертите прямой угол. Длина сторон 8-10 см. Через каждый сантиметр поставьте точку и сделайте отверстие шилом. Новичкам рекомендовано сразу проставить цифры, по которым будет двигаться иголка.

Итак, первый виток! Иголка заходит в картон с изнаночной стороны (там остается узелок) на цифру 1, перемещается по лицевой стороне в цифру 2.


Затем с изнаночной стороны переходите в цифру 3.


По лицевой стороне идете в отверстие под номером 4.

Перемещаетесь снизу на 5 и делаете виток в отверстие 6.


Дальше виден отрезок 7-8.


И по такому же принципу вы должны заполнить все отрезки на графическом рисунке.


Когда принцип заполнения понятен, вам не нужно будет рисовать цифры, начнете работать по памяти.
Углы могут быть различной длины и любого градуса, но принцип их заполнения одинаковый, а вот результат разный.

Для закрепления усвоения посмотрите этот видео урок:

Второй мотив – заполнение круга .

Здесь тоже есть свои нюансы, о которых должны знать новички.

Нужно начертить круг и поставить точки на равных отрезках. Чем больше точек, тем плотнее получится узор. Дальше все зависит от расстояния, на которых будут ложиться витки нитей. На примерах по фото видны варианты!

Чем длиннее отрезок нити, тем ближе заполнение к центру круга. Если виток ложится короче, будут переплетения нитей возле края линии.


При работе с кругами вам нужно тоже на первых этапах прописывать цифрами ход нити.

Овал и капля заполняются по принципу мотива круг или угол. Вы на практике все поймете.

Еще один принцип техники изонить, когда вся работа выполняется с одной точки . Например, графический рисунок – сердце. Два варианта его заполнения.


Движение идет поочередно.

Здесь витки ложатся с отступлением на шаг.

Эти варианты заполнения могут быть использованы для любого рисунка. Когда вы осилите основные мотивы, тогда будете комбинировать и совмещать их на свое усмотрение.

Полезная информация

Новичкам будут интересны некоторые советы и тонкости техники изонить . Остановимся на них подробнее.

Для основы лучше использовать плотную бумагу или гладкий картон, реже встречаются работы на бархатном картоне.

— Для нанесения рисунка нужен простой карандаш, лучше твердый и хорошо заточенный, чтобы линия мотивов была тонкой.

— Еще пригодится линейка для рисования линий и углов, циркуль для формирования окружностей разного диаметра.

Шило лучше использовать короткое, но острое. Им необходимо прокалывать картон с лицевой стороны, чтобы работа выглядела аккуратней.

Иголку советуют брать с большим ушком, чтобы легко проходила нить.

Нитки можно использовать любые, но самые хорошие для этой техники считаются мулине и ирис. На бархатной бумаге великолепно смотрятся работы, выполненные именно шерстяной нитью.

— Прокалывать отверстия следует на подложке, чтоб не повредить покрытие стола. Рекомендовано использовать кусок картона из коробки от упаковки или толстый пенопласт.

Для закрепления нити с изнаночной стороны можно использовать узкий скотч или клей ПВА.

— Чтобы нить во время работы не запутывалась, отрезайте не слишком длинный кусок.

Техника изонить используется для изготовления открыток, панно, картин, обложки для блокнота, закладки для книги.

— На начальных этапах важно следить за плотностью вышивки. Если вы сильно потянете виток, то можете порвать картон. А слабый зажим нитки будет провисать и неаккуратно смотреться на готовой работе.

— Чтобы скрыть изъяны изнаночной стороны, работу надо приклеить на картон или разместить в рамочке без стекла.

Картина «Бабочка» в технике изонить (мастер-класс)

А теперь перейдем к практической работе. Когда все азы техники понятны, можно приступать к вышивке отдельного предмета. Например, бабочки. Она будет состоять из самых простых узоров, когда заполняется все изображение полностью.

Для работы нужны такие материалы:

  • набор цветного картона;
  • графическое изображение бабочки (в котором прорисованы все точки);
  • нитки мулине двух цветов (желтые и зеленые);
  • шило;
  • иголка;
  • ножницы;
  • тонкий скотч.

Поэтапно

Возьмите цветной картон такого оттенка, чтобы выбранные вами нити хорошо просматривались. Например, фиолетовый, если вышивка будет желтыми и зелеными нитками.

На картоне разместите изображение бабочки и сделайте шилом отверстия. Не забудьте про подложку, чтобы не испортить рабочую поверхность.


На графическом рисунке распределите цифрами направление движения иголки.


Вот такая основа с отверстиями нужна для работы.


Возьмите иголку, введите в нее нить и начинайте формировать отрезки.


Вот такое ажурное плетение должно получиться.


Не забудьте с изнаночной стороны работы закреплять края нитей скотчем.

Второе желтое крыло нужно сделать симметрично.


Когда будете вышивать нижние крылышки, можно поменять цвет нитей, чтобы работа вышла более яркой.

Можно даже вышить одним цветом основу, а потом по краю пустить другой оттенок из более коротких отрезков.


Чтобы сформировать туловище и усики бабочки, нужно просто прошить отрезки по прямой и вернуться.

Вот так выгляди готовая работа.


Обратную сторону лучше заклеить белым листом бумаги, чтобы скрыть погрешности вышивки.

Согласитесь, приятно будет получить такую работу в качестве поздравительной открытки.

Надеюсь, мой подробный рассказ про технику изонить и удачный пример работы вдохновит вас на оригинальные идеи и вскоре в вашем доме появятся красивые вышитые изделия.

С уважением, Татьяна!»

Когда вы освоите технику изонить, сможете создавать такие красивые картины, как в этом видео, своими руками:

Схемы и шаблоны

Для начинающих рукодельниц могут пригодиться готовые схемы и шаблоны с цифрами. Можно распечатать картинки из интернета и вышивать по цифрам.

Сердечки:


Цветочки:









Как сделать оригинальное панно из ниток и гвоздей

И еще рассказ Татьяны о практическом применении этой техники:

«У нас в офисе работают креативные люди, как парни, так и девчонки. А расположен наш отдел на втором этаже. Приходится подниматься один лестничный пролет. И такой он унылый и однотонный. Дождливым утром моя сотрудница предложила «оживить» стену на лестнице. Рисовать красками на ней мы не рискнули, так как это помещение наш офис снимает за арендную плату. Поэтому нужно было делать какое-то большое панно или, на крайний случай, писать картину.

На просторах интернета нашли интересную технику стринг арт . Она основана на использовании гвоздиков и нитей. Получается изображение, когда витки нитей переплетаются в определенном узоре между шляпками гвоздей. Все идею оценили и принялись за ее воплощение.
После ремонта в кладовой стоял кусок гипсокартона размером 1 на 2 метра. Решили не резать его на куски, а использовать целиком. Девчонки нарисовали в центре основы птицу счастья (по сути, обычный павлин), по бокам от него — два дерева и внизу работы — импровизированные кустики травки.

Ребята купили большие гвозди с широкими шляпками и вбили их на расстоянии друг от друга примерно в 2 см по всему графическому изображению. Причем гвоздики на самой птице усеяны очень густо, где-то в 0,5 см. Это для того, чтобы узор получился заполненным и хорошо ложились витки нитей.

Когда все работы мужчин были завершены, снова пришел черед девочек показать ловкость своих ручек. Мы подобрали удивительные нити для всех элементов работы. Сиреневая на перьях и красная на туловище – это тонкие нити серии «ирис», а толстые на кружках хвоста и кронах деревьев – это фактурные нити для вязания.

Переплетения нужно было делать в технике изонить , строго по рисунку. Вот такая шикарная птичка!

Деревья проще формировать, так как нужно было только немного скрыть основу, поэтому переплетали витки нитей в хаотичном порядке. Обратите внимание, как оттеняются нити на стволах и хорошо смотрятся фактурные на кроне.

Потом парни предложили сделать рамку для панно, чтобы работа выглядела интереснее. Они прибили деревянный уголок по краю основы.

Робота была сложная и кропотливая, но результат того стоил. Получилось красивое и яркое панно из ниток и гвоздей.

Теперь наш лестничный пролет самый красочный во всем здании. И если нас судьба забросит на новое место работы, то и картина отправится вместе с нашим коллективом.»

Будем рады видеть фотографии и ваших работ!

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Присылайте свои фотографии

Тоже делаете красивые поделки? Присылайте фотографии своих работ. Лучшие фото мы опубликуем и вышлем вам диплом участника конкурса.

Посмотрите также:

Свадебная открытка своими руками
Что может быть лучше самого светлого праздника в жизни, чем свадьба? В этот день хочется, чтоб всё б...

Открытки своими руками - скрапбукинг
Девушка, подписавшаяся именем Tradicia, рассказала, как она делает открытки своими руками. "Недавно...

Техника выжигания по дереву
Пирография - выжигание по дереву В настоящее время искусство выжигания по дереву (пирография) стано...

Как сделать соленое тесто, рецепты и секреты
Все о соленом тесте Возможно, некоторым покажется странным мое утверждение, но соленое тесто может...

Изготовление открытки ко Дню Святого Валентина в технике квиллинг
Еще один мастер-класс по изготовлению оригинальной открытки к Дню Св.Валентина в технике квиллинг от...