Личный опыт белорусских родителей - в нашем материале.
Алена Кривенкова: «Дома оставлю с 6,5, а на улицу одного не пускаю»
Серегу оставляла лет с 2,5 одного во время дневного сна. В это время бегала в магазин в соседний дом. Но это, конечно, плохо.
Мне везло, что спал он стабильно 3 часа и крепко. Ни разу не было, чтобы он проснулся за те 10 минут, что меня не было.
Целенаправленно стали оставлять одного лет в 6,5. Беседы стандартные: если кто-то звонит - не отвечать, к двери ни в коем случае не подходить и никому не открывать (у мамы с папой ключи есть). В розетки и окна не лезть, к плите не приближаться.
В общем, дома один сидит отлично. Но на улицу в Минске ни в коем случае одного не отпустила бы. Из школы также один не возвращается. Не разрешаю даже ждать меня на крыльце школы - только в классе под присмотром.
Считаю, что 7 лет - очень рано для такой самостоятельности, учитывая то, что происходит в мире. Рассказываем ему про то, что к незнакомым людям подходить нельзя, говорить с ними нельзя, лучше молча пройти мимо и т.д. Но на практике не пробовали и не собираемся пока. Знаю, что дорогу сам аккуратно перейдет, но вот по поводу того, что проигнорирует чужого человека, не уверена.
Школа старшего и сад младшего находятся по пути на мою работу, так что у нас даже необходимости нет проводить такие "опыты".
Анастасия Дехтяр: «С 7 лет отпускаю на улицу с GPS- трекером»
Моему старшему - 7. И я считаю, что уже нужно постепенно ослаблять "поводок" и парня готовить к самостоятельно жизни.
Впервые я оставила его дома одного со спящей полугодовалой сестрой в 6 лет. И отскочила я на пару минут к соседке по лестничной клетке.
Именно в тот момент я поняла, что над темой «один дома» нужно поработать. Просьба «никому не открывать дверь» тогда была проигнорирована. Хоть я и отлучилась, как говорится "туда и обратно" в халате и домашних тапочках, мой сын за это время успел открыть дверь сантехникам, пустить их в квартиру, сообщить, что он один дома с маленькой сестричкой и показать текущую трубу.
Хозяйственный, ничего не скажешь, но этим он напрочь перечеркнул все мои теоретические лекции о безопасности. Примеров и поучительных историй в беседах стало больше, практику пока отложили за ненадобностью.
Когда ему исполнилось 7, ему презентовали умные часы с GPS- трекером. Тогда я решила снова ввести в его жизнь уроки самостоятельности.
Мой сорванец, конечно, не эталон серьезности, но начинать когда-нибудь надо, подумала я, и отправила его на тренировку по карате одного. Благо, школа, где проходят занятия, видна из окошка, и по пути к ней нужно пройти две не слишком оживленные улицы.
Вооруженный умными часами, сын должен был отзвониться, когда доберется до пункта "Б". У порога было еще раз повторено, как переходить дорогу. Впервые я его посадила в лифт и помахала рукой. Тут же переместилась на обзорный пункт (живем на 18 этаже - с балкона все видно хорошо).
Все прошло успешно. Его путь обратно я решила проконтролировать уже с земли. И здесь я почувствовала себя настоящим детективом! К концу тренировки я засела в засаде, выход из школы хорошо просматривался, но меня видно не было... Так, короткими перебежками я следовала за ним, в душе гордясь тем, как мой сын исправно и деловито следует моим инструкциям.
С тех пор я его иногда отпускаю на улицу одного, но с умными часами. Отслеживаю его местоположение через приложение на телефоне и каждых 15 минут созваниваемся. Хотя он так уже натренирован, что если хочет перейти на другую площадку, звонит и спрашивает об этом.
Анна Мороз: «Оставляю одну редко, звоню каждые 20 минут»
Моей старшей дочке — 9 лет. И она до сих пор не ходит на улицу одна. Это не паранойя и не бред сумасшедшей мамаши. Просто ни у нее, ни у меня нет такой потребности.
Я сейчас в декретном отпуске с младшей дочкой и мы ходим на улицу все вместе, а по вечерам еще и с папой. Плюс ко всему ходим на кружки, занятия, в бассейн. Поэтому свободного времени на прогулку в одиночестве у малышки почти и нет.
Но это ее выбор, ей так нравится. Опять же, вопрос о том, остается ли она одна дома, практически не стоит. Редко бывают такие ситуации. Тогда Варя получает четкие инструкции типа:
Никому не открывай, кроме мамы и папы. Вообще никому. Даже "бабе-деду" без звонка родителям.
Ну, а мы всегда на связи. Звоню, без преувеличения, каждые 20 минут.
Помню, в первый раз пришлось оставить дочку дома, когда ей было семь, она заболела, мне нужно было на работу во вторую смену, а муж еще не пришел. То есть примерно на полтора часа девочка оставалась одна. Честно скажу, что звонила постоянно. Волновалась. Дошло до того, что малышка позвонила и спросила:
Мама, мне можно сходить в туалет, а то ты сказала из комнаты не выходить...
Тут я поняла, что перегнула палку и сильно. Но, на мой взгляд, как говорят, лучше перебдеть.
Татьяна Криштафович: «На улицу отпустила одну только в 10 лет»
Наверное, первый раз оставила ребенка одного лет в 8,5. Во-первых, до этого не было необходимости. Во-вторых, доверяй, но проверяй.
Ушла буквально на часок в магазин. Была зима, поэтому не хотелось ее в мороз тащить.
Помню, что к этому этапу мы очень долго шли. Проводили беседы, рассказывали примеры из жизни. Даже в магазине я каждые 10 минут была на созвоне, Первый раз все-таки. Потом это вошло в практику. Для Даши же это было большое событие, знаковое, она почувствовала себя самостоятельной.
На улицу гулять одну с одноклассниками начала отпускать только в 10 лет. Наконец, я созрела и она тоже для такого поступка. Вначале отпускала гулять под окнами, потом на соседних площадках. Но я всегда знаю, где и с кем она. У меня есть телефоны всех ее друзей (на всякий случай). Бывает, заиграется, телефон просто не слышит, а у меня список под рукой.
Могу издалека понаблюдать, чем компания занимается. И это нормально. Она уже привыкла, что вечером относительно улицы могу сделать замечания.
Вечером всегда обсуждаем, как прошел день, что нового, кого видела, чем занималась. Наводящими вопросами я узнаю все, что меня интересует. Пока в 11 лет я еще могу все держать под контролем. Надеюсь, и дальше справимся.
Для справки
Сегодня в Беларуси родители не несут ответственность за оставление ребенка без присмотра. Хотя и от МЧС, и от МВД периодически поступают предложения за это штрафовать. Есть страны, где решение оставить ребенка одного может закончиться повесткой в суд. В Канаде, например, такой запрет в большинстве штатов действует, пока ребенку не исполнится 10 лет. В Новой Зеландии нельзя оставить школьника одного до 14 лет. В США в некоторых штатах присматривать за ребенком обязательно до 18-летия.
А когда вы начали оставлять ребенка одного или отпускать без взрослых на прогулку?
Екатерина Морозова
Время на чтение: 12 минут
А А
Перед каждым родителем однажды встает вопрос — как оставить своего кроху дома одного? Не у всех есть возможность подкинуть чадо бабушке, отдать в детский сад или вовремя забрать из школы.
И, рано или поздно, мамы с папами неизбежно сталкиваются с этой дилеммой.
С какого возраста ребенка можно оставить одного дома – условия готовности детей к этому
В каком возрасте малыш уже готов остаться в квартире один?
Это — вопрос сложный и спорный.
Традиционно занятые родители оставляют своих детей дома уже с 7-8 лет , но этот критерий весьма сомнительный — все зависит от того, готов ли ваш ребенок к такому серьезному шагу в самостоятельность.
Дети разные . Один в 6 лет уже способен разогревать себе обед и ездить на автобусе без родителей, а другой даже к 9-ти годам не способен завязать себе шнурки и спит, крепко обхватив мамину ладонь.
Один дома — как понять, что ребенок готов?
Каждый положительный ответ — это «плюс балл» к уровню самостоятельности вашего чада. Если вы набрали 12 баллов , мы можем вас поздравить — ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы провести без вас пару часов.
Однозначно нельзя оставлять малыша одного дома , если вы ответили отрицательно на большинство вопросов теста.
А также, если ваш ребенок…
- Боится оставаться в одиночестве и категорически протестует.
- Не знает (игнорирует в силу возраста) правила безопасности.
- Не сможет с вами связаться в случае опасности или возникшей проблемы (не умеет либо нет средств связи).
- Не способен контролировать свои желания, фантазии и эмоции.
- Слишком шаловливый, нетерпеливый, любознательный (нужное подчеркнуть).
С какого возраста можно оставить малыша одного в квартире по законам РФ?
В отличие от других стран, в России, к сожалению, законом подобные ограничения не предусмотрены. Поэтому вся полнота ответственности за свое чадо лежит на маме и папе.
Будьте предельно внимательны и осторожны, решаясь на такой шаг, ведь опасности в квартире подстерегают ребенка на каждом шагу. И, в большинстве случаев, лучше взять малыша с собой или упросить соседей за ним присмотреть, чем потом жалеть о последствиях.
Подготавливаем ребенка оставаться дома одному – как это происходит?
Итак, ваш ребенок уже дал вам свое согласие и готов шагнуть в самостоятельность.
Как его подготовить?
Правила безопасности, когда ребенок один дома – памятки для детей и родителей!
Поведение малыша, оставленного дома в одиночестве, всегда выходит за границы дозволенного мамой.
Причины — обычное любопытство, гиперактивность, страх и пр. В квартире ребенка могут подстерегать опасности на каждом углу.
Как обезопасить свое чадо, что предпринять, и о чем предупредить?
Инструкция по безопасности для мам:
- Ребенок должен в-точности знать свой адрес, ФИО родителей , соседей, бабушки с дедушкой.
- Дополнительно все номера для связи следует написать на стикерах (на спец/доске) и вбить в память телефона, который естественно нужно зарядить перед уходом.
- Также следует написать (и вбить в память телефона) все номера экстренных служб помощи — скорая помощь, полиция, пожарные, МЧС, служба газа.
- При хороших отношениях с соседями можно договориться с ними — периодически проверять ребенка (по телефону или напрямую). Оставьте им комплект ключей на «всякий пожарный».
- Если есть возможность — установите видеокамеру с трансляцией-онлайн. Так вы сможете приглядывать за чадом прямо с телефона. Конечно, «подглядывать нехорошо», но безопасность ребенка важнее. Пока вы не убедитесь, что он уже достаточно самостоятельный, этот метод поможет избежать многих проблем.
- Оставьте ребенку все возможные средства связи — стационарный телефон и «мобильник». По возможности — скайп (если дитя умеет им пользоваться, и ему разрешено пользование ноутбуком).
- Если вы оставляете ребенку ноутбук — заранее обеспечьте безопасность чада в интернете. Установите детский браузер или спец/программу (прим. — род/контроль), защищающую ребенка от вредного контента.
- Вместе с чадом нарисуйте (и обсудите!) плакаты-памятки о наиболее опасных участках и предметах в квартире — газ включать нельзя, открывать двери нельзя, залезать на подоконники нельзя, спички — не игрушки, лекарства опасны, и пр. Повесьте их на видное место.
- Звоните ребенку каждые 20-30 минут. Он должен знать, что мама про него не забыла. И научите отвечать на чужие звонки. Объясните, что категорически нельзя никому сообщать, что «взрослых нет дома», свой адрес и прочие детали. Даже, если тетя «на том конце» говорит, что она — мамина подруга.
- Напомните малышу, что лучше положить трубку , перезвонить маме и сообщить ей о странном звонке.
- Двери никому открывать нельзя — это малыш должен усвоить на 100%. Но этого мало. Не забудьте объяснить, как действовать и у кого просить помощи в экстремальной ситуации. Например, если кто-то настойчиво стучится в дверь или даже пытается ее взломать.
- Не перегружайте чадо инструкциями — он все равно их не запомнит. Продумайте, Нарисуйте таблички и развесьте их в нужных местах. Над розетками, рядом с газовой плитой, на входной двери и пр.
- Предусмотрите каждую мелочь. Окна должны быть тщательно закрыты (лучше, если установлены стеклопакеты со спец/замками на ручках), все хрупкие и опасные предметы убраны максимально далеко, лекарства (ножи, лезвия, бытовая химия, спички) спрятаны, газ перекрыт, розетки закрыты заглушками, провода убраны за плинтуса и пр. Выполните все правила безопасности для детей дома!
- Объясните, почему нельзя выходить из квартиры. Идеальный вариант — дополнительный замок, при котором дверь изнутри открыть будет нельзя.
- Если дитя еще не умеет пользоваться микроволновкой (про газ и речи не идет — его лучше просто не включать), оставьте для него продукты, которые не нужно подогревать и готовить. Хлопья с молоком, йогурты с печеньем и пр. Чай оставьте ребенку в термосе. Также можно приобрести специальный термос для обеда — если малыш проголодается, он просто откроет термос и положит себе теплый обед в тарелку.
- Если ваши «срочные дела» находятся недалеко от дома, можно использовать рации с определ/радиусом действия . Этот способ связи обязательно понравится малышу, а вам будет спокойнее.
Чем занять детей, которые остаются одни дома
Помните: ваш ребенок должен быть занят! Если ему станет скучно, он найдет себе занятие самостоятельно, и им может оказаться, например, помощь маме с глажкой белья, поиск запрещенных предметов или еще чего похуже.
Поэтому заранее подумайте — чем занять чадо.
Речь пойдет о детях 7-9 лет (деток помладше оставлять одних просто нельзя, а дети после 10-12-ти лет уже вполне способны занять себя сами).
Планируйте занятия для чада, исходя из ЕГО интересов, а не своих требований. Иногда лучше отойти от принципов, если на кону безопасность вашего ребенка.
Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!
Маленький ребенок остро нуждается в мамином присутствии. Разлука с мамой дольше нескольких часов становится настоящим испытанием для крохи до 8-ми месяцев. В этом возрасте нежелательно оставлять ребенка на целый день даже с хорошо знакомым ему человеком.
Малыш привязан к своим родителям и в их отсутствие начинает испытывать тревогу, боясь, что они ушли и больше не вернутся. Но что делать, если маме и папе все же нужно отлучиться - по работе или на море - на день или несколько? Когда можно оставлять ребенка, с кем и при каких обстоятельствах?
Можно ли оставлять ребенка?
Дети могут по-разному переживать отсутствие мамы, в зависимости от их характера, возраста, привязанности к родителям. Поэтому нельзя назвать точный возраст, с которого можно оставлять ребенка на попечение бабушки или няни от года до 7 лет . Но вы можете сами понять, насколько малыш готов вас отпускать, понаблюдав за поведением чада.
Когда дети остаются на несколько часов с кем-то из родственников или с няней, они могут расплакаться, осознав, что мамы нет рядом. Детские психологи объясняют, что такая реакция абсолютно нормальна для детей-дошкольников.
Здоровая или болезненная привязанность
Очень важно, как ребенок вас встречает после возвращения. Если он радуется и улыбается маминому приходу, прыгает на руки, рассказывает, как провел время, это означает, что у него сформировалась здоровая привязанность. То есть малыш становится самостоятельным и его можно оставлять с родственниками.
Реакция бывает и негативной: даже когда мама вернулась, ребенок игнорирует ее приход, начинает мстить - грубить, кусать или щипать. Это верные признаки того, малыш пока не готов оставаться без мамы.
Постарайтесь выстроить доверительные отношения с крохой и понять, в чем кроется причина его страхов. Возможно, вы слишком опекаете ребенка или, наоборот, чересчур строги в вопросах воспитания, поэтому малыш испытывает тревожность.
С кем оставить ребенка?
Если вы вынуждены расстаться с ребенком на продолжительно время (несколько дней), нужно, чтобы он находится в привычной для него среде - это поможет уменьшить стресс.
Человек, с которым вы хотите оставить ребенка, также должен быть хорошо знаком малышу. Желательно, чтобы это был родственник, который живет с вами (бабушка, дедушка, тетя), или человек, с которым малыш оставался наедине много раз, и время, проведенное вместе, приносило положительные эмоции.
Важные условия
1.
Если вы уезжаете, желательно оставаться на связи, чтобы ребенок мог с вами общаться посредством телефона или интернета.
2.
Нельзя оставлять ребенка надолго, если вы кормите его грудью или прекратили кормление меньше, чем два месяца назад.
3.
Ребенка можно оставлять с бабушкой, если он старше 1,5 лет. В противном случае расставание с мамой воспринимается очень болезненно, поэтому отъезд лучше отложить.
4.
Еще один переломный момент - кризис трех лет, в это время также постарайтесь не расставаться с ребенком надолго.
5.
Не стоит уезжать без малыша, если в ваше отсутствие его поведение сильно меняется - он проявляет агрессию или, наоборот, тихо сидит в углу, не желая отвлекаться на попытки его развлечь.
Вопрос о том, когда можно оставлять ребенка, очень индивидуальный, и ответ на него зависит от психологической готовности ребенка отпустить родителей. Иногда сами мамы настолько привязаны к детям, что даже мысль о расставании на день кажется преступлением. Однако вы не сможете круглосуточно опекать кроху, кроме того, разлука с малышом тоже бывает полезной и поможет малышу быть более самостоятельным. Для ребенка это возможность провести больше времени с родными, а для вас - отдохнуть и отвлечься от повседневных забот.
Подготовила Катерина Василенкова
Наверное, все родители побывали в такой ситуации, когда им необходимо было внезапно отлучиться из дома, оставив ребёнка в гордом одиночестве. Только кто-то уходит со спокойной душой, будучи уверенным в его самостоятельности, а другие полны сомнений, даже если дома ждёт школьник. Так когда же ребёнок может оставаться один в квартире? Каким образом его можно подготовить к столь важному событию?
Нельзя дать чёткий ответ на эти вопросы: один ребёнок и в четыре года уже может занять себя на долгое время, а другой и в десять лет не способен оставаться без присмотра взрослых даже на полчаса. Но если вы не хотите опекать своих детей всю жизнь, нужно вовремя предоставить им хоть немного самостоятельности.
Нельзя оставлять в одиночестве маленьких детей, пусть даже на очень короткое время. У младенцев и малышей до трёх лет иное чувство времени, чем у взрослых. Час – это совсем мало для мамы, но для малыша он длится целую вечность, и даже это ваше короткое отсутствие может привести к беде. А начинать лучше с 6-летнего возраста, когда дети хотят почувствовать себя независимыми. Помните, чем дольше вы контролируете любой шаг ребёнка, тем сильнее он хочет остаться в одиночестве, чтобы нарушить какой-нибудь ваш запрет.
Как понять, готов ли ребёнок остаться один дома?
Ответы на следующие вопросы помогут понять, достаточно ли самостоятельны ваши дети, чтобы на некоторое время оставить их одних дома.
- Есть ли у вас соседи или близкие друзья, которые смогут помочь ребёнку в случае возникновения чрезвычайной ситуации?
- Сохраняет ли он спокойствие в сложных ситуациях или склонен реагировать эмоционально?
- Привык ли он следовать правилам, установленным в доме?
- Хорошо ли он справляется со своими домашними обязанностями?
- Знает ли он, как правильно и, главное, безопасно вести себя дома?
- Правильно ли он реагирует на незнакомых людей?
Утвердительные ответы на все вопросы повышают вероятность того, что ребёнок может побыть один дома, по крайней мере, непродолжительное время. Впрочем, и в этом решении полагайтесь на интуицию и материнское чутье.
Как подготовить ребёнка?
Готовьте ребёнка заранее. И начните с дошкольного возраста. Примерно с 4-5 лет оставляйте малыша одного в детской на 20 минут, стараясь не «следить» за ним. При совместных занятиях давайте ему максимум свободы, чтобы он привыкал к свободе и мог сам себя занять. Если малыш способен выбрать себе занятие по душе, то родителям можно не беспокоиться, что вместо игры он предпочтет опасное занятие.
Начните с малого. Сначала оставьте ребёнка дома на 15 минут, пока гуляете с собакой или выбежали в магазин. Вернувшись домой, постарайтесь не ругать ребёнка за устроенный беспорядок. Ведь заполучив квартиру в единоличное пользование, дети обязательно попробуют подражать взрослым. Так что есть вероятность, например, обнаружить вашу косметику на личике дочери.
Повторите правила. Убедитесь, что ребёнок твердо знает, чем можно, а чем нельзя заниматься, когда вас нет дома. Например, ему можно смотреть телевизор, читать книгу, играть в куклы или машинки. Постарайтесь установить минимум запретов, но они должны быть абсолютными:
- Нельзя открывать двери никому, даже если это знакомые люди. Объясните, что ключи от квартиры есть у всех членов семьи.
- Нельзя незнакомцам говорить по телефону, что он сейчас находится один дома, а взрослые придут только через пару часов. Научите его отвечать приблизительно так: «Родители сейчас заняты и не могут подойти к телефону. Пожалуйста, перезвоните через два часа». Кстати, в этом случае вам даже не придётся учить ребенка обманывать. Подумайте, может стоит вообще отключить домашний телефон перед уходом?
- Не стоит подходить к окнам и балкону. Не открывайте перед уходом большие окна, даже если на улице жарко. Ограничьтесь маленькими форточками. Окна лучше оснастить задвижками, открыть которые смогут только взрослые.
- Запретите играть с электрическими приборами: феном, пылесосом, стиральной машиной.
Подготовьтесь к чрезвычайным ситуациям. Ребёнок должен заучить, как правильно вести себя в возможной чрезвычайной ситуации. Убедитесь, что номера аварийных служб записаны на видном месте, а также подготовьте лаконичные инструкции, как отвечать на вопросы их операторов. Кроме того, проверьте, знает ли ребёнок свой номер мобильного телефона и номера других взрослых, с которыми можно связаться. Если ребёнок ещё плохо знает цифры, настройте в его мобильном кнопки быстрого вызова.
Разыгрывайте сценарии. Обсудите и проиграйте возможные сценарии: в квартире отключили электричество; ребёнок почувствовал запах дыма; он проголодался и хочет разогреть завтрак; в дверь стучится незнакомец; кто-то позвонил и просит вас подойти к телефону. Обсуждайте ненавязчиво, чтобы не внушить детям страх остаться одному в квартире, где так много всего пугающего.
Постарайтесь прийти вовремя. Родителям очень важно выполнить данное обещание и вернуться домой вовремя. Допустим, вы сказали, что придёте домой в 17.00, значит, нужно вернуться точно в пять часов вечера и ни минутой позже. Во-первых, у детей младшего школьного возраста появляются опасения за жизнь родных и близких. Во-вторых, ваша точность станет хорошим примером, и уже ребёнок в дальнейшем будет вовремя возвращаться с прогулки.
Когда ребёнка нельзя оставлять одного дома?
- Он болен. Если рядом нет взрослых, повышение температуры, рвота, удушье могут быть опасны для жизни.
- У него случаются приступы хронической болезни (эпилепсии, астмы и т. д.).
- Если это ребёнок с «особыми потребностями» (например, аутист) и в случае возникновения чрезвычайно ситуации не сможет попросить о помощи.
- Он слишком любознателен (или даже шкодлив) и способен за очень короткое время перевернуть всю квартиру вверх дном. Оставив его дома даже на двадцать минут, вы рискуете обнаружить разобранный компьютер и постриженного кота.
- Он слишком доверчив. Такой ребёнок может запросто открыть дверь незнакомому человеку, если тот представится полицейским или знакомым мамы или папы.
- Он очень пуглив и излишне впечатлителен, легко может впасть в паническое состояние из-за природного явления (гроза) или чрезвычайной ситуации (отключение электричества).
Оставаясь одни дома, дети приобретают очень ценный опыт и учатся быть самостоятельными: занимать себя, не бояться оставаться в одиночестве и правильно планировать собственное время. Все эти необходимые качества обязательно понадобятся им во взрослой жизни. Однако нужно научить своего ребёнка всем необходимым мерам безопасности, чтобы оставлять его одного со спокойной душой.
|