Питание

Тест по теме теория строения органических веществ. Проверочная работа на тему:"Теория химического строения А.М. Бутлерова"

Тест по теме:

«Теория химического строения органических веществ»

1.Дополните фразу: «Молекула представляет собой группировку атомов элементов, располагающих в строго определенном порядке, согласно правилам валентности»-отражает суть……………………………………….(выберите ответ):

А) периодического закона;

Б) первого положения атомно-молекулярной теории;

В)второго положения теории А.М.Бутлерова;

Г) первого положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений

2.Дополните фразу: «Вещества, имеющие одну и ту же эмпирическую формулу(обладающие одинаковым количественным и качественным составом), но разный порядок расположения атомов в молекуле,т.е. разное строение, а потому, и различные свойства, называются…..................»(выберите ответ):

А)гомологи;

Б)изомерами;

В) радикалами;

Г) молекулами,

Д) функциональными группами.

3.Дополните фразу: «Свойства вещества зависят не только от его количественного и качественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекуле»-отражает суть……….(выберите ответ):

А) третьего положения теории химического строения, разработанной А.М.Бутлеровым;

Б) второго положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений;

В) первого положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений;

Г) суть теории строения органических и неорганических веществ.

4)Дополните фразу: «Радикал /-СН 3 / называется……….. » (выберите ответ) :

А) этилом;

Б)метилом;

В)пропилом;

Г) бутилом.

5) Дополните фразу: «Пропан имеет формулу…………………..» (выберите ответ):

Б)СН 3 -СН 2 -СН 3 ;

В)С 2 Н 5 -СН 3;

Г)СН 3 -СН 3 ;

6) Дополните фразу: «Формулы СН 3 -(СН 2) 2 -СН 3 ; С 4 Н 10 и СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 3 отражают строение…………………………………»(выберите ответ):

А) трех разных веществ;

Б)одного вещества;

В) двух разных веществ;

Г) одного вещества, называемого бутаном.

7)Дополните фразу: «В углеводородах реализуется…………………………………………. связь»(выберите ответ):

А) неполярная ковалентная;

Б)полярная ковалентная;

В) неполярная ковалентная и полярная ковалентная;

Г) ионная;

Д) полярная, неполярная ковалентная и ионная.

8)Дополните фразу: «В предельных органических соединениях реализуется……………………………..связь»(выберите ответ):

В) сигма и пи;

Г) другие виды химической связи, кроме ковалентной.

9) Дополните фразу: «Формулы СН 3 -(СН 2) 2 -СН 3 (А) и СН 3 -СН(СН 3)-СН 3 (Б) отражают строение »(выберите ответ):

А) одного вещества- бутана;

Б)двух веществ -н -бутана (А) и изобутана(Б) ,являющихся изомерами;

В)двух изомеров бутана: н-бутана (А)и 2-метил-пропана(Б) ;

Г) углеводородов ряда метана (одно вещество).

10)Дополните фразу: «Сигма -связь характеризуется………………………….»(выберите ответ):

А)одной областью перекрывания электронных облаков и относительно малой энергией;

Б) двумя областями перекрывания электронных облаков и относительно малой энергией;

В)одной областью перекрывания электронных облаков и достаточно большой энергией;

Г)двумя областями перекрывания электронных облаков и небольшой энергией.

1 вариант

Часть А

1. C n H 2 n , относится:

А) бензол б) циклогексан в) гексан г) гексин

2. Валентный угол в алканах составляет:

3. В молекуле пропина число всех δ

А) 2 и 2 б) 6 и 2 в) 5 и 1 г) 8 и 2

4 . Гомологами не являются:

А) циклопентан и циклогексан б) бутен и пентен

В) циклопропан и пропан г) этан и гексан

5 . Алкадиену соответствует формула:

А) С 8 Н 18 б) С 8 Н 16 в) С 8 Н 14 г) С 8 Н 10

6 . Изомерами не являются:

А) циклобутан и 2-метилпропан б) пентен-1 и метилциклобутан

В) бутадиен-1,3 и бутин-1 г) гексан и 2,3-диметилбутан

7 . Структурным изомером бутена-1 является:

А) бутин-1 б) 2-метилпропан в) 3-метилбутен-1 г) 2-метилпропен

8. Число π-связей в ациклическом углеводороде состава С 5 Н 8 равно:

А) 1 б) 2 в) 3 г) 4

Часть В

1. Установите соответствие между названием органического соединения и классом, к которому оно принадлежит букв

Формула соединения

Класс соединения

1) С 2 Н 4

А) алканы

2) С 3 Н 8

Б) арены

3) С 4 Н 6

В) алкены

4) С 2 Н 5 СООН

Г) алкины

Д) карбоновые кислоты

числом δ - и π-связей в этом веществе . В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).

Название соединения

Число δ - и π-связей

1) бутен-2

А) 7 и 1

2) пропаналь

Б) 9 и 2

3) бутин-1

В) 9 и 1

4) этановая кислота

Г) 11 и 1

Д) 9 и 3

Контрольная работа по теме «Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова»

2 вариант

Часть А

1. К соединениям, имеющим общую формулу C n H 2 n , относится:

А) пентан б) пентин в) пентадиен г) пентен

2. Валентный угол в алкенах составляет:

А) 180˚ б) 120˚ в) 109˚28΄ г) 90˚

3. В молекуле пропена число всех δ - и всех π-связей равно соответственно:

А) 8 и 1 б) 7 и 2 в) 2 и 1 г) 1 и 1

4 . Гомологами являются:

А) этен и метан б) бутан и пропан

В) циклобутан и бутан г) этин и этен

5 . Алкину соответствует формула:

А) С 6 Н 14 б) С 6 Н 12 в) С 6 Н 10 г) С 6 Н 6

6 . Какое вещество не является изомером гексана?

А) циклогексан б) 2-метилпентан в) 2,2-диметилбутан г) 2,3-диметилбутан

7 . Структурным изомером пентадиена-1,2 является:

А) пентен-1 б) пентан в) циклопентан г) пентин-2

8 . Число π-связей в ациклическом углеводороде состава С 5 Н 10 равно:

А) 1 б) 2 в) 3 г) 4

Часть В

букв (без цифр, запятых и пропусков).

Формула соединения

Класс соединения

1) С 2 Н 4

А) спирты

2) С 2 Н 2

Б) алканы

3) С 2 Н 6

В) алкены

4) С 2 Н 5 ОН

Г) алкины

Д) альдегиды

2. Установите соответствие между названием органического соединения и числом δ - и π-связей в этом веществе . В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).

Название соединения

Число δ - и π-связей

1) пропен

А) 12 и 2

2) этин

Б) 6 и 1

3) этаналь

В) 3 и 2

4) пентен-1-ин-4

Г) 8 и 1

Д) 10 и 3

Тип урока: лекция с применением аудиовизуальных средств обучения.

  1. Познакомить учащихся с предпосылками возникновения теории строения органических веществ, основными положениями теории А.М.Бутлерова. Уметь доказывать эти положения.
  2. Сформировать понятие об изомерии, изомерах, структурных формулах простейших органических веществ (полные и сокращенные), определять изомеры, гомологи.
  3. Знать значение теории строения органических веществ и основные направления ее дальнейшего развития, причины многообразия органических веществ.
  4. Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о материальном единстве неорганических и органических веществ, познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между строением и свойствами органических веществ.

Оборудование: CD-Rom “Органическая химия. 10-11 классы” (1С, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2002г.), компьютер, проектор, экран, таблицы “Изомерия”, “Гомология”, набор шаро-стержневых моделей, штатив с подсветкой и пробирками, растворы NaOH, HCl, H 2 O, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Предварительная подготовка учащихся: за 1 неделю до начала урока учащиеся получили следующие задания:

  • подготовить библиографическую справку об А.М.Бутлерове.
  • составить модели молекул органических веществ из шаро-стержневого набора.
  • творческое задание “Противоречия органической химии XIX века”.

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

1 ученик у доски: Электронное строение атома углерода, возможные валентности и степени окисления.

2 ученик: обсуждение выполнения домашней работы (ст.149, зад.5).

3, 4 ученики: на листочках выполняют задание №5 стр. 149.

5, 6 ученики: работа по карточкам.

Карточка 1. Составьте структурные формулы следующих веществ: сероводорода, оксида углерода (IV), фосфорной кислоты.

Карточка 2. Составьте структурные формулы следующих веществ: хлороводорода, оксида углерода (II), серной кислоты.

Фронтальная беседа.

  1. Что такое органическая химия?
  2. Сколько органических веществ насчитывается на сегодняшний день?
  3. Какие элементы наиболее часто встречаются в составе органических веществ?
  4. Основные отличия органических веществ от неорганических.
  5. Основная мысль теории Витализма.
  6. Можно ли провести резкую грань между органическими и неорганическими веществами? Почему?

Работа по содержимому CD-ROM

I. Основные положения теории химического строения.

1. Предмет органической химии.

1) Органическая химия как наука.

2) История органической химии.

Ученый И.Я.Берцелиус.

3) Синтез органических веществ.

Ученый Шееле

4) Успехи органического синтеза

Ученые Зинин, Бертло

5) Особенности органических веществ.

6) Гомология.

7) Изомерия.

8) Физические свойства органических веществ.

Учитель подытоживает: Итак, органических веществ число огромно! Значение их трудно переоценить. Органические вещества имеют много особенностей и отличий от неорганических веществ. И начнем мы наше знакомство с ними с теории строения А.М.Бутлерова.

Запишите тему лекции (Смотри Приложение 1 . Презентация к уроку).

Слайд 1. Теория строения органических веществ Александра Михайловича Бутлерова.

Факты без теории – не наука! (А.М.Бутлеров)

Учитель: Какими же фактами обладала наука в XIX веке? Особенности развития органической химии в XIX веке.

Ученик выступает с результатами творческой работы “Основные противоречия химии XIX века” (Смотри Приложение 2. Презентация ученика) .

Слайд 2. Предпосылки возникновения теории строения (Смотри Приложение 1 . Презентация к уроку).

Учитель. Существовало несколько теорий, которые пытались объяснить отдельные факты, но целостной теории на то время не было.

Слайд 3. А.М.Бутлеров (1828 - 1886)

Доклад “О химическом строении вещества”ю.

Теория строения органических веществ.

  1. А.М.Бутлеров (параллельно уч-ся выступают с докладами о его жизни и деятельности)
  2. 1-е положение
  3. 2-е положение
  4. 3-е положение (показ демонстрационного опыта: влияние различных атомов на свойства веществ, содержащих водород: NaOH, HCl, H 2 O, c индикаторами)
  5. Строение органических веществ (параллельно – показ шаро-стержневых моделей)
  6. Изомерия (здесь показываем только изомерию углеродного скелета, положение функциональных групп, межклассовая, геометрическая)

Работа с CD-ROM закончена.

Учитель: Так в чем же причина многообразия органических веществ?

Учащиеся высказывают предположения.

Слайд 4. Причины многообразия органических веществ:

  • способность атомов углерода образовывать цепи (неразветвленные и разветвленные) и циклы;
  • изомерия органических веществ;
  • гомология органических веществ

Слайд 5. Значение теории для науки:

  • подтвердила материалистическое понимание природы;
  • углубила представление о веществе;
  • объяснила и систематизировала накопленные факты;
  • дала научную основу для классификации веществ

В конце урока – тестовая работа (тест раздается каждому ученику в отпечатанном виде).

Тест. Введение в органическую химию.

1. Что входит в состав всех органических веществ?

а) кислород;
б) водород;
в) углерод;
г) все перечисленные.

2. Ученый, сформулировавший основные положения теории строения веществ:

а) Семенов;
б) Бутлеров;
в) Фредерик;
г) Кекуле.

3. Простейший представитель углеводородов:

а) метаналь;
б) метан;
в) метанол;
г) метановая кислота.

4. Углерод в органических веществах имеет валентность:

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

5. К органическим веществам не относится:

а) сероуглерод;
б) углеводород;
в) спирт;
г) эфир.

6. Основной тип химической связи в органических веществах:

а) ковалентная неполярная;
б) ковалентная полярная;
в) водородная;
г) донорно-акцепторная.

7. Гомологическая разность:

а) СН 3 ;
б) СН 4 ;
в) СН 2 ;
г) С 2 Н 6 .

8. Термин “органическая химия” ввел:

а) М.Бертло;
б) Г.Кольбе;
в) А.Бутлеров;
г) И.Берцелиус.

9. Структурные формулы показывают:

а) общее количество атомов в молекуле;
б) количество атомов углерода в молекуле;
в) последовательность соединения атомов в молекуле;
г) расположение атомов в пространстве.

10. Принадлежность к органическим веществам часто можно установить:

а) по выделению СО 2 при их горении;
б) по выпадению осадка при взаимодействии с водой;
в) по цвету;
г) по агрегатному состоянию.

Слайд 6. Ответы:

1 – в 6 – б

Слайд 7. Критерии оценок:

  • “5” – 10 ответов
  • “4” - 8-9 ответов
  • “3” - 6-7 ответов
  • “2” - до 5 ответов

Слайд 8. Домашнее задание: выучить конспект, § 20.1 – 20.3, составить формулы возможных изомеров вещества С 5 Н 12 , творческие задания.

Слайд 9. Подведение итогов урока, выставление оценок.

1. Верны ли следующие суждения о понятиях «хими¬ческое строение» и «изомерия»?
А. Химическое строение - определенная последова¬тельность соединения атомов в молекуле согласно их валентности, порядок химического взаимодей¬ствия атомов, их влияние друг на друга.
Б. Изомерия является одной из причин многообра¬зия органических веществ.

2. Явление изомерии А. М. Бутлеров практически под¬твердил на примере веществ:
1) н-пентан и 2-метилбутан;
2) цис-бутен-2 и транс-бутен-2;
3) бутадиен-1,2 и бутадиен-1,3;
4) н-бутан и 2-метилпропан.

3. Вещества, формулы которых СН3-СН=СН-СН=СН2 и СН≡ С-СН2-СН2-СН3, являются:
1) изомерами положения кратной связи;
2) межклассовыми изомерами;
3) пространственными изомерами;
4) изомерами углеродного скелета.

4. Верны ли следующие суждения о гомологах?
А. Гомологи сходны по химическому строению мо¬лекул, следовательно, сходны и по химическим свойствам.
Б. Гомологи имеют одинаковый состав, но разное хи¬мическое строение.
1) Верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

5. Среди веществ, формулы которых приведены гомологами являются:

6. Гомологами являются вещества, формулы которых:
1) СН3СН2СООН и СН3СН2СНО;
2) С2Н5СООН и СН3СООН;
3) С2Н5СООН и С6Н5СООН;
4) С2Н5СООН и С2Н5ОН.

7. Среди веществ, формулы которых
гомологами являются:

8. Гомологами являются:
1) пропен и пропан; 3) циклопентан и пентан;
2) пропан и н-бутан; 4) пропин и пропен.

9. Согласно теории химического строения, свойства веществ зависят:
1) только от их количественного и качественного состава;
2) только от порядка соединения атомов в молекуле;
3) от наличия функциональных групп;
4) от состава и химического строения вещества.

10. Вещества, формулы которых

являются:
1) гомологами;
2) структурными изомерами;
3) геометрическими изомерами;
4) одним и тем же веществом.

11. Цис-, тpaнс-изомеры имеет соединение, формула которого:
1) СlНС=СНСl; 3) Н2С=С(СН3)2;
2) ВгНС=СВг2; 4) Вг2С=СНСН3.

12. Среди веществ, формулы которых

изомерами являются:
1) АБВ; 2) АВД; 3)ВГД; 4) БВГ.

13. Среди веществ, формулы которых

изомерами положения двойной связи являются: 1) АГ; 2) БВ; 3)АД; 4) АЕ.

14. Верны ли следующие суждения о значении теории химического строения органических соединений?
А. Теория химического строения дала возможность объяснить многообразие органических соединений.
Б. С помощью этой теории можно синтезировать но¬вые вещества с заранее заданными свойствами.
1) Верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о теории химическо¬го строения органических соединений А. М. Бутле¬рова?
А. Теория химического строения применима только
для веществ молекулярного строения.
Б. Теория химического строения рассматривает рас¬положение атомов в пространстве.
1) Верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения о химическом стро¬ении органических веществ?
А. Химическое строение показывает пространствен¬ное расположение атомов в молекулах соедине¬ния.
Б, Взаимное влияние атомов обусловливает химиче¬ские свойства соединений.
1) Верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения о структурных фор¬мулах органических соединений?
А. Структурные формулы служат для выражения химического строения вещества и показывают по¬следовательность соединения атомов в молеку¬лах.
Б. Черточки между символами химических элемен¬тов в структурных формулах обозначают химиче¬скую связь.
1) Верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

18. Верны ли следующие суждения о химической связи органических соединений?
А. В молекуле ацетилена между атомами углерода образуется двойная связь.
В органических соединениях встречаются как оди¬нарные, так двойные и тройные связи.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

19. Причиной гибридизации является:
1) образование ковалентных связей;
2) переход атома в возбужденное состояние;
3) образование общих электронных пар;
4) переход электронов от одного атома к другому.

20. Структурными формулами
изображено:
1) четыре гомолога; 3) четыре изомера;
2) два вещества; 4) три гомолога.
21. Сколько веществ изображено следующими струк¬турными формулами:

1) четыре; 2) три; 3) два; 4) одно.

22. Основной причиной образования геометрических изомеров является:
1) разное расположение атомов углерода в про¬странстве;
2) невозможность вращения атомов углерода во¬круг двойной связи;
3) наличие атомов углерода в состоянии гибри¬дизации;
4) меньшая прочность π-связи по сравнению с σ-связью.

23. В результате гомолитического разрыва ковалентной связи образуются:
1) катионы; 3) атомы;
2) анионы; 4) радикалы.

24. Среди кислородсодержащих органических соедине¬ний, структурные формулы которых:

изомерами являются:
1) АБВ; 2) БВЕ; 3)ВГЕ; 4) ГДЕ.

25. Гибридные sр3-орбитали образуются:



26. Гибридные sp2-орбитали образуются:
1) одной 2s- и тремя 2р-орбиталями;
2) одной 2s- и двумя 2рорбиталями;
3) одной 2s- и одной 2р-орбиталями;
4) двумя 2s- и двумя 2р-орбиталями.

27. Гибридные sp-орбитали образуются:
1) одной 2s- и тремя 2р-орбиталями;
2) одной 2s- и двумя 2р-орбиталями;
3) одной 2s- и одной 2р-орбиталями;
4) двумя 2s- и двумя 2р-орбиталями.

28. Способность соединяться между собой и образовывать цепи различной формы, характерна только для атомов:
1) азота; 3) серы;
2) углерода; 4) фтора.

29. Для органических веществ наиболее характерной является связь:
1) ионная;
2) ковалентная неполярная;
3) водородная;
4) ковалентная полярная.

30. При образовании тройной связи в молекуле углево¬дорода в гибридизации участвуют:
1) один s- и один р-электрон;
2) один s- и один р-электрон;
3) один s- и два р-электрона;
4) два s- и два р-электрона.

Ответом к заданию 31 является последовательность цифр.