Как накачать

Как отличить фальшивое (поддельное) золото. Сплавы золота Раньше и сейчас

Сегодня подделка ювелирных изделий - это чрезвычайно выгодный бизнес. Ведь золотые украшения малы по размеру. Они удобны при контрабанде. Они обладают высокой стоимостью в расчете на единицу объема и к тому же для их производства не нужны большие помещения и очень сложные технологии.
Как подделывают золото

Способов имитации золота очень много. Самый простой - это, так называемое, цыганское золота - начищенная до золотого блеска медь. Но обычно все-таки используются различные сплавы. Порой это бывают очень простые подделки из латуни, рондоля, бронзы, меди и даже из железа с алюминием. Однако чаще всего для имитации золота используются такие сплавы, отличить которые от настоящего золота по силам только опытному ювелиру или эксперту. Так за драгоценный желтый металл часто выдаются следующие подделки:

7 алюминиевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) - сплав золотисто-желтого цвета (состоит из 90 частей меди 10 частей алюминия);

7 батбронза (bathbronze) - сплав бронзы с оловом (используется для позолоты и литья художественно-промышленных изделий;

7 батметалл (bathmetall) - сплав, легированный цинком (используется в Англии для производства столовой посуды);

7 вермей (vermeil) - позолоченное на огне серебро;

7 гамельтонметалл (hamiltonmetell) - сплав из 66,7 частей меди и 33,3 частей цинка золотисто-желтого цвета;

7 голдин (goldin) - сплав меди и алюминия (используется в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий);

7 дюраметалл (durametall) - сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;

7 золото musiv - пластики сульфидного олова с золотым блеском (применяются для золочения; не разъедаются серой и сероводородом, не чернеют);

7 мангеймское золото - сплав из 83,6 частей меди, 9,4 частей цинка и 7 частей олова, окрашенный под золото;

7 мозаичное золото - сплав из 66 меди и 34 цинка (имеет оттенок самородного золота);
орайде (oreide),

7 «французское золото» - сплав золотого цвета из 80 частей меди, 15 частей цинка и 5 частей олова;

7 пинчбек (pinchbeck), «английское золото» - сплав меди и цинка (применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии, окладов);
7 симилор - сплав, похожий на золото (состоит, как правило, из 83,7 частей меди, 9,3 частей цинка и 7 частей олова);

7 томпак - сплав меди и цинка различных составов (чаще 90 частей меди и 10 частей цинка) с красивым золотым цветом;

7 электрон - сплав золота и серебра различных соединений;

7 «сплав золота с титаном» - сплав без золота (бижутерия), но по цвету напоминающий золото 585 пробы (обычно из него делают массивные украшения).
Томпак

Не все то золото, что блеститОсобо часто людям «впаривают» томпак - весьма похожий на золото сплав. Продажа томпака под видом золота очень популярна в Турции, где «попасть» на этот сплав можно даже в крупном магазине. Часто встречается фальшивое золото в Израиле, Италии, Китае, ОАЭ. Из этих стран обычно поступает и псевдозолотая контрабанда. Некачественные золотые изделия легко ломаются, а вот чинить их ювелиры не берут, т.к. незолотые сплавы не паяются.

В последнее время много фальшивого золота появилось в Гонконге и Вьетнаме (сплав золота с вольфрамом и другими тяжелыми металлами).

Очень распространена фальсификация, когда часть изделия из настоящего золота, а часть из сплава меди, олова и цинка. Например, замок на золотой цепочке с клеймом, действительно, золотой, а вот вся остальная часть - из сплава «под золото».
Турецкое золото

Конечно, на подлинном золоте должна стоять соответствующая проба. Но, например, в той же Турции в магазине прямо при вас поставят на изделии пробу, которую вы пожелаете. Понятно, что и на других украшениях может стоять любая проба.

Обжегшись на фальшивом желтом импортном золоте, россияне стали вновь ценить отечественное красное золото. Однако цвет сегодня не указывает на место изготовления. Иностранные импортеры, изучив спрос российских покупателей, быстро перешли на производство червонного золота.

Чтобы не терзать себя сомнениями и не оказаться разочарованным от дорогостоящей покупки, не стоит покупать золото с рук или в сомнительных магазинах. Лучше обращаться в крупные магазины и приобретать там изделия известных западных фирм и известных российских заводов. Хотя цена такого золота будет выше, но зато и вероятность купить подделку окажется относительно небольшой.

Стоит помнить, что согласно официальной статистике, около 60% золотых изделий, ввозимых в Россию, имеют содержание золота значительно ниже указанной на них пробы, а более половины продаваемых в России золотых украшений - фальшивые.

Если появились сомнения в подлинности золота, то стоит отдать изделие на экспертизу, например, в ломбард. В случае подтверждения подозрений фальшивое золотое украшение можно сдать в тот же магазин, в котором оно было куплен.

Лучше сомнительное золото не покупать. Можно не только потерять денежные средства, но и попасть в зону внимания правоохранительных органов. А вдруг вы покупаете дешевое фальшивое золото для дальнейшей перепродажи?
Способы определения истинности золота

Золото подделывают с древних времен, и одновременно идет поиск того, как отличить настоящий драгоценный металл от поддельных сплавов. Поначалу наши предки проверяли качество золота, лишь наблюдая за изменением его цвета при накаливании на огне. Позже к делу подключилась наука. Так, широко известна история о том, как древнегреческий ученый Архимед сумел определить, сделана корона царя Гиерона из чистого золота или ювелир подмешал туда очень много серебра. Принимая ванну во время размышлений, Архимед открыл свой известный закон: «тела более тяжелые, чем жидкость, опущенные в эту жидкость, будут опускаться пока не дойдут до самого низа, и в жидкости станут легче на величину веса жидкости в объеме, равном объему погруженного тела». Ученый понял, что, погружая корону в воду, можно определить ее объем, измеряя объем вытесненной ею воды. Сравнив же вес и объем контрольного золота и короны, было легко узнать чистый ли драгоценный металл использовал ювелир.

С тех времен много воды текло, но необходимость определения истинности золота не отмерла, а наоборот: стала еще более насущной. За последние 10 лет официальное производство золота в нашей стране сократилось почти в три раза, а количество магазинов, торгующих золотом, только растет. Продают ли в них настоящее золото?

Есть множество относительно простых и достаточно сложных способов определения истинности золота.
Внешний осмотр золота

Прежде всего стоит изучить золотое изделие «на глаз». Если на нем нет пробы, то доверять продавцу нельзя. То же самое можно сказать, если клеймо нечеткое, «смазанное».

В принципе, чем лучше выглядит непробированная вещь, тем выше проба, которую продавцы назовут покупателю. Так, например, можно легко купить четырнадцатикаратную вещь по цене восемнадцатикаратной. Если же продавец говорит, что золото 585-й пробы, то его вообще не стоит покупать, т.к. это, скорее всего, 500-я или даже 375-я проба, которую потом ни один ювелир просто не возьмет.

Так что первое, на что стоит обратить внимание, это наличие четкого клейма. Однако, то, что на изделии есть проба, еще не говорит о том, что это золото не фальшивое. Проба может гарантировать только то, что верхний слой действительно из драгоценного металла. Поэтому стоит тщательно осмотреть изделие со всех сторон - насколько оно хорошо выглядит в целом и по отдельным деталям: аккуратно ли вставлены камни, качественная ли пайка в местах соединения. Неаккуратность всегда выдает не очень-то пекущихся о клиентах фальсификаторов. В фальшивках часто болтаются камни, с трудом закрываются замки. Если в том месте, где прикреплен замок есть зазубрины, это означает, что на изделии стоит не родной замок (скорее всего фальшифка).

Стоит внимательно изучить прилагаемый сертификат. В нем может быть честно написано, что изделие лишь покрыто золотом определенной пробы.

Проба должна быть на каждой части изделия. Иначе может оказаться, что одна часть украшения из качественного золота, а другая - из фальшивого.

Стоит изучить систему клейм, так как после распада Советского Союза в его бывших республиках сохранились территориальные органы пробирного надзора, имеющие все необходимое для клеймения оборудованием. Хотя эти клейма устаревшего советского образца, но они до сих пор признаются подлинными… и встречаются на современных «псевдозолотых» изделиях.

В любом случае, наличие клейма - это хоть какая-то гарантия качества изделия, т.к. в целом нелегальные производители и торговцы стараются не связываться с подделкой клейм, потому что это грозит уголовной ответственностью.
Цена золота

Подлинные украшения из золота 585 пробы не могут стоить дешевле полутора тысяч рублей за 1 грамм.
Золото на зуб

Говорят, что если бросить на стол вещь из настоящего золота и проверяемую, то их «звонкость» будет сопоставима. Якобы золото, в отличие от поддельного сплава, издает особенный, хрустальный звон. Увы, эксперты, утверждают, что «на ухо» настоящее золото не определить.
Золото на зуб

Очень древний способ. Настоящее золото легко мнется в отличие от подделок. Этим способом пользуются даже современные ювелиры.
Золото на магнит

А вот с помощью магнита часть подозрений можно снять. Ведь истинное золото не магнитится. Правда, не магнитятся также медь и алюминий, которые часто используются для обмана.
Соскоб золота

Стоит поцарапать изделие с внутренней стороны. Под тонким слоем золота может оказаться алюминий или другой неблагородный металл.
Потереть золото

Можно потереть золотое изделие о необожженную керамическую плитку, плотность которой почти в два раза превосходит плотность золота. Настоящее золотое изделие должно оставить на плитке золотой след. От подделки же останутся царапины (серые или черные).
Химическое золото

Можно капнуть на металл йодом. Если у вас в руках настоящее золото, то оно почернеет, если нет, то темный йод станет белым как молоко. А пятнышко с золота можно потом стереть тряпочкой.

Можно использовать хлорное золото, которое не реагирует с золотом, но при соприкосновении с другими металлами шипит и пенится.

Если подержать недолго изделие в уксусе, и оно потемнеет, то это подделка.

Можно использовать медицинский ляписный карандаш, которым нужно нанести небольшую черточку на смоченном в воде металле. Если после того, как вы вытрете карандаш, на металле останется след, то это также подделка.

Можно проверить одно золото другим. Так следует контрольным изделием начертить небольшую линию на каком-нибудь жестком предмете. Затем нужно сделать то же самое с проверяемым украшением. Если оба следа одинаковы, то есть большая вероятность того, что оба предмета имеют одинаковую пробу.

Можно использовать для проверки золотых изделий и свою собственную кожу. Для этого нужно около минуты энергично тереть проверяемым украшением по руке до небольшого нагрева. Затем следует внимательно осмотреть руку, не остается ли на ней темный след. Если остается, то в этом украшении очень мало золота.

Ювелиры с сомнением относятся к домашним способам проверки подлинности и рекомендуют использовать только профессиональные подходы: проверять прибором и пробирным камнем.
Проверка золота прибором

Сегодня на рынке появились приборы для идентификации монет и драгоценных металлов, которые позволяют производить неразрушающий экспресс-контроль ювелирных и других металлических изделий. Делают они это, измеряя электрохимический потенциал поверхности материала.

Нередко подобные приборы утверждают, что фирменное золото подделка и, наоборот, обеляют фальшивки. Связано это с определенной ненадежностью применяемого способа. Ведь физические параметры украшения (электрическое сопротивление), на которые ориентируются подобные приборы, зависят не только от количества золота в сплаве, но и от состава и соотношения остальных компонентов.
Пробирка золота на пробирном камне (быстрая проверка чертой)

Этот способ был самым употребительным еще у древних греков. Суть его в том, что зачищенным местом исследуемого предмета на пробирном камне оставляют золотые окрашенные штрихи (пробирный камень - это мелкозернистый кремнистый сланец густого черного цвета). Стеклянной палочкой поперек штрихов последовательно растирают капли пробирных кислот (для золота разной пробы они будут разными). Если сплав имеет 750-ю пробу золота или больше, то цвет черты под этими кислотами вообще не изменится. Черта сплава 585-й пробы изменит окраску под кислотой для золота 750-й пробы и вскоре исчезнет. То же самое произойдет и с чертой сплава 333-й пробы золота, которая не изменяется только под кислотой для золота 333 пробы.

Золотая черта не изменяется только тогда, когда нанесенная пробирная кислота соответствует чистоте исследуемого золота. На простых же металлах под воздействием пробирных кислот появляются небольшие пузырьки, и штрихи через несколько секунд исчезают.
Основной пробирной кислотой для золотых сплавов является химически чистая азотная кислота. Она не действует на штрихи пробы свыше 500-й. Если черта исчезает частично (окрашивается в бурый цвет), то сплав имеет пробу ниже 500-й пробы. Если же совсем не остается следов и черта полностью исчезнет, то испытуемый предмет сделан из простого металла.
Пробирной кислотой для сплава свыше 500-й пробы служит смесь азотной и соляной кислот с дистиллированной водой в определенных пропорциях. Для более низкой пробы используют разбавленные азотные кислоты.
У проверки золота на пробирном камне также есть свои недостатки. В частности правильность определения пробы золота таким способом полностью зависит от квалификации пробирного мастера и условий проведения проверки. Результат проверки золота на пробирном камне в большой степени субъективен.

Существуют и более точные, одновременно, и более сложные способы проверки истинности золота. Например, методом капельных реакций. Однако не все потребители согласятся на их использование, ведь придется пожертвовать частью украшения, которую растворят или распылят. К тому же такие технологии требуют использования дорогостоящего оборудования и отнимают много времени.

Чтобы не терзаться в сомнения относительно подлинности приобретения, лучше не покупать золотые изделия с рук, в ларьках, сомнительных магазинах и на турецко-египетском взморье.
Лабораторный анализ подлинности золота

Если после покупки терзают подозрения относительно содержания золота в изделии, а дома никак их развеять не удается, то можно обратиться к специалистам, которые проведут лабораторный анализ подлинности золота. Конечно, это будет стоить денег, зато нервы удастся сэкономить.

Обычно в лабораториях проводят специальный спектральный лабораторный анализ золота на современных сканерах и рентгеновских аппаратах. Ранее такое оборудование имелось только в крупных научных центрах. Сегодня его имеют многие таможенные службы различных стран мира. Так что таможенники могут проверить подозрительные изделия из золота, как говорится, не отходя от кассы. Точность их результатов будет не хуже точности результатов, проводимых учеными.

И еще раз: лучше покупать золото там, где его продают оформленным по всем правилам и куда можно вернуться, чтобы выставить претензии, если таковые возникнут: в ювелирном бутике или ювелирном магазине.

Информация взята отсюда.

Любой путешествующий по России человек всегда удивлялся, во-первых, огромному количеству сохранившихся старинных храмов, во-вторых, неземной красоте куполов, сверкающих золотыми красками. Все дело в покрытии церковных маковок сусальным золотом, которое сохраняет свои качества продолжительное время.

Сейчас наряду с сусальным золотом используется поталь – между этими двумя декоративными отделками существует определенное внешнее сходство и в то же время есть кардинальные отличия.

Технология производства

Сусаль изготавливается из чистого золота, которое раскатывается до чрезвычайно тонких листов. Затем пластины в декоративных целях наносятся на купола, статуи. Этот химический элемент относится к мягким металлам, хорошо поддающимся ковке. Именно эти его свойства используются для создания сверхтонких пластин. Сначала из золота готовят бруски, затем каждый из них раскатывают в полосу длиной до 30 метров. На следующем этапе каждая полоса нарезается квадратами, их укладывают один на один, перестилая специальной бумагой. Образуются стопки, каждая из которых содержит 100-300 листов золота.

Далее стопка помещается под специальный молот, который плющит золотые квадраты в лепешки. Процесс удара молотом повторяется около 2000 раз, в результате чего толщина каждой из лепешек уменьшается до нескольких микрон. Вновь повторяется процесс вырезания, теперь уже из лепешек, квадратов, которые вкладываются в специальную книжку. В ней может содержаться от 10 до 300 листов сусального золота.

Всего при производстве этой декоративной шикарной отделки проводится до 30 различных операций. Самая важная из них – расплющивание, к тому же она и самая трудоемкая. Необходима четкая регулировка силы удара молота, установление определенной последовательности и направления ударов. Правильная технология позволит получить равномерное расплющивание, листы сусального золота будут одинаковой толщины, без выбитых участков или, наоборот, утолщений. В конечном счете, качество листов скажется на времени сохранности покрытия.

Раньше и сейчас

Технология изготовления сусального золота насчитывает более 1700 лет. Первыми в этом деле, как и во многих других технологиях, были китайцы. Сейчас же такое производство налажено во многих странах мира. За столетия технологии, естественно, изменились, в первую очередь это касается расплющивания. Сначала использовался только ручной труд – специальный молотобоец наносил удары по стопке. Были в этом деле и признанные мастера, хотя ни один специалист в мире не обеспечит идеального расплющивания.

На смену человеку пришли автоматические молоты, которые, во-первых, облегчили его труд, во-вторых, процесс расплющивания проходил равномерно, как следствие, меньше брака было на выходе. Сила молотобойца была уже не нужна – удары наносил молот, но стопку должен был двигать все равно человек. Современные технологии позволили человеку практически устраниться от участия в таком тонком процессе. Молот автоматически наносит удары, робот, для которого разработана специальная программа, передвигает стопку золота. При этом тщательно соблюдается технологический процесс, идет постоянный контроль качества.

Имитация золота

Понятно, что использование сусального золота во многих случаях является слишком дорогим удовольствием. Во-первых, само по себе золото – довольно-таки дорогой металл, во-вторых, запасы его не бесконечны, в-третьих, технологии производства сложны. Поэтому издавна люди искали способы получения красивой декоративной отделки, подобной золоту, но гораздо ниже по стоимости. Изобретение потали, имитирующего сусальное золото, не было случайным, к нему люди шли целенаправленно!

В настоящее время существует несколько технологий производства потали. Согласно одной из них, вместо золота используют другие металлы, например алюминий, более распространенные, дешевые и ковкие, а также сплавы металлов. Самый распространенный вариант – сплав меди и цинка. После того как сплавы будут нанесены на изделие, их покрывают лаком желтого цвета, чтобы имитировать тон настоящего золота. Вторая технология потали предполагает использование химических соединений, которые добавляются в краски, имитирующие позолоту.

Отличия сусального золота и потали

Учитывая все вышесказанное, можно отметить следующие моменты. Во-первых, поталь является имитацией сусального золота, используется наряду с настоящим драгоценным металлом для отделки различных покрытий, в том числе статуэток, багетов, рамок, карнизов. Поталь на порядок дешевле золотых листов, что позволяет создавать шикарные интерьеры по вполне приемлемым ценам. Тем не менее, этот материал менее долговечен в сравнении с золотом, поэтому, во-первых, применяется только в интерьерах зданий, во-вторых, требует покрытия лаком для увеличения времени использования.

Каждый хозяин при разработке дизайна дома волен сам принимать решение, поталь или настоящее сусальное золото использовать в отделке!


Хотя золото добывается в наше время в больших количествах, но в ювелирной промышленности нередко, на вполне законных основаниях, часто используют сплавы из разных металлов, которые невооруженным глазом от золота не отличишь. Однако, это привело к возникновению подделок под золото, чем нередко пользуются махинаторы и нечестные на руку бизнесмены.

Тайны трансмутации.

Во все века ученые, не только химики, но и физики, также как и средневековые алхимики, бились над вопросом, а возможно ли вообще научным путем получить другой металл, похожий на золото? Атомщики доказали, что на атомарном уровне один металл может приобрести свойства другого путем трансмутациихимическихэлементов, находящихся рядом в таблице Менделеева (например, ртуть и платина могут в результате реакции перейти в устойчивое золото).

Кстати, это один из самых первых и надежных способов получить золото из металла. Еще в средние века так жульничали алхимики перед королями и императорами. В ртути растворялся золотой порошок, потом ртуть выпаривалась и оставался золотой слиточек.

Все иные способы получить золото при помощи манипуляций с разными металлами (железом, оловом, свинцом) могут привести лишь к получению сплава, имеющего небольшую примесь золота. Чаще всего именно этого и добиваются мошенники, основная задача которых сделать подделку как можно более качественной.

Какой-то ученый даже в шутку подвел «научную» базу под похожесть бронзы на золото. Он сказал, что если сложить заряды ядер компонентов сплава (29 у меди и 50 у олова), то непременно получится «золото».

Однако, для того чтобы не попасть впросак при покупке настоящих золотых украшений, желательно знать какие сплавы образуют металл, похожий на золото. Хотя даже специалисты не всегда могут отличить подделку, особенно, если действительно в сплав добавлено золото. В таком случае говорят, что это золото очень низкой пробы.

Не все то золото, что блестит.

Итак, для получения металлов с золотым отливом, чаще всего используют сплавы меди, цинка, олова, иногда алюминия, серебра.

Ближе всего к оригиналу сплав под названием «Нюренбергское золото», где в составе соединены золото и серебро в пропорции 50х50.

К сплавам, полученным из меди, цинка и олова, взятых в различных пропорциях, принадлежат «Мангеймское золото», «золото Тальми» (84,4% : 12,2% : 1,7%), отличающееся необычайной стойкостью к коррозии; «симилор» (83,7: 9,3: 7); «орайде» (80: 15: 5). Все они имеют золотой блеск идентичный натуральному.

«Американское золото» отливают из меди (100 г) в которую добавлены: нашатырь (3,6 г), известь (1,8 г), винный камень (9 г) и магнезия (6 г). Чтобы получить «Французское золото» эту смесь плавят в течение часа, добавив дополнительно зерненный цинк (17 г). Эти сплавы отличить от золота можно только по удельному весу.

Из сплавов меди и цинка делают томпак и пинчбек (английское золото), соотношение частей меди и цинка практически одинаковое (9:1 или 8,3:1,7). Оба сплава имеют очень красивый золотой цвет, устойчивы к коррозии и служат для изготовления бижутерии, окладов для икон, других украшений. К этой группе также относится мозаичное золото (66:34), которое по цвету больше похоже на самородное.

Из меди и алюминия (90:10) получают алюминиевую бронзу - «ауфор». Бериллиевая бронза носит название «рандоль» (популярна в тюрьмах, где идет на зубные коронки).

С применением железа, цинка и меди делают «Сплав Айха» (1,8г: 38г: 60г). Также популярно изготовление сусального золота и металла Гамильтона, которые применяются для золочения. А латунь носит название принц-металл.

Грезы о золоте Креза.

Кроме сплавов различных металлов, полученных рукотворным способом, которые имитируют цвет золота, в природе встречаются минералы, издали пленяющие взгляд своим блеском. За ярко-золотистые блики народ обозвал «кошачьим золотом» кристаллы слюды, а куски пирита можно спутать с золотыми самородками из-за его приглушенного латунного блеска. Искрится золотым песком авантюрин. По всей вероятности, большая часть несметных богатств короля Креза, о которых слагали легенды, состояла из кристаллов пирита.

Не дают покоя старинные рецепты алхимиков и сегодняшним ученым. Так, в конце пошлого столетия канадские химики сумели получить кристаллы под цвет золота из… ртути (арсенофторид ртути)!

И древние алхимики порой совершали такие «чудеса», которые не могли разгадать на протяжении нескольких тысячелетий. Например, тайну медальона, который монах Венцель Зейлер еще в 1667 году на виду у императорской семьи превратил из серебряного в золотой и преподнес императору Леопольду I.

Тайна медальона.

250 лет бились над разгадкой этой тайны лучшие венские химики. С медали, которая и до сих пор хранится в Музее Истории искусства, многократно брали соскобы. Но все они показывали наличие золота, и цвет был вполне соответствующий. Причем часть медали, которую монах держал пальцами, осталась серебряной.

Последний эксперимент, поставивший точку в этой истории, был проделан в прошлом столетии. Посредством микроанализа было установлено, что медальон сделан из сплава серебра с золотом и медью (43:48:7), с небольшим добавлением железа, олова и цинка. А цвет металл поменял в результате реакции с 50% раствором азотной кислоты. Сегодня этот процесс активно используют современные ювелиры под названием «желтое кипячение».

Существуют два вида золочения:

  1. масляное (на лаковой основе, матовое золочение). Масляное золочение считается наиболее устойчивым к воздействию влаги и атмосферных явлений, и применяется как при работах в помещениях, так и при наружных работах. Масляное золочение - относительно простой и удобный способ золочения. Оно применяется на почти любой поверхности - на металле, стекле, пластмассе, камне и др. При масляном золочении получится матовая поверхность, и нельзя достичь такого блеска, как при клеевом золочении.
  2. клеевое (на водно-клеевой основе, полиментное, водное, водяное, глянцевое). Больше подходит для древесины, полиуретана и др. При полиментном золочении достигается максимальный блеск. Этот способ золочения используют только для внутренних работ. Современная техника водного золочения практически не изменилась, и сегодня этот способ используют, как в древности.

Для начинающих позолотчиков сегодня существуют облегченные способы золочения. Для этого предназначены различные готовые клеи (морданы), которые только нужно нанести на изолированную основу перед накладыванием самого сусального золота.

Морданы для потали бывают на разной основе: водной, спиртовой или масляной. Водные морданы быстро сохнут и почти не пахнут. Спиртовые морданы, в отличие от водных, хорошо ложатся на водоотталкивающие поверхности с низкой адгезией (сцеплением), например, на стекло, керамику. Водные и спиртовые морданы подходят только для внутренних работ, а вот "масляный мордан" можно использовать и для внешних работ.

От выбранного способа нанесения сусального золота (или потали) зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов.

Для работы в технике «золочение» вам могут понадобиться следующие инструменты:

  1. Кожаная подушка - это незаменимый инструмент для работы с сусальным золотом или поталью, которая используется для разрезания листиков потали на кусочки меньшего размера.
  2. Нож для золочения используется для разделения листика потали или сусального золота на части. К лезвию ножа в процессе работы не следует прикасаться пальцами. Если, тем не менее, это произошло, необходимо обезжирить лезвие спиртом. Лезвие ножа должно быть достаточно острым, однако не настолько острым, чтобы повредить кожаную подушку, на которой вы работаете. Для заточки в процессе работы пользуйтесь шкуркой. Лезвие не должно иметь зазубрин, поэтому не касайтесь этим ножом металлических частей. Этот инструмент также полезен для переноса листика потали или сусального золота на кожаную подушку в процессе работы.
  3. Плоская кисть лампензель сделана из мягкого натурального ворса или синтетических волокон и используется для переноса частей потали или сусального золота с кожаной подушки на поверхность, предназначенную для золочения.
  4. Агатовый зубец предназначен для разглаживания золота после его нанесения и придания ему изначального блеска. Применяется в технике левкаса. Он представляет собой ручку с наконечником из камня агата с очень гладкой поверхностью. После полирования агатовым зубцом поверхность потали становится глянцевой. Агат бывает разной формы для использования на самых разнообразных поверхностях.
  5. Стальная шерсть. Состоит из волокон очень тонкой стальной проволоки. «Стальная шерсть» используется для полировки различных поверхностей (дерево, гипс, металл, камень и т.д.) и во многих реставрационных отделочных работах. Идеально для удаления волосинок, которые образуется при обработке некоторых видов древесины после шлифования. В основном «стальная шерсть» используется для очень тонкой работы по очистке и полировке поверхности, чтобы получить идеальную поверхность для лучшей адгезии лакокрасочного покрытия.

Рассмотрим основные этапы золочения при работе с поталью: подготовку поверхности, момент наложения потали, процесс состаривания золотого покрытия, фиксацию результата.

1. Подготовка поверхности. Для получения ровного золочения, поверхность должна быть очищена от грязи и ржавчины, там, где это нужно, загрунтована (особенно это актуально для дерева и металла). Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.

2. Нанесение клея. Клеевой способ (или его еще называют "золочение на левкасе") является классическим, и наиболее трудоемким. Нужно на отшлифованную поверхность нанести грунт, затем приготовить и нанести болюс (полимент), затем приготовить и нанести левкас, и только после этого накладывать сусальное золото. Традиционно при клеевом золочении получается глянцевое (блестящее) покрытие. Существует также масляное золочение (при помощи специальных лаков - левкаса, мордана, микстьена). Оно несколько проще, но покрытие получается матовым. Нанесенный клей должен быть выдержан в течение времени, указанного в инструкции и после этого можно наносить поталь.

3. Нанесение потали. Нужную форму из потали вырезают на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. На поверхность лист переносится специальной кистью (лампензелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания. В некоторых случаях (к примеру, при золочении металла) после накладки золото прижимают, затем полируют тампоном из ваты.

4. Обработка золоченой поверхности. Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесенной основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12ч.) полируют агатовым зубком (клеевой способ), чтобы лист ровно пристал к поверхности. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности - стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно.

Готовую позолоченную поверхность можно «приглушить», придав более теплый оттенок и старинный вид. Для этого можно использовать битумный лак или воск.

Для фиксации результата готовую работу необходимо покрыть как минимум двумя слоями лака. Эту функцию выполняют шеллак, лак-мекка, абразивостойкий защитный лак. Шеллак придает изделию золотисто-коричневый фон, лак-мекка может быть цвета золота или бесцветным.

Золотое надувательство

Мой знакомый возвращался из Турции, страшно довольный дешевизной отдыха и "обновкой" -- толстой золотой цепью высокопробного лимонного цвета. На таможне его тормознули: потребовали не то чек, не то сертификат на сии вериги. Тут и выяснилось, что эти документы знакомый по простоте душевной выкинул в ведро. Таможенники обрадовались и потирали ручки в предвкушении штрафа, а то и изъятия цепуры. Но "преступник" заартачился и принялся качать права. Повели к эксперту -- взвешивать и удостоверять драгметалл. Вот тут-то и выяснилось, что на шее "контрабандист" таскал никакое не золото, а -- сплав цинка и меди характерного желтого цвета, сплошную, короче говоря, бижутерию. "Нет, ну ты представляешь? -- возмущался благополучно прошедший таможенный досмотр приятель. -- Я ж ее не в лавке какой покупал, а в большом магазине! И проба там стояла!"

Невинно заклейменные

В общем, ничего святого у этих златоторговцев -- и у заграничных, набеги на дешевый товар которых ежегодно совершают 2,5% наших граждан, отдыхающих за рубежом, и у наших, вполне официально занимающих площади под салоны, магазины и магазинчики со словом "Ювелирный" на вывеске.

Проба -- никакая не гарантия. Если российские стандарты еще известны -- звезда с серпом-молотом или женский профиль рядом с цифрами 375, 500, 585 и 750 плюс шифр территориальной инспекции пробирного надзора, поставившей клеймо на ваше украшение (его видно под лупой), то с иностранными пробами вообще черт ногу сломит. Знание того, что 14-каратное золото -- это 585-я, а 18-каратное -- 750-я пробы, мало облегчает дело. Цифирки цифирками, а в руках у вас может оказаться цепочка, у которой только 1/3 звеньев -- вожделенный металл, а все остальное -- абсолютно иной сплав. И хорошо еще, если электрон (золото и серебро в пропорциях 30-40% серебра к 70-60% золота), поликсен ("загрязненная" другими металлами природная платина), херагольд (низкопробный состав -- золото 375-500-й пробы) или просто позолоченное серебро, эти хоть какую-то ценность представляют. А то "налетите" на тот же томпак, (медь и алюминий) или выдаваемую за платину (хром, никель, но в основном -- железо) -- совсем обидно будет.

(Список наиболее распространенных сплавов, выдаваемых за золото или другие драгоценные металлы приведен в разделе " ").

Проверить сложно: не всякий ювелирный детектор среагирует. Если у вас с собой есть "определенно золотая" вещица, бросьте ее на стол вместе с "сомнительно золотой". Если их "звонкость" будет сопоставима, есть надежда. Возможен и чисто психологический марш-бросок: поковыряйте на глазах у продавца поверхность изделия. Особенно ничего не наковыряете, но реакцию отметите...

Основные проблемы начнутся даже не тогда, когда нежно-персиковая позолота сойдет, обнажив агрессивно-рыжую основу, а когда у вас порвутся звенья такой толстой на вид цепочки и вы понесете ее в ремонт. Вот тут-то и выяснится, что сплав такой хрупкий, что его и спаять-то по-человечески не удастся. Особенно велика вероятность приобрести фальшивое золото в Израиле, Италии, Китае, ОАЭ, Турции и др. Соответственно оттуда же поступает и псевдозолотая контрабанда. На золоте, продающемся у нас, пусть даже "нерусского" происхождения, обязательно должно стоять упомянутое выше клеймо нашей Пробирной палаты. Но очень может быть, что на экспертизу представляли только замок браслета или цепочки. Или, скажем, из всей партии колец "Закат на Босфоре" "удачно" проверили лишь одно. Оно было вполне качественным. А вот остальные... Эксперты -- "пробирщики" не долбят украшение насквозь. Сверху соскабливается слой сплава, который "химически анализируется". Но только сверху.

Бутики-обманщики

Вы непременно "лохонетесь", покупая золото с рук, из-под прилавка и даже в церкви! Трогательные рассказы коммивояжера в подземном переходе о том, что "сегодня наша ювелирная фирма устраивает льготную распродажу", закончатся выброшенными на ветер деньгами. Поэтому наша цель -- если не те бутики, что расположены на Вандомской площади в Париже, вроде "Шомэ", "Шопар" или "Булгари", то те ювелирные магазины, которые вы помните в своем родном городе еще с доперестроечных времен. Посудите сами: за последние 10 лет официальное производство "презренного металла" сократилось примерно в 3 раза. А "ювелирок", которых было около двух с половиной тысяч, стало почти в 5 раз больше. Откуда, спрашивается, там взяться настоящему золоту в таких-то количествах?

Так что, если вы серьезно озабочены проблемой вложения денег в драгметаллы, отдайте предпочтение золоту в слитках, а не в цепочках. Нет, конечно, это не значит, что теперь нам вообще не стоит и носа казать в ювелирные салоны. Просто соблюдайте несколько простых "правил изнанки". Перед тем как выложить свои кровные, непосильным трудом заработанные дензнаки перед кассиром, придирчиво и недоверчиво, как стоматолог районной поликлиники зубы отъезжающего в продолжительную загранкомандировку токаря, осмотрите оборотную сторону изделия. Чем лучше она выглядит, тем и вам лучше. Чем аккуратнее запаяны - припаяны камни в кольце или серьгах, тем живее надежда, что перед вами не "левак". Эту процедуру необходимо произвести, даже если ювелирный детектор "утверждает", что все в порядке. Недавно в одном из московских ломбардов даме едва не вернули со скандалом "всамделишные" серьги от "Тиффани". Несмотря на то что на изящных украшениях чинно стояли и проба, и фирменное клеймо фирмы, прибор определил, что перед ним "unknown alloy" (неизвестный сплав). Как говорится, и на старуху бывает проруха. А представляете, сколько раз детектор может соврать "обратную сторону"?..

Елена СЕМЕНОВА-АНДРИЕВСКАЯ

Пробу негде ставить

Фальшивкой в России никого не удивишь. Водка, майонез, фирменная одежда, компакт-диски, видеокассеты, американские доллары -- сейчас умеют подделывать все. Но ни одна подделка не обойдется потребителю так дорого (в буквальном смысле слова), как фальшивое ювелирное изделие. Статистика между тем неумолима: более половины продаваемых в России золотых украшений произведены нелегально. Может быть, и ваши тоже?

За качеством ювелирных изделий следит в России Государственная пробирная палата. И теоретически украшения из золота, на которых стоит ее проба, можно считать настоящими. На практике, однако, все гораздо сложнее. Дело в том, что большинство ювелирных изделий проходят в пробирной палате в буквальном смысле поверхностный контроль: делается только анализ слоя металла, соскобленного с поверхности изделия. Это гарантирует только то, что этот верхний слой украшения действительно золотой. А что находится под ним -- тайна.

Вы возразите: ведь известно, что ювелирные изделия разрезают и делают подробный химический анализ среза. Да, делают. Но лишь одного изделия из партии однотипных украшений. И если остальные будут отличаться от проверенного образца, пробирная палата за это ответственность не несет.

И еще. В настоящее время только половина всех ювелирных изделий в России имеет государственную пробу. А если принять во внимание специфику работы пробирной палаты, придется признать: по-настоящему качественных украшений еще меньше. И, по большому счету, ничего удивительного в этом нет: подделка ювелирных изделий -- необыкновенно выгодный бизнес. Они малы по размеру и обладают весьма высокой стоимостью в расчете на единицу объема. Они удобны при контрабанде, для их производства не нужно больших помещений, а сложные технологии используются, да и то не всегда, лишь для некоторых операций (например, при производстве цепей). Нет особой потребности и в механизации производственного процесса. Но даже если она и возникает (скажем, для получения заготовок при изготовлении крестиков), теневые ювелиры легко кооперируются с легальными предприятиями, а то и просто входят в их структуру. Короче говоря, теневая ювелирка - давний, хорошо работающий бизнес.

Откуда их везут

Большая часть фальшивых ювелирных изделий ввозится в Россию контрабандным путем. Из Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Армении, Китая, Израиля, Италии и некоторых других стран. Считается, что виноваты в этом челноки. Это не совсем так. Часть украшений изготавливается за границей (чаще всего в Турции и Китае) из нелегально добытого или ворованного, а затем нелегально вывезенного российского же золота. Поэтому поставки в Россию готовых ювелирных изделий являются звеном одной цепи и контролируются теми же теневиками, которые организуют нелегальную скупку и вывоз золота на переработку.

Бороться с контрабандой ювелирных изделий крайне сложно. Таможенники перехватывают контрабанду главным образом в аэропортах. Между тем подавляющая часть контрабанды попадает в Россию по автомагистралям или железной дороге.

Впрочем, в последнее время ситуация стала меняться в пользу “отечественных производителей”. Девальвация рубля привела к тому, что часто выгоднее подделывать украшения в России, чем импортировать. Но покупателям от этого не легче.

Спору нет, пока купленное по случаю возле метро новое колечко у вас на руке, никаких проблем нет. Но вот металл начал темнеть, и вы решаете его почистить. Почистили - и вот на нем уже проступают предательские белые блики. Это сошла позолота и обнаружилось истинное содержимое колечка - медь, алюминий, а то и вовсе железо. Это уже не украшение. Ясно также, что если вы решите заложить “драгоценность” в ломбард или продать, денег, которые были потрачены на ее покупку, вам, разумеется, уже не дадут. Так что придется смириться с тем, что деньги оказались попросту выброшенными на ветер.

Пробирные клейма

Для золотых изделий

Для серебряных изделий
Для платиновых изделий
Для палладиевых изделий

Как их подделывают

Не стоит долго возмущаться тем, что, дескать, на изделии стояла проба. Проба на украшении часто не соответствует его действительному составу, и это один из самых распространенных способов надувательства и обмана доверчивых покупателей.

Между тем соотношение золота и примесей в сплаве, из которого сделано украшение, определяет такие свойства изделия, как хрупкость и, следовательно, ремонтопригодность. К примеру, в России часто не берут в ремонт изделия из Турции: аккуратно спаять сломанную турецкую серьгу порой просто невозможно.

Существуют и “комбинированные” фальшивки: когда часть изделия представляет собой приличное золото, а часть -- сомнительный сплав. На таких изделиях может стоять подлинное государственное клеймо -- при поверхностном анализе в Пробирной палате такую подделку могут просто не заметить.

Или другой пример: в пробирную палату предъявлена для клеймения часть изделия -- например, замок к цепочке. А сама цепь -- сомнительного качества - присоединяется к замку позже. Из этого вовсе не обязательно следует, что нелегалы вступили в сговор с чиновниками. Ведь нет никаких инструкций о том, какое минимальное число звеньев должно быть в цепочке. К тому же палата ставит клеймо не на каждом звене, а только на замке.

Есть и другая возможность проставить подлинное клеймо на “левое” изделие. После распада СССР в бывших союзных республиках сохранились территориальные органы пробирного надзора со всем необходимым для клеймения оборудованием. Правда, эти клейма устаревшего советского образца: в России такими пользовались до 1994 года. Но, естественно, они до сих пор признаются подлинными, поскольку на рынке обращается масса изделий, заклейменных еще в те годы. Как утверждают специалисты, с недавних пор старые клейма союзных республик стали часто встречаться на откровенно “левой” продукции.

Впрочем, разные способы “разбавления” золота другими металлами покажутся вполне невинными на фоне откровенного мошенничества: нередко продаются украшения, в которых нет золота вовсе. А вместо него, например, сплав меди и цинка под названием “томпак” -- на глаз его не может отличить от золота даже опытный ювелир. Чтобы удостовериться, не обманывают ли вас, нужно бросить кольцо на стол: золото, в отличие от металла такого сплава, издает характерный хрустальный звон.

Как с этим быть

Приходится признать: сегодня покупатель украшений из золота не может на все 100% уверен, что купил подлинник. Можно лишь максимально снизить вероятность покупки фальшивки.

Прежде всего, надо понимать, что фальшивое золото чаще всего продают из-под полы: на рынках, в метро, в уличных ларьках. Здесь покупать украшения нельзя ни в коем случае. Но высока вероятность приобрести фальшивку и в обычном ювелирном магазине. Ведь сама по себе легальность деятельности продавца еще не дает никакой гарантии качества изделия: основная масса торговых точек существует за счет сбыта нелегальной ювелирной продукции и мало чем отличается от черного рынка.

Поэтому если уж покупать украшения из золота, то только в крупных магазинах и только изделия известных западных фирм, либо известных российских заводов. Да, цена таких изделий, продающихся в таких магазинах, высока, зато в этом случае, как полагают эксперты, вероятность купить подделку невелика.

Можно, конечно, проверить подлинность ювелирного изделия на специальном детекторе. Но и в этом случае гарантировать ничего нельзя. Бывало, например, что умный прибор объявлял “неизвестным сплавом” несомненно подлинное ювелирное изделие от Cartier. Одна из причин ненадежности этого способа состоит в том, что физические параметры украшения, на которые ориентируются подобные приборы (скажем, электрическое сопротивление), зависят не только от количества золота в сплаве, но и от состава и соотношения остальных компонентов.

Поэтому вернее положиться на государственную экспертизу, удостоверяемую клеймом. Это дает определенную гарантию. Но не потому, что клеймо трудно подделать (кстати, пробирная палата в будущем намерена перейти к так называемому лазерному клеймению, которое действительно сложно сымитировать). Просто нелегальные производители и торговцы стараются не связываться с подделкой клейм -- это грозит уголовной ответственностью. Тем не менее следует очень внимательно изучить клеймо с помощью лупы: на подлинном клейме должен быть указан шифр территориальной инспекции пробирного надзора, заклеймившей изделие (все существующие образцы клейм приведены на рис.).

Помимо государственного клейма на изделии может быть проставлено и клеймо производителя. Наличие оттиска известной ювелирной марки (например, Bulgari или Tiffany) -- хороший признак. В большинстве случаев он гарантирует не только соответствие пробе, но и высокое качество ювелирной работы. Кроме того, специалисты советуют проверять качество по его “изнанке”: чем более тщательно выполнены невидимые глазу крепления камней, тем выше класс производителя.

И все же вывод неутешителен. Российский рынок золотых ювелирных украшений заполнен фальшивыми изделиями, отличить которые от настоящих порой невозможно. А значит, украшения нельзя рассматривать как средство сбережения - слишком велика вероятность потерять большую часть денег.

Как имитируют золото

Для имитации драгметаллов в ювелирных украшениях используют самые разные сплавы. Вот основные из них.

    алюминиевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) -- сплав золотисто-желтого цвета, состоящий из 90 частей меди, 10 частей алюминия;

    батбронза (bathbronze) -- сплав бронзы с 6% олова, пригодный для позолоты и используемый, как правило, для литья художественно-промышленных изделий;

    батметалл (bathmetall) -- сплав, лигированный цинком, используется в Англии для производства столовой посуды;

    бельгика (belgica) - - сплав “под платину” из 74,5% железа, 16,6% хрома и 8,9 % никеля;

    вермей (vermeil) -- французское наименование позолоченного на огне серебра;

    гамельтонметалл (hamiltonmetell) - сплав из 66,7% меди и 33,3% цинка золотисто-желтого цвета, хорошо подходит для золочения изделий;

    геразолото (heragold) -- немецкое торговое название для восьми-десятикратных сплавов золота;

    голдин (goldin) -- сплав меди и алюминия, используемый в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий;

    гранатовое золото -- сплав золота пробы 250/1000, который применялся в Чехии во второй половине ХIХ века для изготовления ювелирных изделий с гранатами;

    дукатное золото -- золото пробы 980/1000, которое использовалось для чеканки золотых дукатов;

    дюраметалл (durametall) - - в Германии сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;

    золотая фольга -- золото, выбитое в очень тонкие листы между листами пергамента, а затем между кожей бычьей слепой кишки; применяется для золочения изделий из металла и дерева, изготовления наборных картин, обрезов книг;

    золото musiv -- пластики сульфидного олова с золотым блеском, которые применяются для золочения; не разъедаются серой и сероводородом и не чернеют;

    золото pink -- английское наименование красного золота с очень бледным оттенком;

    мангеймское золото -- сплав из 83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова, окрашенный под золото; изготовленные из этого сплава изделия к тому же обычно еще и позолочены;

    мозаичное золото -- сплав из 66% меди и 34% цинка с оттенком самородного золота;

    накладное золото -- золоченый материал, основу которого образуют сплав меди с золотым покрытием по меньшей мере 8 микрон; слой золота прокатан и приварен;

    орайде (oreide) , или “французское золото”, -- сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова (или 86,13% меди, 13% цинка, 0,4% олова и 0,6% железа) для литья ювелирных изделий;

    палау (palau) -- североамериканское торговое наименование “белого золота”; сплав золота и палладия в соотношении 8:2;

    палакарт (palacart) -- сплав, по цвету похожий на платину, из 75% палладия, 15% золота и 7% серебра;

    пинчбек (pinchbeek) , или английское золото, -- сплав меди и цинка (с 83-93% меди), созданный лондонским часовщиком Христофором Пинчбеком; применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии, окладов;

    пистольное золото (от названия испанской золотой монеты пистоль) -- немецкое наименование золотого сплава пробы 895/1000;

    платинор -- сплав из 57% меди, 18% платины, 10% серебра, 9% никеля и 6 % цинка; красивый золотой цвет;

    поликсен - - так называют природную платину, смешанную с другими металлами;

    симилор -- сплав, похожий по окраске на золото, чаще позолоченный, и состоящий, как правило, из 83,7% меди, 9,3% цинка и 7% олова;

    сусальное золото -- материал, используемый для изготовления театральных украшений и канители (тонкие листы латуни);

    томпак -- сплав меди и цинка различных составов (чаще 90% меди и 10% цинка) с красивым золотым цветом; содержание меди делает его устойчивым к коррозии;

    электрон -- природный сплав золота и серебра различных соединений (иногда до 39% серебра); многие античные монеты изготовлены из электрона.

“Деньги ”

  • Осуждена ювелир, собравшая 25 млн руб., оставляя кредиторам под залог поддельные золотые цепочки
  • 150 тысяч ювелирных фальшивок продаются в специализированных магазинах по всей Испании