Диеты

Почему я хочу больше удовольствий? Наука о приятном: откуда берётся удовольствие? Почему человек испытывает удовольствие.

Если коротко, то потому, что она «включает» древнюю систему поощрения, «вшитую» в человеческий мозг. А поощрение происходит в виде выброса окситоцина, серотонина и дофамина — гормонов и нейромедиаторов, участвующих в формирования таких чувств как удовольствие, счастье и удовлетворенность. Но зачем мозг делает это, ведь музыка — это непрактичная для биологии вещь? Это же не еда и не секс, которые природа поощряет всегда и обильно? Попробуем разобраться.

Музыка — это легальный наркотик

Нейробиолог Дэниел Левитин в своей книге «This is your brain on music» говорит: «…музыка — единственная сила, которая может заставить вас присоединиться к беснующейся двадцатитысячной толпе, и ничто другое на это не способно».

По наблюдениям Левитина, прослушивание музыки изменяет химию мозга. Ученые считают, что люди используют музыку с той же целью, что и наркотики.

Норман Уэйнбергер, работающий на факультете нейробиологии Калифорнийского университета, основатель Центра нейробиологических механизмов обучения и памяти, а также Компьютерного архива музыкальной и научной информации, в ходе экспериментов и изучения работ других ученых выяснил, что физические реакции на музыку испытывают примерно 80% взрослых людей. Проявляются они в виде мурашек, слез, дрожи, смеха и тому подобного. Некоторые ученые дали этому явлению название «Eargasm» (происходит от слияния слов «ухо» и «оргазм»)

Опрос, проведенный в 1995 году Яаком Пэнксеппом из Университета американского города Боулинг-Грин, показал, что 70% из нескольких сотен респондентов наслаждаются музыкой, «потому что она порождает эмоции и чувства».

Много лет воздействием музыки на человека занимается доктор Валори Салимпур и ее соратники из Университета Макгилла (Канада). Салимпур проводила исследования также и в Стэнфорде.

Одно из них показало, что у испытуемых, слушавших музыку, которая обычно вызывает мурашки или «холодок по телу», повышался уровень нейромедиатора и гормона дофамина, который отвечает за мотивацию и вознаграждение правильных с точки зрения природы действий.

Уровень нейромедиатора в мозге (где он действует именно как «награждающее» вещество) отслеживался в процессе прослушивания музыкальных произведений при помощи позитронно-эмиссионной томографии. Наблюдение показало, что через 15 минут после сеанса мозг испытуемых был буквально «залит» дофамином.

Как работает слуховой оргазм

Валори Салимпур соглашается с участниками ее экспериментов в том, что «eargasm» — это непроизвольное ощущение. Его невозможно испытать при отсутствии музыкального стимула. Кроме того, испытуемые заявляют, что его никак нельзя контролировать (ничего не напоминает?)

В процессе экспериментов группе Салимпур удалось выяснить что, как правило, мурашки у слушателя начинаются в тот момент, когда в музыке наступает явное и относительно «внезапное», но ожидаемое изменение — например, начинается пение, резко меняются гармонии или после затишья происходит «взрыв» — припев. Причем испытуемые чувствовали «eargasm» независимо от музыкального жанра. Некоторые из них слушали классику, некоторые — джаз, поп, рок или электронную музыку.

Почему мурашки появляются именно при изменении, предположить можно. Во-первых, дофамин — не только и не столько награждающий удовольствием нейромедиатор. Он скорее награждает и мотивирует во время процесса. Это именно дофамин вызывает чувство предвкушения в тот момент, когда вот-вот грянет припев. Хотя он же и отвечает за пик удовольствия.

Во-вторых, по мнению многих ученых, система вознаграждения или внутренняя система подкрепления, включается (кроме прочих случаев), когда человек приобретает новый ценный опыт. А новое для этой системы — это значит что-то не монотонное, привычное и однообразное.

Салимпур и ее коллеги экспериментально установили, что пик выработки дофамина происходит в те несколько секунд, которые предшествуют музыкальной кульминации. Также они выяснили, что чем дольше (в разумных пределах) музыка «дразнит» слушателя во время ожидания и предвкушения основного «удара», тем сильнее выброс дофамина и острее удовольствие.

После кульминации и момента максимально выброса дофамина участок мозга, называемый «стриатум» или «полосатое тело», как бы «вздыхает» от удовлетворения. Тут-то по коже и пробегают мурашки.

Такой же эффект в мозге человека вызывает предвкушение и получение желаемого во время азартных игр. То же самое происходит у курильщика, который был вынужден несколько часов не курить и, наконец, поджигает сигарету.

Механизм понятен, но за что же мы получаем вознаграждение?

Вопрос до конца не изучен. Оказывается, причины, по которым мозг при прослушивании музыки награждает нас «наркотиками», многообразны. Например, ученые Университета Северной Каролины (США) обнаружили, что люди, которые в жизни проявляют открытость новым впечатлениям, чаще испытывают «музыкальную дрожь».

Валори Салимпур также стала исследовать логику Природы. Она руководствовалась знанием о том, что животные не получают такого удовольствия от музыки, как человек. Значит за человеческим музыкальным оргазмом стоит подкрепление поведения, выгодного именно для разумного существа.

Вместе с коллегами она отслеживала при помощи МРТ мозговую активность испытуемых во время нового эксперимента. Его участникам предложили послушать первые 30 секунд 60-ти абсолютно незнакомых им песен. А затем им было предложено купить понравившиеся треки за реальные деньги при помощи специальной программы. Причем приложение было построено по принципу аукциона — участники эксперимента могли предлагать ставки за песни в размере от 0 до 2 долларов.

При помощи МРТ сканировали область мозга, условно называемую «центром удовольствия». В результате была обнаружена связь между работой этого центра и некоторыми другими участками мозга. Вся система по время прослушивания и аукциона задействовала такие зоны как: миндалевидное тело (обработка эмоций), гиппокамп (отвечает за обучение и память), а также вентромедиальную префронтальную кору (участвует в процессе принятия решений).

Как сообщает доктор Салимпур, выбор и размер ставок испытуемых зависел от их прошлого музыкального опыта: «Осознаёте ли вы это или нет, но каждый раз, когда вы слушаете музыку, в вашем мозге активизируются заложенные в нем шаблоны».

«Центр удовольствия», используя эти шаблоны, предсказывает награду, которую человек получит от прослушивания музыки. Предсказания основаны на прошлом воздействии мелодий, которые уже были когда-то прослушаны. Если новая музыка нравится слушателю больше, чем предсказывал «центр удовольствия», то ему становится приятно. Если же новая музыка хуже, чем предсказывалось, то мозгу человека становится «скучно», и он разочаровывается.

Помните, мы выше рассуждали о новом ценном опыте и о монотонности? Похоже, наше предположения верны.

Музыка как антистресс

Но все еще сложнее. Уже упоминавшийся нами невролог Яак Панксепп обнаружил, что грустная музыка вызывает у людей мурашки чаще, чем радостная. Его выводы таковы: печальная и меланхоличная музыка активизируют механизм, который помогал древнему человеку справляться со стрессом, вызванным потерей близких людей.

Эксперименты Панксеппа показали, что с одной стороны грустная музыка заставляет человека переживать печаль или впадать в задумчивость, но с другой стороны — поддерживает его эмоционально.

Вознаграждение за музыку — это приз за социальные контакты

Музыковеды и лингвисты считают язык и музыку родственными явлениями. Музыка — это тоже своего рода «вторая сигнальная система». Только международная и понятная всем.

Российский преподавать Н. Л. Вашкевич в своем учебном пособии: «Семантика музыкальной речи. Музыкальный синтаксис. Словарь музыкальных форм» приводит высказывания композиторов, исполнителей и музыковедов, позволяющие однозначно признать наличие у музыки свойств языка:

Тональность ми-бемоль минор – «родина скорбных, элегических настроений, погребальных поминовений, глубокой печали». — Г.Нейгауз

Си-мажор – «мрачный, темно-синий со стальным, пожалуй даже серовато-свинцовым отливом. Цвет зловещих грозовых туч». — Н. Римский-Корсаков

«Ноктюрн Листа «Грезы любви» начинается с псалмодического вживания в один звук (семантика чистой примы мелодической — прим. Вашкевича), придающий молитвенному взыванию к любви силу онтологической достоверности». — В. Медушевский («Прима» — умозрительный музыкальный интервал. По сути является одним звуком, но может быть записан двумя нотами — прим. ЯТЫОН)

Восходящая квинтовая интонация (семантика квинты мелодической — прим. Вашкевича) – стилистическая черта мелодики русской протяжной песни — уносящийся в безбрежную даль одинокий голос души. — А. Островский

Семантика VI-й ступени

В миноре употребление VI-й, не переходящей в V, ассоциируется с ощущением «острой неудовлетворенности»; разрешаясь, она рисует «вспышку боли».

В мажоре VI-я действует иначе. Не разрешаясь, она производит впечатление «продолжительного приятного ожидания», разрешаясь, выражает эффект вспышки «сладостного желания». — Дерик Кук

Даже мозг человека, никогда не учившегося музыке, различает в ней «фразы», отдельные «слова» и даже «буквы». Например в музыкальной теории есть понятия «консонанс» и «диссонанс». Упрощенно говоря — это благозвучные и неблагозвучные интервалы (2 звука) и аккорды (3 и более звуков).

С точки зрения физики эти созвучия представляют собой колебания воздуха с определенной сложной частотой. Частоты отдельных звуков накладываются друг на друга и имеют друг к другу как простые отношения — скажем, 2:3 («благозвучное»), так и сложные — например, 8:9 («неблагозвучное»).

Ученые изучали воздействие на мозг этих сочетаний — тоже при помощи позитронно-эмиссионной томографии.

Оказалось, что аккорды-консонансы активизировали орбитофронтальную область коры, которая представляет собой часть системы внутреннего подкрепления правого полушария. Также в активное состояние приходит часть области, расположенной под мозолистым телом.

Неблагозвучные аккорды-диссонансы вызывали активизацию правой парагиппокампальной извилины (эта область участвует в лимбической системе, отвечающей за инстинкты, эмоциональное поведение и многое другое). Предположительно неблагозвучные аккорды вызывают инстинктивную тревогу и напряжение.

Но почему же понимание мозгом музыки как языка вознаграждается? А потому, что Природа считает, что социальные контакты для человека — это хорошо и правильно. А там, где есть язык, там есть и социальные контакты.

Каков приз за коммуникации?

Приз довольно сложный. Если упростить — то это цепочка, состоящая из окситоцина, серотонина и, конечно же, дофамина.

Биологи из Стэнфордского университета изучали механизм вознаграждения за социальные контакты на мышах. В экспериментах использовался метод «выученного предпочтения места». По сути, он преследовал цель узнать — социальные контакты являются желательными для мышей или нет.

В опытах принимали участие только самцы, чтобы исключить у мышей сексуальные мотивы для коммуникаций. Результаты были четкие и не допускающие разночтений. Все мыши предпочитали стимулы, ассоциирующиеся с общением, стимулам, которые связаны с одиночеством.

Контакт с себе подобными у мышей является таким же отличным мотиватором, как еда. Им приятно быть в компании и неприятно сидеть в «одиночке».

Огромную роль в удовольствии, испытываемом мышами от общения, как оказалось, играет окситоцин. У людей этот гормон вызывает ощущение любви, доверия и сочувствия. Кстати, зафиксировано, что после 10 минут серфинга и собирания лайков в социальных сетях уровень окситоцина в крови человека возрастает на 13%. Считается, что такое повышение примерно соответствует скачку окситоцина в крови у жениха и невесты во время свадебной церемонии.

В процессе мирного общения и у животных, и у людей содержание окситоцина однозначно повышается. Окситоцин влияет на выработку серотонина, а тот, в свою очередь, регулирует выброс нашего старого знакомого — дофамина.

Почему людям нравится «Рюмка водки на столе» и прочая поп-штамповка

Примитивная музыка, как правило, вызывает удовольствие у тех людей, которые музыке не учились и скорее всего просто не слышали в детстве более сложных образцов.

Механизмы возникновения удовольствия у них те же, как скажем, у Ростроповича или Спивакова (правда, музыканты обычно блаженствуют от музыки неизмеримо сильнее, чем немузыканты). Но вот усвоенные шаблоны (о которых говорила доктор Валори Салимпур) гораздо примитивней.

Вероятно, музыкальные предпочтения напрямую связаны с уровнем интеллекта, а уровень интеллекта — в том числе и с обучением музыке. В 2008 году преподаватели Университета Сент-Эндрюс (Шотландия) Мэри Форджерд, Эллен Уиннер, и Андреа Нортон в ходе исследований обнаружили, что дети, которые занимаются музыкой около 3 лет, обгоняют в развитии своих сверстников по 4-м показателям. Это: восприятие информации на слух, тонкая моторика, словарный запас и логическое мышление.

Также ученые выяснили, что многолетняя и интенсивная музыкальная практика положительно влияет на процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга.

Чем сложнее душевная организация человека, тем более тонкая и разнообразная музыка ему нравится. Также музыкальные предпочтения зависят и от черт характера. Например, исследователи Университета Хериота-Ватта (Шотландия) в ходе опроса 36 518 молодых людей со всего мира выяснили, что любители ритмичной танцевальной музыки относятся к экстравертному типу личности, обладают некоторыми творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами. Почитатели рэпа, который тоже является не слишком сложным музыкальным жанром — общительны и несколько эгоистичны.

Скомпилировал Владимир Лакодин

Для чего человек пришел в этот мир? Кто знает ответ на этот вопрос? Возможно, он появился, чтобы сполна насладиться своей жизнью? Давайте разберемся, что в этой жизни доставляет нам истинное наслаждение.

Все мы приходим в этот мир не просто так, а с какой-то целью. Цель эта, зачастую, неясна и спорна, поэтому многие, не долго думая, свою цель определили как «Наслаждение жизнью». А почему бы и нет? Кто определил, что наша миссия на Земле предполагает каторжный труд и самопожертвование? Возможно, с такой позицией легче существовать в этом мире, постоянно посвящая себя наслаждениям и удовольствиям. Интересно, а от чего люди всего мира получают наслаждение? И какое наслаждение самое сильное? По опросу более 10 000 человек был составлен своеобразный рейтинг человеческих наслаждений:

8. Еда
Это, наверное, не совсем правильно, ведь главная функция еды – насыщать нас, поддерживая жизнеспособность организма. Но с эволюцией, человечество развило настоящий культ еды, которому, что греха таить, подвластен каждый из нас. И не так уж важно, куриная ножка это или лобстер.

7. Здоровье
Казалось бы, такой жизненно важный фактор, как крепкое здоровье должен быть на вершине рейтинга наслаждений, а он практически в арьергарде. А все потому, что вспоминаем мы о наслаждении от здоровья лишь тогда, когда заболеем. Избавившись от боли, справившись с недугом, мы на короткое время находимся в эйфории, наслаждаясь таким комфортным состоянием. А через некоторое время забываем об этом, считая хорошее состояние здоровья само собой разумеющимся, и перестаем следить за ним. Но те мгновения счастья, которые мы испытываем чувствуя себя выздоровевшими заслуживают места в данном рейтинге.

6. Наслаждение от достижения цели
Это довольно сильное наслаждение, которое мы испытываем, ставя перед собой какую-либо цель. И совершенно неважно что приносит удовольствие, будь то богатство, когда мы радуемся каждому заработанному своими руками рублю, или каждому сброшенному килограмму сидя на диете. Причем, самое интересное, что от процесса достижения цели мы получаем большее наслаждение, чем тогда, когда цель достигнута.

5. Наслаждение от прекрасного
Это истинное наслаждение, которое мы испытываем, когда слушаем музыку, наблюдаем за игрой актеров в театре или кино, созерцаем картину кисти гениального художника или скульптуру, созданную чьими-то талантливыми руками. Или любуемся прекрасной архитектурой, вечно меняющимися пейзажами природы. Огромное наслаждение мы испытываем восхищаясь красотой и разнообразием животного мира.

4. Секс
Самое известное и угадываемое наслаждение, физиологическая потребность, приносящая к тому же массу удовольствия. Минус лишь в том, что наслаждение это кратковременное, хоть и частое, поэтому секс для многих становится чем-то обыденным, сравнявшись по уровню наслаждения с едой.

3. Богатство
Все мечтают быть богатыми, иметь множество денег, чтобы не думать постоянно, где их достать. Это большое наслаждение, которое люди получают даже не от богатства как такового, а от возможности купить абсолютно все, не думая о цене, купить себе многие прочие наслаждения, даже немножко здоровья. Но наслаждение это не бесконечно, ведь всегда наступает пресыщение или з0аканчиваются деньги.

2. Страсть
Несомненно, одно из самых сильных чувств, способное дарить сильнейшее наслаждение. Оно вдохновляет человека полностью, подчиняя себе, будь то страсть к игре, к наркотикам или к какому-либо человеку. Стоит лишь сказать, что эта столь сильная грань наслаждения, может быть и чрезвычайно разрушительной. Вынужденный отказ от предмета наслаждения может иметь самые невероятные последствия.

1. Любовь
Чувство, которое не каждому дано испытать, является главным, истинным наслаждением жизни, которое все от начала жизни и до конца стремятся испытать хоть раз. И неважно, будет это любовь к родителям, детям или близкому человеку. Обретя это волшебное чувство, человек получает в дар самое высшее наслаждение.

Некоторые из них хорошо известны любителям и профессионалам. Но некоторые могут поставить в тупик даже тех, кто считает себя гигантом секса. Пора узнать 10 самых невероятных фактов о сексе – эта теория может принести пользу на практике.

Почему оргазм приносит удовольствие (и привыкание)
Причина, почему мы чувствуем удовольствие во время оргазма, довольно необычна. Сканирование головного мозга показывает, что во время секса возбуждается тот же отдел мозга – называемая «вентральная область покрышки», – что и при приеме наркотиков.

Эта область чувствительна к нейромедиаторам, отвечающим за удовольтствие.

«Сольный» оргазм всегда слабее, чем с партнером
Доказано, что мастурбация может быть не менее полезна, чем секс. Но если хочется сильных ощущений – тут она проигрывает по всем фронтам. А дело здесь вот в чем. После оргазма в нашем теле вырабатывается гормон, называемый пролактином. Он приносит чувство удовлетворения и отключает сексуальное влечение примерно на ближайший час – в целях восстановления организма.

Так вот, не так давно шотландские исследователи установили, что в парном сексе у мужчин и женщин вырабатывается на 400 % больше пролактина по сравнению с оргазмом, вызванным мастурбацией.

Мужчины имитируют оргазм не хуже, чем женщины
По данным исследования, проведенного учеными Университета Канзаса, примерно 28% мужчин хотя бы единожды имитировали оргазм.

Одна треть из этих мужчин объяснила свое поведение тем, что они «были пьяны». Т почти половина призналась, что вынуждена была имитировать оргазм, потому что «хотелось быстрее заснуть».

Учитывая, что мужской оргазм не всегда совпадает с эякуляцией – очень даже верится.

Оргазм – не помеха сексу
Для большинства мужчин оргазм означает финал сексуального акта. После этого он будет в состоянии возобновить свое любимое занятие спустя время от 5 минут до часа – это время для каждого разное.

Но есть уникумы, которые могут преспокойно продолжать заниматься сексом даже после эякуляции и оргазма. Как выяснилось в ходе исследования одного из таких Икс-людей – мужчины, способного продолжать акт на протяжении 3 минут после кульминации, - в его организме обнаружился нулевой процент гормона пролактина, отвечающего за сексуальное удовольствие и «выключение» влечения после совершения акта.

Оргазм – радость не для всех
Аноргазмия или половое равнодушие – медицинский термин, означающий невозможность получить удовольствие, несмотря на сексуальное возбуждение и эякуляцию. И вроде все работает, процесс идет – и даже результат имеется. А удовольствия от этого результата – ноль.

По счастью, такое случается редко. И чаще всего такая дисфункция – следствие долгосрочного приема антидепрессантов а ля Паксил и Прозак, которые блокируют выработку серотонина – гормона, ответственного за получение удовольствия. Это расстройство половой функции может сохраниться и после отказа от лекарств, как сообщается в докладе ученых Питтсбургского университета.

Вес твой – враг твой
Среднее количество спермы, выбрасываемой во время эякуляции, составляет 3.4 миллилитра – это меньше объема чайной ложки. И цифрой этой могут похвастаться только мужчины, вес которых не превышает норму. Мужчины с высоким индексом тела (более 30) производят вдвое меньшее количество спермы, если верить результатам исследования шотландских ученых.

Пока неизвестно, что причина этому – то ли дополнительный жир, который «согревает» сперму; недостаток физических упражнений или плохое питание. Каждый из этих факторов может влиять как на количество, так и на качество спермы.

Можно забеременеть без оргазма
Во время прелюдии и секса большинство мужчин могут выпустить предварительный эякулят - жидкость, которая работает в качестве смазки, позволяющей сперме беспрепятственно добираться до яйцеклетки.

Анализ этой жидкости показывает, что у 41 % мужчин эта жидкость содержит сперму - до 40 миллионов сперматозоидов. Так что прерванный половой акт – совсем не гарантия того, что женщина не забеременеет.

Оргазм лечит головную боль
Во время оргазма выделяется гормон эндорфин, который включает центры удовольствия в мозгу. В то же время эндорфин является мощным блокиратором боли – именно поэтому секс может спасать нас от головной боли.

Сперма содержит много витаминов и минеральных соединений
Семенная жидкость на самом деле содержит только 1% собственно спермы. Остальное – как и другие жидкости в нашем организме – это вода, насыщенная витаминами и минералами. В 3.4 мл эякулята содержится примерно 10 мг натрия, 9 мг фруктозы, большое количество протеина (белка) и небольшие дозы цинка, калия, кальция и хлора.

Сперма перемещается быстрее, чем бегун-спринтер
Средняя скорость эякуляции составляет 45 километров в час, что соизмеримо со скоростью олимпийского чемпиона по бегу Усейна Болта. Но после семяизвержения сперматозоиды замедляются – и чтобы достичь шейки матки, где их ожидают нетерпеливые яйцеклетки, им нужно около 5 минут.

Человек начинает терять в тот момент, когда что-то приобретает. Никакая радость не длится для него бесконечно.

Человек начинает терять в тот момент, когда что-то приобретает. Никакая радость не длится для него бесконечно. Силой чувств и временем выветривается песок чудесного, слезает позолота первого впечатления. И вот он уже снова один и снова гол, потому что все одолевает его страшный враг – привычка.

Мы выбираем в зависимости от имеющихся возможностей, и чем больше этих возможностей, как ни парадоксально, тем хуже. Мы выбираем то, что можем себе позволить или почти можем, то есть берем в кредит или вырабатываем в себе дополнительные знания, навыки и даже качества личности, чтобы этим обладать. Дальше наконец получаем это.

Но радость быстро проходит.

Остается один «вау-эффект». Потому что мы вдруг видим, что то, что мы выбрали, не настолько совершенно, как мы себе представляли. Или вдруг узнаем, что есть что-то лучше выбранного.

Тогда помимо разочарования и сожаления у нас еще появляется чувство вины и недовольство собой. К этим неприятным ощущениям добавляется еще и злость от того, что надо платить кредит за то, что нам уже не нужно и не нравится, и за то, что нас разочаровало. Затем появляется сожаление об утраченных возможностях, ведь любой выбор – это всегда убийство других альтернатив. А наша психика устроена так, что боль потери сильнее радости обладания.

ЭФФЕКТ КАРАНДАША

Как меньше работать и больше зарабатывать? Многие люди находят ответ на этот вопрос и получают желаемое, но это не приносит ожидаемого удовлетворения, так как происходит гедонистическая адаптация и человек перестает чувствовать удовольствие от того, что имеет. Наше восприятие привыкло делить все на «плохое» и «хорошее», мы мыслим дуальностями и познаем мир контрастами.

Поэтому, как бы хорошо нам ни было, очень быстро подсознание поделит это «хорошо» на «хорошее» и «плохое», уменьшение плохого в жизни до определенного уровня приносит удовольствие, но после прохождения этого порога уже не улучшает наше самочувствие.

Например, Вы переехали на лето в новый дом, очень дорого и красиво обставленный.

Первый месяц Вы наслаждаетесь его красотой.

Затем Ваш глаз начинает замечать трещинки на краске, не очень удобный письменный стол, не очень большую струю воды в ванной, немножко криво положенную плитку – эти мелочи начинают раздражать, постепенно накапливаться.

Затем Ваше восприятие сегментирует дом на зоны.

Теперь он не весь целиком нравится Вам, а только его части.

Одна комната кажется намного лучше другой. Вы уже подумываете о том, чтобы найти себе что-то получше или постоянно заниматься усовершенствованием этого жилища.

Через год проживания в доме Вы уже перестаете замечать его уют и комфорт, Вам хочется почаще ездить отдыхать. Еще через какое-то время достоинства жилища начинают казаться недостатками.

Скажем, дом для Вас слишком большой или тишина, которая вокруг него, начала раздражать и вызывает уныние.

Даже если наш выбор очень рационален, многие плюсы со временем превращаются в минусы. Кто-то из гуру назвал этот эффект психики «эффектом карандаша». Такие понятия, как «деликатес», «выходной», «отпуск» и «праздник», необходимы не столько для физиологии человека, сколько для психики. Рантье гораздо хуже чувствует себя в субботу, чем тот, кому в понедельник на работу. Природе человека претит полная свобода, потому что он теряется в ней. Но свобода выбирать свои ограничения – естественная возможность.

ЗАМЕНА ДЕЙСТВИЮ

Гедонистическая адаптация – это привыкание к определенному уровню потребления или обладанию чем-то, при котором мы перестаем испытывать удовольствие.

Само по себе потребление не может принести долгосрочное удовольствие. Хотя западные мудрые мужи уверяют нас в том, что человек чувствует себя счастливее, покупая впечатления, а не вещи. Потребление чего-либо не может насытить человеческое существо, которое чувствует наивысший пик удовлетворения, только когда творит.

Человек, который занимается творчеством, создавая что-то, будь то полка в доме, грядка на даче или новая модель сотового телефона, находится на пике удовольствия. Даже в момент тяжелых поисков и неудач он более удовлетворен, чем тот, кто покупает новую машину.

Мастер-классы по созданию вещей своими руками, будь то суши или мыло, – одни из самых популярных, потому что многим нравится создавать.

Пока люди ищут эмоцию без действия, которое ей предшествует, они испытывают разочарование. Это то же самое, что попытаться купить оргазм без секса, секс без любви, а любовь без движения друг к другу сквозь все сложности, преграды и страхи.

ПУТЬ ДО АДАПТАЦИИ

Пока у нас есть семьи, дети и наша жизнь, за которую мы несем ответственность, у нас есть безусловная потребность в безопасности и определенном уровне комфорта . Несмотря на общность этих понятий, для каждого они свои. Кто-то чувствует себя в безопасности и комфорте, купив домик в Ульяновской области и содержа там свое хозяйство, а кому-то нужен большой дом в Москве и доставка продуктов с частной фермы. Эти потребности не имеют никакого отношения к удовольствию – это базовая безопасность человека. Наши страхи определяют уровень нашей жизни, достигнув которого мы можем задумываться об удовольствии.

Предположим, человек мечтал быть летчиком, но попал в серьезную аварию в детстве и стал непригоден для этой работы. У него появилось увлечение, компенсирующее трагедию, – клеить модели самолетов. Но огромное количество обязательств, потребность в своем жилье, заботе о семье совсем вытеснили это хобби, на него просто не осталось времени. Этого мужчину совсем нельзя назвать сейчас удовлетворенным жизнью, но ситуация изменится, когда он достигнет базового уровня безопасности и комфорта и снова вернется к своему хобби.

Гедонистическая адаптация начинается тогда, когда человек забывает о своем хобби, о потребности своей души и не может остановиться, все выше и выше выстраивая стены своей безопасности.

ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ

Чем выше наши ожидания, тем больше разочарование. Ожидая чего-то, мы создаем свой «вкусный» образ всевозможных кайфов, которые испытаем. Чем более недостижима наша мечта, тем более воодушевляющей, радостной и многообещающей она нам кажется.

Интересный факт – люди, не имеющие опыта пользования чем-то, утяжеляют это таким огромным весом своих завышенных ожиданий, что испытывают колоссальное разочарование.

Человек, который постоянно летает в бизнес-классе, не кричит на стюардесс, если ему не подали шампанское. Между тем тот, кто копил на эти билеты и летит впервые, требует такого уровня сервиса, который никогда и не оказывался на борту. Если для нас что-то очень затратно, мы завышаем ожидания соразмерно своим представлениям и потраченным усилиям. Если стоимость продукта приемлема для нас – ожидания от него адекватны реальности.

Девушке, которая работает бухгалтером и получает зарплату 30 000 рублей, однажды подарили сертификат на SPA в отеле Ritz номиналом в 30 000 рублей всего на шесть часов. Она пришла с ним в отель, провела в SPA целый день и… была очень разочарована. Страшно подумать, чего она ждала от процедуры длиной в один день, которая эквивалента по стоимости месяцу ее работы.

ПРИВЫЧКА К ПЛОХОМУ

Гедонистическая адаптация проявляется не только в позитивном, но и в негативном ключе. Человек привыкает ко всему – как к хорошему, так и к плохому. И это привыкание произойдет тем быстрее, чем меньше он будет видеть контрасты. Находящемуся постоянно в одной среде, в ограниченном кругу людей, все, даже самое абсурдное и нелепое, начинает казаться нормой, причем правильной нормой.

Именно поэтому очень многие люди так и не покупают себе новые модели телефонов или вообще сотовые телефоны, не переезжают из старых обветшалых домов, плохо чувствуют себя в новой одежде, не меняют опостылевшую работу и даже не вступают в близкие отношения, привыкнув к одиночеству.

Также человек легко адаптируется к нехватке чего-либо, экономии, болезни, конфликтам. Пока он не видит и не пробует что-то другое, довольствуясь тем, что есть. Парадоксально, но это «то, что есть» может вполне удовлетворять. А через несколько лет, изменив жизнь, человек может с удивлением и недоумением смотреть на себя прошлого и думать о том, как он мог жить в том районе с тем человеком и еще радоваться жизни.

Одна моя знакомая очень любила дорогие машины и даже участвовала в гонках, покупая себе новый «порше». Переехав в Америку, в штат Техас, где в основном фермерское общество, она начала мечтать о жутком (по нашим меркам) фермерском «форде» пикап. Она долго рассказывала мне о достоинствах этой машины и том, что мечтает ее купить, совершенно забыв о своих предыдущих увлечениях. Когда я напомнила ей про «порше», она странно посмотрела на меня, как на НЛО, и сказала: «Это же некрасивая и неразумная машина. А главное – она непрактична».

ТАБЛЕТКА ОТ РАЗОЧАРОВАНИЯ

Проблема заключается не в самом выборе, а в нашем отношении к нему. Считая себя мегазначительной персоной и очень серьезно относясь к себе и своей жизни, боясь будущего, мы получаем невроз, а последствия выбора лишь обнажают его наличие. Как спасти себя от негативных последствий выбора?

1. ВОЗЬМИТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ.

Человек всегда выбирает самое лучшее из возможного. Отметим – всегда. А значит, ошибок не существует, мы не можем навредить себе, выбирая. Сожалея о прошлом, мы тратим драгоценные минуты настоящего и будущего, и не надо прикрываться утверждением «Я делаю выводы».

2. ПОМНИТЕ О СВОИХ ИНТЕРЕСАХ.

Это мне действительно нужен какой-то особенный шампунь или производителю нужны мои деньги?

3. ДОВЕРЯЙТЕ СЕБЕ.

Будь то интуиция, разум или чувства, но это то, что вызывает в вас большее доверие.

4. НЕ ДЕЛАЙТЕ ПОСПЕШНЫХ ВЫВОДОВ.

Мы никогда не знаем, чем сегодняшний выбор обернется для нас через двадцать лет, ведь после него мы совершим еще бесчисленное количество выборов.

5. НЕ ВИНИТЕ СЕБЯ.

Чем больше мы ошибаемся, тем лучше понимаем, что нам подходит. А чувство вины в вопросах выбора, как правило, связано с завышенной важностью собственной персоны.

Иногда следует вспоминать, что я не Зевс Громовержец или Бэтмен, а просто человек. В конце концов, в жизни всегда можно найти, о чем жалеть, один только вопрос – зачем? опубликовано

Анна Адрианова