Рецепты блюд для похудения

Внимание. Ощущения и восприятие

Занятие 1

1 Внимание: понятие, сущность, функции, свойства и виды

2 Характеристика процессов памяти - запоминания, воспроизведения, сохранения, забывания

3 Механизмы развития и тренировки памяти

4 Формы мышления и мыслительные операции

Занятие 2

1 Характеристика мышления, его виды, функции и индивидуальные особенности

2 Психолого-педагогические аспекты развития интеллектуального потенциала личности

3 Понятие о воображении, его виды и физиологические основы

4 Воображение и личность

Основные понятия по теме

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его возвращение в сферу сознания и использование в деятельности.

Память - это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос­принимал, делал или переживал.

Процессы памяти:

Запоминание;

Сохранение;

Воспроизведение;

Забывание.

Запоминание – это процесс введения информации в сознание человека. Процесс запоминания протекает в трех формах: запечат-ление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление - прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запомина-ние отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное, связанное с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.

По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.

Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны - сохранение и забывание .

Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохра-ненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроиз-ведения:

- узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта;

- собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызы-вающее затруднений и не требующее опоры на восприятие;

- припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.

Виды памяти:

- наглядно-образная - это память на зрительные, зву­ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы;

- словесно-логическая - выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку;

- двигательная (моторная) - выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений;

- эмоциональная память - это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от соверше­ния того или иного поступка.

Наиболее широкая классификация памяти – на генетическую (наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формиро-вание организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).

Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную (зрительную, обонятельную, осязательную, слуховую, тактильную) и словесно-логическую (вербальную);

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную ;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную .

Памяти присущи следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность.

Законы памяти

Закон памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Возможные расстройства памяти:

Гиперфункция памяти - когда воспоминания вдруг ста­новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер­функция памяти принимает форму навязчивых воспоми­наний.

Амнезия - утрата способности сохранять или вос­производить имеющуюся информацию.

Мышление - это психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше­ниях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).

Мышление подразделяют на теоретическое и практическое. В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышле-ние , а в практическом наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое мышление.

Понятийное мышление - это такое мышление, в котором исполь-зуются определенные понятия.

Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в кото-ром используются образы.

Наглядно-действенное мышление отличается тем, что решение
нестандартной задачи(практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова­ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

Наглядно-образное мышление осуществляется на основе преоб­разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

Абстрактно-логическое мышление оно же словесно-логическое,
вербально-логическое или дискурсивное - это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по­нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это различного рода дедуктивные и индуктивные умозаключения, способы доказательств и т. д.

Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума:

Глубина знаний определяется степенью проникновения в сущность явлений, а широта - возможностью привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей.

Гибкость ума обеспечивает достаточно полный учет специфических условий решения именно данной задачи. Противоположным ка­чеством гибкости ума является его инертность, шаблонность.

Критичность ума характеризуется способностью человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки

Глубокое и обоснованное критическое отношение к действительности является одним из проявлений самостоятельности ума человека.

- понятие - это мысль, выраженная в слове; оно включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса;

- суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо;

- умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагиро-вания, обобщения, классификации, систематизации.

Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объедине­ние объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классифи­кации, а их групп, классов.

Индукция – движение мысли от частного к общему.

Дедукция – движение мысли от общего к частному.

Аналогия – движение мысли от частного к частному на основе сходства.

Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее - представлений памяти.

Образы воображения создаются с помощью следующих приемов:

- вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

- изменение величины воображаемых объектов (отсюда
великаны, гномики и т.д.);

- агглютинация - соединение вычлененных элементов в
образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

- конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

- гиперболизация - мысленное усиление или ослабле­ние отдельных свойств объектов (хитрость лисы, тру­сость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

- перенос какого-либо свойства на другие объекты (был
тише воды и ниже травы и т.п.);

- типизация - создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.).

Воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

Непроизвольное (пассивное) - когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.).

Произвольное (активное) - когда образы вызываются по
собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

а) воссоздающее - создание образов на основе лично­го опыта, текста, чертежа, карты и т.д.;

б) творческое - (более сложный вид воображения) - самостоятельное создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности.

Фантазии - это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

Мечты - нацелены на будущее, это образы желаемого будущего.

Грезы - мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.

Тематика рефератов

1 Приемы развития памяти.

2 Мышление и речь, их взаимосвязь.

3 Аналитико-синтетический характер процессов воображения.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое память?

2 Какова классификация памяти?

3 Каковы особенности наглядно-образной памяти?

4 В чем выражается словесно-логическая память?

5 Каковы характерные черты моторной памяти?

6 Чем характеризуется эмоциональная память?

7 Что такое гиперфункция памяти?

8 Что такое амнезия?

9 Каковы законы памяти?

10 Каковы индивидуальные особенности памяти?

11 Что такое мышление?

12 Каковы виды мышления?

14 Каковы операционные компоненты мышления?

15 Что такое мыслительная операция?

16 Что такое воображение?

17 Каковы физиологические основы воображения?

18 Каковы приемы воображения?

19 Каковы виды воображения?

Литература

1 Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

2 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

3 Личность и ее структура: справочные материалы / под ред. Н.Я. Мороз.- Витебск: ВОИУУ, 1996. - 34 с.

4 Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. - 228 с.

5 Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

6 Общая психология: словарь / под ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

7 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

8 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

Тест

1 Вставить пропущенные слова.

Память - это процесс … действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта:

1) отражения; 3) обобщения;

2) создания; 4) анализа.

2 Из указанных слов выбрать те, которые находятся к данному слову в таком же отношении, как в приведенном примере:

а) запоминание - …

1) обучение; 2) опыт; 3) мотив; 4) информирование.

Образец: деятельность - цель.

3 К объективным причинам, влияющим на продуктивность памяти, относятся:

1) характер материала; 4) количество материала;

2) предшествующий опыт; 5) обстановка;

3) интерес; 6) состояние организма.

4 Вставить пропущенные слова.

Представление - это вторичный … предмета или явления, сохраненный в памяти:

1) род; 3) образ;

2) вид; 4) смысл.

5 Вставить пропущенные слова.

Воображение есть не что иное, как процесс … отражения действительности:

1) преобразующего; 3) стереотипного;

2) точного; 4) обратного.

6 Вставить пропущенные слова.

Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, харакретизующийся … и опосредованным … действительности:

1) обобщенным / отражением;

2) обобщенным / восприятием;

3) непосредственным / отражением;

4) непосредственным / восприятием.

7 Что из перечисленного является формой мышления:

1) анализ; 5) суждение;

2) умозаключение; 6) синтез;

3) понятие; 7) абстрагирование;

4) сравнение; 8) классификация.

8 К субъективным причинам, влияющим на продуктивность памяти, относятся:

1) тип запоминания; 4) количество материала;

2) предшествующий опыт; 5) осмысленность;

3) установка и интерес; 6) состояние организма.

9 Что не относится к формам мышления:

1) гиперболизация; 5) суждение;

2) агглютинация; 6) амнезия;

3) типизация; 7) понятие;

4) умозаключение; 8) абстракция.

1. Понятие о воображении. Место воображения в поведении, игровой и трудовой деятельности.

2. Виды воображения.

3. Приёмы творческой деятельности и фантазии.

4. Понятие речи. Речь и язык. Функции речи.

5. Виды речевой деятельности.

1. Понятие о воображении. Место воображения в поведении, игровой и трудовой деятельности. В структуре познавательной деятельности особое место занимает воображение. Благодаря этому психическому процессу человек способен мысленно преодолевать расстояния, переноситься в далекое прошлое и будущее. Именно образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений.

Иногда воображение отождествляют с памятью или с мышлением. Однако между этими процессами имеются существенные различия. Так, образы памяти должны сохраняться по возможности в неизменной форме, поскольку это воспроизведение прошлого опыта. Функция воображения – изменение образов. Опыт и представления памяти являются строительным материалом для воображения.

Воображение выполняет следующие функции.

1) Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи . Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение является основой творчества, обеспечивает формирование культурного фонда общества.

2) Регулирование психофизиологических процессов и эмоциональных состояний. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Создаваемая воображением картина вызывает учащение пульса, побледнение лица и т.д. Нередко встречаются факты внушения различных болезней. Расстройство может возникнуть при бестактном, педагогически неграмотном высказывании учителя (дидактогенные заболевания), под влиянием неосторожного слова врача (ятрогенные заболевания).

Сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития. На силе воображения основана система лечения многих болезней (эффект плацебо).

Помимо представлений о состоянии своих внутренних органов, человек может использовать воображение, чтобы представить себе движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги и т.д.). При этом в мышцах, которые должны осуществлять это движение, можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Это т.н. идеомоторные акты .


Правильное представление движения нередко используется спортсменами. Тренеры рекомендуют проделать вначале упражнение в уме. Такое «проигрывание» улучшает выполнение самого упражнения.

Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга.

3) Произвольная регуляция познавательных процессов . К примеру, человек, вызывая определённый образ, обращает внимание на нужные события – это способствует произвольному управлению познавательными процессами. Благодаря воображению становится возможной абстракция, складываются такие свойства восприятия, как целостность и константность.

4) Формирование внутреннего плана действий (способности выполнять действия в уме, манипулировать образами).

5) Планирование и программирование деятельности, антиципация (т.е. опережающее отражение, представление результата деятельности).

На познание и преобразование действительности направлена фантазия – конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов (мифы, сказки, фантастика и т.д.). Сущность образов фантазии – найти образное объяснение явлениям.

2. Виды воображения. По степени выраженности активности выделяют два вида воображения: пассивное и активное.

Для пассивного воображения характерно создание образов без внешних побудителей, без определённого намерения. Воображение здесь выступает как замена деятельности, ее суррогат, при помощи которого человек отказывается от необходимости действовать. Люди с таким воображением обычно имеют бедный личный опыт, неразвитую критичность мышления, слабую волю.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей – грёзы. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Однако если грезы подменяют действия, то это говорит о дефектах развития. К примеру, неуспевающий ученик может создать себе выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют. В то же время в его реальной жизни не происходит никаких положительных изменений, субъектом которых являлся бы он сам.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, например, в полудремотном состоянии, во сне. Наиболее показательным его проявлением является галлюцинация, при которой человек воспринимает несуществующий искусственный объект (черти, чудовища).

Активное воображение может быть воссоздающим (на основе услышанного и увиденного) и творческим. Воссоздающее воображение создает те или иные образы соответственно описанию (при чтении литературы, изучении географических карт, со слов других людей). Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему знаниями. Вместе с тем каждый человек создает свой образ соответствующего объекта (Онегина, Татьяны и др.). Полнота и яркость воссоздаваемого объекта зависят от степени развития воображения, обширности знаний, богатства эмоционального опыта. Сильные эмоциональные состояния мешают воссозданию, и тогда человек не может собраться с мыслями, сосредоточиться.

Творческое воображение создает новые, оригинальные образы, идеи. Объект создаваемого образа не существует в действительности, формируется нечто новое (объективно или субъективно новое). Продукт творческого воображения не всегда может быть материализирован, иногда воплотить его в виде вещи невозможно.

Различия между творческим и воссоздающим воображением относительны. При воссоздающем воображении, как и при творческом, образы создаются вновь.

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.

Образы, которые человек создаёт в мечтах, отличаются следующими особенностями:

а) ярким, живым, конкретным характером со многими деталями и частностями;

б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах;

в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

г) стремлением соединить мечту с чувством уверенности в её осуществимости, со страстным стремлением к претворению в действительности.

Мечта может быть реальной и нереальной. В первом случае она тождественна цели деятельности, человек отчетливо представляет себе ее содержание и пути достижения. Для нереальной мечты характерно лишь ее содержание при отсутствии или невозможности путей ее реализации. Нереальная мечта неотделима от грез. Романы Г.Уэллса, Ж.Верна – пример сбывшейся мечты, большинство их идей воплотились в действительности.

В отличие от грез, мечта всегда активна и выступает в качестве побудительного мотива деятельности, результат которой по каким-либо причинам оказался отсроченным. Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.

3. Приёмы творческой деятельности и фантазии. Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами или приемами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза, т.е. процессы воображения носят аналитико-синтетический характер. Рассмотрим их более подробно.

1) Агглютинация (склеивание) – комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ (примеры: русалка = рыба + женщина + зеленые водоросли; кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках).

Агглютинация “помогает” и в техническом творчестве (троллейбус, аэросани, гидросамолет, аккордеон).

2) Акцентирование – аналитический процесс создания образов. В создаваемом образе какая-либо часть, деталь, выделяется и особо подчеркивается, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Позволяет выделить самое существенное в образе. Используется в карикатурах: так, болтун обычно изображается с длинным языком, любитель поесть – с огромным животом).

Прием акцентирования может распространяться на весь объект. Существует два способа: увеличить объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшить (литола). Приуменьшение объекта используется для контрастного подчёркивания внутренних, содержательных достоинств (конек-горбунок мал, уродлив, но полон других достоинств).

Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета: многорукий Будда, одноглазый циклоп.

3) Схематизация (синтетический путь). Представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (национальный орнамент, образы “итальянца”, “китайца” – обобщенные схемы).

4) Типизация – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов, процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В соответствии с замыслом художника происходит акцентирование тех, а не иных черт, агглютинирование таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, другие упрощаются, третьи наоборот усиливаются, а в целом весь образ преобразуется. Тип – индивидуальный образ, в котором соединены в единое целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации. А.М.Горький писал: “Как строятся типы в литературе? Берут 30-50 человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы”.

4. Понятие речи. Речь и язык. Функции речи. Речевая деятельность представляет собой особую форму коммуникативной деятельности (деятельности общения). Слово связано со всеми проявлениями психики человека. Структура языка накладывает отпечаток на структуру восприятия (задача восприятия может ставиться словесно. Представления памяти вызываются словом и тесно с ним связаны. Связь речи с чувствами: словом можно ободрить или уязвить, возвысить или унизить человека. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мышление существует и выражается в слове.

Следует отличать язык от речи. Язык – строго норматизированная система средств общения, а речь – практическое применение языка в процессе общения для передачи мыслей и чувств. Речь – это язык в действии.

Язык включает в себя слова с их значениями и синтаксис. Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Грамматические категории языка сочетаются с логическими. Логические категории являются общечеловеческими. И.М. Сеченов отмечал, что у всех народов речь имеет трехчленное строение: субъект, предикат и связка. Выражение логических категорий через грамматические построения специфично для каждого языка. При переводе с одного языка на другой мысль остается неизменной, а языковые средства ее выражения изменяются. В языке нет мыслей – это набор разнообразных средств для выражения мысли. Когда же из этого набора отобрана в речи определенная система языковых средств – в ней будет высказана мысль.

Язык – объективное явление жизни общества, он един для всего народа, речь индивидуальна, в ней выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми. Язык отражает психологию всего народа, причем не только ныне живущих людей, но и тех, что жили раньше и говорили на этом языке.

В общении человек пользуется незначительной частью языкового богатства (так, язык включает несколько сот тысяч слов, у великих писателей – от 10 тыс. до 20 тыс. слов). Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность (в криминалистике), диагностировать некоторые болезни.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Психология изучает не язык, а процесс его применения, т.е. речь.

Речь выполняет следующие функции.

1. Сигнификативная . Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета; говоря какие-то слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет или явление. Этим язык человека отличается от «языка» животных, который выражает в звуках лишь эмоциональное состояние, но никогда не обозначает звуками определенных предметов. Слово позволяет «удваивать» мир, т.е. благодаря слову человек может произвольно вызывать образ соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Речь выступает как форма существования мысли.

2. Обобщение. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но и целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков. слово позволяет относить предметы к определенной категории, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Способность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к определенным категориям называется значением слова. Функцией обобщения слово тесно связывается с мышлением. И слова (понятия), и предложение (суждения) имеют разную степень обобщения. Например, автобус – менее общее понятие, чем «транспорт».

Обобщенность речи учителя должна строиться с учетом возможности ее декодирования учениками. Декодирование – перевод воспринятых речевых знаков в систему образов или менее обобщенных понятий. Чтобы понять «От метро вы доедете до нас любым видом транспорта», необходимо декодировать слово «транспорт» в понятия «автобус», «троллейбус», «трамвай».

3. Коммуникативная функция (речь как средство общения) включает в себя три стороны: информационную, выразительную и волеизъявление (средство воздействия).

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Информационная сторона предполагает умение найти слово, точно выражающее мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление у воспринимающего.

Выразительная сторона связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения. По голосу человека определяют, спокоен он или взволнован, сердится или благодушно настроен. Эмоционально-выразительные компоненты проступают в ритме, паузах, интонациях. модуляциях голоса (устная речь), в ритме и расстановке слов (письменная речь). Можно сказать, что чем речь выразительнее, тем больше она речь, а не только язык, ведь чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется сам говорящий, его лицо. Учитель должен через речь передавать свое отношение к знаниям и поступкам учеников (для учащихся важнее не то, что говорит учитель, а как он это говорит).

Волеизъявление направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль и на чувства, на сознание других людей. Макаренко писал, что он не считал себя мастером-педагогом, пока не научился произносить одно и то же выражение «Иди сюда» с 20 различными оттенками. Речь является средством общения в первую очередь потому, что служит средством воздействия.

Функции речи включены в единство, внутри которого они определяют и опосредуют друг друга. Две основные функции речи – коммуникативная и сигнификативная – формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

5. Виды речевой деятельности. Итак, речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения посредством языка. Речь является действием, направленным на тех, к кому она обращена. Для того, чтобы речь стала сознательным действием, говорящий должен четко осознать цель и задачи, которые должна разрешить его речь. Необходим также учет условий, в которых речь осуществляется; т.е. характера предмета, о котором идет речь и особенностей аудитории. В зависимости от цели и условий человек строит свою речь, избирая тот или иной вид речевой деятельности.

Структура приема информации включает следующие этапы:

Р->ОЧ->НИ->ГМ->ОЩ->ЦВ->(ЭП)->ОП->(М)->ОС = ВН.

Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ ), складывается целостный образ восприятия (ЦВ ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП ), в результате чего происходит опознание (ОП ) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М ) происходит осмысление (ОС ), понимание информации. Внимание (ВН ) должно быть направлено на прием и понимание информации.

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление

отражение отдельных свойств предметов, непосредст-венно воздействующих на наши органы чувств

отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупно-сти свойств и признаков этих предметов

отражение прошлого опыта или запечатле-ние, сохранение и воспроизве-дение чего-либо

отражение будущего, создание нового образа на основе прош-лого опыта

высшая форма отражательной деятель-ности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер-ность развития

Рис. 2.1. Познавательные психические процессы

Ощущения - объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из 3-х частей:

    рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

    проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;

    мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Выделяют виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, болевые, кинестетические (ощущения движения тела), интероцептивные (ощущения о внутреннем состоянии организма).

Основные характеристики анализаторов

1) Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначаетсяJ0 ). Сигналы, интенсивность которых меньшеJ0 , человеком не ощущаются.Верхний порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax ). Интеграл междуJ0 иJmax носит название "диапазон чувствительности". 2)Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (DJ ). ВеличинаDJ пропорциональна интенсивности сигналаJ. DJ/J = K - закон Вебера. Для зрительного анализатораK = 0,01 , для слухового -K = 0,1 . 3)Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога. 4)Интенсивность ощущения (E ) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителяJ (закон Вебера - Фехнера)E = k logJ + c. 5)Временный порог - минимальная деятельность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формулеtga = h/2L , гдеa - угловой размер объекта, h - линейный размер,L - расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл. мин., минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40. Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) - при предъявлении не связанных между собой объектов, объем восприятия составляют 4-8 элементов. 6)Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1-0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должен быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала. Инженерам, проектирующим и эксплуатирующим современную технику, необходимо знать и учитывать психологические возможности человека по приему информации, характеристики анализаторов человека. Основные характеристики анализаторов приведены в табл. 2.1,2.2,2.3.

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация - изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться, например адаптация к яркому свету, сильному запаху);сенсибилизация - повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма.Восприятие - целостное отображение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединение основных и наиболее существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит названиеапперцепции . Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.

Раздел I. Психология

Тема 3. Психические познавательные процессы

3.1. Ощущения, восприятие, внимание, воображение и их классификация

3.1.1. Ощущения

Источником знаний о внешнем мире и собственном организме человека являются ощущения. Это основные каналы, благодаря которым информация о данных феноменах поступает в головной мозг, давая возможность индивиду ориентироваться в них.

Ощущения – отражение в сознании субъекта отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Органы чувств – это механизмы, с помощью которых информация об окружающей действительности поступает в кору головного мозга. Ощущения отражают внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, поверхность, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные движения, боль и пр.). Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и субъективны – поскольку зависят от нервной системы и индивидуальных особенностей личности. Их физиологическую основу составляет деятельность анализаторов. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из:

  • Рецептора, воспринимающего раздражения (располагается на периферии нервной системы);
  • Проводящего афферентного (центростремительного) пути (по нему нервное возбуждение передается к центру);
  • Корковой части анализатора (центральное звено), где происходит "обработка" сигналов.

Передача возбуждения от рецепторов к центральным отделам нервной системы, а затем от них по эфферентным (центробежным) путям обратно для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге.

Рефлекторная дуга состоит из рецептора, афферентного и эфферентного нерва, центрального звена, эффектора (мышцы или железы).

1-2-3 – функциональная схема анализатора.

1-2-3-4-5-6-7-1 – функциональная схема рефлекторной дуги.

1 – рецептор; 2 – афферентный нервный путь; 3 – центральное звено; 4 – эфферентный нервный путь; 5 – эффектор (мышца или железа); 6-7 – канал обратной информации.

Принцип обратной связи позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.

Виды ощущений:

Экстерорецептивные . Отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

    • Зрительные – человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков между ними;
    • Слуховые – индивид воспринимает речь, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.;
    • Обонятельные – помогают людям распознавать летучие вещества и запахи;
    • Температурные – различают тепло и холод;
    • Вкусовые – определяют качественные особенности принимаемой пищи;
    • Тактильные – совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью него человек воспринимает гладкость, шероховатость, плотность предметов, их прикосновение к телу, место и размер раздражаемого участка.

Интерорецептивные. Отражают внутреннее состояние индивида.

    • Болевые – сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека;
    • Равновесия – обеспечивают вертикальное положение тела (деятельность вестибулярного анализатора);
    • Ускорения – при движении людей определяют их центростремительные и центробежные силы.

Проприоцептивные. Отражают движение нашего тела.

    • Мышечно-двигательные – обеспечивают информацию о положении тела и его частей в пространстве, регуляцию движений, сокращение, растяжение и расслабление мышц и т.п.

Свойства ощущений:

  1. Адаптация;
  2. Сенсибилизация;
  3. Последовательные образы;
  4. Порог ощущений;
  5. Контраст.

Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Она может меняться в больших пределах. Например, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз. Ее изменение требует известного времени. Для того чтобы зрение в темноте приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 минут. Адаптация слуховых органов осуществляется намного быстрее и составляет секунды.

Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, а сильные уменьшают ее.

Пороги ощущений:

    • Нижний порог – минимальная величина раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения (J 0) (Сигналы, интенсивность которых меньше J 0, человеком не ощущаются)
    • Верхний порог – максимальная величина раздражителя, когда ее может адекватно воспринимать анализатор (J max). (Интервал между J 0 и J max носит название "диапазон чувствительности")
    • Разностный порог (порог различения) – минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую индивид способен ощутить.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов, состояния организма. Это может быть сделано и с помощью фармакологических средств. Острота чувствительности увеличивается с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось (например, после выхода из вагона метро несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде).

Развитие ощущений возможно в процессе упражнений. Например, утрата зрения или слуха в некоторой мере компенсируется другими видами чувствительности.

3.1.2. Восприятие

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов.

Восприятие предполагает выделение из комплекса признаков наиболее значимых (с одновременным отвлечением от несущественных). Оно требует их объединения и сопоставления с прошлым опытом. Восприятие включает двигательный компонент (ощущение предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по формированию целостного образа. Одну и туже информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние опыта на этот процесс вполне очевиден. (Пример с искажающими очками: все предметы видятся перевернутыми, за исключением тех, которые невозможно в такой форме представить. Обычная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она становилась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.)

Виды восприятий:

  • В зависимости от форм отражения:
    • Пространства – воспринимаемая форма, величина, объем объекта, расстояние между ними, их взаимное расположение, удаленность и направление.
    • Времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений. Главное заключается в ритмической смене возбуждения и торможения; специального анализатора нет.
    • Движения – восприятие изменений по времени положения предметов или самого наблюдателя в пространстве.
  • В зависимости от цели:
    • Преднамеренное – в основе лежит сознательно сформулированная цель и достижение связано с определенными усилиями индивида.
    • Непреднамеренное – предметы воспринимаются без специально поставленной задачи и волевых действий человека.
  • В зависимости от степени организации:
    • Организованное – явления и предметы наблюдаются целенаправленно, планомерно.
    • Неорганизованное – обычное восприятие окружающего мира.

Восприятие может быть ошибочным. Это обнаруживается в работе анализаторов. Известны зрительные ошибки (иллюзии). Они имеют самые различные причины: практический опыт индивида, изменение условий восприятия и т.д.

Свойства восприятия:

  1. Целостность – отражаемые объекты выступают в сознании человека в совокупности их многих качеств и характеристик. Это система перцептивных действий, которыми надо овладеть, т.е. она формируется в процессе практики;
  2. Константность – индивид воспринимает предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине, что обусловливается знанием их физических свойств;
  3. Структурность – восприятие не простая сумма ощущений. Это фактически абстрагированная из них обобщенная характеристика. Например, играет музыка, и мы слышим не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее;
  4. Осмысленность – свойство тесно связано с мышлением, пониманием сущности явлений;
  5. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими; способность личности воспринимать лишь те из них, что представляют для нее наибольший интерес. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже чернильные пятна – это всегда что-то осмысленное (собака, облако, озеро и т.д.). Это динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что это такое?";
  6. Предметность – способность индивида отражать окружающий мир как воздействия его конкретных образов;
  7. Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Восприятие во многом зависит от уровня внимания людей.

3.1.3. Внимание

Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологически оно обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые им психические процессы. Внимание обеспечивает в каждый данный момент в коре головного мозга участок (очаг) с повышенной возбудимостью, доминирующего над остальными его частями. В результате чего и происходит сосредоточение сознания индивида на нужных объектах.

Свойства (качества) внимания:

  • Концентрация способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности;
  • Избирательность выделение индивидом наиболее важных предметов;
  • Распределение возможность иметь в сознании одновременно несколько объектов или выполнять работу, состоящую из многих операций;
  • Объем количество предметов, которые могут быть восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент;
  • Переключение намеренно осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • Устойчивость способность задерживаться на восприятии предмета.

Виды внимания:

  1. Произвольное (преднамеренное) – возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на решение той или иной задачи (утомляемость наступает через 20 минут);
  2. Сосредоточенное – это внимание на какой-либо один объект или вид деятельности;
  3. Непроизвольное (непреднамеренное) – появляется само собой под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного, значимого раздражителя (например, более сильный звук, наблюдение за спортивными состязаниями);
  4. Послепроизвольное – вызывается интересной деятельностью и индивид продолжительное время не устает;

Закономерность циркуляции внимания: через каждые 6–10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то ее часть может быть потеряна. Исследования Б. М. Те­плова и В. Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы: слабый ее тип – дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а если сильный – то повышают концентрацию внимания.

Развивать внимание можно с помощью психологических упражнений:

  • Игры индейцев. Двум-трем соревнующимся одновременно показывают сразу много предметов. Затем каждый перечисляет ведущему, что он видел, стремясь подробно описать большее число вещей (утверждают, что один фокусник, проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов);
  • "Кто быстрее". Предлагается вычеркнуть в тексте какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Результат теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв. Несколько измените задачу: одну букву зачеркивайте вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу эти действия чередуйте. Затем упражнение усложните: например, одну букву зачеркивайте, другую – подчеркивайте, третью – обводите кружком. Время на задание – до 30 минут.

3.1.4. Представление

Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.

Функции представления:

  1. Сигнальная. Отражается не только образ предмета, но и многообразная информация о нем, которая впоследствии превратилась в систему сигналов, управляющих поведением индивида.
  2. Регулирующая. Отбирается нужная информация о предмете или явлении с учетом реальных условий предстоящей деятельности.
  3. Настроечная. Проявляется в ориентации организма на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии.

Виды представлений:

  • По видам анализаторов:
    • Зрительные – образ человека, предмета, пейзажа;
    • Слуховые – музыка, мелодия;
    • Обонятельные – (запах эфира);
    • Осязательные – предмет, к которому ранее прикасался;
    • Двигательные – движения своего тела.
  • По степени обобщенности:
    • Единичные – восприятие одного предмета;
    • Общие – отражение ряда сходных предметов.
  • По степени проявления волевых усилий:
    • Непроизвольные – без активизации воли и памяти;
    • Произвольные – под воздействием воли в интересах какой-либо цели.
  • По продолжительности:
    • Оперативные – обслуживание оперативных действий;
    • Кратковременные – непродолжительные по времени;
    • Долговременные – используются длительное время и достаточно часто.

Представления формируются в процессе деятельности человека. В зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид из них: у художника – зрительный, у музыканта – слуховой, у спортсмена – двигательный, у химика – обонятельный.

3.1.5. Воображение

Воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, "оживляет" то, что было ранее; оно представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений.

Виды воображения:

  • Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) возникновение новых образов без каких-либо внешних побудителей (сновидения, грезы);
  • Произвольное (активное, преднамеренное) формирование новых образов с помощью волевых усилий;
  • Мечта новый образ желаемого будущего, который пока еще не осуществлен, а иногда и не может воплотиться в реальность;
  • Творческое создание новых образов в процессе деятельности личности.

Этапы творческого воображения:

  • возникновение идеи;
  • "вынашивание замысла";
  • его реализация.
  • Воссоздающее (продуктивное) воображение на основе прочитанного или услышанного.

Формы синтеза в процессах воображения:

  1. Агглютинация "склеивание" различных несоединимых качеств (частей);
  2. Гиперболизация увеличение или уменьшение предмета, а также изменение его частей;
  3. Схематизация отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  4. Типизация выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  5. Заострение подчеркивание каких-либо признаков.

3.2. Память, мышление, речь и их развитие

3.2.1. Память

Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности и возвращении в сферу сознания.

Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Она – основа психической деятельности, без нее невозможно понять формирование поведения, мышления, сознания.

Амнезия – отсутствие памяти.

Процессы памяти:

  1. Запоминание запечатление в сознании информации, которая является необходимым условием обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения;
  2. Сохранение удержание в памяти знаний в течение относительно длительного времени;
  3. Воспроизведение активизация закрепленного ранее содержания психики;
  4. Узнавание явление психики, сопровождающее процессы памяти и позволяющее им более эффективно функционировать.

Виды памяти:

  1. Наглядно-образная – память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы;
  2. Словесно-логическая – память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации;
  3. Двигательная – память на движения;
  4. Эмоциональная – память на переживания;
  5. Механическая – запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Все выше перечисленные виды памяти, кроме словесно-логической, - физиологические основы, следы бывших ранее нервных процессов, сохранившихся в "коре головного мозга".

Особенности памяти, характеризующие ее действенность:

  • Объем – отражает количественные показатели запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой информации;
  • Быстрота – способность индивида достичь определенной скорости в обработке и использовании материала;
  • Точность – возможность человека качественно и продуктивно отражать основное содержание информации;
  • Длительность – способность личности удерживать определенное время в своем сознании нужный материал.

Формы памяти (длительность хранения опыта):

  1. Мгновенна;
  2. Кратковременная;
  3. Долговременная;
  4. Оперативная;
  5. Промежуточная память;
  • Кратковременная память. Информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание на 5-7 минут, после чего материал может забыться полностью либо перейти в долговременную память при условии многократного повторения. Кратковременная память ограничена по объему и при однократном предъявлении в ней помещается число 5-9, т.е. с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, картинок и т.д. Главное добиться, чтобы эта информация была насыщена за счет группировки, объединения чисел, слов в единый целостный "образ".
  • Долговременная память. Обеспечивает длительное сохранение материала, и бывает двух типов:
    1. С сознательным доступом (т.е. индивид по своей воле извлекает и вспоминает нужную информацию);
    2. Закрытая (в обычных условиях к ней нет доступа, а лишь при гипнозе, раздражении участков мозга).
  • Оперативная память. Информация поступает из кратковременной и долговременной памяти для выполнения текущей деятельности.
  • Промежуточная память. Она накапливает материал в течение дня, а во время ночного сна, переводит его в долговременную память. У индивида, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мысленных, вычислительных операций, снижается внимание, появляются ошибки в речи и действиях.

Эффективность памяти зависит от:

  • Целей запоминания. Если выучить информацию, чтобы сдать экзамен, то вскоре многое забудется, а если для будущей профессиональной деятельности, то она останется надолго.
  • Приемов заучивания.
    • Механическое дословное многократное повторение. Материал не осмысливается, тратится много сил, времени, а результаты низкие.
    • Логический пересказ. Он включает: осмысление связей, систематизацию, выделение главных компонентов информации, повторение своими словами – задействована логическая память. Ее эффективность в 20 раз выше, лучше, чем у механической.
    • Образные приемы запоминания, перевод материала в графики, схемы, картинки – функционирует образная память. Она бывает: зрительной, слуховой, моторно-двигательной, вкусовой, осязательной, обонятельной, эмоциональной.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания. Для его уменьшения необходимо:

  1. Понимание, осмысление информации (механически выученная, она забывается быстро и почти полностью);
  2. Повторение материала (это важно делать через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически усвоенной информации).

Необходимо чаще повторять в первые дни (в это время максимальны потери от забывания), лучше так: в первый день – 2–3 повторения, во второй – 1–2, в третий – седьмой – по 1, затем 1 повторение с интервалом в 7–10 дней.

Систематическая учеба, усвоение информации порциями в течение семестра намного эффективнее, чем заучивание большого объема в сжатые сроки сессии, вызывающего умственную и психологическую перегрузку и почти полное забывание материала через неделю после сдачи экзаменов.

Формы воспроизведения памяти:

  • Узнавание (происходит при повторном предъявлении объекта);
  • Воспоминание (возникает при отсутствии восприятия предмета);
  • Припоминание (зависит от ясности поставленных задач, степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в памяти информации);
  • Реминисценция (отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым);
  • Эйдетизм (зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого).

Мнемонические (мнемотехнические) приемы запоминания (для облегчения), (Мнемоника – (гр. mnemonikon – искусство запоминан ия ):

  • Образование смысловых фраз из начальных букв информации ("Каждый Охотник Желает Знать Где Сидят Фазаны" – о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый и т.д.);
  • Ритмизация – перевод в стихи, песенки, строки, связанные определенным ритмом или рифмой;
  • Запоминание сложных терминов с помощью созвучных слов (например, чтобы усвоить медицинские выражения "супинация» и "пронация", используют шуточную фразу "суп несла и пролила");
  • Находят яркие, необычные образы, картинки и по «методу связки» соединяют с материалом, который нужно запечатлеть;
  • Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию для запоминания мысленно расставьте по пути. Вспомнить вы ее сможете, представив себе эту комнату – все будет на тех местах, что было при предыдущем "обходе".
  • При запоминании цифр, чисел можно использовать разные приемы:
    • Выявить арифметическую зависимость в числе, например, в номере телефона 358954. 89 = 35 + 54;
    • Выделить знакомые числа, например, в 859314. 85 – год рождения брата, 3.14 – первые цифры числа «Пи» и т.д.
  • Метод тренировки зрительной памяти (метод Айвазовского). Посмотрите на объект (пейзаж, человека) в течение 3 секунд, стараясь запечатлеть подробно; затем закройте глаза и представьте детали, задайте себе вопросы; потом откройте глаза на 1 секунду, дополните образ; закройте глаза и постарайтесь добиться красочного изображения объекта и так повторите несколько раз.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

3.2.2. Мышление

Мышление – это психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию действительности, вплоть до невидимого, поскольку оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом (И. П. Павлов).

В своем становлении мышление проходит две стадии:

  1. Допонятийную;
  2. Понятийную.

У ребенка – допонятийное мышление (начальная стадия) – и оно имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому (суждения по сходству или аналогии), поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность, убеждая малыша или что-то объясняя ему, важно подкреплять свою речь наглядными предметами. Особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Понятийное мышление возникает не сразу, а постепенно (Л. С. Выготский выделил при этом пять этапов) и появляется у подростков в 11–14 лет. Однако оно еще несовершенно, так как первичные понятия сформулированы на основе житейского опыта и не подкреплены научными данными.

Особенности мышления:

  1. Опосредованный характер;
  2. Опора на знания;
  3. Связано с практической деятельностью человека;
  4. Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
  5. Отражение связей и отношений в словесной форме.

Человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

В процессе мышления индивид пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

Мы всегда отражаем связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного конкретно наблюдаемого.

Мышление всегда находится в неразрывном единстве с речью. Благодаря тому, что оно протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения.

  • Мыслительные операции:
    • Анализ – расчленение сложного объекта на части или характеристики;
    • Сравнение – установление сходства и различия между предметами;
    • Синтез – позволяет в едином процессе переходить от частей к целому;
    • Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей объекта и отвлечения от других, второстепенных;
    • Обобщение – объединение многих предметов и явлений по их общим и определяющим признакам;
    • Конкретизация – движение мыслей от общего к частному.
  • Формы мышления:
    • Понятие – отражает общие и существенные свойства, связи и отношения объектов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными;
    • Суждение – выражает или утверждает связи между предметами и явлениями действительности. Выделяют суждения истинные и ложные;
    • Умозаключение – на базе нескольких суждений делается определенный вывод;
    • Аналогия – на основании частичного сходства между предметами и явлениями дается вывод без достаточного исследования всех условий.
  • Способы мышления:
    • Индукция – от единичных фактов к общему результату;
    • Дедукция – от общего к частному.

Виды мышления:

  • По форме:
    1. Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с ними;
    2. Наглядно-образное – опирается на представления и образы, что индивид воспринимал раньше;
    3. Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
  • По характеру решаемых задач:
    1. Теоретическое – основывается на рассуждениях и умозаключениях;
    2. Практическое – базируется на суждениях и умозаключениях, исходящих из решения практических задач (цель, проект, план, схема и т.д.).
  • По развернутости:
    1. Дискурсивное – опосредовано логикой рассуждений, а не восприятия;
    2. Интуитивное – зиждется на чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений.
  • По новизне и оригинальности:
    1. Репродуктивное (воспроизводящее) – на основе образов и представлений почерпнутых из определенных источников;
    2. Продуктивное (творческое) – на базе творческого воображения.

Выделяют также мышление:

  • Реалистическое – направлено на внешний мир, регулируется логическими законами;
  • Аутистическое – связано с реализацией желаний человека.

Мыслительные процессы:

  • Непроизвольные – трансформации образов сновидения;
  • Произвольные – целенаправленное решение интеллектуальных задач.

Качества мышления:

  1. Широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей;
  2. Глубина – выражается в умении проникать в сущность сложных проблем. Противоположным этому является поверхностность суждений, когда обращается внимание на мелочи и не видится главного;
  3. Самостоятельность – характеризуется возможностью выдвигать новые задачи и находить пути их выполнения, не прибегая к помощи других;
  4. Гибкость мысли – обусловливается способностью корректировать действия при изменении обстановки;
  5. Быстрота ума – заключается в оперативном понятии новой ситуации, принятии правильного решения;
  6. Торопливость – проявляется в том, что вопрос всесторонне не анализируется, выхватывается какая-то одна сторона, высказываются неглубокие суждения;
  7. Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Пути развития мышления:

  1. Высокая самоорганизация;
  2. Освоение основных приемов умственного труда (грамотная постановка задач, максимальное включение образных и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение изменений критичности при оценке результата);
  3. Увлеченность, интерес к проблеме;
  4. Применение специальных методов активизации мышления.

Методы развития мышления:

"Мозговой штурм" – предназначен для предложения различных (самых невероятных) идей и решений при работе в группе.

  • группа включает специалистов разных профессий и направленности;
  • чужую идею нельзя прерывать, критиковать; ее можно лишь похвалить, развить или предложить свою;
  • участники должны быть в состоянии релаксации (расслабленности), комфорта;
  • все предложения фиксируются;
  • высказанные идеи передаются «экспертам», занимающимся данной проблемой (ценных идей бывает примерно 10 процентов).

В одной фирме в США на 300 заседаниях "мозгового штурма" предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тысячи были реализованы.

"Синектический штурм" – требует обязательного выполнения четырех приемов, основанных на аналогии:

    1. прямой – подумайте, как решаются задачи, похожие на предложенную;
    2. личной (эмпатии) – попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения;
    3. символической – дайте в двух словах образное определение сути задания;
    4. фантастической – представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники.

"Фокальные объекты" - признаки нескольких случайных предметов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) и получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Например, случайным объектом взят "тигр", а фокальным – карандаш, то получается "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Развивая эти сочетания, можно прийти к оригинальным идеям.

"Контрольные вопросы" - предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: "А если сделать наоборот?", "А если изменить форму объекта?", "А если уменьшить или увеличить предмет?", "А если взять другой материал?".

"Морфологический анализ" . - вначале выделяют главные характеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты – элементы. Рассматривая проблему запуска двигателя автомобиля зимой, можно взять в качестве оси источник энергии для подогрева, способы ее передачи к двигателю. Элементами для оси "источники энергии" могут быть аккумулятор, химический генератор тепла, бензогрелка, горячая вода, пар и т.д. Имея запись по всем осям и, комбинируя сочетания разных элементов, получим большое число всевозможных вариантов. В поле зрения попадут и необычные сочетания, которые ранее и не пришли бы в голову.

3.2.3. Речь

Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык – средство этого феномена.

Свойства речи:

  1. Содержательность – определяется количеством выраженных мыслей, чувств, стремлений, их значимостью и соответствием действительности;
  2. Понятность – достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью; может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной;
  4. Воздейственность – заключается во влиянии на мысли, чувства, волю других людей, их убеждения и поведение.

Функции речи:

  1. Выражения – состоит в том, что человек может более полно передавать свои чувства, переживания, отношения, расширяет аспект общения;
  2. Воздействия – заключается в способности индивида побуждать других к действию;
  3. Обозначения – связана с возможностью давать предметам и явлениям присущие только им названия;
  4. Сообщения – состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Виды речи:

  1. Устная – общение с помощью произнесенных слов вслух и их восприятие;
    • Диалогическая – разговор двух и более собеседников;
    • Монологическая – изложение мыслей одним человеком;
  2. Письменная – речь посредством письменных знаков;
  3. Внутренняя – обслуживает процесс мышления конкретного индивида.

В функционировании психики большое значение имеют психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь. Учет их особенностей в профессиональной деятельности окажет продуктивную помощь руководителю в подборе специалистов, их грамотном использовании в производственной сфере, в сплочении коллектива, развитии функциональных умений и навыков работников.

Литература по теме

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3т. 2005
  2. Общая психология./ Сост. Рогов Е.И. 1998
  3. Психология. Учебник./ Под общ. ред. Дружинина В.Н. 2006
  4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.Ч. Психология и педагогика. 2006
  5. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник. 2006
  6. Бурмистров В.Я., Высоцкий Ю.В. Психология и педагогика. Учеб.пособ. СПб 2003
  7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 1997
  8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Учеб.пособ. 2006
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учеб.пособ. 2006

Процесс познания окружающего мира начинается с анализа информации, которая поступает от сенсорных систем, и образования целостных образов предметов и явлений. Этот начальный этап познания называется восприятием.

Целенаправленное восприятие осуществляется с помощью внимания.

Внимание - это фактор, руководящий выбором информации для восприятия. С точки зрения физиологов, внимание - это процесс, в результате которого информация имеет доступ к механизмам памяти и движения и, соответственно к сознанию. Внимание характеризуется объемом, скоростью переключения и устойчивостью, оно может быть повышено активными действиями или волевыми усилиями.

Внимание может быть непроизвольным, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой, и произвольным - человек ставит перед собой цель, что необходимо запомнить, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы. Информация, которая воспринимается, передается в память.

Память

Память - это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта.

И. М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Память связана с определенными отделами головного мозга, соединенными между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого образуются вещества, являющиеся материальными носителями памяти.

Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию следов памяти и, следовательно, обучению. Именно приобретение индивидуального опыта путем формирования условных рефлексов рассматривается как процесс обучения.

Виды и формирование памяти

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Отсюда широко известный афоризм: «Повторение - мать учения». В зависимости от того, что запоминается человеком, различают 4 вида памяти:

  1. Двигательная память - лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.
  2. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.
  3. Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку, милосердие.
  4. Словесная память - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны. Одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память имеет большое значение для поведенческой ориентации человека. Без способности накапливать и сохранять информацию невозможно получить знания, необходимые для жизни, накапливать и осуществлять целенаправленные действия.

Различают кратковременную (нестабильную) память и долгосрочную (долговременную) память , где хранится наиболее значимая информация. В долговременной памяти информацию сохранять необходимо в обобщенном виде (фундаментальные законы, закономерности, обобщения, понятия). Мозг же отбирает в долговременную память самую необходимую информацию. Эту очень важную «мыслительную» работу выполняет мотивационная система, которая и определяет, какая информация наиболее важна.

В последние годы интенсивно исследуется механизм памяти. Установлено, что образование следов памяти проходит поэтапно.

  1. На первом этапе - нервные импульсы проходят от органов чувств к коре головного мозга, где сигналы задерживаются на несколько сотых секунды для их анализа. Этот процесс называют оперативной или сенсорной памятью . Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю.
  2. Второй этап связан с хранением информации и именуется краткосрочной памятью , отвечающей за временное (несколько секунд) хранение информации в виде слов. Ее называют еще
    первичной памятью
    . Информация из первичной памяти может быть вытеснена новыми сигналами.
  3. Третий этап (вторичная память ) - информация из первичной памяти передается во вторичную и через промежуточные станции - в третичную, где и хранится длительное время.

Все виды памяти проявляются в двух формах: логически-содержательной и чувственно-образной . Первая оперирует преимущественно понятиями, вторая - представлениями.

Развитие и тренировка памяти осуществляются путем постоянных тренировочных упражнений: сосредоточенности, четкости восприятия, внимательности, активной мыслительной деятельности с использованием схем, таблиц.

Память - очень ценное качество человека, ее необходимо не только развивать, но и сохранять, не отравляя мозг алкоголем, никотином, наркотиками. Эти отравляющие вещества нарушают кровообращение в сосудах мозга, разрушают связи между клетками и сами нервные клетки, которые в процессе жизнедеятельности не восстанавливаются.

Эмоции

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны, и могут быть положительных (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, позе, а также жестам человека, мимике, интонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии. Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, сострадаем. Таким образом, выразительные движения - своеобразное средство общения между людьми .

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Жизнь человека без эмоций невозможна. Потеря эмоций - это потеря специфических для человека черт.

Нормальная жизнь человека должна быть эмоционально насыщенной с преобладанием положительных эмоций. Бурные отрицательные эмоции приводят к развитию психических и соматических болезней человека. Поэтому необходимо предупреждать их развитие. Это достигается с помощью воли - осмысленного руководства эмоциями. Мы можем сдерживать свои эмоции, свои выразительные движения, «не давать чувствам воли».

Самообладание, умение владеть собой в различных ситуациях приобретаются в воспитании, самовоспитании и являются чертами высокой культуры человека.