Питание

Стороны спокойно обсудили ситуацию используя программу примирения. Случаи из практики школьных служб примирения

(Беседа – диалог)

Цели и задачи:

    Развивать этические нормы поведения в обществе;

    Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.

Ход классного часа.

Информация для размышления.

Обсуждение проблемы: «культура поведения в общественных местах».

Учитель.

Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине – с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими – поговоришь, третьим – ответишь на вопрос, к кому – то сам обратишься с просьбой.

Вывод : человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение: «Правила, обязательные для всех»

Я предлагаю вам обсудить 3 правила.

    Правила точности . Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово – исполни, обещал – приди вовремя.

    Правила деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и всё умеешь делать сам.

    Правила вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестёр. И в зависимости от того, что ты увидел, строить своё поведение. Это трудно и нетрудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты ещё маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятность другого человека, порадоваться чужим радостям.

Обсуждение ситуаций: «Поведение детей в общественных местах (в кино, библиотеке, магазине, во дворе, на улице, в школьной раздевалке, столовой).

1-ая ситуация для обсуждения.

Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!» третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толчею, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

2-ая ситуация для обсуждения.

Класс идет на экскурсию, в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Чтобы не возникли огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Знакомство с законами «Не»

Учитель.

Пожалуйста, познакомься с этим «Не» повнимательнее. Это тебе пригодится.

(Два ученика читают поочередно)

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

    Не чавкай.

    Не рвись в дверях выскакивать первым.

    Не перебивай говорящего.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

    Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

    Не садись раньше старшего без его разрешения.

    Не протягивай руку первый, погоди, пока старший поздоровается с тобой.

    Не забудь снять шапку, входя в дом.

    Не повторяй слишком часто «я».

    Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    Не забудь извиниться, если ты кого – нибудь нечаянно толкнул.

    Не чихай «в пространство», чихай в носовой платок.

    Не держи руки в карманах.

    Не причёсывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе.

    Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    Не произноси слов, точное значение которых тебе не известно.

    Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

(Чтение и обсуждение рассказа М. Корейс, Д. Фолл «Школа вежливости»,

Ситуации для обсуждения с детьми.

1-ая ситуация.

Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с подругой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна…»

    Какую ошибку вы заметили?

    Что бы вы посоветовали девочке?

2-ая ситуация.

Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты – уроками».

Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

Вывод:




Конфликт – это не всегда однозначно отрицательная ситуация. Это противостояние различных позиций, что является совершенно естественным процессом, постоянно возникающим в жизни каждого. Важно при этом именно то, каким способом происходит разрешение конфликта и каковы его последствия.


Основные способы работы с конфликтами в современной школе Административное решение. Направление обидчика к психологу для перевоспитания. Решение конфликта родителями подростков. Подростковые "стрелки". Группа старшеклассников в рамках школьного самоуправления, которой делегируется ответственность за решение конфликтов




Как решить школьный конфликт? Примирительная встреча – это переговоры между участниками конфликта. Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из конфликта. Переговоры ведёт специально подготовленный ведущий. Он – ни на чьей стороне. Ведущий следит, чтобы диалог шёл уважительно и без давления. Он помогает участникам встречи лучше понять друг друга и обсудить вопросы: Почему произошел конфликт? К каким последствиям он привел? Как эту ситуацию можно разрешить? Как сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторилась?


Примирительная встреча Разрешение конфликта путем переговоров придает подростку уверенность в себе, а это, в свою очередь, позволяет построить более открытые отношения со второй стороной. Как правило, вторая сторона отвечает тем же. И на смену замкнутости и бессилию приходят открытость и вера в себя.




Алгоритм проведения примирительной встречи II этап. Предварительная встреча (по отдельности) : -« о событиях и фактах» (просим рассказать о произошедшей ситуации с точки зрения конфликтующих); - «о состоянии, чувствах» (чтобы человек «выпустил пар»); -«о последствиях случившегося» (как изменилась его жизнь после произошедшей ситуации); - « О возможных способах и путях исправления ситуации» (разговор об ответственности); - предложение о встрече (об участии в программе примирения); Цель- получение согласия на участие в примирении


Правила поведения на примирительной встрече: ­ нельзя оскорблять друг друга, ­ нельзя перебивать, ­ конфиденциальность встречи, ­ участие во встрече добровольное (можно покинуть встречу в любой момент), ­ можно на время выйти из кабинета с ведущим, и обговорить волнующий вопрос (если неприятно говорить при всех), ­ ведущий может вывести участника на какое-либо время.


Алгоритм проведения примирительной встречи III этап. Примирительная встреча: ведущий приветствует участников встречи, благодарит что пришли, напоминает про правила проведения встречи, просит участников рассказать о своём видении ситуации. Отражать чувства! Уточнять! Отражение чувств – разговор о последствиях – сбор предложений (принимаются оптимальные варианты) – заключение договора (что будет делать каждая сторона – пишут сами участники).



Cлайд 1

Примирительные встречи Отдел психолого-педагогического сопровождения Центра «Созвездие» г. Советский март 2010г.

Cлайд 2

Cлайд 3

Конфликт – это не всегда однозначно отрицательная ситуация. Это противостояние различных позиций, что является совершенно естественным процессом, постоянно возникающим в жизни каждого. Важно при этом именно то, каким способом происходит разрешение конфликта и каковы его последствия.

Cлайд 4

Основные способы работы с конфликтами в современной школе Административное решение. Направление обидчика к психологу для перевоспитания. Решение конфликта родителями подростков. Подростковые "стрелки". Группа старшеклассников в рамках школьного самоуправления, которой делегируется ответственность за решение конфликтов

Cлайд 5

Все эти способы не не дают возможности самому подростку разрешить сложившуюся ситуацию и взять на себя ответственность за произошедшее. Очевидно, что при этом вероятность повторения произошедшего остается очень высокой.

Cлайд 6

Как решить школьный конфликт? Примирительная встреча – это переговоры между участниками конфликта. Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из конфликта. Переговоры ведёт специально подготовленный ведущий. Он – ни на чьей стороне. Ведущий следит, чтобы диалог шёл уважительно и без давления. Он помогает участникам встречи лучше понять друг друга и обсудить вопросы: Почему произошел конфликт? К каким последствиям он привел? Как эту ситуацию можно разрешить? Как сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторилась?

Cлайд 7

Примирительная встреча Разрешение конфликта путем переговоров придает подростку уверенность в себе, а это, в свою очередь, позволяет построить более открытые отношения со второй стороной. Как правило, вторая сторона отвечает тем же. И на смену замкнутости и бессилию приходят открытость и вера в себя.

Cлайд 8

Алгоритм проведения примирительной встречи I. Сбор информации: получение информации о конфликте, сбор дополнительной информации (кто ещё может быть привлечён к разрешению ситуации).

Cлайд 9

Алгоритм проведения примирительной встречи II этап. Предварительная встреча (по отдельности) : « о событиях и фактах» (просим рассказать о произошедшей ситуации с точки зрения конфликтующих); - «о состоянии, чувствах» (чтобы человек «выпустил пар»); «о последствиях случившегося» (как изменилась его жизнь после произошедшей ситуации); - « О возможных способах и путях исправления ситуации» (разговор об ответственности); - предложение о встрече (об участии в программе примирения); Цель- получение согласия на участие в примирении

Cлайд 10

Правила поведения на примирительной встрече: нельзя оскорблять друг друга, нельзя перебивать, конфиденциальность встречи, участие во встрече добровольное (можно покинуть встречу в любой момент), можно на время выйти из кабинета с ведущим, и обговорить волнующий вопрос (если неприятно говорить при всех), ведущий может вывести участника на какое-либо время.

март 2010г.

Слайд 2

Школа - это целый мир

Без конфликтов в школе все же не бывает…

Слайд 3

Конфликт – это не всегда однозначно отрицательная ситуация.

Это противостояние различных позиций, что является совершенно естественным процессом, постоянно возникающим в жизни каждого. Важно при этом именно то, каким способом происходит разрешение конфликта и каковы его последствия.

Слайд 4

Основные способы работы с конфликтами в современной школе

  • Административное решение.
  • Направление обидчика к психологу для перевоспитания.
  • Решение конфликта родителями подростков.
  • Подростковые "стрелки".
  • Группа старшеклассников в рамках школьного самоуправления, которой делегируется ответственность за решение конфликтов
  • Слайд 5

    Все эти способы не не дают возможности самому подростку разрешить сложившуюся ситуацию и взять на себя ответственность за произошедшее.

    Очевидно, что при этом вероятность повторения произошедшего остается очень высокой.

    Слайд 6

    Как решить школьный конфликт?

    Примирительная встреча – это переговоры между участниками конфликта.

    Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из конфликта. Переговоры ведёт специально подготовленный ведущий. Он – ни на чьей стороне. Ведущий следит, чтобы диалог шёл уважительно и без давления.Он помогает участникам встречи лучше понять друг друга и обсудить вопросы:

    • Почему произошел конфликт? К каким последствиям он привел?
    • Какэту ситуацию можно разрешить?
    • Как сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторилась?
  • Слайд 7

    Примирительная встреча

    Разрешение конфликта путем переговоров придает подростку уверенность в себе, а это, в свою очередь, позволяет построить более открытые отношения со второй стороной. Как правило, вторая сторона отвечает тем же. И на смену замкнутости и бессилию приходят открытость и вера в себя.

    Слайд 8

    I. Сбор информации:

    • получение информации о конфликте,
    • сбор дополнительной информации (кто ещё может быть привлечён к разрешению ситуации).
  • Слайд 9

    II этап.Предварительная встреча

    (по отдельности) :

    « о событиях и фактах» (просим рассказать о произошедшей ситуации с точки зрения конфликтующих);

    - «о состоянии, чувствах» (чтобы человек «выпустил пар»);

    «о последствиях случившегося» (как изменилась его жизнь после произошедшей ситуации);

    - « О возможных способах и путях исправления ситуации» (разговор об ответственности);

    Предложение о встрече (об участии в программе примирения);

    Цель- получение согласия на участие в примирении

    Слайд 10

    Правила поведения на примирительной встрече:

    • нельзя оскорблять друг друга,
    • нельзя перебивать,
    • конфиденциальность встречи,
    • участие во встрече добровольное (можно покинуть встречу в любой момент),
    • можно на время выйти из кабинета с ведущим, и обговорить волнующий вопрос (если неприятно говорить при всех),
    • ведущий может вывести участника на какое-либо время.
  • Слайд 11

    Алгоритм проведения примирительной встречи

    III этап. Примирительная встреча:

    ведущий приветствует участников встречи, благодарит что пришли, напоминает про правила проведения встречи, просит участников рассказать о своём видении ситуации.

    Отражать чувства! Уточнять!

    Отражение чувств – разговор о последствиях – сбор предложений (принимаются оптимальные варианты) – заключение договора (что будет делать каждая сторона – пишут сами участники).

    Слайд 12

    На встречу обе стороны приходят добровольно!

    • Ведущий не выясняет, кто прав, а кто виноват!
    • Он никого не обвиняет и не защищает!
    • Ведущий занимает нейтральную позицию!
    • Он посредник, который помогает сторонам лучше понять друг друга!
  • Слайд 13

    Посмотреть все слайды